Организация развивающей среды в младшей группе. Анализ развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе «растишки

Рада приветствовать вас, уважаемые коллеги. Свое выступление позвольте начать с притчи:
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».
Думаю, нам всем, конечно же, хочется служить прекрасной цели… Но, как построить прекрасный храм – храм личности ребенка? Как воспитать его всестороннее развитой гармоничной личностью? Конечно же - создать условия для его развития. Мы с вами знаем, что дошкольное образование - начальная ступень системы непрерывного образования. Как сказал Гораций - Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые. И переходя на тему нашей встречи сегодня –от того как мы наполним развивающую предметно-пространственную среду для ребенка и какие знания, нравственные ориентиры мы дадим ребенку в детстве, будет зависеть успешность становления его личности в будущем.
Помощниками в реализации развивающей предметно-пространственной среды, основными кирпичики в постройке нашего храма, - это те самые требования, о которых мы с вами сегодня говорили: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Приступая к оформлению группы в этом учебном году, я воспользовалась помощью родителей своих воспитанников. На родительском собрании я поделилась с родителями идеями по оформлению группы, они их с радостью подхватили и помогли воплотить в жизнь мои творческие порывы. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, на экскурсию по 2 младшей группе «Капелька»

Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любой группой начинается с приемной. Для меня очень важно, чтобы родители и дети уже в приемной могли почувствовать индивидуальность, веяние благожелательности и теплой уютной атмосферы, царящей в нашей группе. Наша группа называется «Капелька», название группы отражено в оформлении. В рамках-капельках на стене вы можете видеть копии работ Дональда Золана - это американский художник, трогательно рисующий детей. Счастливое и беззаботное детство, полное энергии и новых открытий можно увидеть на его чудесных работах. «Я люблю маленьких детей, - говорит Дональд Золан - то, как их глаза загораются от волнения, как они изучают мир. Это чудесное время жизни, наполненное удивлением. Время, когда каждое новое открытие является волшебным моментом». Помимо художественно-эстетического развития для детей рассматривание картин детского художника позволяет родителям снять дневное напряжение, подготовиться к приятной встрече с ребенком, когда они ожидают их в приемной. В одной из капелек вы можете ознакомиться с девизом нашей группы, который наполнен позитивом и теплом, и дает положительную установку родителям и всякому входящему в нашу группу –
Капельки мудрости, любви и терпенья Сольются в добро, мастерство и уменье! Из капелек – море радостных дней! Пусть жизнь будет ярче, Светлей и добрей!
Также в приемной вы можете видеть информационный стенд с контактной информацией для родителей, с правилами и режимными моментами нашей группы.
Ожидая ребенка, родители могут заглянуть в родительский дневничок, в котором собраны консультации по различным тематикам, здесь родители найдут ответ на любой интересующий их вопрос.
Обратите внимание, как оформлены шкафчики в приемной: в капельке -изображение индивидуальной картинки ребенка, которая повторяется и на шкафчиках для полотенец и на кроватках. Все шкафчики подписаны для удобства работы и самим воспитателям, и родителям. Интерьер, как раздевалки, так и группы меняется по сезону. В данный момент, вы видите зимнее оформление приемной. Для меня важно окружить ребенка красотой, чтобы каждый элемент интерьера мог позволить нам с детьми отправиться в путешествие в мир красоты. Потому что восприятие, осмысливание красоты - это основа, стер¬жень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Даже здесь в приемной можно включить тихую сказочную мелодию и полюбоваться вместе с детьми зимней веткой со снегирями.
В группе
Перед нами спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. В нем расположено безопасное и доступное для детей оборудование. Красочное оформление игровых тренажеров, которые помогли мне оформить родители, вызывает интерес детей к игровым спортивным упражнениям. Я не буду подробно останавливаться на тренажерах, так как презентацию нестандартного оборудования вы уже слышали на нашей августовской встрече педагогов.
Далее – уголок ряжания, который мы можем использовать и как парикмахерскую, и как салон красоты. Родители смастерили вешалку для нарядов, принесли нарядные платья, сумочки, заколочки. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Играя в уголке, дети получают психоэмоциональную разрядку, у них улучшается настроение. Самостоятельно подбирают свой образ, берут на себя роли парикмахера или модели.

Продумывая в этом году развивающую предметно-пространственную среду, мне очень хотелось сделать ее насыщенной, красочной, интересной для детей. Я предложила родителям оформить сюжетно-ролевую игру «Магазин» и результаты нашего совместного с родителями труда перед вами. Родители помогли изготовить продукты для магазина: колбаса, мороженое, пельмени. Обратите внимание на яркое оформление самой мебели, а также удобство ее применения: за витриной, в которой расположены ящечки для продуктов, располагается ребенок, выполняющий роль продавца.

Рядом вы видите уголок «Мир книги». Этот уголок привлекает всех ребят, здесь торжественно и чинно, книжки умные стоят. Вот такую удобную и для детей и для воспитателей полку смастерили наши папы.



Хочу обратить ваше внимание, что все уголки помимо того, что абсолютно безопасны для детей, находятся в зоне доступа, легко транформируются и многофункциональны. Н-р: наш магазин может быть не только продуктовым, но и книжным, если мы воспользуемся книжной полкой, или если мы воспользуемся вешалкой с уголка ряжания, то у нас получится магазин одежды. А если мы подставим столик, то можно организовать игру в кафе или столовую. Также, уголок книги можно трансформировать в библиотеку или выставку книжек-малышек.
Далее – уголок для мальчиков «Мастерская» - прекрасная возможность для детей воспроизводить действия взрослых, папы в игре. Мальчики учатся вкручивать и выкручивать болты, соединять детали отвертками, молотком, использовать пилу и другие игрушечные инструменты. Помимо развития моторики рук, игра в Мастерской формирует необходимые мужские качества, развивает логику. Ребята ремонтируют мебель, машины, которые располагаются рядом в игровой зоне для мальчиков.



Все дети стремятся к познанию окружающего мира с самого раннего возраста. Изучение свойств окружающих предметов при помощи простых опытов, происходит в нашей группе в уголке экспериментирования «Юные исследователи», который очень привлекает детей. Важным условием при создании уголка является техника безопасности применяемых материалов и доступность для детей. В качестве дополнительного образования я провожу для детей кружок по экспериментированию. Дети знакомятся со свойствами песка, воды, воздуха. Вы можете заглянуть в рабочие тетрадки и ознакомится с непосредственно-образовательной деятельностью кружка.

Сюжетно-ролевая игра «Больница». Здесь дети учатся принимать на себя роль, выполнять соответствующие игровые действия. У детей формируется чуткое, внимательное отношение к заболевшему. И столик для игры, и кушетку нам смастерили заботливые папы, а мамы пошили вот эту замечательную машину «Скорую помощь», чтобы наши врачи могли быстрее доставить больного в больницу.


Эту машину можно использовать по-разному. Необходимо лишь убрать номер 03, и перед вами машина, на которой можно завозить продукты в магазин, или микроавтобус, на котором можно отправиться в путешествие.
Переходя к следующему уголку, мы попадаем в царство королевы Природы. Здесь ребята знакомятся с временем года. Украшают уголок куклы, деревья-топиарии по временам года. И, конечно же, растения, за которыми ухаживают ребята: поливают, протирают листочки. Яркие осенние листья, снежинки, красивые цветы, нежная зелень молодой травки, ягод вызывают у детей восторг. Оформление уголка способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира. Данный уголок можно использовать и как уголок уединения, включить ребенку приятную музыку леса, организовать для него терапию красотой. Ведь «глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - как говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем! И для меня это очень важно оформить интерьер группы так, чтобы куда бы ребенок не взглянул, ему была предоставлена возможность для восприятия красоты. Для меня важно научить ребенка видеть в красоте окружаю¬щего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Потому что красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства. Я думаю, что реализации этой цели в группе созданы все условия. Посмотрите наверх, как мирно порхают мохнатые снежинки. Для зимнего оформления группы я использовала красно-белые тона. Вы можете видеть зимнюю сказку из бумаги в технике вытынанок, которую бы я не смогла оформить без помощи родителей. Вечером мы выключаем свет, включаем фонарики и герои нашей сказки как бы оживают. А рядом камин с коллекцией снеговичков, кошечка на окошечке – все это элементы уюта, тепла, комфорта, помогают создают атмосферу домашнего очага, «одомашнить» группу.


Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно - выразить то, что он хочет и как он хочет. Для этого в нашей группе существует уголок творчества, где находится все необходимое для творчества детей: карандаши, фломастеры, трафареты, доска для рисования мелками, пластилин. Сейчас очень популярен пластилин плэй до, он яркий, эластичный, безопасный. Мы приобрели вот такую кондитерскую фабрику, дети с удовольствием лепят разное пирожное, печенье. Свои работы по лепке ребята выставляют на выставку – вот такую яркую красочную лесенку, которую смастерили заботливые родители.

Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть , что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе . Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе , мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами , которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей .

Оснащение театрального уголка для 2-ой младшей группы

1. Различные виды театра: театр картинок («Три поросенка», «Колобок», «Еж и медведь», театр петрушек «Заячья избушка» ,теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

2. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

3. Маленькая ширма для настольного театра.

4. Атрибуты для ряженья - элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

5. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

6. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.

Оснащение книжного уголка для 2-ой младшей группы

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Оснащение экологического уголка для 2-ой младшей группы

1 -для простейшей эксперементальной деятельности имеется: песок, дерево, пенопласт, различные колбы, лупы, ситички, пепетки, стаканчики...

2 - многообразие бросового природного материала: косточки, семечки, различные крупы, перья, семена, шишки, жолуди, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки...

3 - различные дидактические игры: например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие.

4 - разнообразные наглядно - дидактические пособия: "Что перепутал художник?", "Как появляется бабочка?", "Овощи", "Фрукты", "Обитатели морей и океанов", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Перелётные птицы", "Что растёт в саду, в огороде и в поле"...

5 - подборка серии книг и энциклопедий о животных и растениях: "Планета чудес и загадок", "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года", "Загадки обо всём на свете"...

6 - картотеки сезонных наблюдений

7 - альбомы для рассматривания: "Птицы разных стран мира", "Птицы глазами художников", "Домашние птицы", "Стихи и песни о природе", "Полевые цветы", "Ядовитые растения"...

8 - так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов...

Оснащение патриотического уголка для 2-ой младшей группы

1-визуальные дидактические материалы (плакаты с российской символикой , флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края, села);

3-папки с творческими заданиями;

4- куклы , игрушки;

5-творчество самих учащихся (поделки, рисунки);

6-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.)

Оснащение сенсерного уголка для 2-ой младшей группы

1.Для развития мелкой моторики

· Пирамидки, окрашенные в основные цвета

· Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика

· Объемные вкладыши, матрешки

· Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы

· Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)

· Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)

2. Для восприятия формы и величины

· Набор геометрических тел для сериации по величине

· Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине

· Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

3. Для восприятия цвета

· Набор цветных палочек, мозаика, пирамидки.

· Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)

· Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.

· Куклы в одежде основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.

4. Для восприятия звуков

· Звучащие инструменты (, пищалки, трещотки).

5. Для тактильных ощущений

· Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

· Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

Уголок конструирования (строительный уголок), хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам; кубики, комплект больших мягких модулей, схемы и чертежи построек, наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.; позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

чтв, 25/02/2016 - 17:36 | Rusalochka

Предметно-развивающая среда во 2-ой младшей-средней группе.

Воспитатель: Тхаренко Н.Ю.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Предметно – развивающая среда в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки, но во всех группах она выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функции. Со средней группы предметно – развивающая среда организуется воспитателем вместе с детьми.

Создавая развивающую среду в группе мы постарались гибко и вариативно использовать пространство, отказались от жёсткой закреплённостью зон и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Центр творчества.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, а также разнообразный материал для нетрадиционного рисования.

Детские рисунки и поделки выставляются на стенд «Наше творчество»

Уголок природы

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. .Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями: фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки. Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.

Центр строительства.

Приобрели крупногабаритный конструктор (мягкие модули) .Он яркий, красочный и многофункциональный. В цетре строительства имеется ёщё 8 различных видов конструктора.

Центр сюжетно-ролевых игр в средней группы имеет ряд особенностей, как и сам период развития детей 5-го года жизни, когда игра уже перестраивается и от режиссерской и образной ее развитие движется к сюжетно-ролевой. В группе мы используем сюжетные пластиковые мобильные модули, они подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Модули функциональны, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны. (принцип «Возьми и измени»). Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка - маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты.

Книжный уголок

представляет собой угловой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.

Игры разложены по разделам, промаркированы, имеется картотека игр с целями и ходом игры. Каждый раздел имеет свой символ.

Центр дид. игр и интеллектуальной активности.

Содержание Центра дид. игр и интеллектуальной активности периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и подается детям с учетом: -пройденного программного материала. (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху) -индивидуальных возможностей детей (я способен на более, вы предоставили мне эту возможность, спасибо) -обеспечения зоны ближайшего развития (это мне пока еще не доступно, но очень хочется разобраться, я попробую) -неисчерпаемой информативности (я хочу ходить в детский сад, меня там всегда ждет что-нибудь новое и интересное)

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

Здесь представлены игры с цветными прищепками, всевозможные шнуровки, «тактильная гусеница», шумовые бочонки, тактильные дощечки и др.

Патриотический уголок (со второго полугодия) способствует формированию патриотических чувств.

В среднем возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного хутора, знакомые объекты- магазин, больница, улица.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть.

Мини музеи.

Они очень нравится детям и родителям создавать мини музеи. Тематика их самая разнообразная: Новогодняя игрушка, Транспорт, Куклы своими руками…

Речевой уголок

Речевой уголок оснащён комплексами артикуляционной гимнастики в картинках, играми на развитие дыхания, предметными и сюжетными картинками для составления описательных рассказов, играми на развитие мелкой моторики, слухового внимания.

В кукольном театре размещается ширма, маски персонажей, персонажи кукольного, пальчикового и настольного театра. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Центр экспериментирования. В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Яркий и веселый физкультурный уголок. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Каждый ребёнок получит здесь ласку,

Каждого встретит тепло и уют!

Каждую девочку, каждого мальчика

Здесь уважают, любят и ждут!

Организация предметно-пространственной среды

во второй младшей группе.

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы организуется с учетом ФГОС ДО, с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, индивидуально, а также с учетом интеграции образовательных областей. Предметно-пространственная среда нацелена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, но предусматривает ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики, цветные яркие скамейки, «алгоритм» процесса одевания. На шкафчиках приклеены яркие картинки и написаны имена детей. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей: «Советы Айболита», «Для Вас, родители», «Наша группа «Теремок», «Цитаты великих людей», «Поздравляем», а так же доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят «Талантливые пальчики». На стендах представлены рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий. Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома, режим работы детского сада и группы, объявления.

При создании предметной развивающей среды 2 младшей группы учитывается гендерная специфика. Среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В групповой комнате имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек, и аналогично – для мальчиков. Девочки больше любят проводить время в центрах сюжетно – ролевой игры, уголках ряжения, «кухне», «парикмахерская»; мальчики – в центре технической игрушки, в центре строительных игр, на коврах с машинами, в центрах двигательной активности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т.д.).

Центр игры.

Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр.

Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающим их предметами быта. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу, а также «Медицинский кабинет», куда они несут полечить своих кукол. Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль!.. Поэтому наш уголок с большими машинами, рулями интересует в первую очередь мальчиков.

Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

В центре находятся:

    куклы, пупсы

    диван детский мягкий, кресла, стол

    набор постельного белья

    белье для кукол по сезонам

    коляски детские для кукол

    стеллаж для игрушек «Домики»

    игрушки пластмассовые (животные, звери)

    пирамидки: большие, средние, малые

    телефон детский

    утюги детские пластмассовые

    гладильная доска

    игрушки - пластизоль (домашние и дикие животные и др.)

    машинки – модели

    транспорт (самолет, лодка, мотоцикл, вертолет, автобус и др.)

    набор « Айболит»

    набор для мальчиков «Инструменты»

    бинокль

    кухня с элементами мягкой мебели игровой

    посуда чайная, столовая, кухонная

    стол кухонный детский

    пластизоль (резиновые фрукты, овощи, ягоды, продукты)

    поднос кухонный детский, разделочная доска

    уголок ряженья

    зеркало игровое

    плечики детские пластмассовые

    набор « Юный парикмахер»

    фартуки, халаты, косынки, ленты.

    парикмахерские принадлежности – заменители.

Центр конструирования.

Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

В центре расположены:

1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.

4.Конструкторы типа «Лего».

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).

6. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.

7. Конструктор «крепость»

Центр двигательной активности.

Учет потребности в движении у детей является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Одним из самых любимых уголков в группе является Центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности.

Здесь находятся:

    кегли, кольцебросы

    погремушки

    корзинки для мячиков

    лента измерения роста « Мы подросли»

    массажные коврики, дорожки здоровья, дорожка «косолапка»

    туннель

    мячи (маленькие, большие, средние, мягкие)

    флажки, платочки, погремушки, ленточки-султанчики, ленточки на кольцах

    скакалки

    обручи

    моталки

    гантели детские

    игра «Дартс»

    сетка для баскетбола.

    дидактический материал, картотеки, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики - пробуждения.

Центр «Песка и воды»

Нами недавно был приобретён центр «Песка и воды». Центр «Песка и воды» помогает воспитателю в организации самодеятельной игры – экспериментирования с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляем элементарные представления о форме, величине, свойствах предметов и материалов, развиваем мелкую моторику ребенка. Игры ребенка с песком и водой не только увлекают детей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы. Упражнения на поверхности воды и песка, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью снимают эмоциональное напряжение.

Центр «Театра»

Центр «Театра» важнейший объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание проходит не от лица взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. Взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

В центре расположены:

1. ширма маленькая для настольного и кукольного театра

2. ширма большая

3. театры: кукольный, настольный, театр на фланелеграфе, теневой театр, деревянный театр(по сказкам), би-ба-бо.

4. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

5. Набор масок сказочных животных.

Центр «Музыки»

В центре музыки расположены:

Звучащие инструменты:

погремушки; бубны; дудочка; барабан; ксилофон; деревянные ложки; стучалки; гитара; магнитофон.

Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками.

Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, а, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Также имеется пианино, магнитофон, аудиодиски со сказками, музыкой. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Здесь у нас есть фланелеграф, настольный театр, пальчиковый и театр «теней».

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Центр «Изо- деятельности»

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Для центра отведено самое светлое место в группе. Ребенок может выдвинуть столик и сидя около окна рисовать. Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность - это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В центре находятся:

    стол художественного творчества

    карандаши цветные

    мелки восковые

    гуашь

    фломастеры

    кисточки

    раскраски

    пластилин

    доски для работы с пластилином

    трафареты

    бумага для рисования

А так же имеется сюжетные картинки, книжки по программе, любимые книжки детей; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Дикие животные», «Времена года»; наборы сюжетных и предметных картинок.

Центр «Книги».

Тематическая подборка детской художественной литературы:

    книги в твердом переплете.

    книжки - малышки

    книги для чтения взрослыми детям: Потешки, прибаутки

    стихи для детей А. Барто; М. И.Маршака и других авторов

    русские народные сказки краткого содержания

    иллюстрированные журналы о сказочных героях и зверях.

    книга для чтения с иллюстрациями «Вежливые слова»

    книга для чтения от 2 до 4 лет.

Центр познания.

На большом цветном стеллаже «Паровозик» расположен математический уголок с раздаточным материалом, геометрическими фигурами, а так же занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры; с уголком сенсомоторного развития, который предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, собирать мозаику и др.

дидактические игры по математике:

1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки лото, цвет, форма, количество, размер, часть и целое, время суток и другие настольно-печатные игры.

2.Деревянные фигурки со шнурками для нанизывания.

3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», дидактический куб «Домик для каждой фигурки».

5.Различные мелкие фигурки и материал для счета.

6. Логико-математические игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», Блоки «Дьенеша»

7.Матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор счетных палочек.

8.Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

9.Разрезные картинки с предметными картинками (4-6 частей).

10. Пазлы мягкие, maxi

Уголок речевого развития представлен сюжетными и предметными картинками, картотеками речевых игр, игр на классификацию, дидактическими играми, книгами.

материалы по развитию речи и познавательной деятельности:

1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, сказочной, социобытовой).

7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

В уголке ПДД имеются различные материалы по ПДД и ОБЖ:

1.Макет с изображением дороги, пешеходных переходов.

2. Различные виды транспорта.

3.Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

5. Настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ: «Опасные ситуации»

6. Демонстрационные картинки;

Центр «Природы» и «Экспериментирования».

В центре созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. А так же приобщение детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе центр экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации). В центре расположены комнатные растения с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем – Фикус. Растения представлены в 2-х видах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.

В центре находятся игры по экологии:

лото, собери цветок, части дерева, накорми животных, найди маму;

музыкальные плакаты «дикие, домашние животные», разрезные картинки, блоки –вкладыши.

Календарь природы , на котором изображена картина с изображением времени года; сюжетные картинки и фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; карточки с птицами, сюжетные картинки «Времена года». Перед выходом на прогулку одеваем дидактическую куклу по сезону и ставим ее с календарем природы.

Аквариум с крупными рыбками.

Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта создан уголок экспериментирования.

В процессе проведения несложных опытов, дети превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с детьми определяем свойства воды. Дети любят играть с водой - это вызывает у них положительные эмоции.

В уголке находятся леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, семена, крупы. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). демонстрационный материал разных видов: железо, дерево, пластмасс, стекло; демонстрационный материал «Виды тканей».

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Для этого диванчик отгораживается от всех ширмой. Рядом стоит столик, на котором есть мобильный телефон (детский), чтоб ребенок мог позвонить маме и папе - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, дает возможность свободного подхода к каждому центру в группе, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.

В своей группе мы стараемся создавать комфортную предметно-пространственную среду, соответствующую возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Что еще почитать