Долгосрочный проект «Времена года» в старшей группе. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта

Любовь Парахина
Экологический проект «Времена года»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

Воспитатель : Парахина Л. Н.

Тип проекта : информационно - творческий

Вид проекта : фронтальный

Продолжительность : долгосрочный, 16.02.15 – 29.05.15

Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Актуальность темы :

В природе все одно с другим связано,

и нет в ней ничего случайного.

И если выйдет случайное явление –

ищи в нем руку человека.

Михаил Пришвин

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал : «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума…»

Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями . На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

С целью развития устойчивого интереса к природе был разработан данный проект , который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

Цель проекта : формирование экологической культуры у детей , развитие экологического сознания и мышления у детей, воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы.

Задачи :

Формировать у дошкольников представления и понятия о живой и неживой природе, о временах года , о сезонных изменениях в природе;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

Учить различать взрослых животных и их детенышей, классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные; познакомить с их местом обитания;

Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.

Познакомить с символом России – березой,

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;

Расширять словарный запас детей;

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;

Развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе ;

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Участие родителей в реализации проекта : помощь в оформлении выставки рисунков, в создании экологического журнала «Круглый год» , родительском собрании.

План реализации проекта :

Сроки Вид и тема деятельности

февраль Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта ;

Анкета для родителей «Природа в вашей жизни» ;

Образовательная деятельность «Времена года » ;

Презентация «Четыре времени года » ;

Выставка рисунков :

«Есть у природы

Четыре страницы,

Есть у погоды

Четыре сестрицы!»

Дидактическая игра «Да – Нет» .

март Просмотр презентации «Дикие и домашние животные» ;

Цикл загадок, пословиц о диких и домашних животных;

Рисование «Зоопарк» ;

Лепка «Забавные зверушки» ;

Дидактическая игра «Кто, где спит?» ,

Дидактическая игра «Назови маму и детеныша» ,

Дидактическая игра «Кто, где живет?» ,

Дидактическая игра «В мире животных» ,

Строительная игра «Зоопарк» ,

Чтение стихотворений, рассказов о домашних животных В. Бианки, М. М. Зощенко : циклы рассказов «Умные животные» , Е. Чарушина,

А. Шибаева «Обижает ли Вова животных?

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию .

апрель НОД «Наши пернатые друзья» ,

Развлечение «День птиц» ,

Выставка рисунков «Птицы нашего края» ,

Консультация для родителей : «Ребенок и природа» ,

Чтение рассказов М. Горького «Воробьишко» ,

Н. Сладкова «Вежливая галка» ,

Л. Н. Толстого «Воробей на часах» , «Скворцы» ,

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Подвижная игра «Птички в гнездышках» .

май Цикл загадок, пословиц, стихотворений, рассказов о берёзе,

Беседа «Первоцветы. Какие они?» ,

Чтение произведений

А. Н. Толстой «Колокольчики мои» ,

Г. Сапгир «Садовник» ,

В. Гурова «Травкин Хвостик» ,

С. Георгиев «Бабушкин садик» ,

В. Степанов «Лесные звезды» ,

С. Вангели «Подснежники» ,

Цикл стихов «Любимые цветы» ,

Беседа «Редкие растения. Красная книга» ,

Лото «Цветы» ,

Аппликация «Весенний пейзаж» ,

Сюжетно ролевая игра «Цветочный магазин» ,

Подвижная игра «Собери цветы» ,

Рассматривание иллюстраций и фотографий, открыток «Цветы»

Фотовыставка «Дети и природа!»

Составление альбомы «Легенды о цветах» ,

Создание экологического журнала «Круглый год»

Предполагаемый результат :

Дети :

Формирование основ экологической культуры дошкольников;

Развитие творческого мышления детей;

Развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;

Расширение кругозора детей;

Сформированы представления о характерных особенностях разных времен года ;

различают взрослых животных и их детенышей, классифицируют понятия "Дикие" и "Домашние животные;

знают, что дикие животные живут в лесу, а домашние рядом с человеком;

имеют представления о первоцветах;

имеют представления о Красной книге;

у детей сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Родители :

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей ;

Мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.

Продукт проектной деятельности : выпуск экологического журнала «Круглый год» , презентация проекта .

Список литературы :

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию !

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Громовав О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Цветущая весна. Травы".

Электронные образовательные ресурсы :

Красная книга Липецкой области - http://www.plantarium.ru/.

Воспитатели: Н.В. Сидоренко

О. В. Леднева

МБДОУ ДСКВ № 31 « Берёзка»

Группа № 3 « Алёнушка»

Проект « Четыре времени года»

«Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»

Леонардо да Винчи

Актуальность данного проекта состоит в том, что природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, белый снег, желтые листья на деревьях, бегущие ручейки. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Времена года» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Мы считаем, что проектирование, позволяет детям усвоить больше познавательного материала через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Формирование у детей целостной картины мира о временах года через интегрирование образовательных областей.

Расширение представления и умения видеть прекрасное в разное время года через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

Задачи проекта:

1. Расширять представления о временах года через познавательно-исследовательскую деятельность. Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.

2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

3. Активизировать словарь по данной теме.

4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу.

5. . Обучать правилам безопасного поведения на улице по временам года.

6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о временах года, выразительному чтению наизусть стихов о природе.

7. Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности.

8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы

Проблема:

Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Гипотеза:

Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

Накоплению у детей представлений о временах года

Формированию интереса к природе и бережного отношения к ней

Развитию речи у детей, активации словаря

Развитию у них умения рассуждать, наблюдать

Формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности

А самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, руководители МУЗО, ФИЗО, ИЗО, родители.

Основной раздел программы: Познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект:

Успешность развития дошкольников при знакомстве с временами года, с изменениями в живой и неживой природы,возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор художественной литературы,

  2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы),

  3. подготовка разного вида бросового материала

  4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

  5. дидактические игры, настольные игры

  6. выставки книг, рисунков, поделок,

  7. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДСКВ № 31 « Берёзка»

с июня 2014 г. – май 2015 учебного года с детьми старшей группы:

  • в специально организованной деятельности;

  • совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

  • самостоятельной детской деятельности;

  • деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к природе. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.

Предполагаемый результат проекта:

1. Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе в разные времена года

2. Повышение интереса большего количества родителей воспитанников

к сотрудничеству и взаимодействию.

3. Расширение и систематизирование знаний о природе родного края;

4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

5. Ознакомление с правилами безопасного поведения на природе

7. Оформление выставок детского творчества «Времена года»

8. Интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный

  1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.

  2. Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций, видео роликах о временах года, информации через интернет, познавательной информации, материала теме, настольно – печатных, дидактических, подвижных игр.
  3. Обращение к специалистам.

  4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

  5. определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.
  6. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
  7. Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.

II. Организационно-практический

Летний период

Задачи: учить наблюдать за изменениями в погоде, закрепить с детьми основные приметы времени года лето.

Июнь–август

1. Игра “Когда это бывает”.

2.Разучивание песен о лете.

3. Беседа “ Как я отдыхал летом”, « Лето, лето ты какого цвета?»

4. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

5. Художественное творчество Летнее настроение”, “Летом в лесу”, “Любимые цветы ”, «Моя семья»

6.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме « Лето»,лепка « Грибы, ягоды», аппликация « Красивые цветы».

7.Слушание музыки : А. Вивальди “Времена года”, С. Прокофьев “Полет шмеля”,

Г. Свиридов “Дождик”, просмотр мультфильмов

8. Лето в народном календаре.

9.Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания», А. Плещеев «Старик»,Е. Благинина «Одуванчик», З. Александрова «Сарафанчик», В.А. Жуковский «Летний вечер»

10..Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”, « Послушай, запомни, назови»

11.Физическая культура:

Подвижные игры: У медведя во бору», « Ручеёк», « Удочка», « Солнышко и дождик»

Проведение опытов и экспериментов с почвой, водой, воздухом

Беседы рассуждения: «Путешествие капельки», « Куда исчезла вода?», « Радуга – дуга»

Дидактические игры: « Где лучше расти?», « Садовник», « Летает – не летает»

13. Развлечение “Праздник мыльных пузырей ”, спортивный досуг « Ромашка»

14. Презентация для детей «Лето – это маленькая жизнь».

15.Взаимодействие с семьей:

Информация в приемной:

1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Отдых с ребёнком летом», « Осторожно тепловой и солнечный удар», « Если ребёнка ужалила пчела», « Питание ребёнка летом»

2.Спортивный праздник с родителями « Папа, мама, я спортивная семья.

Осенний период

Задачи: закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью;

Сентябрь –ноябрь

1. Беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана

2.Чтение художественной литературы: стихов, загадок, примет, заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.

Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.

3. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

4. Рассматривание гербария.

Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.

5.Художественное творчество: “Осень золотая”,“Волшебные краски осени”,

“Ветка рябины”.

6.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Осень», лепка «Что нам осень подарила», аппликация «Витамины на нашем столе».

7.Музыкальное развлечение “Праздник осени”.

8.Презентация «Осень – чудесная пора»

9.Детская выставка « Разноцветная осень»

10. Экскурсия в осенний парк, музей

11.Исследовательская деятельность:

Проведение опытов и экспериментов с листьями, почвой, водой

Беседы-рассуждения: « Почему листья пожелтели?», « Куда исчезли насекомые?»

Дидактические игры: «С какой ветки детка?», « От зернышка до булочки»

12.Физическая культура:

Подвижные игры: « Кто где живёт?», « Делай наоборот», « Перебежки», « Бездомный заяц»

13.Взаимодействие с семьей:

Информация в приемной:

1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Витаминный календарь, осень», « Что такое осень?», « Одежда детей в осенний период»

2. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

3.Конкурс « Причуды осени» (выполнение поделок из природного материала)

Зимний период

Задачи: учить наблюдать за изменениями в погоде зимой, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения

Декабрь–февраль

1.Экскурсия по зимнему участку.

2.Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: К.Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.

3.Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», « Деревья зимой», «Первая помощь при обморожении».

Беседы-рассуждения : «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».

4.Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».

5.Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”, просмотр мультфильмов

7. Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

8. Чтение художественной литературы

Н.Носов «На горке». «Зимовье зверей», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Снежная королева»,

Проведение опытов и экспериментов со снегом, льдом

Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли».

Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».

10. Художественное творчество “Волшебница-зима”.

– “Мои волшебные снежинки”,“Первый снег”, “Зима в городе”.

11.Физическая культура

Подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц» ,«Снежки».

«Золотые ворота», «Метелица», «Кто быстрее украсит елочку».

12.Свободное творчество*

Изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей, разучивание песен «Что нам нравится зимой».

13 . Новогодний утренник « Новогодние приключения»

14.Презентация « Идёт волшебница зима»

15.Взаимодействие с семьей:

Информация в приемной:

1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»; «Зима»; «Зимние подвижные игры». «Что мы делаем зимой»
2.Участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза».
3.Постройка родителями снежных фигур на участке

4.Изготовление кормушек для птиц, кормление птиц

Весенний период

Задачи: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

Март–май

1. Дидактическая игра “Времена года”.

2. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А.Майков “В мае”.

3.Чтение художественной литературы: В. Бианки Три весны» Г. Скребицкий «Март» Ф. Тютчев “Зима недаром злится”. «История про Снеговика» Г. Ладонщиков «Помощники весны И.Соколов-Микитов Ранней весной» М.Пришвин «Весна в лесу» «Какого цвета весна?» Н.Сладков «Медведь и солнце» В. Стюарт «Подснежник» И. Лопухина «Помощница»

4. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

5. Беседы на тему “Весна”, « Перелётные птицы», « Насекомые».

6. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.

7. Художественное творчество: “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”.

8.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Весна», лепка «Перелётные птицы», аппликация «Верба».

9.Исследовательская деятельность:

Проведение опытов и экспериментов с семенами, почвой, водой, посадка огорода на окне.

Беседы-рассуждения: « Где будут первые проталины?», «Из чего птицы строят гнёзда?»

Дидактические игры: « Вершки – корешки», « Хорошо – плохо»

10.Физическая культура

Подвижные игры: « Чьё звено быстрее соберётся?», « Ловишки парами», « Меткий стрелок»

11.Развлечение: « Встреча весны»

12.Презентация «Весна красна»

13.Взаимодействие с семьей:

Информация в приемной:

Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Витаминный календарь. Весна», « Правила поведения у водоёмов во время ледохода», « Времена года. Весна»

  1. Подготовка клумб и огорода для посадки.

III .Презентационно – завершающий

  • Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

  • Выставка продуктов детской деятельности.

  • Оценка этапов реализации проекта детьми.

  • Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.

IV.Контрольно-рефлексивный

  • Подведение итогов.

  • Познавательная беседа “Путешествие по временам года»

Необходимые условия реализации проекта :

  • интерес детей и родителей;

  • методические разработки,

  • интеграция со специалистами детского сада.

Достигнутые результаты:

1.Повысился рост познавательной активности детей, интерес и любознательность к явлениям природы, бережное отношение к природе.

2.Актуализируются знание о временных представлениях, последовательности времен года.

3.Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).

4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

5. Дети составляют по схеме – плану рассказы о временах года

Выводы: Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с окружающим и изменениями в живой и неживой природы, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме, способствует:

Формированию и накоплению у детей конкретных представлений к временам года, о изменениях в живой и неживой природы;

Самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;

Развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как нау-читься понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 432 с.
  2. Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении //
  3. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
  5. Детский сад и семья [Текст] / под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. – С. 207.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ре-дакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.
  7. Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного уч-реждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-

8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дош-

Кольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловье-

Ва и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С.5-22.

  1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  4. Концепция дошкольного воспитания.
  5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле-

довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  2. Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ).
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»

Проект

«Четыре времени года»

У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать Дождь ли снег любое время года Надо благодарно принимать…

Цель проекта: - Формирование у детей целостной картины мира о временах года через интегрирование образовательных областей. - Расширение представления и умения видеть прекрасное в разное время года через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

Задачи проекта: 1. Расширять представления о временах года через познавательно-исследовательскую деятельность. Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе. 2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. 3. Активизировать словарь по данной теме. 4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу. 5. . Обучать правилам безопасного поведения на улице по временам года. 6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о временах года, выразительному чтению наизусть стихов о природе. 7. Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности. 8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы

Проблема: Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Гипотеза: Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать: формированию интереса к природе и бережного отношения к ней развитию речи у детей, активации словаря развитию у них умения рассуждать, наблюдать формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка

Тип проекта: познавательно - творческий Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Сроки реализации проекта: июнь 2014 г.– май 2015 г. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, руководители МУЗО, ФИЗО, ИЗО, родители. Основной раздел программы: Познавательное развитие. Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие художественно – эстетическое социально – коммуникативное физическое развитие Успешность развития дошкольников при знакомстве с временами года, с изменениями в живой и неживой природы,возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.

Обеспечение проектной деятельности: Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор художественной литературы, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, настольные игры выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала). Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДСКВ № 31 « Берёзка» с июня 2014 г. – май 2015 учебного года с детьми старшей группы: в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

Предполагаемый результат проекта: 1. Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе в разные времена года 2. Повышение интереса большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. 3. Расширение и систематизирование знаний о природе родного края; 4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. 5. Ознакомление с правилами безопасного поведения на природе 7. Оформление выставок детского творчества «Времена года» 8. Интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

Этапы проведения и реализации проекта: I . Информационно - накопительный II . Организационно – практический III . Презентационно – завершающий VI . Контрольно - рефлексивный

I .Информационно-накопительный Изучение интереса детей для определения целей проекта. Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций, видео роликов о временах года, информации через интернет, познавательной информации, дидактического материала по теме, настольно – печатных, дидактических, подвижных игр. Обращение к специалистам Ознакомление родителей с целями и задачами проекта Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ Подготовка материала в центрах активности в группе

II . Организационно-практический 1. Дидактические игры 2 .Чтение художественной литературы 3.Разучивание песен о временах года 4 .Экскурсии 5.Рассматривание репродукций картин, составление описательных рассказов 6 . Рассматривание фотографий, открыток, тематических альбомов о временах года. 7 . Беседы и свободное общение, беседы-рассуждения 8 . Прослушивание аудиозаписи, просмотр мультфильмов 9 . Художественное творчество 10 .Свободное творчество 11.Детские выставки 12 .Исследовательская деятельность: 13.Физическая культура 14.Развлечение 15.Презентация 16.Взаимодействие с семьей:

Выставки

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Наблюдения

Свободная деятельность

Экскурсии

Экскурсии

Взаимодействие с семьей

Взаимодействие с семьей

Развлечения

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Беседы, чтение художественной литературы

Взаимодействие со специалистами

Огород на окне

Художественное творчество

III . Презентационно – завершающий Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год». Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. Презентация проекта перед родителями и воспитанниками. IV .Контрольно-рефлексивный Подведение итогов. Познавательная беседа “Путешествие по временам года»

Достигнутые результаты: 1.Повысился рост познавательной активности детей, интерес и любознательность к явлениям природы, бережное отношение к природе. 2.Актуализируются знание о временных представлениях, последовательности времен года. 3.Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль). 4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ. 5. Дети составляют по схеме – плану рассказы о временах года

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Выводы и результативность работы над проектом:

Библиографический список изучаемой литературы Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. И.Э. Кули ковская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003. Концепция дошкольного воспитания. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения. Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.


Тип проекта : творческий, долгосрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Сроки проведения : с сентября 2015 г. по август 2016 г.

Актуальность

Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – переливающиеся капли росы на зеленой траве, искрящийся иней на деревьях, легкие облака, голубом небе. Звуки и запахи природы тоже воздействуют на органы чувств ребенка.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, правильному и бережному общению с природой, разовьют эстетическое качество, воспитают чувство ответственности перед природой, то ребенок обязательно будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель : Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста, правильное и бережное отношение к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

  • Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  • Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  • Продолжать приобщать детей к художественно – эстетической деятельности в ДОУ.
  • Продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
  • Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
  • Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.
  • Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе через различные формы искусства.

Формы реализации проекта:

  • Совместная творческая деятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Составление рассказов, загадок, чтение стихотворений.
  • Тематические занятия.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • Информирование родителей о проекте «4 времени года».
  • Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
  • Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
  • Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок, пейзажей о временах года, фрагментов музыкальных произведений.
  • Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
  • Сбор информации о временах года для создания картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
  • Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.

Основной:

  • Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).
  • Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».
  • Создание карточек «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки» по временам года.
  • Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
  • Показ видео ролика о временах года.
  • Художественно-творческая деятельность.
  • Знакомство с творческим наследием великих композиторов П.И. Чайковский, А. Вивальди.
  • Оформление книжки – самоделки с рассказами и рисунками родителей совместно с детьми.
  • Подготовка презентации выставки «Моё любимое время года» и книжек – самоделок.
  • Подготовка к драматизации сказок «Рукавичка», «Под грибом».

Заключительный:

  • Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
  • Презентации книжек - самоделок, выставки.
  • Презентация для детей других групп.
  • Презентация для родителей, сотрудников детского сада.
  • Показ родителями этих сказок перед детьми.
  • В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю.

Предполагаемый результат

В ходе реализации проекта дети и родители получат необходимый опыт в изобразительном искусстве и художественной деятельности. У детей самостоятельно проявится бережное и эстетическое отношение к окружающему миру и природе.

Трудности

  • Пассивная позиция и низкая активность родителей.
  • Несформированность навыков у детей.
Название мероприятий Цели и задачи Участники Результат
Срок 1 2 3 4
Информирование родителей о проекте

первая неделя сентября

Информировать родителей о проекте и его задачах Педагоги, родители, дети Родители получили информацию о проекте
Подготовка материалов в центрах активности

1-2 недели сентября

Подготовка необходимых материалов для продуктивной и театральной деятельности Педагоги, родители, дети Пополнятся центры необходимыми материалом
Подбор познавательной информации об осени (картинок, репродукций, пейзажей и других)

3-4 неделя сентября

Подобрать , картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми Педагоги, родители, дети
Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок, стихов) 1-2 неделя октября Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут художественный материал

3-4 неделя октября

Педагоги, родители, дети
Наши любимые мультфильмы

4 неделя октября

Педагоги, родители, дети
Выставка работ

1-2 неделя ноября

Педагоги, родители, дети

3 неделя ноября

Педагоги, родители, дети
Изготовление и презентация книг – самоделок по осени

4 неделя ноября

Педагоги, родители, дети

1-2 неделя декабря

Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал
Презентация подобранных материалов

3 неделя декабря

Ознакомление детей и взрослых с подобранными материалами для презентации Педагоги, родители, дети Все участники ознакомятся с подобранным материалом

4 неделя декабря

Подобрать информацию для ознакомления детьми Педагоги, родители, дети
Наши любимые мультфильмы

2 неделя января

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети ознакомятся с мультимедийной информацией
Подбор музыкальной информации

2-3 неделя января

Подобрать музыкальные фрагменты и произведения и мультфильмы для ознакомления с детьми Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал
Выставка совместных с детьми работ

4 неделя января

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус. Педагоги, родители, дети Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей
Составление рассказа по рисунку

1 неделя февраля

Совершенствовать навыки составления описательных рассказов Педагоги, родители, дети Дети и родители научились составлять описательные рассказы

2 неделя февраля

Научить детей и родителей в ходе общения изготовлению книги - самоделки Педагоги, родители, дети Дети совместно с родителями сделают книжки – самоделки для рассматривания
«Вечер экспромта»

3 неделя февраля

Научить детей и родителей в ходе общения музыкальной пантомиме Педагоги, родители, дети
«Масленичное гуляние»

4неделя февраля -1 неделя марта

Научить детей и родителей в ходе общения изготовления масок Педагоги, родители, дети Дети и родители научатся общению и игровому опыту.
«Мамин день» праздничный концерт

2 неделя марта

Развивать музыкальные (танцевальные) данные детей, монологическую речь Педагоги, родители, дети
Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок)

3 неделя марта

Подобрать информацию для ознакомления детьми Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут познавательный материал
Подбор музыкальной информации

4неделя марта

Подобрать музыкальные фрагменты и произведения и мультфильмы для ознакомления с детьми Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал
Подбор познавательной информации о зиме (картинок, репродукций, пейзажей и других)

1- неделя апреля

Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал
Наши любимые мультфильмы

2 неделя апреля

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал
«Пасхальная неделя»

3 неделя апреля

Подобрать информацию и изготовление крашенок Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал
«Вечер пословиц и поговорок»

4 неделя апреля

Развивать память, внимание, образное мышление. Педагоги, родители, дети Дети и родители научатся общению и игровому опыту
Вечер военно – патриотической песни

1 неделя мая

Подобрать необходимый материал Педагоги, родители, дети Дети и родители приобретут необходимый опыт
Выставка работ посвящённых Дню Победы

2 неделя мая

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус. Педагоги, родители, дети Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей
Выставка работ «Весенняя капель»

3 неделя мая

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус. Педагоги, родители, дети Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей
Изготовление и презентация книг – самоделок о зиме

4 неделя мая

Совершенствовать навыки изготовления книги - самоделки Педагоги, родители, дети Дети совместно с родителями сделают книжки – самоделки для рассматривания
«Встреча лета»

Музыкально – литературная викторина

1 неделя июня

Развивать музыкальные данные детей, монологическую речь Педагоги, родители, дети Дети приобретут необходимый опыт
Подбор познавательной информации о лете (картинок, репродукций, пейзажей и других)

2 неделя июня

Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал
Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок)

3 неделя июня

Подобрать информацию для ознакомления детьми Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут познавательный материал
Наши любимые мультфильмы

4 неделя июня

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией Педагоги, родители, дети Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал
Самостоятельная работа – Рисование рисунков о лете, изготовление книжек – самоделок Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус.

Совершенствовать навыки составления описательных рассказов

Родители, дети Дети совместно с родителями сделают книжки – самоделки для рассматривания
Презентация рисунков и книг о лете Ознакомление детей и взрослых с подобранными материалами Педагоги, родители, дети Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей

Приложение

Материал к проекту «Времена года»

Восприятие музыки

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».

А. Вивальди «Осень».

П. Чайковский «Осень», «Охота», «На тройке».

Мультимедийные презентации

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».

«Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.

«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.

«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».

В. Поленов «Золотая осень».

А. М. Герасимов «Дары осени».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...».

К. К. Случевский. «Осенний мотив».

К. Д. Бальмонт «Осень».

И. А. Бунин «Листопад».

А. А. Блок «...Осенний день высок и тих...».

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

А. Н. Майков «Осень».

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».

Н. А. Некрасов «Перед дождем».

И. С. Никитин «Дождь каплет...».

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

И. А. Бунин «Первый снег».

А. А. Блок «Зайчик».

С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом...».

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса...».

Н. А. Некрасов «Славная осень!».

С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».

И.С. Тургенев «Утро туманное»

Художественное творчество

«Волшебные краски осени».

«Дары осени».

«Я шагаю по ковру из осенних листьев».

«Портрет осени».

«Золотая осень».

«Осеннее дерево».

«Осенние листочки».

«Аппетитные, ароматные, сладкие…».

«Веточка рябины».

«Портрет гриба».

«Золотые яблоки».

«Унылая пора, очей очарованье…».

«Белкина кладовая»

«Запасливый ежик»

«Поздняя осень»

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Восприятие музыки

П.Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».

В.Шаинский «Снежинки».

А. Внукова «Если снег идет».

А.Вивальди «Зима».

П.Чайковский «Зима».

«У камелька» «Масленица».

Н. Зацепин «Три белых коня»

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки».

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Репродукции картин известных художников

Н. П. Крымов «Зимний вечер».

И. Левитан «Зимой в лесу».

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».

А. А. Пластов «Первый снег».

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».

И. И. Шишкин «Зима».

Б. Кустодиев «Масленица».

Художественное слово

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».

Л. А. Мей «Двойным зеленым строем...».

С. А. Есенин «Пороша».

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

С. А. Есенин «Поет зима – аукает».

И. А. Бунин «Метель».

С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...».

С. А. Есенин «Берёза».

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».

А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной...».

А. А. Блок «Ветхая избушка».

И.С. Никитин «Вот моя деревня. Белый снег пушистый….»

Художественное творчество

«Мои волшебные снежинки».

«Первый снег».

«Мое любимое дерево зимой».

«Птички на ветке».

«Зимние забавы»

«Зимняя сказка».

«Я в волшебном лесу».

«Белая береза».

«Следы на снегу».

«Как розовые яблоки на ветках снегири…».

«Царство снежной королевы».

«В лесу родилась елочка».

«Зимний вальс».

«Дед Мороз и Снегурочка»

«Букет для снегурочки».

«Замок Деда Мороза»

Восприятие музыки

Н. Любарский «Дождик».

П. Чайковский «Времена года».

В. Моцарт «Весенняя».

А. Вивальди «Весна».

П.И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

Мультимедийные презентации

«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.

«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

А. Саврасов «Грачи прилетели».

П. Кончаловский «Сирень в корзине».

И. Левитан «Весна. Большая вода».

И. Левитан «Март».

К. Ф. Юон «Мартовское солнце».

С. А. Виноградов «Весна идет».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...".

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится...".

Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..".

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами...".

Ф. И. Тютчев. Первый лист.

Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

А. А. Фет. Весенний дождь.

Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная...".

А. А. Блок "Ворона".

С. А. Есенин "Черёмуха".

А. А. Блок "На лугу".

С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает".

С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился...".

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом...".

Художественное творчество

« Масленица – проводы зимы….».

«Пасхальная верба».

«Ветка с первыми листочками».

«Первые проталины».

«Весенний букет».

«Подарок маме».

«Березы весной».

«Цветущая верба».

«Подснежники в ладошке».

«Цветущий сад».

«Грачи прилетели».

«Сапог в луже».

«Сороки».

«Первые цветы».

«Одуванчик – толстые щеки».

«Лебеди на озере»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Восприятие музыки

А. Вивальди «Времена года».

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

С. Прокофьев «Полет шмеля».

Г. Свиридов «Дождик».

А. Вивальди «Лето».

П.И. Чайковский «Лето», «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва».

Мультимедийные презентации

Фотопроект «Летние забавы».

«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.

«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.

«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.

«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН», 1981 г.

«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.

«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН», 1980 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан «Березовая роща».

А. А. Пластов «Летом».

А. А. Пластов «Сенокос».

И. И. Шишкин «Дубовая роща».

В. Поленов «Московский дворик».

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

И. И. Шишкин «Рожь»

В. Поленов «Заросший пруд».

Ф. Васильев «Мокрый луг».

А. М. Герасимов «После дождя».

Художественное слово

С. А. Есенин «С добрым утром».

И. А. Бунин «На пруде».

Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные...».

А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий».

И. А. Бунин «Детство».

А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага...».

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака...».

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...».

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

А. А. Блок «Летний вечер».

С. Я. Надсон «Заря лениво догорает...».

С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело...».

А. Н. Майков «Летний дождь».

А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...».

С. А. Есенин «Колокол дремавший...».

И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе...».

С. А. Есенин «По лесу леший кричит...».

И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье...».

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...».

С. А. Есенин «Топи да болота...».

И. А. Бунин «Из окна».

Н. А. Некрасов «Конец лета».

Художественное творчество

«Семья на природе».

«Летний лес».

«Летнее настроение».

«На реке».

«Бабочки и стрекозы».

«Божья коровка на ладошке».

«Пчелка».

«Звери в лесу».

«Ромашки».

«Утренняя роса».

«Я рисую букет».

«Золотая нива».

«Паук на паутинке».

«Радуга-дуга».

«Дары лета»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Список используемой литературы:

  1. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
  2. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
  3. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  4. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  5. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
  6. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
  7. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
  8. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  9. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
  10. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
  11. Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль, Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000 г.
  12. С.Ю.Афонькин «Оригами и аппликация» Санкт – Петербург, Кристалл 1998 г.
  13. Т.А. Шарыгина «Беседы о воде в природе», Москва, «Сфера»2008 год.
  14. Т.А. Шарыгина «Беседы о русском лесе», Москва, «Сфера» 2008 год.
  15. Т.А. Шарыгина «Зеленые сказки», «Красивые сказки» Москва, Прометей Книголюб», 2002 год.
  16. О. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль, Академия развития, 1998 год.
  17. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2000.
  18. Е. Данкевич, Д. Жаркова «Пластилиновый мир» Санкт – Петербург, Кристалл, 1998 год.

Задачи проекта: . уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

Развивать связную речь, ее выразительность;

Учить правильному и бережному отношению к природе;

Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;

любое время года.

деятельности.

разного характера.

материалов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту "Времена года"»

Полухина Татьяна Витальевна

МДОУ Детский сад №23 «Аленушка»


Актуальность:

Ребенок должен чувствовать

ответственность за всю живую

природу, которая окружает его.

Необходимо научить беречь и

любить природу с малых лет.

Цель проекта:

Развитие познавательной

деятельности, формирование

элементарных представлений о

времени года, его периодичности,

последовательности месяцев в

Задачи проекта: уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

Развивать связную речь, ее выразительность;

Учить правильному и бережному отношению к природе;

Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;

Интеграция ОО по задачам и содержанию:

«Познание» - формирование элементарных представлений о времени, его

периодичности; закреплять умение обобщать представления о временах

«Развитие речи» - совершенствование речи как средства общения; совершенствовать

диалогические и монологические формы речи.

«Чтение художественной литературы» - развивать интерес к художественной

литературе; пополнить литературный багаж детей о временах года; знакомить с

иллюстрациями известных художников.

«Здоровье» - Формировать у детей интерес к спорту, к физическим упражнениям в

любое время года.

«Физическая культура» - формировать привычку сохранять осанку в различных видах

деятельности.

«Музыка» - обогащение музыкальных впечатлений детей, слушая мелодии

разного характера.

«Безопасность» - уточнять и расширять представления детей о явлениях природы в

разные времена года, знакомя с правилами поведения человека в этих условиях.

«Художественное творчество» - развивать умение творчески и активно применять

раннее усвоенные способы изображения в рисовании, используя разные наборы

материалов.

«Труд» - воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к природе,

привлекать к труду во все времена года.


Деятельность воспитателей

Подготовка методических и

дидактических материалов;

Проведение интересных занятий

Организация выставок;

Отражение данной тематики при

создании тематического планирования

учебной программы;

Подбор информации через интернет,

познавательная информация,

картинки, пейзажи о временах года.

Деятельность детей

Участи в различных конкурсах,

Заучивание стихов, загадок, пословиц

и поговорок;

Рисование по теме прочитанных

произведений;

Участие в развлечениях.


Деятельность родителей

Оказание помощи в оформлении

стенда «Времена года»;

Рисование с детьми сюжетов «Времена

Пополнение группы бросовым

материалом для детского творчества;

Оформление выставок;

Изготовление костюмов к

развлечению;

Специалисты

Музыкальный руководитель: подбор

музыкального репертуара

для прослушивания;

Инструктор по физической культуре:

подбор игр на разные времена


Ожидаемые результаты данной деятельности:

Повышение интереса детей к

природе и природным явлениям;

Позитивные изменения в речи

Повышение психолого-

педагогической культуры

родителей;

Совершенствование личностных

Изготовление поделок «Дары

осени», «Елочка-красавица»;

Изготовление альбома «Времена

Тематическая выставка детских

«Дары осени», «Зимушка-зима»,

«Весна идет», «Ах, лето».


Вид проекта

Комплексный

Тип проекта

Смешанный (информационный,

познавательный, игровой) .

Длительность проекта

Долгосрочный

Срок реализации проекта

С сентября 2015г. по август 2016г.

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели,

Инструктор по физической культуре,

Музыкальный руководитель, родители.


Продукты проектной деятельности

Альбом «Времена года»;

  • выставка «Что нам осень

принесла»;

Выставка «Елочка-красавица»;

Рисунки детей;

Рисунки родителей к альбому «Времена года»;

Изготовление кормушек для птиц;

Итоговое мероприятие КВН

«Четыре времени года» с

участием родителей и детей.


Этапы проекта:

Подготовительный:

Анкетирование родителей по теме, обработка данных;

Разработка проекта по теме «Времена года»;

Оформление уголка природы;

Заполнение игрового пространства наглядно

иллюстративным материалом по теме «Времена года»;

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года»;

Привлечь детей к участию в придумывании

сказок, загадок и т. д;

Разработка конспектов;

Подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;

Основной:

Наблюдения за объектами и явлениями природы;

Чтение художественных произведений, пословиц, загадок;

Создание папки передвижки «Времена года»;

Наблюдение за объектами и явлениями природы;

Рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;

Экскурсии и целевые прогулки;

Прослушивание музыкальных композиций;

Итоговый:

КВН, создание презентации «Времена года».







Введение

Тема проекта: «Времена года».

Обоснование выбора темы.

Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник познания, творчества. Дети от природы любознательны. Круг их интересов широк. Среди вопросов, которые они задают взрослым, есть и такие, которые вызваны различиями явлений и объектов природы. Чтобы ребятам лучше понять явления окружающей их природы, надо родителям чаще бывать с детьми в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту и заметить необычное, интересное. Как распускаются листья, почему осенью они опадают. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него будет развиваться речь. Чем больше ребёнок разглядел, подметил нового для себя, тем ярче и образнее станет и его речь, тем охотнее он будет общаться со сверстниками, взрослыми. Умение излагать свои мысли поможет в дальнейшем лучше учиться в школе. Участвуя в данном проекте, ребёнок на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, не исчезает бесследно. Так как в процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учится думать и отвечать на вопрос «почему?» И пусть эта работа мысли сложная, но именно так в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умения делать умозаключения, выводы.

Актуальность.

В настоящее время ребята стали всё меньше общаться с природными

объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, сотовым телефоном, телевизором. Бесспорно, никакой фильм или компьютерная игра не заменят живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдыхать запах цветов, слушать пение птиц, бегать босиком по траве. Учиться вникать в тайны природы, а затем воплощать свои замыслы в творческих работах (рисование, лепка, аппликация, моделирование).

Во все времена природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу.

Познавательная и творческая деятельность, связанная с познанием явлений природы в их взаимосвязи, интересна и увлекательна, что подтверждает актуальность темы проектной деятельности «Времена года».

Участники проекта: воспитатели, дети группы коррекционной направленности с общим недоразвитием речи, родители.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Цель проекта: воспитание у детей бережного отношения к природе на основе наблюдений за сезонными изменениями. Организация тематических выставок детских работ, воплощающих творческие замыслы ребят, которые основаны на личных наблюдениях.

Задачи проекта :

  1. Закрепить знания детей о временах года, взаимосвязи различных явлений природы.
  2. Формировать умение воспитанников составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы по временам года.

3. Стимулировать проявление доброго отношения к окружающему миру в повседневной, образовательной, игровой деятельности дошкольников.

4. Воспитывать любовь к природе при проведении экскурсий по улицам Лазаревского, в парк, выставочный зал с произведениями искусства.

5. Способствовать укреплению сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Проектные продукты:

v творческая мастерская по направлениям: «Природа - наш дом», «Времена года»;

v компьютерная презентация «Времена года»;

v выставка творческих работ, макетов, альбомов, созданных детьми с помощью педагогов и родителей.

План работы над проектом

Этапы проекта

Задачи этапов

Сроки реализации

Организационный

  1. Выбор темы проекта.
  2. Составление плана работы по организации

проектной деятельности с дошкольниками с

привлечением родителей ребят.

  1. Проведение анкетирования родителей по

теме: «Экологическое воспитание в семье».

  1. Накопление педагогами разнообразной

информации по теме проекта.

Октябрь 2016

Основной

  1. Организовать наблюдения за сезонными

изменениями, происходящими в природе.

  1. Знакомить дошкольников с познавательной

информацией по теме проекта с использованием красочного иллюстративного материала, аудио- и видеофрагментов (пение птиц, звуки явлений природы), фрагментов музыкальных произведений о временах года (на занятиях и при посещении библиотеки детского сада).

  1. Создать (при участии родителей) альбомы

«Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки» и макет по теме проекта (использовать их в игровой и образовательной деятельности).

  1. Провести занятия по темам «Зима»,

«Весна», «Лето», «Осень» с использованием подвижных и дидактических игр, мнемотаблиц, викторин, созданием творческих работ ребят по рисованию, лепке, аппликации. Организовать выставки творческих работ воспитанников.

  1. Оформить для презентации проектные

продукты.

Ноябрь – март

Заключительный

  1. Распечатать текстовый вариант проекта,

подготовить сообщение к компьютерной презентации проекта «Времена года».

продукты на краевой научно-практической конференции дошкольников и педагогов МДОБУ №118 «Приглашение к открытию».

  1. Представить проект и проектные

продукты на итоговом родительском собрании.

Апрель, май 2017

Планируемые результаты:

Дети овладеют понятиями «времена года», «признаки», «погода», «как природа рисует красками» и др.

Дети овладеют простейшими приемами организации наблюдений, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей.

У детей сформируется потребность и способность интересно и с пользой проводить время.

Дети проявят активность и творчество в продуктивной деятельности.

Ход работы над проектом

На организационном этапе: была выбрана тема проекта, составлен план работы по организации проектной деятельности с дошкольниками с привлечением родителей ребят, проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание в семье».

На основном этапе: организованы наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в природе (см. фото 1).

Педагоги провели экскурсию в библиотеку (см. фото 2).

Для проекта были подобраны справочники, познавательная, художественная литература, пословицы, поговорки, народные приметы, загадки. Музыкальное произведение «Времена года» П.И.Чайковского, звуки природы (пение птиц, шум дождя, ветра, грома), иллюстративный материал были взяты и в сети Интернет.

Организовали экскурсию в Свирское ущелье и прогулку к морю (см. фото 3,4).

Посетили выставку в ЦНК им. К.С.Мазлумяна «Времена года», где ребята познакомились с произведениями таких художников, как А.Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Большая вода», «Золотая осень», А.Пластов «Первый снег» и др. Посетили выставку в Центральной районной библиотеке им. А.И. Одоевского «Первоцветы» (см. фото 5).

Обсуждали с ребятами смысл пословиц, поговорок, примет времен года. К примеру:

«Береги нос в большой мороз»

«Весна красна цветами, а осень пирогами»

«Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь»

«Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна»

Изучение пословиц и поговорок способствует формированию у детей более полной картины окружающего мира: они приучают детей любить и уважать природу, прививают чуткость и внимательность ко всему, что нас окружает.

Познакомили ребят с творческим наследием П.И. Чайковского, наши воспитанники играли и рисовали под музыку из музыкального альбома «Времена года» (см. фото 6).

Педагогами были проведены занятия по теме проекта: «Осень. Подготовка птиц к отлету», «Зима. Зимующие птицы», «Весна. Первоцветы» (см. фото 8,9,10).

Провели дидактические игры «Зимующие или перелетные», «Когда это бывает?", «Закончи предложение», «Кто что делает?», «Подбери признак».

Познакомили детей с русской народной игрой-забавой «Снежки», подвижной игрой «Совушка», «Гори, гори ясно!», «Плетень» (см. фото 11).

Была проведена консультация для родителей

Что еще почитать