Материал на тему: Отчет "Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности". Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности. Воспитание добрых чувств у детей

ФОРМИРОВАНИЕЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка).

Доброта и милосердие - это высочайшие нравственные ценности . В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия. . То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и будут нуждаться в той или иной поддержке. Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

Как воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

Ø этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ø пословицы и поговорки

Ласковое слово не трудно, а споро.

Ласково слово - что весенний день.

И у курицы сердце есть.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Любить друга - любить себя;

Ø игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.

Ø чтение художествен­ные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков «Дядя Сте­па», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.

Встреча с родителями «Воспитание добрых чувств»

Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношение к воспитанию нравственных качеств у детей, как одной из главных жизненных целей.

Задачи:

  1. Обратить внимание родителей на самоценность и важность дошкольного периода.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на воспитание доброты.
  3. формировать опыт воспитания у детей добрых чувств, посредствам игр, в результате разбора «жизненных ситуаций».

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно, что вы откликнулись на наше приглашение. И сейчас в тесном кругу, за чаем мы и хотели бы с вами поговорить на тему: «Воспитание добрых чувств».

Эту проблему на одной нашей встрече не решить. Но задуматься над этим вопросом стоит. Ведь мы вместе воспитываем наших детей, и какими они станут, зависит от нас с вами.

Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? – на этот вопрос многие родители отвечают: «Хотим, чтобы получил образование». И лишь совсем небольшая часть ответила: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, внимательный, порядочный человек».

А в вашем понимании добрый человек, - это какой человек?

Вот у нас есть «Сердечко» давайте его наделим качествами доброго человека.

«Добрый человек – это тот, который…» (родители наделяют сердечко качествами доброго человека).

Теперь это сердечко – будет сердцем нашей группы, и будет жить у нас и в нас. И ребята будут заряжаться добротой от этого сердечка.

Конечно, недобрые взрослые не смогут посеять в ребенке зерна доброты. Ежедневно ребенок видит и постигает азбуку доброты в семье:

  • во взаимоотношениях родителей;
  • в том, как вы относитесь к своим детям;
  • в отношении к бабушкам, к дедушкам и просто к соседям.

Поговорка: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Ребенок впитывает в себя все это как губка. И уже в общении со сверстниками и окружающими людьми, строит свои отношения по примеру родителей.

Научить детей добро – это, значит, научить их сострадать, переживать, сопереживать, и в первую очередь по отношению к близким ему людям. Уважаемые родители, обратите внимание на эту таблицу. На ней определены сенситивные периоды развития определенных чувств. Но это не значит, что упущено время, просто развитие тех или иных чувств займет более длительный период времени.

А теперь давайте задумаемся, как наши дети относятся к нам? (Анализ игры «Три желания»,в этой игре дети загадывают три желания, затем анализируется, какие и для кого эти желания).

Приходят дети. Рассаживаются поближе к своим мамам, папам и пьют чай.

Игра «Хорошо -плохо»

Ход: Если дети согласны с высказыванием, то они хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.

Уважаемые мамы, папы!

На столах лежат листочки, на которых написано начало пословицы. Нужно досказать пословицу. Родители выполняют задание.

  1. Добро помни, а зло забывай.
  2. добро того учит, кто слушает.
  3. Добро творить – себя веселить.
  4. Доброе братство лучше богатства.
  5. Доброму везде добро.
  6. Доброму слову – добрый ответ.
  7. Добрый конец – всему делу венец.
  8. Добро делать спеши.
  9. Добро не горит, не тонет.
  10. Сделав добро, не кайся.

Игра на эмоциональную активность

Ход: Детям предлагается изобразить «ЗЛЮКУ», «РЕВУШКУ» и т.д. Затем воспитатель уточняет у детей, кто им больше понравился и как успокоить «РЕВУШКУ», что нужно сделать, чтобы подобреть.

Ситуация 1.

Ребята, помогите Вове разобраться, за что он был наказан (выходит мальчик и читает стихотворение)

Доброта

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шарф

Подарил я Гале…

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

Р. Сеф

За что был наказан Вова? Правильно, ли поступили взрослые? Что, значит, быть добрым? Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Ситуация 2.

Что сделать, если мама с работы пришла грустная? (обыгрывается ситуация с детьми)

Дорогие мамы, папы! Еще раз хочу обратить внимание на листочки, которые лежат на столах. Прочтите их, и скажите, согласны вы с этим высказыванием или нет? Почему?

Ребенок учится жить у жизни, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить людям;
  • ребенка поддерживают, он учится любить себя;
  • ребенок растет в честности, он умеет быть справедливым;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

(родители зачитывают высказывание и говорят свое мнение)

Из Франции к нам пришел такой добрый замечательный праздник: «День Святого Валентина». День любви друг к другу, взаимопонимания, добра. В этот день люди дарят друг другу Валентинки, тем самым, выражая свои чувства.

Давайте же и мы с вами сделаем Валентинки и подарим тем, кого в этот вечер (сейчас) нет рядом – дедушке, бабушке и др. (родители вместе с детьми изготавливают Валентинки из приготовленного материала).

Вот на этой доброй ноте хотелось бы закончить нашу встречу. Спасибо, Вам огромное за то, что пришли, несмотря на свою занятость. И на память о сегодняшней встрече примите – памятки (в форме сердечка)

До свидания!

Сочувствие – 2-3 года

Вина – 2,5 – 3 года

Радость – до 2 лет

Удивление – до 2 лет

Страх – до 2 лет

Отвращение – до 2 лет

Горе – 5-6 лет

Стыд – 5 лет

Ответственность – с 6 лет

Гнев - 3-4 лет

Интерес – с 1,5 лет

Забота – с 4-5 лет

Скромность – с 3 лет

Зависть – с 5 лет

Воля – с 6-7 лет

Настойчивость – с 6-7 лет

Упрямство – с 2-3 лет

Произвольность поведения – с 6 лет.


Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств ». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна.
Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты…
Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств
».

Возвращаясь к сказке, отметил, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;
  • формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
  • ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
  • упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
  • «Докажи, что Аленка лучше всех»;
  • «Кого тебе жалко в этой сказке»;
  • «Как бы ты поступил на месте…»;
  • «Как движениями похвалить петушка».

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик - Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин). Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Свою работу мы начинали со словарей Даля В.И. и Кона И.С. в них рассматривали понятия «доброта».

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза.

Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.

Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела.

Добрый - дружески близкий, милый.

Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям.

Добрый - охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый.

Добрый - свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку.

Добрый - выражающий расположение, сочувствие.

Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный. Добрый - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, (добро)сердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, (веро)терпимый, милосердый, ласковый; добряк, добрячок, душа-человек, золотое сердце, добрый самарянин, человек редкой души, ангел во плоти, доброта неизъяснимая; бравый, хороший; человеколюбивый, неплохой, большого сердца, добренький, предобрый, нравственный, близкий, сахарный, стоящий, большой, предобрейший, благий, основательный, славный, путный, простодушный, добрейший, добросердечный, завидный, первый сорт, участливый, важнецкий, приветливый, недурной, хоть куда, здоровый, безукоризненный, большущий, богоугодный, милостивый, порядочный, ладный, изрядный, отличный, недурственный, кроткий, мягкосердечный.

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.

Нами был разработан комплекс мероприятий, дающий первоначальные представления о доброте. Работа проходила поэтапно. На каждом этапе решались задачи:

  • сформировать у детей представление о доброте;
  • создать мотив быть добрым;
  • воспитывать положительное отношения к доброте;
  • формировать навыки и привычки быть добрым;
  • формировать поступки и поведение быть добрым.

Для формирования представлений о доброте мы использовали большую куклу, в красивом платье Белоснежку. Прочитали детям сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». «Белоснежка» находилась в группе на протяжении всего периода работы с детьми и выполняла роль персонажа олицетворяющего для детей доброту.

Мы проводили игру «В поисках добрых слов». (Детям нужно было вставить доброе слово, завершить рассказ.)

1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику...

2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось маленьким. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала.... Внучка была рада. Она...

3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга?

Также на данном этапе мы использовали: чтение детям сказки «Лиса и журавль», беседовали по её содержанию. «Как аукнется, так и откликнется», - такова идея этой сказки. Мы предлагали детям изменить конец сказки, исправить положение. Подумать и решить, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?

Задавали вопросы детям: Как вы думаете, почему журавль не смог съесть кашу у лисы? Почему лиса не смогла съесть окрошку у журавля? Как бы вы поступили на месте этих героев? Предлагали обыграть сказку, изменить её конец. Результатом нашей работы на первом этапе стало понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».

На втором этапе мы старались сформировать у детей мотив «быть добрым». Мы старались заметить каждое доброе дело, сделанное ребенком, отмечали его на панно «Наши добрые поступки».

Мы использовали чтение стихотворения А.Барто «Вовка - добрая душа». Старались вызвать у детей желание быть добрым, делать добрые дела.

Мы делили детей на группы. Раздавали каждой группе картинки с изображением различных ситуаций. Дети должны были охарактеризовать эти ситуации, выбрать поступки, которые можно охарактеризовать, как добрые.

Использовали творческие задания из серии «Науки доброты». Так детям предлагали принять участие в оказании помощи птицам зимой. Предварительно показывали, что птицам зимой нечего кушать, они голодают. Дети откликались и охотно участвовали в изготовлении кормушек для птиц.

На третьем этапе мы старались вызвать у детей положительное отношение к проявлению доброты. Подводили детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек. Беседовали о людях разных профессий. Как человек в этой профессии проявляет доброту.

Мы использовали стихотворение Г.Акулова «Доброта». Предлагали порассуждать: «Почему необходимо быть добрым?».

Мы рассматривали с детьми изображения Белоснежки, Серого волка, Красной Шапочки, Золушки, Карабаса-Барабаса и предлагали назвать только добрых сказочных персонажей, рассказать, почему они так решили. В игре «Больница» дети старались подражать доброму доктору Айболиту, лечили свои игрушки.

Мы формировали у детей умение проявлять доброту. Проводили работу в уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети самостоятельно определяли объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствовало формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе.

Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Проводили беседу с детьми, предлагали рассказать о своих добрых поступках. Зачем нужны добрые дела? Как можно сделать людей добрее?

Мы постоянно стимулировали желание ребенка быть добрым. В группе было открыто «Бюро добрых дел». Мы оформили стенд с фотографиями самых добрых детей. Каждый ребенок стремился, чтобы его фотография тоже была на этом стенде. Мы предложили детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый». Организовали конкурс рисунков на тему «Добрые дела». Раздавали эмблемы и дипломы «Самый добрый ребенок в группе».

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.

Список литературы:

  • 1. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5
  • 2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
  • 3. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
  • 4. Ожегов П.И. Словарь по этике. - М.: 1981.-128 с.

План беседы

  1. Воспитание доброты — это предупреждение эгоизма и черствости у детей.
  2. Воспитывать действенную доброту.

Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

Маленькие дети в семье, естественно, пользуются большой любовью, о них заботятся, все лучшее отдается им. Но если ребенка одновременно не учат заботиться о других, он постепенно становится эгоистом, начинает требовать все лучшее для себя. Бездушие становится чертой его характера. Воспитывает деятельность, а не назидание, поэтому родители должны поручать детям заботиться о других поиграть с младшим братом или сестрой, выполнить просьбу старших, даже, если надо оторваться от своих дел. Если в семье есть животное (кошка, собака, черепаха, аквариум с рыбками), часть заботы о них надо возложить на 6-летнего ребенка. Если дома имеются комнатные цветы, важно, чтобы ребята сами ухаживали за ниш. Забота о живых бессловесных веществах будет способствовать воспитанию ответственности за чужую жизнь.

Если все заботы, радости, тревоги родителей «вращаются» только вокруг детских интересов, потребностей, переходящих нередко в капризы, то у ребят постепенно формируется представление о себе, как о центре всей жизни взрослых, и со временем будет развиваться требовательность к родителям, развиваться черствость души. Ребенку надо разрешить быть добрым, щедрым — делиться с товарищами игрушками, книжками, сладостями. В его жизни должны быть ситуации, когда он может проявить способность пожертвовать чем-то для другого, для родителей или других членов семьи. Важно побуждать детей к совершению добрых поступков. Доброта должна быть действенной, и с этой целью ребенка следует включать в домашний и общественно полезный труд в школе, по месту жительства.

Воспитание у детей бережливости

План беседы

  1. Воспитание бережного отношения к личным вещам, школьным принадлежностям, к пище.
  2. Бережное отношение к времени.
  3. Ребенок — друг и защитник природы.

Рост благосостояния народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и вырабатывается она от материального недостатка, от бедности. В свое время М.И.Калинин говорил, что бережливость — это коммунистическая черта.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребенка не только необходимая и удобная одежда, но еще и много лишней, которая, в основном, тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребенок не будет ее беречь, а главное — ему всегда будет хотеться чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что, отдыхая летом на даче с детским садом, в лагере, многие дети не берегут свои вещи, теряют их и этим не огорчаются, часто просто не зная своих вещей. И когда мать спрашивает у сына или дочери: «А где твоя куртка?», «Где новые сандалии?», «Где свитер?», ребенок равнодушно говорит:»Почем я знаю где … Не знаю».

И этот же ребенок, увидев что-то понравившееся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать,обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же не удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один — лишь бы ребенок был не хуже других. Так постепенно воспитывается расточительство… А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым, не будет с уважением относиться и к общественным ценностям.

Необходимо воспитывать бережное отношение к школьным вещам: к бумаге, тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Все это доступно и стоит дешево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают недописанные тетради, карандаши, теряют пеналы, линейки… И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к школьным вещам. В беседах с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.

Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают излишнее количество калорий, отчего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением.

В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к пище — пример для детей.

Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр … Конечно, шестилетнему ребенку трудно самостоятельно контролировать расход времени, но родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей — игры, прогулки, просмотр телепередач, рассматривание и чтение книг и детских журналов -необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

С раннего возраста ребенок привыкает любоваться природой, уже малыщу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребенок должен стать защитником и другом природы. Такой ребенок не ломает зеленые насаждения, не разрушает птичьих гнезд, не рвет бездумно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьев, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых.

Значит, первое, чему надо научить ребенка — не разрушать природу. Второе — научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

Воспитание бережливости — длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детское «хочу» с родительским «нельзя», и родители должны проявлять твердость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Красота человеческого общения как основа эстетического воспитания детей

План беседы

  1. Формы семейного общения и их значение для эстетического развития школьников.
  2. Разделять интересы в устремлении детей …
  3. Организация содержательного досуга в выходные и праздничные дни.

Что такое эстетически воспитанный человек? Это человек, который умеет находить, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающей природе, в искусстве, давать оценку фактам и явлениям окружающего мира по законам гармонии и красоты. Эстетическая неразвитость ведет к эмоциональной глухоте, к эгоизму, равнодушию и, в конечном итоге, пагубно скажется на отношении ребенка к жизни, к людям.

Учитель в беседе с родителями на конкретных примерах может показать, что ребенок, не обладающий развитым чувством красоты, не увидит коренного различия между поступками человека, разрушающего красоту,и деятельностью человека, ее создающего. Поэтому ребенок может равнодушно пройти мимо дурного поступка, его не взволнуют боль и страдания другого человека, он не оценит по достоинству прекрасные душевные порывы товарища, не сможем сопереживать добрым поступкам. Потому-то в эстетическом воспитании первостепенное значение приобретает воспитание чувств, эмоциональной сферы ребенка.

Эстетическое воспитание в семье (как и любое другое) начинается с главного, едва ли не все определяющего фактора — с человеческого общения. «Разнообразное и многостороннее общение обогащает и формирует духовный мир ребенка, приносит ему моральное удовлетворение, доставляет глубокое эстетическое наслаждений». Родителям целесообразно прочитать эту книгу.

Красота, эстетическая наполненность общения родителей между собой, их общения с детьми становится содержательной основой эстетического воспитания, определяет его эффективность. Если в общении членов семьи господствует нравственность эстетическая атмосфера, тогда ребенок будет привыкать относиться ко всему окружающему с позиций добра и красоты, отвергать безобразное в нем.

Сущность такой атмосферы в семье заключается в том, что в отношений между ее членами отсутствует крикливость, раздражительность, нервозность, вульгарность, обман и т.д.

Наоборот: в общении господствуют предупредительность, вежливость, внимательность, участие, сопереживание, щутка, т.е„ интеллигентность, воспитанность в высоком понимании этих слов. Могут возразить, что многое здесь относится больше к культуре поведения, к этикету, а не к эстетическому воспитанию. Безусловно. Но эстетически воспитанный человек будет вежлив в обращении, будет избегать крикливости в речи, будет участлив и предупредителен только потому, что успешно изучил правила поведения, а еще и потому, что он чувствует красоту подобного поведения.

Глубинная сущность общения заключается в его содержательной стороне — в духовности. Форш семейного общения многообразны: совместное чтение книг, посещение театров и концертных залов, совместное коллекционирование, увлечение играми, спортом, семейные концерты, различные сложившиеся в семье традиции и многое другое. Однако общение в семье протекает, к сожалению, по-разному. Бывает так: родители заняты своими делами, ребенок предоставлен сам себе, а на свое законное ребячье требование поиграть с ним, погулять он слышит ответ: «Поиграй сам, займись чем-нибудь».

Существует принципиальное различие между понятиями «прожить день рядом с ребенком» и «прожить день вместе с ним». Можно гулять с ребенком, смотреть телепередачи,смотреть музыку, читать книгу и, тем не менее, находиться лишь «рядом с ним». Вместе с ребенком — это, прежде всего, вместе переживать один и те же чувства: вместе волноваться, огорчаться, желать, находить, создавать красоту, радоваться… Необходимо, чтобы родители разделяли интересы и устремления своих детей, старались бы проникнуть в мир детских чувств и мыслей. Часто приходится наблюдать, как ребенок гуляет по парку сам по себе, а родители на прогулке заняты своими делами: мать вяжет или читает, отец беседует с кем-нибудь. Формально родители рядом с ребенком, но он переживает и радуется один, а родители далеки от него; они не замирают от страха, взлетая с ним на качелях, не смеются вместе с ним, не переживают его неудач — а ведь это так нужно и детям и родителям. Не в этом ли истоки отчуждения детей, которое так нередко проявляется в старшем школьном возрасте?…

В жизни семьи видное место занимают выходные и праздничные дни. В некоторых семьях праздник часто сводится, в основном, к застолью. А ведь праздник — это, прежде всего отдых, отдых активный, интересный, эстетически наполненный, и праздничный стол, хоть и необходимая, но не главная его часть. Дети с волнением ждут праздников, и это ожидание следует использовать для решения целого комплекса воспитательных задач. Ребенок может принять активное участие в разработке программы праздника, в оформлении комнаты, в придумывании игр, аттракционов, сюрпризов, в концертной программе. Согласно старинным народным традициям праздник не может проходить без соревнования на лучшего танцора, певца, рассказчика, и, конечно, без коллективного, пения.

Все ли родители понимают воспитательную роль подарков? Для взрослых подарок является актом внимания, уважения, но часто он преследует и чисто утилитарную цель: подарить необходимое, нужное (часто ценное). Шестилетний ребенок не думает о полезности подарка, для него подарок — возможность

выразить свои саше лучше чувства. Потому-то ребенок с любовью мастерит поделки, создает рисунки в подарок своим близким, выпивает платочки, выучивает стихи и песни … Родителям необходимо помочь в выборе подарка, в его изготовлении, дать совет, как сделать подарок красивее. Конечно, для взрослых проще пойти в магазин и купить игрушку, которую ребенок отнесет в подарок товарищу, но нужно ли отнимать у него радость от сознания, что он САМ своими руками сделал доброе дело? …

В конце беседы с родителями следует еще раз подчеркнуть: эстетическое воспитание в семье должно начинаться с красоты и духовной направленности самого внутрисемейного общения, так как оно — источник первого эстетического и эмоционального опыта детей, который теснейшим образом связан с опытом нравственным.

Итак, содружество учителя, воспитателя и родителей -одни из важнейших условий правильной постановки учебно-воспитательного процесса. А для шестилетних детей, впервые вступающих в школьную жизнь — залог их успешного нравственного развития. Необходимо помнить, что личность ребенка формируется не только в школе, но и в семье, а у семьи и школы общие цели и единые задачи.

И еще один важный момент следует подчеркнуть. Осуществляя процесс воспитания, важно постоянно следить за нравственным развитием детей, фиксировать и учитывать те изменения, которые происходят в каждом ребенке, отмечать, как под влиянием обучения и воспитания меняются его поведение, отношения со сверстниками, как развивается самостоятельность, знания о нормах нравственности. Каждый урок и внеурочное занятие следует оценивать с точки зрения того, как они обогатили духовный, нравственный мир ребенка.

Что еще почитать