Раннее развитие ребенка С какого возраста начинать заниматься? Важность раннего развития малышей

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Раннее развитие - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Многие специалисты, занимающиеся этим вопросом, такие как Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.
За последние 20-30 лет изменились общепринятые нормы. Раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.

Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6-7 лет). А до этого они, как правило, посещают детский сад.
В таком возрасте раннее развитие несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.

Раннее развитие подразумевает активную позицию матери (ведь именно она проводит с малышом больше всего времени) по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь малыша и творческого напряжения.

Советы

1. Не надо метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена - всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете нанести урон его психике.

2. Не ставьте себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить малыша.

3.
Не берите слепо все из того или иного способа обучения.
В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.

4. Не привлекайте малыша к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

ОТ ЧЕГО И ОТ КОГО ЗАВИСИТ РАСКРЫТИЕ ОДАРЕННОСТИ

Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.
Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий - природных задатков (анатомо-физиологических особенностей) ребенка.

Замечательные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов - их вообще не существует, ибо примененное - и удавшееся! - к одному может оказаться - и оказывается - совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное - своя удаленность от нас.
И добиться победы можно, лишь относясь к детям - ко всем детям - как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований - вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».
А поскольку вы, дорогие родители, сейчас - главные воспитатели вашего чудесного малыша, то помните, что каждый ребенок - талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в малыше все самое лучшее, что в нем есть, и развивать возможности, заложенные при рождении.

Взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.
Довольно часто, занимаясь ускоренным развитием интеллекта ребенка, взрослые забывают о том, что у него есть не только мозг, но и сердце, душа. Мы можем помочь ребенку обрести себя, но многое зависит от него самого.

Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Для некоторых взрослых в порядке вещей неуважительно относиться к ребенку. Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказал!», «Вот я до тебя доберусь!»

Советы специалистов по раннему развитию

Время раннего детства (до трех лет) уникально и мимолетно, поэтому очень важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно. Большую роль в этом играет специально созданная среда, в которой живет ребенок.

Что необходимо малышу:

Разнообразнейшие игрушки, дающие тактильные, зрительные, звуковые, обонятельные ощущения;

Специально оборудованные физкультурные уголки, которые предоставляют малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо его изучить, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;

Игры, сделанные для него родителями, соответствующие его интересам и возрастным возможностям;

Книги, напечатанные крупными понятными буквами, с большими картинками, изготовленные из материала, который не сможет испортить даже самый маленький карапуз;

Кубики с буквами или со слогами, в которые малыш может играть вместе с родителями;

Постоянные прогулки, экскурсии по интересным местам, беседы,
чтение книг.

И еще несколько советов.

Для занятий с малышом старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Лучше максимально полно использовать что-то одно, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий одновременно. Проявляйте творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм. Если ваш малыш с чем-то не справляется, упростите задание до минимума, даже если это и не соответствует методике. Сначала делайте все задания вместе, а потом пусть ребенок попробует выполнить их сам.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному».

Не ставьте перед собой четких норм по времени и количеству занятий с ребенком в день. Если вам по каким-то причинам не удастся позаниматься с малышом, не вините себя в этом. Даже небольшое количество занятий лучше, чем ничего.

Старайтесь больше разговаривать с малышом. Речь взрослого важнее любого методического пособия. Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена по принципу «ребенок и его окружение», и ее границы должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребенка.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации. Давайте ее с разных сторон, освещайте одну тему в играх, плакатах, кубиках, карточках, книгах, фильмах. Помогите малышу самому научиться добывать знания. Предоставьте ему в этом процессе свободу творчества.

Не давайте малышу знания, которые в ближайшее время ему не пригодятся. Лучше потратить драгоценное время на изучение того, что необходимо в первую очередь.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ребенку нужны время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

В процессе обучения ребенка не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например чтении или математике, забывая про остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка.

Совершенствуйтесь сами. Пусть ваш малыш видит, что учиться и познавать интересно и необходимо. Личный пример - лучшее пособие по воспитанию.

1. Начнем с себя. С самого раннего детства уважайте ребенка, тактично, в меру подчеркивайте в нем его индивидуальность. Воспитание одаренных детей - своеобразная лаборатория для самообучения родителей. Взрослым надо помнить о двух этапах самопостижения: первый этап - познать себя, второй - самоизменение. Познав себя, человек должен прийти к внутреннему равновесию, получить то, что никогда ни отнято, ни нарушено быть не может.
Не пытайтесь переносить на ребенка собственные увлечения, интересы и пристрастия. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда он не будет вторгаться.

2. Попробуйте маневрировать. Общение с ребенком раннего детства имеет свои особенности: он старается подражать взрослым, имитировать их действия. Поэтому родителям необходимо максимально продумывать способы влияния на одаренного малыша.
Для себя необходимо уяснить, что ребенку свойственны детская непосредственность, неуемность. Это абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о том, что он здоров и бодр. Пусть малыш бормочет, шумит, егозит, поет, совершает одни и те же действия по 5-10 раз.
Как только родители поймут это, они овладеют приемом выученной очевидности, и тогда можно использовать три маневра психологического воздействия на малыша:
а) временную самоизоляцию (незаметное наблюдение без вмешательства в игры, общение, поступки ребенка);
б) перераспределение внимания (отвлекается внимание ребенка от источника его капризов, раздражительности).
Например, у ребенка взрыв раздражения, вы начинаете отвлекать его на себя. Вы приковываетесь к чему-то, как бы совершенно забывая о ребенке. Сами с собой начинаете разговаривать (как интересно, что я нашел, какая вещица забавная и т. д.);
в) взаимоприемлемое согласие (если ребенок упрямится, а вы требуете немедленного подчинения, то это путь конфликта и затем насилия с вашей стороны). Необходимо частично уступить ребенку, чтобы обозначилось взаимопонимание.
Например, если ребенок хочет еще чуть-чуть погулять, разрешите ему - это не страшно, зато взаимная договоренность будет достигнута.

3. Пусть сам докопается. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать у него здоровую систему самовосприятия. Родители всегда должны быть правдивы с детьми, ведь они очень чувствительны ко лжи.
При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

4. Разнообразим информацию. Способность вбирать различную информацию у детского мозга выше, чем у взрослого. У родителей не должно быть боязни перенасытить детский мозг, потому что при избытке информации он отключается, и лишняя информация им не воспринимается. Поэтому необходимо, чтобы для интеллектуально развитых детей информации не оказалось слишком мало. Это характерно, в частности, для детей 2-3 лет. Одновременное обучение многим языкам вполне приемлемо для детей этого возраста в сочетании с игрой на музыкальном инструменте.

Многие считают, что в интеллектуальном развитии ребенка главным является накопление знаний о внешнем мире. Конечно, без них мы не можем формировать способности. Знания в данном случае - рабочий материал. Но знания и информация пока еще не имеют самодовлеющего значения. Гораздо важнее использовать их в качестве вспомогательного средства для развития общих умственных способностей и формирования у ребенка потребности к умственной деятельности. У одаренных детей эта потребность более активна и более высокого порядка. Вот почему родителям в конкретных жизненных ситуациях необходимо уметь находить способы действия, подкрепляющие эту умственную активность.

5. Собираем и классифицируем. К трем годам у малыша развивается отдел мозга, который имеет способность использовать сформированный интеллектуальный механизм для принятия самостоятельного решения. Ребенок быстрее запоминает то, что ему интересно. В это время возникает желание что-то созидать, осуществлять определенные действия. Взрослые при общении с ребенком должны учитывать все эти факторы. Они будут способствовать развитию интеллекта и формированию характера.
Память ребенка в этот период интенсивна и эффективна. Но она в большей степени ассоциативна, чем основана на понимании.

Ребенку хочется быстрее изучить буквы. Он настойчиво задает вопросы, по картинкам воспроизводит запоминающиеся истории несколько раз подряд. Его «репейная» память позволяет выучить огромное количество стихов, сильно его заинтересовавших.
Некоторые дети в возрасте 1,5-2,5 года знают около 150-200 куплетов разных стихотворений.

У одаренных детей в этом возрасте проявляется склонность к классифицированию, собирательству, обнаруживается способность к коллекционированию. Причем все это не является целью, а интересно для них как процесс. При этом их могут постигать неудачи. Но на этом не надо концентрировать внимание, а лучше попробовать еще
раз, но уже вместе.

6. Что в «Эрмитаже чудес»? Американский психолог X. Гарднер выделил семь разновидностей интеллекта, определяющих способности человека к умственной деятельности в разных сферах: язык, логика и математика, пространственное мышление, музыка, мышеч-но-двигательная сфера (танцы и атлетика), самопознание, межличностные отношения (лидерство, социальные способности). Все эти виды независимы друг от друга, за каждым из них ведет наблюдение особый отдел мозга. Считается, что чем больше сфер деятельности, в которых отличаются дети, тем они одареннее. А гениальность - это проявление всех видов деятельности.

Практика показывает, что в раннем детстве надо вовремя заметить у ребенка интерес к новизне. Это его ориентировочная реакция. Если она не направляется родителями, то угасает, как и биологические потребности. Поэтому необходимо поддерживать инициативу ребенка во всех видах деятельности. Одаренный малыш обладает страстной ориентировочной реакцией. Он особенно нуждается в обогащении, максимальном развертывании тех ценных качеств, которые у него проявляются.
В раннем детстве у малышей интенсивно формируются музыкальный слух, двигательная функция, математические задатки.

Одаренный ребенок нуждается в среде, богатой сенсорной информацией. В это время у него начинает проявляться эстетическое восприятие со своим доминантно-сенсорным реагированием. Дети не могут в раннем детстве разграничить слитые воедино реальность и фантазию. Они имеют свой внутренний «Эрмитаж чудес» в своем словесном расцвечивании и художестве. Малыши настолько сживаются с ним, что «летают» в пространстве живого воображения, которое рождает несуществующих героев, желанных волшебников и целую фантастическую жизнь - красочную, богатую, захватывающую...

Родители должны помнить, что это прообраз дальнейшей жизни одаренного ребенка, где сохраняются элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Именно эти качества дали человечеству интеллектуальный потенциал и в материальном, и в эстетическом развитии.

7. Нужно ли внушение? В первые годы жизни (до трех лет) целесообразно быть с ребенком прежде всего строгим, а уж потом добрым и ласковым. Именно в этот период нужно научить его уважать свою волю, его «я».

Надо помнить, что одна из самых трудных задач - воспитание этики. Специалисты утверждают, что не сознание само по себе и не воля сама по себе определяют тот или иной поступок детей, а их способность усилить или ослабить ту или иную конкурирующую потребность - страх, чувство долга, стыда или гордости. Воздействие родителей на ребенка должно постепенно затухать до школьной поры. Невмешательство и спокойное любование одаренными детьми в раннем возрасте, а потом ужесточение, строгость в более позднем приводят к покушению на их талант и вызывают сопротивление.
Одаренные дети во многом отличаются от своих сверстников, и родителям свойственно ожидание легкости во всех их действиях и различных начинаниях. Это ожидание часто бывает преувеличенным. Помните! До трех лет дети эмоционально несвободны, нетерпеливы, чувственно несбалансированны.

8. В палитре красок. «Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить» (Стендаль).
Психологами разных стран проводилось много исследований о влиянии среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов (помещения для групп в детском саду имеют разноцветные потолки, стены, пестрые одеяла и т. д.), в ней много блестящих предметов (блестящие мячики, яркие игрушки). Такое окружение стимулирует интеллект детей, а одаренных в особенности.
Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы взрослых. Их главная задача в семье, яслях, детских садах - пробудить у ребенка живой интерес.

Для этого важно создать необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточное количество карандашей, красок, бумаги, желательно нестандартной - разных размеров и разной формы. У малышей интерес к чему-то одному быстро пропадает - перевешивает любопытство. Оно безгранично. Нужны вдумчивая коррекция, исследовательская манера и заботливое долготерпение взрослых.

9. «Мелодия способностей». Отношение родителей к музыке передается детям, поэтому ваш настрой имеет огромное значение. Душа одаренного ребенка очень чувствительна к песенной интонации. Маленькие музыканты начинают петь в 2-3 года.
Раннее пение развивает музыкальность у ребенка, готовит его к восприятию более сложной музыки. Однако не следует перегружать малыша. Обилие новых впечатлений притупляет музыкальную отзывчивость ребенка, вызывает пресыщение.

Первые музыкальные впечатления малыша связаны с пением матери. Задушевные песни раннего детства - это формирование доброты, милосердия, ласки, чувствительности ребенка.
Накопленный опыт по музыкальному восприятию детей раннего возраста убеждает нас| что музыка Баха, Вивальди, Мусоргского, Моцарта, Чайковского, Бетховена способствует активному развитию слуха, памяти и интеллекта в целом. Детям в возрасте двух-трех лет рекомендуется слушать музыку не более 15 минут.
Уже в 2 года малыши могут быстро и неглубоко приседать, топать ножкой. Так рождается пляска. Они танцуют, услышав плясовую музыку, приглашают взрослых, и вы не должны отказываться.
Дети очень любят слушать сказки, рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями.

10. Истоки зла. Определение ребенка в детский коллектив (ясли, детский сад) - сложный процесс, влияющий на его психику. С одной стороны, заботливые родители, обстановка безопасности и комфорта, с другой - детский коллектив с бурлением чужих, открыто выраженных эмоций и притязаний.

Ребенок не сразу осознает и понимает, что от него хотят, почему ему не уступают игрушку или отнимают ее у него, почему он обязан ходить строем, взяв за руку неинтересного или враждебного ему сверстника, почему нельзя перечить воспитателю, а надо слушаться его, почему его собственное «я», такое значимое и важное дома, ничего не стоит здесь. А ведь рядом могут быть дети, подготовленные к агрессивности мира условиями домашней обстановки. Они своими действиями усиливают неизбежную атмосферу соперничества и полуосознанной агрессии в детской группе.

Предстоит этап воспитания, приучения детей к сосуществованию. Можно представить, как это удается одаренным детям, у которых очень богатое воображение. Здесь главное - не допустить психического надлома у ребенка. А ведь он бывает, и нередко, если отсутствует аналитический подход к воспитанию, дома и в яслях игнорируются интересы и желания ребенка. Чрезмерная забота родителей делает малыша нервным и застенчивым, однако ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, быстрее адаптируется к обществу, когда вырастает. Это верный путь к уравновешенности и доброте.
Дома и в яслях должна быть приятная психологическая атмосфера. Практикой доказано, что в ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, зреют ростки будущего несчастья и разрушения.

Анализ правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях и деформированных условиях. Это относится и к детям, соответствующим параметрам одаренности.

11. Подружимся с конфликтом. Примерно в 2 года ребенку становится неинтересно играть только с самим собой. Он начинает общаться с другими детьми и впервые узнает, как взаимодействовать с другими ребятишками. Если ему не удалось настоять на своем или подчиниться желанию большинства, появляются слезы. Приходится искать гармонию между общественным и индивидуальным.

Функциональные конфликты неизбежны, потому что они развивают личную инициативу, а для одаренных детей со страстным реагированием это присуще в большей мере. Сознание своего «я» у них ярче выражено, с двух до трех лет конфликты носят более пассивный характер, а после трех лет можно ожидать спровоцированных действий. Причины конфликтов разные, но в основном они возникают из-за недостатка ресурсов - чего-то не хватает (игрушек, мяча, качелей, санок и т. д.). Бывают конфликты, связанные с желаниями, потребностями и т. п. Экстренные попытки взрослых обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин возникновения конфликта не развивают в нем чувства сотрудничества.

Взрослым надо четко уяснить, что у детей своя логика. Процесс общения у них протекает по-своему. Если со стороны родителей будут только назидания, устрашения (увещевания наподобие «тот, кто ссорится с другим, - плохой»), то ребенок замкнется в себе, ожесточится.

Конфликты - это первые уроки жизни в коллективе. Вот почему родители должны создать положительный эмоциональный фон общения, атмосферу терпимости, уважения к личности ребенка, как бы он ни отличался от других. Одаренные дети в большинстве своем более настойчивы в конфликтах и требуют более взвешенного, продуманного, аргументированного разрешения его.

12. Найти причину. «Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Я. Корчак).
Психологическая неуравновешенность ребенка, выраженная в недовольстве и раздражении, порой не воспринимается взрослыми серьезно, отсутствуют даже попытки выяснить точную причину его бурных отрицательных эмоций.

Специалисты по детской психологии выделяют следующие причины детской раздражительности:
физическое состояние, вызванное болезнью;
голод или усталость;
сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
недостаток физических упражнений и как результат - накопившаяся неизрасходованная энергия;
желание настоять на своем;
подражание раздражительным родителям и воспитателям. Главные причины раздражительности ребенка - в его окружении
и воспитании.

Уверенность ребенка в том, что его не понимают, стимулирует раздражение. Если вместо того, чтобы выяснить его причину, следует наказание или невмешательство взрослых, то ребенок становится эгоистичным, упрямым.
Любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины.
Три последние причины детской раздражительности наиболее часто встречаются у одаренных детей. Если вы, родители, не будете считаться с чувствами ребенка, то он будет неудовлетворен.
Важно, чтобы взрослые для себя обозначили причину расстройства малыша и устранили ее, а не подавляли.

13. Осторожно с «ушастиком»! Родителям надо четко уяснить, что нельзя обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей и посторонних людей. Каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет. Последствия могут быть удручающими. Помните, что огромным душевным недугом является застенчивость. Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении, мешает ясно мыслить и эффективно общаться. Застенчивость с раннего детства сопровождается негативными переживаниями, тревожностью и депрессией.

14. Тайна созидательного начала. Мы уже говорили о том, что у ребенка в раннем детстве сильно развито воображение. Чтобы высвободить творческое начало, надо развить фантазию, предоставить ему большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д.

Желание, интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу. Очень важно в возрасте двух-трех лет развить у ребенка созидательное начало. Необходимо чаще привлекать его к строительным играм (сооружение комнаты, домика, мебели, дворика, гаража). Одаренные дети, как правило, при этом очень активны. Они легко справляются с выбором партнера как помощника и берут его «в дело». В этот момент вы можете с помощью приема сюжетного конструирования помочь ребенку встать на путь открытия, путь развития изобретательного таланта. По мнению многих психологов, не следует превращать свободу творчества детей в стихию, надо незаметно, неназойливо приучать их к сотрудничеству. Очень важно уметь правильно подсказать действия с учетом жизненного опыта ребенка. Здесь должно быть умелое сочетание прямого и косвенного подсказа. Одаренные дети нуждаются больше в косвенном подсказе. При этом они учатся самостоятельно находить нужные детали, элементы, строительные материалы и просить их у взрослых.

Помните, что чем больше мы предоставляем возможностей для творчества ребенка, тем сильнее ограничиваем симптомы отрицательного поведения. Одаренный ребенок, лишенный положительного творческого выхода, может направить свою энергию в совершенно нежелательном направлении.

15. А если нет симпатии? Самое сложное для родителей - это не превращать свободу малыша в безнаказанность, а помощь - в подсказку. На третьем году жизни у ребенка необходимо развивать чувство симпатии, что способствует его благотворному взаимоотношению со взрослыми, со своими сверстниками.
С самых ранних лет дети обращают внимание на внешность окружающих, доброжелательные манеры, привлекательную интонацию. Одаренные дети чаще могут вызвать симпатию. К ним тянутся, с ними хотят дружить, их хотят видеть своими партнерами в играх. Вот здесь-то и нужны приветливость, доверительность со стороны родителей, чтобы избежать превосходства, высокомерия в общении детей. Нужны теплые слова поддержки для новых творческих начинаний. Необходимо избегать критики первых проб, как бы ни были они неуклюжи. Одаренные дети стремятся творить не только для себя, но и для тех, кого любят.

16. К психологическому закаливанию. «Самостоятельность, как все качества, развивается через упражнения» (Г. Спенсер).
Вторая половина раннего детства - важный этап бурного развития у ребенка самостоятельности. В виде советов, просьб, сообщений дети получают информацию от взрослых о своих первых обязанностях: беречь одежду, не разбрасывать игрушки, выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда сестра готовит уроки, и т. д. Совершенствуются навыки самообслуживания. В играх дети самостоятельно воспроизводят некоторые последовательные эпизоды из жизни, учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения. У одаренных детей этот процесс сочетается с заметной активностью. Так как дети накапливают сведения более оперативно, то им необходимо предоставить возможность действовать не по приказу, а по словесному тактичному напоминанию.

В процессе организации самостоятельной деятельности детей от прямого совета, чем заняться («Построй домик для зайчика»), обычно переходят к наводящим вопросам, побуждающим их самостоятельно продолжать игру («Зачем нужен зайчику домик?», «Где лучше разместить клумбу?»).

Для формирования самостоятельности и активности детей важно осуществлять систему заданий нарастающей трудности. Ведь интерес и настойчивость появляются тогда, когда выполнение этих заданий потребует волевых усилий, напряжения.

Для всех детей, а для одаренных в особенности, большое значение имеют поощрения, а также привлечение внимания сверстников к проявлениям самостоятельности. Тогда ими овладевает чувство поиска самостоятельных занятий, желание справиться с ними и оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Родителям одаренных детей надо всячески поддерживать такую помощь, умножать и поощрять.

Преодоление трудностей в раннем возрасте - своего рода психологическое закаливание, но не следует чрезмерно затягивать тренировку настойчивости. Своевременно надо дать ребенку испытать радость победы. Он должен усвоить, что трудная задача небезнадежна, если приложить усилия для ее решения. Пытливый, любознательный, активный в поисках нового и жадный к впечатлениям малыш оценит радость от доступного ему труда.

17. Всегда ли нужен мажор? Есть мнение, что воспитание чувств у детей раннего возраста - это поддержание в них постоянного положительного эмоционального напряжения. Однако это не совсем так. Если ребенок проявляет склонность к повышенной эмоциональности, часто плачет, капризничает или неумеренно, безудержно и продолжительно радуется, необходимо принять меры, чтобы успокоить его. Такое состояние возникает у детей не столько под влиянием игр, даже часто подвижных, сколько в результате неукротимого воспитательного рвения взрослых, постоянных одергиваний, запретов и замечаний, ставящих ребенка в унизительное положение перед окружающими.

Родители, которые общаются с детьми спокойно, негромким голосом, отлично знают, что это одно из лучших средств воздействия. Их малыш выполняет просьбы сразу же, как только взрослый чуть-чуть повышает тон. И наоборот, дети, привыкшие к крику, угрозам, понуканиям, перестают реагировать на подобные попытки воздействия, что вынуждает взрослых искать еще более действенные меры. Одаренные дети особенно остро реагируют на силовые приемы воздействия. У одних развивается чувство страха, у других проявляется эмоциональная окаменелость, задержка психического развития.

Чувство страха сопровождается резкими изменениями в деятельности организма: появляются сердцебиение, одышка, бледность лица. Страх отрицательно влияет на формирование характера, делая ребенка робким, теряющимся перед трудностями, неуверенным в себе. Он затормаживает развитие способностей, делает природную одаренность ребенка усеченной. Вот почему родителям так важно не допускать у детей развития отрицательных эмоций и всячески способствовать развитию положительных.
Взрослым надо помнить, что радость, которую дети получают от игры, общения с окружающими, питает его активность, инициативу, поддерживает любознательность, а отрицательные эмоции, особенно продолжительные и часто возникающие, угнетают нервную систему ребенка. Они делают его вялым, эгоистичным, пассивным и капризным.

18. Взять или отдать? Нетерпимость и суетность взрослых порой отрицательно сказывается на отношении ребенка к собственности. Ребенок двухлетнего возраста не хочет ничем ни с кем делиться. Если вы заставите его отдать игрушку другому ребенку, то собственнические чувства малыша только усилятся. В этом случае необходим прием - чередование пользования, попеременное владение игрушкой. Лишь к трем годам ребенок получает удовольствие от общения со сверстниками. Он сам поделится игрушкой и не будет считать это своей обязанностью.

Навыки «отдавания и владения» лучше прививаются у детей раннего возраста в коллективе, если систематически их приучать обмениваться игрушками, делиться кусочком.
Замечено, что одаренные дети отличаются природной щедростью, если не происходит ее деформация в семье, где имеют место скупость и стяжательство родителей. Они очень склонны к обмену игрушками, предметами, потому что все новое их увлекает.
Родителям при обучении малыша навыкам добра и щедрости надо скрупулезно выбирать момент, используя состояние удовлетворенности ребенка. Не надо побуждать его к расставанию с любимой игрушкой, с вещью, к которой он привык.
Необходимо быть терпеливыми и снисходительными к странным комбинациям и детским ассоциациям с игрушками, стремиться уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка, связанные с его игрушечным миром.

Чтобы ваш малыш чувствовал себя комфортно в обществе, его собственный маленький мирок должен ему соответствовать. Ведь многие из нас, взрослых помнят, что значит чувствовать себя неуютно среди более опытных, умных, знающих людей. И как хорошо, когда ты можешь выгодно отличиться на их фоне. Мы хотим, чтобы наши малыши были всесторонне развиты, могли самостоятельно добиваться поставленных целей и, в конце концов, просто нашли свое место в таком большом и сложном мире. В наше время существует множество методик развития детей. И многим родителям будет достаточно сложно не потеряться среди них.

Почему это важно

Учеными доказано, что память малыша в возрасте до 3-х лет способна воспринять и записать такое количество информации, которое не запомнить ни одному взрослому. И тут мнения разделяются. Одни считают, что у ребенка «должно быть детство» и всему свое время, а другие – что чем быстрее развивается ребенок, тем лучше для него самого. Конечно, решать только родителям.
Что же касается меня, то я придерживаюсь второй точки зрения. Ведь все мы были детьми, кто-то имеет уже своих, а кто-то просто их любит. И достаточно просто ответить на вопрос, в чем именно заключается детство до 3-х лет. Правильно, оно заключается в познании мира, и наша задача ответить на все вопросы «Что?», «Как?» и «Почему?» максимально доступно. У меня растет дочь, и мне, как и многим родителям, хотелось, чтобы она раньше начала говорить, понимать и анализировать. Выбрав наиболее подходящую методику раннего развития, мне посчастливилось на собственном опыте убедиться, что чем больше информации ей предоставлено, тем быстрее она развивается.

Методики раннего развития детей

Итак, вы решили, что вам и, прежде всего, вашему малышу это нужно. Теперь нужно сделать выбор в пользу той или иной методики. Из личного опыта знакома с некоторыми из них, а потому хочу предложить всем читателям МирСоветов рассмотреть эти методики и разобраться, какая оптимально подходит вашему ребенку.
Первая система – методика Глена Домана , основателя филадельфийского «Института ускоренного развития ребенка». У этой методики раннего развития есть много поклонников и оппонентов. О ней много писалось и спорилось, но, тем не менее, она остается одной из самых эффективных. Сама система обучения разрабатывалась для деток, отставших в развитии. Но пусть вас это не пугает, так как эта методика широко применяется и для относительно здоровых полноценных детей.
Основана эта методика на зрительном восприятии. Для занятий необходимо сделать или купить специальные тематические карточки. Всего 10-20 штук. На прямоугольном листе бумаги (картона) клеится изображение по заданной теме. Рисунок обводится рамкой. Под рамкой наименование изображения крупными красными буквами. Для чего рамка и красный шрифт? Рамка выделяет рисунок на фоне бумаги. Но если там фото с четко выраженным фоном, рамку можно и не делать. Что касается цвета, то давно доказано, что красный сильнее раздражает рецепторы глаза и таким образом сильнее воздействует на кору головного мозга, а соответственно информация быстрее запомнится.
Карточки нужно показывать малышу по 1-й секунде, называя изображенный на ней предмет. Занятия нужно проводить, когда маленький в хорошем расположении духа. И заканчивать до того, как ему это надоест. Заниматься по карточкам Домана можно с самого рождения малыша. Увидев картинку и надпись, а, также услышав звуковое воспроизведение, у ребенка в памяти откладывается изображение и название того, что он увидел. Таким образом, малыша можно обучить не только предметам, но и чтению и счету. Для этого существуют карточки со словами разной сложности (набор слов из 4-х букв, 5-ти и т.д.), а также карточки с разным количеством предметов, где подпись делается в виде цифры красного цвета.
Подробнее о методике можно прочитать в авторской книге Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка». В этом замечательном пособии подробно описывается не только, как правильно делать карточки и по ним заниматься, но и различные способы быстро научить ребенка ходить, говорить и играть на музыкальных инструментах.
Методика Глена Домана достаточно сильная, направлена на всестороннее развитие, и что немаловажно, интересная детям. Ведь кто из нас, будучи маленьким, отказывался рассматривать красивые яркие картинки???
Вторая методика, которую мы рассмотрим – это система Марии Монтессори . Она основывается на том, что ребенок должен развиваться самостоятельно, проявляя свои интересы и удовлетворяя их. Задача взрослого – создать такую среду, которая сможет реализовать запросы малыша. Девиз М. Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!» Т.е. не стоит делать что-то за ребенка, показывая пример. Нужно помочь ребенку самому прийти к решению задачи, которую он сам себе поставил. Это помогает малышу осознать, что он – , способная решать вопросы самостоятельно.
Материалов для этой системы множество. И все они созданы для того, чтобы ребенок мог, глядя на него, автоматически поставить цель, достичь ее или в противном случае сам обнаружить ошибку в своих действиях. Например, игрушка «Сортер». Имея определенные фигуры, ребенок вставляет их в соответствующие отверстия.
В свою очередь Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины , разработали свой метод раннего развития, основанный на множестве развивающих игр, которые позволяют малышам активно мыслить, самостоятельно усложнять задачи и, в конце концов, развивать в них способности, которые заложила природа. Участие родителей в игре просто необходимо. Одна из игр, придуманная Никитиными, помогает ребенку познакомиться и запомнить геометрические фигуры, а также по мере развития эти фигуры, составлять более сложные образы из разных геометрических фигур (например, какое-нибудь животное из кружков и овалов разного размера).
Сама по себе методика несовершенна, т.к. по большей части направлена на развитие логики и абстрактного мышления. Поэтому ее стоит совмещать с элементами других систем раннего развития. Тут будут полезны и игрушки Монтессори, и карточки Домана, и «Кубики Зайцева», знаменитые во всем мире.
«Кубикам Зайцева» хотелось бы уделить немного особого внимания. Их можно купить, а можно изготовить самостоятельно. Но самое главное – это не просто кубики с буквами из нашего детства. Они имеют разный цвет, размеры и звучат по-разному:
  • на желто-золотых кубиках нанесены гласные буквы, на гранях кубиков других цветов – слоги;
  • на больших кубиках согласные в слогах произносятся твердо, на гранях маленьких – мягко;
  • звучат кубики в зависимости от того, какие согласные содержатся в слогах:
    • на кубиках, внутри которых звенят металлические части, согласные – звонкие (кубики синего цвета);
    • с деревянным наполнением – глухие согласные;
    • шелестящие кусочки бумаги внутри кубиков с шипящими согласными (эти и «деревянные» кубики – коричневые);
    • и всё сразу (металл, дерево и бумага) внутри кубиков со знаками препинания (белые кубики).
Кубики Зайцева охватывают целые слоги языка, для начала с их помощью можно обучить ребенка алфавиту, далее произносить слоги, играть с ним в складывание слов. Так кубики способны обучить трехлетнего малыша чтению всего за несколько занятий, а годовалого ребенка научить произносить все звуки алфавита, а, следовательно, четко и правильно говорить.

Из личного опыта…

Что касается моего личного опыта. Для своей маленькой дочки, которой на тот момент исполнилось всего 4 месяца, я выбрала методику Глена Домана. На создание первого комплекта карточек у меня ушло не более получаса, а первое задание привело малышку в восторг.
Уже в полгода, малышка показывала мне пальчиком, где нарисовано 5 кружочков, а где 2. Затем мы использовали карточки с игрушками и фруктами, постепенно переходя к более сложным предметам.
Когда дочке исполнился годик, она без проблем могла объяснить, что она хочет черную смородину. Пусть ее речь была несовершенной, и в звуковой форме это выглядело, как «Дай цёню моньдю», но мы (родители), прекрасно знаем, что большинство малышей до 2-х лет практически не разговаривают.

Кроме вышеуказанных систем раннего развития детей, существует еще множество других. Но ведь главное не методика, а ваш уникальный подход в ее применении. Ведь каждый ребенок действительно Личность, и относиться к нему нужно особенно. Уделите малышу совсем немного своего драгоценного времени, и не успеете оглянуться, как он удивит вас своими результатами!

Учёными уже доказано, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка. Поэтому родителям и педагогам, занимающимся с детьми важно знать, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные питания, и, особенно стимулирующей «учебной» среды, атрофируются, и, чтобы этого не произошло, необходимо с самых первых дней жизни снабжать ребенка необходимой информацией.

Мышление, чувства, творческие способности развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Именно потому, что дети, воспитанные в волчьем логове, жили вне обучающей среды в первые годы своей жизни, они так никогда и не усвоили социальные нормы человеческой жизни и не научились говорить.

Но нельзя забывать и то, что каждый ребенок индивидуален, развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему; несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку внимание: играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги - как он начинает развиваться и взрослеть на глазах. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой. Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор. Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Раннее развитие направлено не на опережение общеобразовательной программы, а на формирование у ребенка желания получать знания и навыков, необходимых для последующего успешного обучения. Наверняка на школьных уроках ребенок откроет для себя что-то новое. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Выработанная в раннем детстве тяга к знаниям остается на всю жизнь. Отбить охоту получать новые знания можно, заставляя ребенка заниматься тем, что ему не по душе, или заниматься сверх меры. В вашей власти превратить занятия, как в каторгу, так и в увлекательную игру.

Повторим, ни одна методика раннего развития не предполагает принуждения.

Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Придя в этот мир, маленький человек с интересом знакомится со всем, что его окружает. Поэтому раннее развитие необходимо, оно удовлетворит потребность ребенка вполучении знаний. Ни одна методика раннего развития не призывает принуждать ребенка к занятиям. Если у ребенка нет настроения, он устал или плохо себя чувствует – отложите занятие. Не хочет выполнять конкретное упражнение – перейдите к другому.

Большинство экспертов отмечают, что дети, посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Семья оказывает наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Ведь умение общаться со сверстниками также необходимо для полноценного развития личности. Опытные профессионалы в области раннего развития способны оказать малышу специальную помощь, которая невозможна в семье. Есть и те, кто считает, что ранним развитием ребенка обязательно должен заниматься профессионал. Сейчас достаточно много специалистов в этой области, многие няни и воспитатели обучаются методикам раннего развития. Это замечательно, но раннее развитие не возможно без участия родителей, ведь, общение с близкими очень важно для малышей.

У методик раннего развития есть сторонники, которые согласны с утверждением Масару Ибука «после трех уже поздно», но также есть и противники такого направления в развитии малышей, их аргументы: ребенок лишается детства, читать и писать он научится в школе. Сегодняшние школьники жалуются на перегрузки в школе, что отрицательно влияет на их здоровье. Сколиозы и близорукость – болезни, которыми страдает большинство детей, как в специализированных, так и в обычных школах. Приготовление уроков уже в начальной школе отнимает у детей около 3-х часов ежедневно. Многие дети из-за недостатка времени лишены обязательных (по медицинским нормам) двухчасовых прогулок на свежем воздухе после школы, у них не остается времени на увлечения, на посещение кружков. Поэтому надо понимать, что дошкольная пора – наиболее подходящее время для создания хорошей базы к школе, что позволит ребенку не только успешно пройти адаптацию к учебному заведению, но и утвердиться в своей личностной позиции.

Итак, перед родителями встает вопрос: учить или не учить малыша, а главное, когда начинать: в год, в два, в три? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка.

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л. С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.

Каких успехов достигает ребенок в области восприятия? Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: «Кто это?» - и ответить: «Зайчик», а затем показать игрушечного зайку: «Зайка на картинке и зайка у меня в руках». Позже на вопрос «кто это?» ребенок будет отвечать сам.

Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить пирамидку и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, матрешку и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.

Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: «Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!» Как отмечает психолог В. С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов. Но обязательным минимумом к трём годам является называние и соотнесение ребёнком четырёх основных цветов.

Если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как «большой», «маленький», «круглый», «квадратный», «красный», «желтый», «зеленый», «синий» и др., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.

Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием - узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Так малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: «какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики».

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Более интенсивно мышление ребенка начинает развиваться с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.

По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 год 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2-3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.

Таким образом, в раннем детстве прежде всего необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных «уроков»). Этого мнения придерживается большинство ведущих педагогов и психологов.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом. Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды. Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом. Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день.

Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало. Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред. Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах. Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем. Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

А ещё, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому. Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

Теперь, когда разгадка смысла понятия «раннее развитие» стала ближе, стоит прислушаться к себе, своим ощущениям и стремлениям. Почему вы хотите обучать ребенка по методу раннего развития? Когда возникла эта мысль? Чего вы хотите достичь? Чего ждете от ребенка? Это очень важные вопросы! Если под желанием отдать малыша в центр раннего развития лежат родительские амбиции, или неудовлетворенность собственным воспитанием, или любая другая причина, никак не относящаяся собственно к ребенку, – лучше оставить эту идею. Такой родитель не сможет полноценно включиться в работу с педагогами, не сможет дать ребенку необходимого количества положительных эмоций, получаемых от обучения.

Если же вы согласны с тем, что любой ребенок – это личность, со своими собственными желаниями и возможностями, – вам прямая дорога в центр раннего развития! Если вы решаете заняться ранним развитием своего ребенка, не стоит соревноваться с окружающими Вас людьми. Ваш малыш не должен стать лучше, чем сын соседа или дочка подруги. Пусть он сам совершенствуется и меняется в лучшую сторону, пусть станет лучше, чем были Вы много лет назад в этом нежном возрасте.

Сияющая мать рассказывает подругам, что дочь в два с половиной года уже изъясняется сложными предложениями – и все благодаря карточкам, разложенным по всему дому. А счастливый отец не нарадуется на сына, который в том же возрасте научился считать до ста. Какие, казалось бы, еще нужны доказательства того, что методики раннего развития работают? Не будем спешить.

Во-первых, удивительные результаты детей – не обязательно то, чем они кажутся родителям. «Да, маленький ребенок иногда может перечислить цифры до 100, – согласна детский аналитик Анна Скавитина. – Но он просто запоминает их, как запомнил бы стихи. К счету это не имеет отношения».

Во-вторых, детские успехи не всегда связаны с методиками развития. «У ребенка, с которым родители много разговаривают, речь, конечно, развивается быстрее. Тем более если речь родителей красива и сложна, – отмечает детский психолог Галия Нигметжанова. – Возможно, он и без всяких карточек показывал бы те же успехи».

И наконец, в-третьих. Даже если результат достигнут и система раннего развития помогла, где гарантия, что это сделает ребенка в будущем счастливее и успешнее?

Ребенок как проект

Идеи раннего развития пришли в нашу страну вместе со множеством других ярких идей в начале 1990-х. И пришлись по душе многим родителям, которые в те бурные годы стремились контролировать если не свою жизнь, то хотя бы будущее детей. Стремление, безусловно, благое. Но отчасти и опасное, поскольку в стремлении формировать будущее ребенка – ради его же счастья, конечно! – слишком легко упустить из виду интересы самого ребенка.

«Минусы начинаются там, где желание «получить результат» берет верх над собственно родительским взглядом – а что там происходит с моим ребенком, а хорошо ли ему? – считает Галия Нигметжанова. – Опасно, когда ребенок призван демонстрировать успешность меня, взрослого, моему окружению». В этом случае у родителей есть соблазн превратить воспитание детей в «проект». Чем не достойная задача: вырастить если и не гения, то хотя бы очень успешного человека? Достойная при одном условии: заботы о ребенке. «Вырастешь – спасибо скажешь» – не аргумент.

Маленькие дети очень внушаемы. Все, что они получают в детском возрасте, протягивается потом и во взрослую жизнь. И тем важнее уважать личность ребенка, не навязывать ему нечто заведомо чуждое.

Пусть его научат

Между тем многочисленные школы, курсы и студии раннего развития отвечают в первую очередь именно родительским запросам, которые, в свою очередь, зависят от моды. Еще не так давно нам наперебой обещали обучить двух-трехлетних детей музыке, математике и иностранным языкам. Сегодня, когда у родителей в почете восточные практики, множатся студии детской йоги и даже курсы медитации для маленьких детей.

«Не вижу ничего плохого в том, что мать занимается йогой вместе с ребенком. Они в этот момент взаимодействуют, родитель что-то делает, а ребенок пытается ему подражать, у них устанавливается еще более плотный контакт, – говорит Анна Скавитина. – Но если родитель, сам не занимаясь йогой, отдает ребенка, мол, пусть его обучат тому, чего я сам не умею, – это уже не развитие». И это касается не только йоги.

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей, уверена Анна Скавитина: «Часто там работают девушки, не имеющие ни своих детей, ни специальных знаний. Да, мы получаем детей, которые натренированы в определенной области и могут это демонстрировать к удовольствию родителей. Но естественному развитию это скорее мешает».

Без вины виноватые

Еще одна причина увлечения ранним развитием – повышенная родительская тревожность. Будущие матери и отцы активно готовятся к родительству, заранее посещают семинары, покупают книги. «Но потом ощущают растерянность, потому что книги сулили одно, а в реальности все эти рекомендации выполнять сложно, – отмечает детский психолог Елена Морозова. – Многие родители не доверяют себе, своей интуиции; не развивают ее, иногда даже не включают ее, а доверяют советам специалистов из книг, тренингам. Поэтому они не всегда понимают, что делать, но при этом ощущают высокую ответственность перед обществом».

Чувство вины может заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь

Сегодня взрослым приходится жить в бешеном темпе. Чувство вины за то, что они слишком много работают и недостаточно времени уделяют ребенку, постоянные сомнения в том, «достаточно ли я хорошая мать», могут заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь, развивать по всем методикам сразу, отдавать на занятия очень рано, чтобы компенсировать собственное отсутствие.

Родители утомлены, ведь «список их обязанностей растет с каждым днем, – сочувствует психотерапевт Кристоф Андре. – Им нужно следить не только за тем, чтобы ребенок рос здоровым, но и чтобы он был счастлив и хорошо развивался. А в этой сфере мы все слегка дезориентированы».

Обожествление детства

Сегодня многим родителям и даже психологам свойствен несколько идеалистический взгляд на детство, согласно которому дети инстинктивно знают, что для них хорошо. Оборотная сторона этой идеализации – недоверие к авторитету, к интеллекту, вообще ко взрослым, (которые осуществляют над ребенком насилие, стремясь его «усреднить» и отрезать его от его чувств). При таком подходе лучшее, что могут сделать родители, – оставить ребенка в покое и не мешать ему самостоятельно выбрать то, что нравится. Правда, есть одно «но»: ребенку необходима связь со взрослым.

«Ребенок – существо, для которого понятия «нравится – не нравится», «удовольствие – неудовольствие» зависят от того, что нравится его родителям, – напоминает Галия Нигметжанова. – И лучше всего у него получается то, чем они с ним занимаются, получая сами от этого удовольствие».

Возможно, именно поэтому актерские и музыкальные династии встречаются чаще, чем династии сталеваров: дома нельзя варить сталь. Музыканты чаще вырастают в музыкальных семьях, где владение инструментом – нечто естественное. А актеры – в актерских, потому что растут в атмосфере раскованности и любви к сцене. Иногда родители и не хотят, чтобы дети шли по их стопам, но дети очень рано впитывают профессию.

Действует не столько методика, сколько пример, который мы подаем своей жизнью, своей увлеченностью

Эту точку зрения разделяет Кристоф Андре: «На ребенка действует не столько методика, сколько пример, который мы им подаем своей жизнью, своей увлеченностью». А что, если вам медведь наступил на ухо, но вы мечтаете, чтобы сын или дочь росли музыкальными? Для начала в доме должна звучать музыка. А дальше задача родителей – найти педагога, который заразит ребенка своей любовью.

«Роль взрослого остается ключевой, – убеждена Галия Нигметжанова. – И если это не родители, то тренер или педагог, который любит свое дело, хорошо понимает детей и обладает положительной энергетикой, харизмой». Как его узнать? После занятий у детей горят глаза, они не могут дождаться следующей встречи.

Лучшее развитие – игра

Большинство методик раннего развития делают упор на игровую форму занятий. Но ее не следует путать со спонтанной детской игрой.

Французский философ Мишель Монтень уверял, что «игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»; ему вторит российский психолог Лев Выготский, назвавший игру «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Недавние исследования показывают, что в процессе игры снижается активность миндалевидного тела – участка мозга, который реагирует на страх.

Кроме того, «при каждой успешно решенной игровой задаче определенные участки в среднем мозге, так называемые «центры вознаграждения», начинают усиленно «искрить», – уверяют нейробиолог Геральд Хютер и философ Кристоф Кварх, авторы книги «Спасите игру!». – Мы переживаем это чувство как радость, удовольствие, иногда даже восторг».

Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок

«Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок. Не через поучения и указания или прочие «развивающие мероприятия», а благодаря тому, что каждый день в игре они узнают больше о мире и о своих возможностях исследовать и творить этот мир», – резюмируют авторы книги.

В игре ребенок учится ориентироваться в мире и справляться с собой, со своими аффектами. Поэтому игра не может быть лишь «оболочкой» для развивающего мероприятия, а должна прежде всего оставаться именно игрой.

Три кита успеха

Сегодня уже не одно поколение детей проверило на себе раннее развитие. Какие выводы сделали психологи? «Доказать пользу или вред той или иной методики развития невозможно, – говорит Галия Нигметжанова. – Человек – открытая, саморазвивающаяся система. Мы не можем создать лабораторные условия и выявить, что его развивает, а что тормозит».

Но если мы намерены всерьез заняться развитием ребенка, нам, несомненно, понадобятся три «народных средства»: любовь и уважение к ребенку, искренний интерес к тому, чем мы с ним занимаемся, и время для игры. И вполне может оказаться, что других методик и не потребуется...

Что еще почитать