Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе. Театрализованная деятельность в детском саду и ее организация

Конспект занятия по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «Рукавичка»

Цель : участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.

Задачи : Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.

Воспитывать дружеские отношения, уметь действовать согласовано. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности , вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в играх-драматизациях.

Развивать диалогическую речь детей.

Оборудование : несложные декорации, игрушки, рукавичка , домик-теремок, маски-шапочки.

Персонажи : ведущий, дед, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь, собачка.

« Рукавичка » : все роли выполняет воспитатель.

«Теремок» : ведущий –воспитатель, персонажи сказки- дети.

Ход занятия :

Воспитатель : тихим загадочным голосом говорит : «сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес на волшебную поляну, а что будет дальше – увидите. Рассаживайтесь по вагончикам (строимся друг за другом, наш поезд отправляется : «Чух-чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!»

Идем паровозиком по группе , подходим к стульчикам.

Воспитатель :

Вот мы и приехали в сказочный лес. Как здесь интересно! Садитесь ребятки на пенёчки-стульчики.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель :

Показывает руку, на которой надета варежка и читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»

Какой тёплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас?

Дети показывают свои ладошки.

Воспитатель : Как много пальчиков и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши заблудится, всё равно окажется в варежке с остальными пальчиками-«друзьями» .

Дети, на что мы надеваем варежку?

Дети : на руку.

Воспитатель : правильно, на руку. Поэтому варежку можно назвать рукавичка . Хотите познакомиться со сказкой, которая так и называется « Рукавичка » ?

Дети : да, хотим!

Воспитатель : Тогда сядьте поудобнее, руки положите на колени, смотрите и слушайте!

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и потерял рукавичку .

Воспитатель спрашивает у детей : «Дети, посмотрите-ка, что это? (Показываю рукавичку )

Дети : варежка.

Воспитатель : Чья это варежка? Может твоя? Называет имена детей)

Дети : Нет, не наша варежка, это дедушка потерял!

Воспитатель : Верно, большая рукавичка ! Замёрзнут теперь у него руки. Что же делать? Надо позвать дедушку!

Дети зовут деда.

Воспитатель : Наверное, далеко ушёл дедушка, не слышит. Что ж положим рукавичку на видное место .

Дети кладут варежку на стол.

Воспитатель : «Как тихо в лесу. Ой, кто-то тут близко, листва шуршит. Да это мышка бежит! (Подражает голосом писк мышки) .

Спрашивает у мышки (игрушки) : «Что понравилась рукавичка

Мышка (воспитатель) : да, я тут жить буду!

Воспитатель : Вот умница спряталась от холода, разрешим ей тут жить?

Дети : да, разрешим!

(Кладу мышку в рукавицу )

Воспитатель : Дети, а кто это шлёпает брюхом по земле?

Дети : это лягушка!

Воспитатель (от имени лягушки) : Кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка –норушка, а ты кто?

Лягушка : Я – лягушка-квакушка, ква-ква-ква, пусти меня в свой домик.

Мышка : иди.

Воспитатель : А теперь чьи прыжки в лесу слышны?

Дети : это зайчик!

Воспитатель : Да, это зайчик бежит! Тоже увидел рукавичку .

Зайчик : кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка-норушка.

Лягушка : я –лягушка квакушка, а ты кто?

Зайчик : Я зайчик – побегайчик. Пустите меня к себе жить!

Кладу зайку в рукавичку .

Воспитатель : А кто это так легонько бежит, следы хвостом заметает?

Дети : Лиса!

Воспитатель : Заметила лисичка рукавичку , спрашивает : кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка-норушка.

Лягушка : Я лягушка-квакушка.

Зайчик : Я – зайчик –побегайчик. А ты кто?

Лиса : А я лисичка-сестричка. Пустите и меня.

Воспитатель : Пустим лисичку?

Дети : да!

Воспитатель : А кто там ещё бежит? Да это волк-волчище серый хвостище,

Волк : Кто-кто в рукавичке живет ?

Мышка : Я мышка-норушка.

Лягушка : Я лягушка-квакушка.

Зайка : Я зайка-побегайка.

Лиса : Я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк : Да я ж волчок- серый бочок, р-р-р. Пустите меня.

Воспитатель : Пустите его, зверята, уж больно он замерз. А обижать он вас не будет!

Прячу волка в рукавицу .

Воспитатель : Как вас много! А рукавичка- то как растянулась . Прислушайтесь, ребята, кто-то бежит. Верно, тоже хочет на зиму дом найти. Да это же кабан!

Кабан : хрю-хрю-хрю! Кто –кто в рукавичке живет ?

Зверята : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок –серый бочок. А ты кто?

Кабан : Я кабан-клыкан, пятачком землю рою, вкусные корешки достаю, всех накормлю.

Воспитатель : Пустили звери и кабана. Ой, как ветки трещат, верно медведь идет.

Медведь : Кто-кто в рукавичке живет ?

Зверята : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок –серый бочок, кабан-клыкан. А ты кто?

Медведь : А я медведюшка-батюшка. Пустите меня.

Зверята : Да куда ж мы тебя пустим? И так тесно!

Воспитатель : В тесноте, да не в обиде! Пустите Мишку погреться!

Кладу мишку в рукавицу .

Вижу, возвращается дедушка с собачкой.

Дед : Где моя рукавичка ? Ищи, Дружок!

Дети, где моя рукавичка ?

Дети : Вот она!

Воспитатель высыпает зверюшек из рукавички и отдает её деду , зверюшки разбегаются.

Воспитатель : Приходите к нам, зверята, еще в гости, места всем хватит, правда, ребята?

Дети : Приходите, приходите!

Воспитатель : Вам понравилась сказка?

Дети : Понравилась!

Воспитатель : А на какую сказку похожа сказка « Рукавичка » ?

Дети : На «Теремок» .

Восп.: Молодцы! Конечно на «Теремок»

А вы хотите быть артистами и показать сказку «Теремок» ?

Дети : Да, хотим!

Воспитатель : Тогда давайте отправимся в лесной театр !

Физкультминутка «Шофёры» . (имитируют движения)

Едем, едем, едем, едем,

Нажимаем на педаль

Газ включаем, выключаем.

Пристально мы смотрим в даль.

Дворники счищают капли

Влево-вправо – чистота.

Ветер волосы взъерошил.

Мы шоферы хоть куда!

Воспитатель : Вот мы и приехали.

По желанию детей выбираем персонажей сказки. Надеваем шапочки-маски.

Воспитатель : Вы у нас будете артистами, а остальные дети – зрителями.

Артисты будут показывать сказку, а зрители потом поаплодируют вам.

Встаю около домика- Теремка и начинаю рассказывать :

«Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо мышка-норушка.

Приглашаю девочку- Мышку. Как мышка пищит?

Ребенок : пи-пи-пи.

Хвалю : Молодец!

Постучи в теремок, спроси : Кто в теремочке живет?

Ребенок стучит в домик и спрашивает :

Кто в домике живет?

Воспитатель : нет никого, заходи в домик, будешь там жить.

Приглашаю ребенка «лягушку» : Покажи, как лягушка прыгает и квакает.,

Ребенок прыгает и квакает.

Воспитатель : Постучи и спроси : «Кто в теремочке живет?»

Ребенок стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет?

Воспитатель : «Ответь лягушке, мышка-норушка.

Ребенок-мышка : Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребенок –лягушка : Я лягушка квакушка. Пусти меня в теремок.

Мышка : Иди.

Воспитатель : Бежал мимо зайка – побегайка. Приглашаю ребенка – «зайку» . Покажи, как зайчик прыгает, какие у зайчика ушки? Постучи в теремок, спроси, кто в теремочке живет?

Ребенок прыгает на двух ногах и руками показывает ушки зайчика на голове. Стучит в домик и спрашивает : Кто в домике живет?

Дети отвечают : Мышка-норушка, лягушка-квакушка. Спрашивают : А ты кто?

Ребенок : Я зайчик-побегайчик. Пустите меня.

Входит в домик.

Воспитатель приглашает ребенка-«лисичку» : Покажи, как лисичка бежит. Она хитрая.

Ребенок изображает лисичку.

Воспитатель : Постучи в теремок, спроси, кто там живет?

Ребенок-«лисичка» стучит в домик и спрашивает : «кто живет в теремке»

Дети отвечают : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, а ты кто?

Ребенок-«лисичка» : я лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.

Заходит в домик.

Приглашаю ребенка-«волка» : как волк бежит? Ребенок изображает волка.

Воспитатель : постучи в теремок, спроси, кто в теремочке живет?

Ребенок стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет? Пустите меня. Заходит в домик.

Приглашаю ребенка-«медведя» . Покажи как медведь ходит, медведь косолапый, идет вперевалочку. Подойди к домику, спроси, кто там живет?

Ребенок идет, имитируя движения медведя. Стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет?

Дети отвечают : мышка-норушка, лягушка квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка – сестричка, волчок-серый бочок. А ты кто?

Ребенок : Я медведь. Пустите меня.

Дети : Нет, не пустим!

Воспитатель : Постучи медведь в теремок посильнее. Начинаю раскачивать домик. Бегите, разбегайтесь зверюшки, а то медведь весь теремок сломает.

Дети выходят из домика и садятся на стульчики.

Воспитатель : Молодцы, артисты! Давайте им похлопаем в ладоши!

Вам понравился спектакль?

Дети : да!

Воспитатель : В следующий раз мы поменяемся ролями. Наши артисты будут зрителями, а ребята-зрители будут артистами.

А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Рассаживайтесь по вагончикам, наш поезд отправляется.

Дети идут по группе друг за другом .

Воспитатель : «Чух-чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух!

Дети : Ту-ту, ту-ту.

Воспитатель : Вот мы и приехали, теперь можете поиграть в свои любимые игрушки.

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего. Воспитать человека!

В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т.д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции.

Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.

Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

Вот эти задачи:

1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

2. Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

4. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

5. Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.

6. Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.

7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

8. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

10. Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.

11. Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.

12. Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.

13. Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.

Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами– соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа.

Эти этюды проводятся на протяжении всего учебного года на усмотрение музыкального руководителя. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т.д.

Мимические этюды с жестами

Эмоциональное состояние персонажа

Действие ребенка

1. Нам грустно
  • грустное лицо
  • вытирает слезы
  • вздыхает, пожимает плечами
2. Нам весело
  • улыбка, смех
  • хлопает в ладоши, прыгает
3. Мы сердимся Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топаем ногами
4. Мы испугались Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать
5. Мы устали Сесть на стул, руки и ноги расслаблены
6. Не хотим, не надо Ладошками как бы отодвигать от себя, ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе
7. Мы удивлены Развести руки, посмотреть удивленно и сказать “Ах”
8. Мы любим покушать Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

К каждому из этих этюдов надо подбирать соответствующую музыку и обязательно делать под музыку.

Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребованы. Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников. Родители и другие воспитанники детского сада – благодарная публика.

Дети второй младшей группы свободно могут подготовить сказку-драматизацию в первом квартале и показать ее на осеннем развлечении к новому году.

Во втором квартале, во второй половине года, дети могут подготовить сказку к празднику мам.

В третьем квартале - еще одну к весеннему развлечению, а также ко дню защиты детей.

Таким образом, 4-5 сказок-драматизаций вполне доступны для детей второй младшей группы.

Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.

Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем со сказки!

“Как кукла Майя испекла пирог”

Драматизация сказки для детей второй младшей группы

Взрослый персонаж – Сказочница.

Музыка. Выходит сказочница.

Сказочница:

Здравствуйте, мои друзья.
Я к вам в гости пришла.
Всех вас рада видеть я.
Сказочница зовут меня.
Хочу вам сказку рассказать
И пора ее начать.
Дружно жили все игрушки.
Мишки, куколки-подружки.

Забегают дети-“игрушки” и поют песню “Солнышко” - Филиппенко.

Сказочница:

Игрушки весело играли
И, конечно, танцевали.

Танец кукол.

(Кукла Майя выходит на середину)

Сказочница:

Время праздника настало,
Кукла Майя всем сказала.

Кукла Майя:

Решила всех я угостить,
Пирогами накормить.
Муки мало у меня
Вдруг всем не хватит пирога.

Сказочница:

А вот и курочка идет
Что-то куколке несет.

(Выходит курочка, в корзинке мука)

Здравствуй куколка, возьми.
Принесла тебе муки.
Постарайся, испеки
В гости всех ты пригласи.

Кукла Майя: Спасибо.

Сказочница:

А вот и козочка идет.
Что-то куколке несет.

(Выходит коза с корзинкой)

Куколка, вот для тебя
Принесла я молока.
Вот и маслице, возьми.
Постарайся, испеки.

Кукла: Спасибо.

(Уносит в дом корзинки)

Ну, а где мои козлятки,
Где веселые ребятки.
Выходите погулять,
Выходите поиграть.

Танец козлят.

Сказочница:

А вот мишенька идет,
Что-то куколке несет.

(Выходит медведь из домика)

Постарался, принес я
Варенье вкусное для пирога.
Ты побольше испеки,
В гости всех ты пригласи.

Кукла: Спасибо.

(Уходит в дом).

Сказочница:

Варенье куколка взяла
И пирог свой печь пошла.
Смотрите, кот сюда идет,
Ничего он не несет.

Выходит кот.

Мяу, здесь пирог пекут?
Здесь меня, наверно ждут.
Весь пирог я съесть смогу
Очень пироги люблю.
Съем все сам, съем все сам,
Никому пирог не дам.

(Выходят курочка, коза, медведь и два козленка)

Все вместе:

Мяу, простите вы меня,
Жадничать не буду я.

Сказочница:

Угощаться надо вместе.
Вместе это интересней.
Давайте песню мы споем,
Ведь дружно, весело живем.

(Выходит кукла с пирогом)

Вот пирог я принесла,
Он готов у меня.

Сказочница:

Всех гостей надо звать,
Пирогом угощать.
Приходите в гости к нам.

Все: Рады, рады мы гостям.

Сказочница:

А на радости друзья
Танцевать пришла пора.

Парный танец.

Сказочница:

Сказка кончилась моя
До свидания, друзья!

Передовой педагогический опыт в детском саду

«Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Райло Ирина Марковна, воспитатель МБДОУ Д/с №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Цели:

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки) ;
  • кукольный театр; ширма (би-ба-бо) ;
  • настольный театр;
  • фланелеграф - театр картинок;
  • матрешки-сказки;
  • театр масок;
  • театр из картона;
  • вязаный;
  • театр из коробок, театр перчаток, театр - топотушки, театр конусный, театр на палочке.

Задачи и содержание работы

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми еще в ясельной группе, я обратила внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

Родители купили нам Матрешки -"сказки": "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба". Сначала я им показывала сказки, раскрывая и собирая матрешки, а потом они и сами стали просить их. Раскрывая матрешки-персонажи, выставляя их друг за другом, ребята постепенно стали рассказывать сказки.

Мы планируем поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

[Введите текст]

Театральная деятельность в младшей группе

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Цель кружка.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка.

  1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
  9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
  10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Сентябрь

  1. “Давайте познакомимся”.
  2. “Ходит осень по дорожке”. (по сказке “Теремок”)
  3. “Прогулка по лесу”.

Октябрь

  1. “Во садочке я была…”.

Ноябрь

  1. “Мы водили хоровод”.
  2. “Заюшкина избушка”. (театр конусной игрушки)
  3. “Зеркало, зеркало – скажи…”.

Декабрь

  1. “Заходите в гости к нам”.

Январь

  1. “Сказка о глупом мышонке”.

Февраль

  1. “В гости к ежику и лисе”.
  2. “Мы актеры”.
  3. “В гости пальчики пришли”.

Март

  1. “Весна пришла!”.
  2. “Смоляной бычок”. (театр мягкой игрушки)
  3. “Представьте себе…”.
  4. “Воробей и кот”.

Апрель

  1. “В тесноте, да не в обиде”.
  2. “Свет мой зеркальце скажи…”.
  3. “На болоте две подружки, две зеленые лягушки”.

Май

  1. “К нам гости пришли!”.
  2. “Ладушки – ладошки”.
  3. “Пчелки – детки, полетели!”.
  4. “Два веселых гуся”.

Сентябрь

Тема: “Давайте познакомимся”.

Цель: формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Литература: М. Д. Маханева

Тема: “Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей.

Литература: Т.Н. Караманенко Кукольный театр – дошкольникам” Москва, “Просвещение” 1982г.

Тема: “Ходит осень по дорожкам”. (по сказке “Теремок”)

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Литература:

Тема: “Прогулка по лесу”.

Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

Литература: М. Д. Маханев Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Октябрь.

Тема: “Мы играем и поем”. (имитация игры на дудочке в свободной пляске “Маша и медведь”)

Цель: вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения.

Литература:

Тема : “Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить”.

Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Во садочке я была…”.

Цель: учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: Игровая викторина по стихам А. Барто”.

Цель: развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Ноябрь

Тема: “Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет”.

Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Мы водили хоровод”.

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Заюшкина избушка” (театр конусной игрушки).

Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Зеркало, зеркало – скажи…”.

Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Декабрь

Тема: “Потеряли котятки по дороге перчатки”.

Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Литература: Т .И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Встали детки в кружок – закружились как снежок”.

Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Мешок с сюрпризом”. (театр на картоне)

Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “Заходите в гости к нам”.

Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Январь

Тема: “Сказка о глупом мышонке”.

Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”.

Цель: познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.

Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Звери в гостях у Снегурочки”.

Цель: вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Февраль

Тема: “Без друзей нам не прожить ни за что на свете”.

Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “В гости к ежику и лисе”.

Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Мы актеры”.

Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “В гости пальчики пришли”.

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Март

Тема: “Весна пришла!”.

Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Литература : М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Смоляной бычок”.

Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Представьте себе…”.

Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “Воробей и кот”.

Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Литература : М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003 г.

Апрель

Тема: “В тесноте, да не в обиде”.

Цель: учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Свет мой зеркальце скажи”.

Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “На болоте две подружки, две зеленные лягушки”.

Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Дайте только срок, построим теремок!”.

Цель: продолжат учить детей отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Май

Тема: “К нам гости пришли!”

Цель: вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Ладушки-ладошки”

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Пчелки-детки, полетели!”

Цель: развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Два веселых гуся”

Цель: развить память физических ощущений; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развить пантомические навыки.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова.

Литература

  1. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  2. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  4. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  5. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

Основная цель педагога в младшей группе - заинтересовать и постепенно вовлечь в театрально-игровую деятельность. Для этого он осуществляет работу по нескольким направлениям:

а) Знакомит детей с отдельными видами театрализованных игр. Знакомство детей с различными видами театрализованных игр начинается с просмотра спектаклей, подготовленными взрослыми или ребятами старших групп. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее на сцене, у них формируется желание заниматься этим видом деятельности. Действия малышей носят подражательный характер. Они водят кукол, совершают с ними манипуляции, произнося только отдельные предложения. Сюжетная сторона отсутствует.

Организация просмотра спектаклей детьми младшего возраста имеет свои особенности. Целесообразно на начальном этапе, незадолго до начала представления, рассказать о содержании спектакля, иначе малыши не сможет уловить смысл событий, происходящих на сцене.

В ходе самого представления, ввиду быстрой утомляемости необходимо подключать внимание детей к событиям, происходящим на сцене: поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, попросить уложить героя спать.

б) Обучает правилам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе.

В этом возрасте необходимо научить детей правильному пользованию фигурками театров. Педагог вначале показывает и объясняет, как управлять фигуркой, удерживая ее за спину или основание; в каком положении должна находиться рука по отношению к зрителям; приучает к тому, чтобы ребенок внимательно слушал текст и действовал в соответствии с ним; обращает внимание детей на то, что если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом «говорящая» игрушка должна слегка двигаться. Когда игрушка кончает «говорить», она застывает, становится неподвижной. Этот прием поможет детям выделить, какая из игрушек «говорит» в данный момент.

Чтение текста и исполнение ведущих ролей воспитатель вначале берет на себя, а ребятам поручает только обыгрывание несложных ролей.

Чуть позже взрослый суживает параметры своей деятельности и предоставляет ребятам самостоятельно действовать с персонажами в соответствии с его рассказом. В результате проведенной работы дети с хорошо развитой речью способны одновременно рассказывать и показывать.

в) Содействует развитию речевых и двигательных способностей детей, учит искусству ведения диалога в вопросно-ответной форме.

Работа по формированию способов сценической выразительности в младшей группе начинается с активизации речи и движений детей, прежде всего, с развития имитационных, подражательных движений, так как малышу легче показать, чем рассказать. Для успешного решения этой задачи педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия и т.д. Например, на музыкальном занятии детям предлагается изобразить как утята спят, просыпаются, умываются.

Для успешной организации театрализованных игр важно, чтобы дети с младшего возраста учились искусству диалога - основной форме общения героев на сцене. Детям доступна наиболее простая- вопросно-ответная форма диалога. Интересным и эффективным средством является чтение по ролям несложных стихов и потешек. У детей необходимо развивать способность к словесной импровизации. В случае затруднений можно обратиться к личному опыту детей, предлагая им вспомнить, как они маму, бабушку уговаривали купить мороженное, игрушку и т.д. или наоборот, как взрослые уговаривают их что-нибудь съесть.

В младшей группе дети инсценируют отдельные сценки или короткие несложные произведения, хорошо известные им. Для подведения детей к театрализации конкретного произведения, педагог планирует целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» он предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и во время утренней гимнастики передать в движении: как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. На занятии по родному языку - поупражнять в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. На музыкальном занятии дети упражняются в пении песенки Колобка, разучивают танец Зайчика.

Роль ведущего, режиссера, художника-декоратора берет на себя в этой группе сам взрослый.

Что еще почитать