Создание предметно развивающей среды в детском саду. Зона двигательной активности. Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.

Определение понятия: цели и задачи

Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:

  • помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному - рисованию, или игровому - ролевым забавам);
  • развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
  • формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим).

Дети 4–5 лет всё больше предпочитают играть большими компаниями, а не по одному, как это было раньше

Задачами оформления окружающего детей пространства является:

  • наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
  • обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств - калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
  • включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
  • введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
  • расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).

Большая песочница будет настоящей находкой в зимнее время года

Это интересно. В предметно-развивающей среде для средней группы около 20% игр предназначаются для ребят старшего дошкольного возраста, чтобы опережающим в развитии сверстников малышам можно было двигаться дальше, а не останавливаться на достигнутом.

Принципы организации предметно-развивающего пространства

Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.

Насыщенность

Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.

Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.

Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места

Трансформируемость и полифункциональность

Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.

Вариативность

Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный - на другой.

Доступность

Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.

Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей

Безопасность

Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.

Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:

  • познавательно-исследовательской;
  • игровой;
  • продуктивной.

Это интересно. Насыщенность центров предполагает определённые финансовые затраты, поэтому в описании ниже дан усреднённый вариант.

Не все пособия нужно покупать, многие можно сделать совместно с родителями и детьми своими руками

Учебный центр

Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:

  • базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);
  • лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);
  • места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).

Столы в группе должны быть трансформируемые

Центр хранения материалов

В пространстве это место обычно ограничивается шкафом с выдвижными ящиками, в которых находятся тары с:

  • песком;
  • камешками;
  • ракушками;
  • мукой;
  • крупами;
  • бобами.

Центр для ролевых игр

Основой этого пространства является детская мебель для ролевых игр, отображающая привычный взрослый быт (кухня, гладильная доска, кукольный домик, гараж с инструментами).

А также в зоне должны быть куклы и все необходимые атрибуты кукольного «быта»: комплекты одежды, коляски, игрушечные тележки для покупок в супермаркете, посуда. Кроме того, стоит обзавестись и атрибутами для переодевания самих детей: фартуками, косынками для работы на игрушечной кухне, например.

В центре для ролевых игр должны быть и атрибуты для самих детей, не только для кукол

Центр творчества

Для этой зоны определяется шкаф или полка, а также стена для выставки детских работ и картинной галереи с репродукциями картин известных художников (для средней группы интересны сюжеты картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», пейзажи, Левитана «Золотая осень», Поленова «Русская деревня»). Работы малышей: рисунки и аппликации - размещаются на стене с помощью декоративных шнуров. Кроме того, в творческой зоне нужно разместить рулон белых обоев, чтобы дети могли выполнять на них коллективные работы (например, составление целого рисунка из отпечатков ладошек), доску для создания рисунков мелом и небольшие мольберты для индивидуальной работы.

Уголок творчества обязательно должен включать выставку работ самих малышей

Экспериментально-экологический центр

Эта зона располагается на стеллажах. На одноцветных кашпо размещены комнатные растения, а на полочках - всё необходимое для ухода за цветами (лейки, грабли), корм для рыбок. В экоцентре также ставят аквариум и вешают календарь наблюдений за природой.

В уголке природы должно быть много комнатных растений

Центр спорта

Зона, способствующая физическому становлению детей, располагается в нише стены, а также предполагает наличие вешалки с крючками для обручей, скакалок, кольцебросов, мешка с мячами разных размеров (в том числе и массажных), кеглями, развешанных мишеней и свёрнутых в рулоны ребристые коврики.

Раскладывание спортивного инвентаря по местам - это хороший способ дисциплинировать малышей

Центр театра

В средней группе с тенденцией к переодеваниям, имитации действий взрослых, эта зона имеет ключевое значение. Её оснащение должно быть максимально полным и включать:

  • большую и маленькую ширмы;
  • фланелеграф;
  • стойку или вешалку с костюмами;
  • маски;
  • пальчиковый театр;
  • кукол бибабо;
  • декорации для разыгрывания сказок (нужно постараться найти универсальные варианты, например, дерево для инсценировки «У Лукоморья дуб…» подойдёт и для антуража леса в сказке «Красная Шапочка»);
  • куклы и игрушки;
  • театральный грим, парики, зеркало (опционные атрибуты).

В театральном уголке обязательно должен быть хотя бы минимальный набор декораций, а если в каждой группе сделать это обязательным требованием, то появится возможность обмениваться подходящим антуражем

Центр математики

С помощью средств этой зоны ребята учатся складывать целое из частей, производить простые действия с цифрами, решать логические задачки. Материалы располагаются на полке или тумбе. В уголке можно найти:

  • головоломки;
  • наборы цифр и математических знаков;
  • комплект геометрических фигур плоский из картона или объёмный из пластика (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб, куб);
  • счётные палочки;
  • детский компьютер (опционная позиция).

В уголке математики должны быть пособия с цифрами, геометрическими формами, головоломками

Книжный центр

Его расположение несложно предсказать - книжный шкаф. На полках представлены книги по программе: сказки, рассказы, сборники скороговорок и чистоговорок. Последнее особенно актуально для малышей 4–5 лет, у которых уже могут быть ярко выражены дефекты речи, требующие коррекции. А также в центре книги есть справочная литература (по истории родного края, географии). Правда, относительно последней есть одно строгое условие: так среди детей средней группы читающих всего единицы, книги должны содержать цветные и крупные иллюстрации.

Кроме того, книжная зона может быть дополнена открытой витриной с книгами, столом и стульчиками, за которыми дети могли бы рассматривать печатные издания.

Литература по программе и по интересам детей может быть систематизирована в рамках музея любимой книги

Центр музыки

Открытые полки в шкафу - подходящее место для размещения звучащих предметов (например, шумовых коробочек, наполненных разным материалом - песком, крупой, камешками - дети угадывают, содержимое по звуку, который оно издаёт). В нарушение принципа доступности, но в соблюдение требования безопасности диски, аудиокассеты лучше располагать выше роста малышей.

Даже игрушечные инструменты дают малышам представления о принципах звукоизвлечения

Центр уединения

Эта зона, кроме мягкого кресла в углу и полупрозрачной шторы, которая крепится на стенах, никакого другого оборудования не требует. Зато располагать его необходимо чуть в отдалении от остальных центров, чтобы никакие шумы не мешали малышу расслабиться, полистать понравившуюся книжку.

Это интересно. Некоторые методисты очень скептически настроены относительно организации зоны уединения в младших и средней группе, аргументируя это тем, что в младшем и среднем дошкольном возрасте не все ребята понимают назначение этого центра. Да и педагоги чаще всего используют кресло или стул в качестве места отбывания наказания для нарушителей дисциплины. Правда, что касается последнего, то такой подход к использованию пространства от возраста детей не зависит и с одинаковым успехом может наблюдаться и в старших группах, где воспитанники обладают уже более очерченным темпераментом, а значит, некоторым из них и правда необходимо уединение после шумных игр.

Чем оригинальнее оформлен уголок уединения, тем меньше вероятности использовать его не по назначению

Центр патриотического воспитания

По установке ФГОС эта зона организуется в средней группе со второго полугодия. Обязательными элементами оформления должны быть:

  • плакат с изображением государственного герба;
  • фотография президента;
  • книги с рассказами, стихотворениями о родине.

Дополнить центр патриотического воспитания можно учебниками (например, «Моя Родина - Россия: учебник для малышей» В.А. Степанова), проектами об истории семей воспитанников (выполненными совместно с родителями), а также комплектом фотографий видов и достопримечательностей родного края.

Уголок патриотического воспитания можно совместить с картинками красивых местных пейзажей из центра экологии

Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду

Всё, что можно увидеть и пощупать, идеально подходит для группы наглядных приёмов. В среднем дошкольном возрасте малыши всё ещё опираются на наглядно-образный тип восприятия, то есть любая информация должна сопровождаться чем-то материальным.

Наглядные приёмы

Самые продуктивные способы взаимодействия с дошкольниками и младшими школьниками. Но если у последних доминантный наглядно-образный тип восприятия определён индивидуальными особенностями личности, то у дошколят такой способ познания мира является возрастным, то есть для многих из них временным.

Наблюдение

Исходя из принципа трансформируемости и полифункциональности для наблюдений, а именно для экспериментальной деятельности в рамках этого вида наглядности, может быть использована практически любая зона.

Процесс наблюдения просто очаровывает детей, особенно если этот вид наглядности сопровождается занимательным рассказом

Это интересно. В 99% экспериментов задействованы столы и стулья учебного центра.

Таблица: использование разных центров для проведения опытов

Зона Название опыта Задача Оборудование и материалы Описание Вывод
Творческая (частично театральная). Радужные шарики. С помощью смешивания основных оттенков палитры получить новые цвета (зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый). Гуашь синего, красного, жёлтого, белого цветов, палитра, вода, салфетки, листы с контурами шариков (4–5 на каждого воспитанника), половинки кругов исходных тонов и целые для искомых, фланелеграф. Забежавший в гости зайка жалуется, что никак не может найти свои любимые цвета красок, но слышал, как их можно сделать из того, что есть. Дети соглашаются помочь. Берут целый круг, крепят его на фленелеграфе, затем на листе смешивают две краски. Если получается правильный оттенок, половинками кругов показывают решение. Жёлтая и красная краски - оранжевый цвет, синяя и жёлтая - зелёный, красная и синяя - фиолетовый, синяя и белая - голубой.
Музыкальный, театральный. Почему рождается звук. Помочь детям понять, что звук является результатом колебаний предметов. Бубен, стакан из стекла, гитара, линейка (деревянная), газета. Педагог просит вспомнить, какие звуки издают шмель, муха, комар. Затем предлагает извлечь звуки из представленных предметов. Когда звучание прекращается? Когда мы перестаём воздействовать на предмет. Звук появляется в результате быстрых колебаний в одну и в другую сторону. Прекращаются колебания - заканчивается звук.
Центр материалов. Из чего птицы делают гнёзда Определить ряд особенностей жизни пернатых весной. Кусочки ваты, меха, нитки, лоскутки ткани, тонкие ветки, камешки. Оставляем материал рядом со строящимся гнездом (или оставшимся с прошлого года), наблюдаем несколько дней, какие материалы птице пригодились. Приклеиваем на лист бумаги использованные пернатыми материалы, рядом изображаем гнездо.

Это интересно. В средней группе дети начинают знакомство с долгосрочными опытами, в то время как у ребят младших групп эксперименты были только краткосрочными.

Демонстрация

В рамках темы или для использования в любых других целях взрослый знакомит детей с материалами в центре через демонстрацию. Так, например, при изучении темы «Сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» на развитии речи воспитатель показывает всех героев сказки, взяв их из игрового и театрального центра. При этом, возможно, ранее малыши не встречали игрушку кенгуру, то есть она не была в доступе.

Причём поскольку личный пример - самый сильный способ донести информацию до ребёнка, то прежде чем распределять реквизит для ролей в постановке, воспитатель сам надевает (или прикладывает к себе) костюмы, маски - как бы знакомит ребят с образами.

Даже такой знакомый вид театрализованной деятельности как пальчиковый театр нуждается в том, чтобы напомнить детям принцип его работы

Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)

Слово сопровождает каждый шаг педагога и детей. То есть неважно, показываем, рассматриваем мы что-то, нужно комментировать каждый шаг. Так что наглядность без словесных приёмов реализуется сложно и малоэффективно.

Такая обычная, привычная форма работы как беседа, станет куда более интересной, если она будет вестись от лица игрушки из игрового центра или от имени художника, написавшего картину из творческой зоны. А животные - это просто непременные «загадыватели» загадок и «слушатели» выученных наизусть стихотворений.

Сказки и рассказы

Объёмные повествования сопровождаются демонстрацией картинок или игрушек с героями текста. Некоторые отрывки (или даже целые произведения) могут иллюстрироваться постановками с использованием реквизита театрального центра. Так, к примеру, при изучении темы «Огород», в гости на занятие могут прийти герои-овощи в виде пальчикового театра.

Чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем заметнее обогащается словарный запас малышей

Игровые приёмы

Не зря же целый центр выделен под забавы. Причём и для подвижных, и для спокойных всё необходимое найдётся.

Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание Варианты
Самолёты Закреплять навык строится в колонну, работать над развитием умения ориентироваться на местности. Малыши («лётчики») строятся в 2–3 колонны в разных местах, отмеченных флажками. По сигналу педагога «Готовимся к полёту!» дети сгибают руки в локтях и выполняют круговые движения кистями, заводя мотор. По команде «Летите!» дети расставляют руки и «летают». А реакцией на слова «На посадку» должно быть быстрое построение в свою колонну, отмеченную флажком. Взрослый может менять расположение флажков в течение игры.
Ищу пару Тренировать умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться по двое, распознавать цвета и практиковать бег. Развивать смекалку, инициативность. Нечётное количество детей стоит у стены, каждый держит флажок определённого цвета. По команде педагога малыши разбегаются, а на слова «Найди себе пару» должны быстро найти флажок такого же цвета и принять с партнёром какой-то образ (например, героев сказки «Лисица и журавель»). Если флажков нет, можно использовать корпусы от использованных фломастеров. Чтобы немного усложнить задачу, можно попросить образовавшуюся пару перепрыгнуть для начала через «ручей».

Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание
Кто/что бывает? Тренировать внимание, память, закреплять знания о животных, птицах и насекомых. Ведущий называет любое животное (насекомого, птицу), поднимает руки вверх и говорит: «Летит». Если это правильно, то все малыши тоже поднимают руки. Если неправильно, то держат по швам. Кто ошибся - выбывает.
Бывает - не бывает (игра с мячом) Работать над развитием внимания, памяти, быстроты реакции и мышления. Воспитатель кидает мяч малышу, который должен быстро сообразить, бывает такое или нет. Например, «Снег летом… не бывает!», «Капель весной… бывает!» и т.д.
Дети могут стоять по кругу, а могут произвольно.

Как оформить развивающие центры в группе

Начиная со средней группы, воспитатель оформляет предметно-развивающую среду вместе с детьми, то есть советуется относительно расположения центров, вариантов их сочетания. Тем самым давая понять малышам их значимость, то есть опираясь на самую главную мотивацию ребёнка 4–5 лет: во всём быть похожим на взрослых.

Центры могут не иметь жёстко закреплённых уголков, а быть организованы более гибко. Для этого нужно найти оптимальное сочетание компонентов-центров по содержанию и эстетическому оформлению.

Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ

С раннего возраста дети повторяют правило о том, что брать следующую настольную игру можно тогда, когда предыдущая будет возвращена на место
Уголок книги и правда может размещаться в углу, только мебель для этого должна быть подходящая Уголок патриотического воспитания выделяется во втором полугодии Коробку с природными материалами можно хранить в уголке природы, а не в центре материалов Мягкие конструкторы могут использоваться как снаряды на спортивных занятиях, поэтому и хранить их можно в спортивной зоне Игрушечная мебель для игрового центра - обязательный элемент комплектации В центре творчества обычно столов и стульев для детей нет, мебель используется из учебной зоны В уголке уединения может быть организован музей, например, с моделями разного вида транспорта

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой . Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

Среда (Обогащенная) - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда (Предметная) - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда (Развивающая Предметная) - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития .

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» .

Развивающая предметная среда (ПРС) - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка .

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития . Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу .

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле - это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка - «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества» (А.Н. Леонтьев) . Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов (ложка - для еды, расческа - для ухода за волосами, ботинки - для ходьбы, шапка - для прикрытия головы и т.п.), а также различных видов деятельности человека (бытовая, трудовая, художественная, игровая и т.п.). Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.

Например, бытового или художественного характера - мыло необходимо для мытья, а карандаш - для рисования. Аналогично - для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность (например, в конце первого года жизни малыш уже хорошо знает назначение чашки: он пьет из нее; кроватки - он спит в ней; стульчик - сидит на нем и т.п.).

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все - он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей .

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, - ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.

Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.

Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, - все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался .

Особенность ребенка раннего возраста состоит в том, что без специального воздействия со стороны взрослого его мышечная система не реализуется. Именно взрослый, беря малютку на руки, укладывая на живот, поворачивая на спину, помогая осваивать повороты на бок и т.п., «задает» систему целенаправленных движений для созревания мышечной ткани. Движение - органическая потребность ребенка и необходимо полностью ее удовлетворять. Поэтому важна организация двигательной среды на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства. Если иметь в виду детей первых лет жизни, то организация предметно-пространственной среды для них - жизненная необходимость .

Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности .

Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности .

Следует отметить, что в ознакомлении детей первых трех лет жизни с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено - знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме. У младенца рано возникает особое отношение к человеку (первая улыбка - 1 мес., «комплекс оживления» - 3 мес., потребность в общении - на протяжении всего раннего детства и т.д.) .

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам :

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития

Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10-15 детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания

Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

4. Принцип надежности и безопасности

Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

5. Принцип гигиенического соответствия

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

6. Принцип эргонометрического соответствия

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

7. Принцип вариативности (удобства и комфортности в использовании)

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях (например, подъем полочек или их перемещение; перемещение частей из горизонтальной в вертикальную плоскость, например откидывание барьерчика или его выпрямление, использование выдвижных поверхностей и пр.). Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

8. Принцип гарнитуры (комплектования)

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения (предметами обихода, украшения комнаты: панно, картинами, эстампами, икебаной, предметами прикладного искусства, игрушками, комнатными растениями и т.п.).

9. Принцип рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10-15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого (имеется в виду местоположение, исключающее частые наклоны, неудобные позы, выполнения действий на весу, т.е. всего того, что может физически излишне утомить).

10. Принцип складирования

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны - обладать устойчивостью, с другой - мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели (с тыльной стороны) или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу.

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, -- в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

· возрастного состава малышей;

· психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);

· количественного соотношения мальчиков и девочек (их разного соотношения, например, 50 на 50 или 90 на 100);

· социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

· окружающей социальной практики (город, поселок, село и пр.) .

Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2-3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Предположим, что в группе половина малышей холерического (сверхподвижного) темперамента. Тогда педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия -- игры с водой и песком, конструирование, раскрашивание картинок и т.д.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле), поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

Итак, интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.

Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность - в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. Следует учитывать, что дети второго года жизни еще не умеют общаться со сверстниками: у них игры «рядом», но «не вместе». И только к концу второго и на третьем году жизни дети начинают взаимодействовать как партнеры в совместных играх, именно поэтому окружающая малышей среда должна быть рассчитана для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывать возможности организации совместной деятельности воспитателя и ребенка. В течение дня педагог должен найти время для индивидуального общения с каждым малышом, являясь основным партнером в их играх и занятиях.

Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить маленьких.

Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малыша появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.

Сказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для самых маленьких. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т. е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом.

Введение.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально – организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Предметно-развивающая среда в ДОУ.

Исследователи доказывают, что среда это окружающие социально - бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. В настоящее время появилось понятие «образовательная среда».

Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно - пространственной среды детского сада при условии:

содержательности и эстетической значимости этой среды;

целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Особенности развития ребенка - дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОУ предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития Понятие предметно - развивающая среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т.д.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Предметно-развивающая среда должна быть наполнена достижениями в знаниях открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития , а так же тем, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению.

Требования к организации предметно - развивающей среды в ДОУ

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.

В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

Организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Принципы построения окружающей среды в ДОУ:

Принцип открытости;

Гибкого зонирования;

Стабильности-динамичности развивающей среды;

Полифункциональности;

Принцип открытости.

Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. Немаловажно чтобы в дизайн интерьера детского сада были включены элементы культуры – живописи, музыки, литературы, театра.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Необходимо создать принцип открытости обществу, для этого в группах оформлены выставки фотографий «Наша жизнь в саду». Немаловажна и гибкость зонирования, организация различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Организуя предметно-пространственную среду в детском саду необходимо высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При этом педагог должен учитывать особенности группы, знать как группу в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, способности, желания. Требования к предметно - развивающей среде. Среда должна быть: обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка. Предметно-пространственная среда должна быть разнообразной и постоянно меняющейся. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Окружающая предметная среда - это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у дошкольника такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов. Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у дошкольников.

Заключение

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Список литературы.

1. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. - М., 2006.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В.А.Петровский. - М, Новая школа, 1993.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.

В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.

В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.

Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.

Среда в старшей и подготовительной к школе группах - это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.

Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное « лицо» .

Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.

Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.

Ключникова Наталья Николаевна, заведующий структурным подразделением высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко», п.г.т. Стройкерамика, Самарская область. Стаж работы в должности 11 лет; победитель Всероссийского конкурса «Территория 2011», лауреат II Всероссийского интернет-конкурса «Мастер презентаций - 2012».

Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее накопление. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение - содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие - одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».

Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организацией в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:

  • · Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
  • · Диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
  • · Подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
  • · Обеспечение вариативности развивающей среды;
  • · Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
  • · Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации;

Что еще почитать