Военно патриотическое воспитание младших школьников. Нравственно – патриотическое воспитание младших школьников. Теоретические основы патриотического воспитания

Н.А.Дарий
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
Пролетарского района города Твери

Историческое значение каждого
русского человека измеряется
его заслугами перед Родиной,
а его человеческое достоинство-
силой его патриотизма.
(Н.Г. Чернышевский)

Изменение Российского общества в 90-е годы привело к иным направлениям общественного развития. Это изменение вызвало расслоение общества и снижение жизненного уровня, произвело ценностную переориентацию у молодёжи. Через СМИ идёт пропаганда насилия, активно насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией.

В детско-молодёжной сфере усилились националистические настроения, демонстративное отношение к взрослым, жестокость, в самых крайних проявлениях. Резко возросла преступность среди подростков. Многие дети лишились воспитательной среды, оказавшись на улице, они усваивают жестокую науку выживания в тяжёлых условиях. За два десятилетия мы потеряли целое поколение, которое могло дать стране истинных патриотов, достойных граждан своей Отчизны.

Сказано: « Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Вот и мне «повезло», как большинству советских людей. В 90 –е годы мы потеряли всё, чем жили, во что верили. Смятения и страха не было. Возмущало то, что было потом: много грязи и лжи. Одолевали размышления: кто патриот у нас в Отечестве – верхи или низы? Кто мы – Иваны, не помнящие родства? Росла тревога за детей – своих и чужих. Ведь они самые незащищённые. Желание сберечь детей, оградить от жестокости разрушения, воспитать их в русских православных традициях, на примерах славного исторического прошлого (ведь оно никуда не исчезло!) переполняло меня
Но как трудно будет теперь взрастить добрые семена возрождения на выжженной израненной почве! «На чём основывать работу? На кого можно опереться в преодолении трудностей?» -думала я. В прежние времена существовали программы нравственно-патриотического воспитания, имелся большой выбор методической литературы, действовали учреждения и общественные организации, обладавшие огромным опытом работы с подрастающим поколением. В начальной школе, только по одной книге для чтения «Родная речь» М.В. Головановой на пяти уроках в неделю можно было проделать большую работу по патриотическому воспитанию в течение учебного года, без особой затраты сил и времени на подготовку. Эта книга была снабжена подборкой соответствующего материала, да ещё в хронологическом порядке. Но преподносилось это с такой идеологической подоплёкой, что вызывало глухое раздражение. Скоро тексты о Ленине, партии, революции изъяли из книг, а заодно и об армии, о гражданской и Великой Отечественной войне (нет ни одного!). Как будто это не наша история. Чем заполнился идеологический вакуум, теперь видно.

С таким положением дел дальше мириться было нельзя. Это понимали все здравомыслящие и рядовые граждане, и руководство страны. При администрациях городов создали «Управления по делам молодёжи, культуре и спорту», вновь стали востребованы музеи, формируются молодёжные организации нового типа, налаживаются взаимодействия с ветеранскими организациями. В этой связи требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения, создав надлежащие условия. Кто и где будет этим заниматься? В первую очередь, конечно, школа. Перед учителями встаёт проблема гражданско-правового и патриотического воспитания детей, как одна из самых актуальных. Часть проблемы необходимо решать путём формирования и развития у школьников патриотических чувств как важнейшей составляющей во всём процессе воспитания. Я предлагаю систему этой работы выстраивать снизу вверх, начиная с детского сада и начальной школы, которые ближе всего к ячейке общества - семье. Это одновременно повысит и статус института семьи, который сегодня теряет свою значимость.

Размышляя, советуясь с людьми разных профессий и возраста, представителями разных слоёв общества, обмениваясь мнением с единомышленниками, пришла к выводу, что нужно, конечно, искать новые подходы в деле воспитания гражданина, но и наработанное русской и советской системой школьного воспитания забывать нельзя.
Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.
Итак, что мы должны понимать под термином патриотизм? По определению С.И.Ожегова, «патриотизм» - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». «Патриот – человек, одушевленный патриотизмом».

Если говорить о воспитании любви к русскому народу как носителю языка, исторической памяти, военных и гражданских традиций, прикладного искусства, песенного творчества, то надо сказать о подвижнической деятельности руководителя нашего школьного фольклорного ансамбля «Ладушки», организатора воспитательной работы в начальной школе Алине Алексеевне Дубининой. Под её вдохновляющим началом мы, классные руководители, проводим комплекс мероприятий по воспитанию у детей любви к своей матери, к учителю, одноклассникам, к школе, к родному городу, к Тверскому краю. С этого начинает претворяться в жизнь идея патриотического воспитания.

Многое пришлось пересмотреть, что-то исключить, что-то создавать заново. Мною в течение почти двадцати лет выстраивается новая система работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Она решает следующие задачи:

1. Ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего
края, города, школы.
2. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа,
семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края.
4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления
физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни.
5. Формирования чувства любви к Родине,
готовность преданно служить Отечеству.

Решение каждой из вышеперечисленных задач целесообразно осуществлять по трем направлениям.
Первое направление. Воспитание на традициях семьи, школы, жителей Тверского края.
Второе направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооружённых сил. Взаимосвязь классного коллектива с ветеранскими организациями.
Третье направление. Военно-спортивные игры.

Работу начинаю с первых дней моей встречи с первоклассниками. Знакомлю первоклассников и их родителей с моими бывшими учениками, которые являлись активными участниками патриотического движения в классе. Совместно с родителями учащихся определяю направления и оцениваю потенциальные возможности нашей работы по воспитанию настоящих патриотов нашей Родины на весь период их обучения в начальной школе.

Воспитание патриотизма – это воспитание убеждений, чувств, деятельной любви к Родине и, прежде всего, чувства гражданского долга. Родители – одно из звеньев триады (ученик - родители – педагог) для создания единой воспитательной среды. Решение задач по патриотическому воспитанию школьников успешнее осуществляется только при полном взаимодействии с родителями.

Предлагаю один из моих вариантов работы по патриотическому воспитанию школьников на период обучения с 1-ого по 4-ый класс.

1 класс.
Изучение детей, семей. Социальное положение, традиции семьи, её исторические корни. Творческий потенциал семьи. (Анкетирование, беседы, посещение детей на дому – выборочно).
Мероприятия: тематические классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, викторины, организация выставок поделок и рисунков.

2 класс.
Организация коллективных дел при участии классного руководителя, родителей, старшеклассников. Мероприятия те же, что и в 1 классе. Выход на ветеранскую организацию. Встречи с ветеранами трудового фронта. Участие в смотре строя и песни, Дне здоровья

3 класс.
Организация и проведение дел творческого характера.
Поиск книг об истории родного края, о замечательных людях, о подвигах детей в военное и мирное время, подготовка сообщений на заданную тему.
Творческие письменные работы (изложения, сочинения). Изучение военной лексики, крылатых слов и выражений. Создание диафильмов, инсценировка произведений на патриотическую тему.
Мероприятия: те же, что и в 1- 2 классе плюс экскурсии в музей Боевой славы, в Краеведческий музей, в музей военной академии ВКО им. Г.К.Жукова.

4 класс
Организация среди учащихся при поддержке родителей поисковой
работы с целью увековечивания солдатского подвига своих родных, участников Великой Отечественной войны.

Создание индивидуальных и коллективных творческих работ. Участие
в конкурсах на лучшее сочинение, газету, рисунок.

Мероприятия: те же, что и в 1- 3 классе плюс участие в смотре строя и песни, подготовка и проведение встреч с ветеранами военной службы, посещение музеев с последующим написанием творческих работ и подготовкой презентаций, подготовка и проведение праздников к памятным датам.
Особенно хочется отметить плодотворную работу моего выпускного 4 «Б» класса в год 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Ребята повзрослели, многое узнали, многому научились. А главное – сдружились. И не только дети, но и их родители. Между ними и мной сложились хорошие доверительные отношения. Патриотическое воспитание зиждется на верной дружбе и чувстве товарищества. Сердечная теплота и полное понимание друг друга – главное условие достижения благородной цели. Стало понятно, что вместе нам по силам решать и более сложные задачи.

Расставаясь с детьми и их родителями на время летних каникул после окончания 3-го класса, я напомнила им о том, что в новом учебном году наша славная школа отметит своё 60-летие. Что построена она была через 4 года после окончания страшной войны. Что в 2010 году мы будем отмечать 65-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Нацелила всех ребят на поиск и сбор материала о своих родственниках, солдатах Великой Отечественной войны (письма -треугольники с фронта, фотографии, похоронки, красноармейские книжки, медали). А самое главное – сбор информации о самих солдатах: где родились, кем были в мирной жизни, в каком возрасте пошли на войну, какую воинскую специальность имели, на каком фронте воевали и в каких частях, где закончили войну.
«Спрашивайте, пока ещё есть, у кого спрашивать, - говорила я и детям и их родителям, - записывайте, берегите, что найдёте».

Буквально с начала учебного года мы с ребятами наметили план подготовки к празднованию юбилея школы в начале ноября, тем более что уже был объявлен конкурс сочинений по двум темам: «Моя любимая школа» и «Моя семья в 20-ой школе». Все ребята захотели участвовать в этом конкурсе. Стали приносить в школу фотографии, записи воспоминаний родных, даже табели с оценками. Большинство ребят не могли похвастаться такими реликвиями; но не печалились. Мы вместе составили подробный план сочинения на ту и на другую тему, обсудили внешнее оформление работы.

Сочинения дети писали самостоятельно. После некоторой правки представили на конкурс. Вот что сообщила Ведякина Наташа:

«Я родилась и живу в городе Твери. В 2006 году я поступила в 1-й класс средней школы № 20. Сейчас учусь в 4«Б» классе. Нашу учительницу зовут Надежда Алексеевна. Она очень добрая и справедливая.

В школе № 20 учились мои родители, а также их старшие братья. Здесь училась и моя старшая сестра Александра. Мама и папа часто вспоминают школьные годы, своих учителей и одноклассников. Мне очень интересно слушать их рассказы. Желаю школе успехов, процветания, учителям здоровья и успешных учеников».
А вот сочинение Кувшиновой Алины:

«Школа ты не старишься, никогда ни старишься.
И шумят под окнами те же тополя.
Вечной дружбой связаны школьные товарищи,
Школьные товарищи и учителя.

Меня зовут Алина. Мне 10 лет. Я учусь в 4-«Б» классе средней школы №20. В этом районе мы живём недавно, но очень много хорошего слышали об этой школе. Поэтому выбрали её. В нашей школе училась моя бабушка Галина Алексеевна. В то время девочки и мальчики учились отдельно. Бабушка училась очень хорошо. До сих пор она хранит «Личное дело» с отличными оценками. В школе №20 работают замечательные учителя.

В Юбилей нашей школы хочу пожелать успехов, здоровья и терпения всем учителям и директору школы. Пусть бывшие ученики не забывают школу и чаще навещают своих учителей».

Трогательные слова сказал о школе Куничев Артём:

«Я живу в Пролетарском районе города Твери. Четвёртый год учусь в начальной школе. Наша школа №20 –лучшая в Пролетарском районе. Многие дети района и всего города стремятся попасть учиться именно в эту школу. Весь секрет в учителях, в их умении учить и понимать нас.
Мне повезло с одноклассниками. У нас очень дружные и приветливые ребята. Мы всегда готовы помочь друг другу в школе. После уроков мы часто задерживаемся в школьном дворе и все вместе играем.

В этом году моя школа отмечает своё шестидесятилетие. Я желаю школе не стареть, а любимым учителям- здоровья, успехов и благополучия. Пусть ещё много лет школа № 20 будет вторым домом для меня, моих одноклассников и таких же, как мы, мальчишек и девчонок».

Дата следовала за датой. Отметили День учителя, пожилого человека, юбилей школы. Приближался декабрь, годовщина освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Класс разделился на творческие группы. Ребята собрали сведения о геройских улицах своего района, благо вот они, рядом: улица Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, Евгения Пичугина. Каждая творческая группа представляла свою часть проекта. За активное участие в реализации проекта и проявленную инициативу лучшие работы были отмечены призами.

В начале декабря посетили Музей Калининского фронта. Я с большим удовлетворением и гордостью наблюдала, с каким волнением и интересом мои дети слушали, смотрели на представленные экспонаты и со знанием дела отвечали на вопросы экскурсовода. Конечно, я усиленно готовила ребят к этому мероприятию, и знали они много о жестоких боях и жертвах в дни оккупации и освобождения города, но одно дело – услышать, а другое – увидеть свидетельства того страшного времени. Свои эмоции после посещения музея дети выразили в сочинениях на тему «В музее Калининского фронта».

Вот как написала о своих впечатлениях Травникова Софья:

«Недавно мы всем классом ездили в музей Калининского фронта в посёлок Эммаус. Здание музея стоит на том месте, где в годы войны велись ожесточённые бои.
Возле входа в музей - мраморный памятник на братской могиле павших бойцов. Вместе с нашей учительницей мы прочли имена героев. Большинству из них не было и двадцати лет.

На первом этаже музея висят на стенах фотографии ветеранов войны, среди которых много женщин. Благодаря этим фотографиям можно увидеть лица тех, кто прошёл войну. К сожалению, многих уже нет среди нас.

Потом мы поднялись на второй этаж, где были представлены интересные экспонаты: наши винтовки и немецкие автоматы, карты, документы наших и немецких офицеров и солдат, обмундирование, осколки снарядов. Всё это помогло нам живо представить, что происходило во время боевых действий.
Мне очень понравилась диорама «Бой за Тверецкий мост». Из рассказа экскурсовода мы узнали, что в течение нескольких дней мост обороняли трое бойцов. Немцев за Тверцу не пропустили. Подвиг советских солдат, наших земляков, запечатлён на этой диораме.
После этой экскурсии я по-настоящему поняла, что такое война!»

Читая сочинения других учеников, я отмечала избирательность впечатлений каждого: кому-то запомнилось оружие, кому – письма и документы, кому – фотографии и т.д.

На классных часах мы слушали воспоминания дедов и бабушек о войне и послевоенном времени. Вместе читали рассказы, разучивали песни времён войны или об армии. А дома, по вечерам, каждый в своей семье, смотрел кинофильмы о Великой Отечественной войне. В школе на переменах бурно их обсуждали.
Перед Днем Защитника Отечества, провели конкурс «А ну-ка, мальчики!» и поздравили отцов и дедов.

Приближалась новая дата – 1 марта. Мы подготовились к ней по- особенному. Первого марта 2010 года организовали классный час вместе с родителями на тему «Они никогда не вернутся с войны», приуроченный к 10-ой годовщине подвига воинов 6-ой роты 104-го Псковского парашютно-десантного полка. На плакатах были размещены увеличенные фотографии солдат и краткие сведения о них. Выступая с монтажом перед родителями и гостями школы, ребята вспомнили всех земляков, погибших в Чечне. Вставал ученик, называл фамилию и имя солдата или офицера, за ним – другой, и так – пока не встал весь класс – «Минута молчания».

Весь март и апрель-месяц собранный материал изучался, анализировалась информация о солдатах Великой Отечественной – родных моих учеников. Решили оформить стенд «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Работа в этом плане проводилась в тесном сотрудничестве с представителями ветеранской организации Военной академии ВКО имени Г.К. Жукова. Они помогли нам с художественным оформлением стенда, приготовили наградные грамоты для наиболее активных участников этого важного дела. Многие ребята написали очень интересные сочинения о своих героях и оформили их с приложением копий фотографий, документов, наград.

Вот что сообщил о своём прадедушке Алёша Клочков:

«Мой прадед Клочков Иван Иванович родился 19 октября 1916 г. в д. Павлушково, Сутокского сельсовета, Тверской губернии. За два года до войны прадед переехал в г. Калинин, где работал на вагонном заводе. В 1942г. Иван Иванович добровольцем ушёл на фронт. Служил он в танковых войсках наводчиком. В 1943 году, под Смоленском, в лютый мороз, четыре экипажа танкистов, в одном из которых был и мой прадед, получили задание обнаружить и обезвредить противника. Но враг опередил и открыл огонь по нашим танкам. Танкисты вели бой не на жизнь, а на смерть. Загорелся первый танк, второй, третий…Из четвёртого танка вылез боец со связкой гранат. Это был сержант Клочков. Но бросить гранаты не успел - вражеский снаряд попал в гусеницу танка. Машина загорелась. Взрывной волной его отбросило на несколько метров и оглушило. Он потерял сознание. После боя фашисты прочёсывали территорию и, находя живых русских, добивали. Так произошло и с моим прадедом: увидев раненого танкиста, фашисты сняли с него куртку, сапоги и выстрелили ему в голову. Чудом пуля не задела мозг - вылетела через рот, выбив все зубы и челюсть. Придя в сознание, прадед пополз туда, где слышались залпы наших орудий. Он не помнит, сколько часов полз, но его всё- таки обнаружили наши солдаты. На носилках доставили в полевой госпиталь. Говорить прадедушка не мог - его рот был полностью изувечен. После оказания первой помощи раненого отправили в госпиталь города Саратова, где лечили 6 месяцев. Три месяца питался через трубочку одним киселём. Но раны зажили, зубы вставили, и Иван Иванович вернулся в строй. От своей части он отстал и воевал уже в артиллерии. Прадед участвовал в освобождении Прибалтики, Польши, Чехословакии, дошёл до Берлина. На рейхстаге стоит и его подпись победителя. Вот так геройски сражались простые русские солдаты.

Иван Иванович награждён многими орденами и медалями. После войны прадед вернулся в свою родную деревню, где добросовестно трудился ещё много лет. Вместе с женой они вырастили и воспитали пятерых детей. Не стало Ивана Ивановича 11 марта 1994 года. В этот же день умерла и его жена. Внуки и правнуки по праву гордятся своим дедом и прадедом!»

А вот какие сведения сообщила Николаева Мария о героях своей семьи: «Мой прадедушка Николаев Михаил Павлович родился в 1905г. в деревне Степаново Лихославльского района Тверской губернии. На фронт ушёл в первый год войны. Ему было 36 лет. Воевал прадедушка на 1-ом Белорусском фронте в тяжёлой артиллерии, в звании ефрейтора. Войну он закончил в Прибалтике. Имел награды: «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны», медаль «За боевые заслуги» и другие награды. После войны вернулся в родную деревню. А вот четверо его братьев погибли на войне.
В «Книге памяти» мы нашли их имена: Николаев Василий Павлович-лейтенант, Николаев Фёдор Павлович - рядовой, Николаев Григорий Павлович-рядовой, Николаев Александр Павлович-рядовой. Каждый год – 9 мая мы с дедушкой и мамой ходим к обелиску Победы, чтобы почтить память тех, кто прошёл через те страшные годы на фронтах Великой Отечественной войны».

Далее мы оформляли стенд. На классных часах по теме «Великая Отечественная война в песенном творчестве поэтов и композиторов» слушали песни и стихи военных лет. После уроков во дворе школы готовились к смотру строя и песни, который должен был состояться в конце апреля на территории 29-го военного городка, при участии наших шефов из ветеранской организации «Артиллерист». Солдаты – шефы помогли ребятам подготовиться, тренировали почти ежедневно. Ребята уставали, но никто не ныл, не уходил. На смотре отряд 4 «Б» занял I место в начальной школе. Командир, Алёша Клочков, занял и личное I место. Отряду вручили награду.

Надо было видеть довольные лица ребят – победители!

Накануне Дня Победы в присутствии родителей, Ветеранов Военной Службы и Ветеранов Трудового фронта школьники выступили с литературно-музыкальной композицией «Никто не забыт – ничто не забыто». На них смотрели гордые папы и мамы. А со стенда на школьной стене смотрели на них молодые прадеды, храня строгое молчание. Как и положено солдатам в дни воинских торжеств. Песни военных лет пели вместе – дети и взрослые. Ветеран Военной Службы вручил активистам почётные грамоты от ветеранской организации академии, поблагодарил всех за важное дело увековечивания памяти о солдатах Великой Отечественной войны, тепло поздравил с наступающим праздником. Дети были очень серьёзны. У родителей в глазах стояли слёзы от переполнявших чувств.

Потом праздник перешел в неформальное общение. Каково было моё удивление и радость, когда бабушка Алёши Клочкова, Лидия Сергеевна
Клочкова не только рассказала про своё военное детство, прочитала стихи, но и спела неизвестную песню про танкиста, которую часто пел её свёкор, Клочков Иван Иванович. Эту песню я и все участники праздника никогда раньше не слышали.

Я привожу слова этой песни полностью:


Где берёзка грустит над водой,
Рано, рано на синем рассвете
Был сражён командир молодой.

С боевыми простившись друзьями,
От неравного боя- седой.
Трое суток он бился с врагами,
Не сдавался танкист молодой.

И когда задымилась полянка,
И огонь по броне заходил,
Вылез он из горящего танка
И на дымную землю ступил:

«Пусть умру я, но недруг проклятый
Не пройдёт здесь вовеки- веков!»
И взмахнул он последней гранатой,
Подорвал и себя, и врагов.

Он лежал возле танка родного,
Молодой, ясноглазый танкист.
Плакал ветер над Волгой суровой,
И кружился берёзовый лист.

Это было на синем рассвете
Под высокой и ясной звездой,
Там, где кружит над Волгою ветер,
Где берёзка грустит над водой.

Потом вспоминали. Плакали. Благодарили. Делились впечатлениями. Фотографировались на память у стенда.

Никто не хотел уходить. И я ещё и ещё раз убедилась в том, как нам всем нужны такие встречи. На другой день мы выступали перед учащимися всей начальной школы. И надо было видеть, с каким интересом маленькие зрители смотрели выступление своих сверстников – четвероклассников!

О славном прошлом и настоящем я говорю с ребятами при каждом удобном случае, на уроке и вне урока, во дворе школы на прогулке, во время поездок на экскурсии. О своём опыте работы рассказывала коллегам на педсовете в своей школе и на городской конференции учителей. Слушали заинтересованно, благодарили,задавали вопросы.

В нашей школе создаётся Музей Боевой Славы. Отрадно это знать, как и то, что собранные моими воспитанниками двух выпусков материалы найдут достойное место в школьном музее.

Закончить разговор хочу словами К.Д. Ушинского, который видел в патриотизме не только важную задачу воспитания, но и могучее педагогическое средство: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями ».

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. И как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству? Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Каждый год с детьми проводим классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.

Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».

Этому способствует утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально – литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране, тематические праздники. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.

Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы заставляем каждого ученика изучать историю страны и узнать, какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, истории, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу .

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

Поведенческий - выполняет диагностическую функцию.

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру .

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

Высока степень воздействия на сознание учащихся, это героические и патриотические традиции. Их роль в воспитательном процессе постоянно растет .

Формы и методы патриотической работы с младшими школьниками многообразны. Методы патриотического воспитания:

1. Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2. Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3. Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив) .

Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:

1) выполнение исследовательских работ по краеведению;

2) организация поисковой работы;

3) волонтерская и "тимуровская" работа;

4) проведение встреч с известными людьми, героями;

5) изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

6) организация детских творческих конкурсов и т д.

Немало возможностей для формирования у младших школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особое место здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. Также создание школьных музеев (патриотические "Комнаты боевой славы", краеведческие "Бытие" и т.д.), благотворно влияет на жизнь ученических коллективов .

Музей - это результат большого коллективного труда учащихся, учителей. Систематическое, целенаправленное педагогическое руководство - важнейшее условие повышения действенности школьных музеев. Педагогический коллектив школы проявляет заботу о том, чтобы работа музея была обращена не только в прошлое, но и в настоящее, в них рассказывается о ветеранах Великой Отечественной войны, героях боев Афганских и Чеченских войн, показывается образец служения Родины.

Активной формой воспитания на героических традициях является поисковая работа школьников, учащиеся продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают экскурсии, и походы к памятным местам. Работа по охране памятных мест народного подвига, не потеряла своего значения и сейчас, и является эмоциональным средством воспитания подрастающего поколения .

"Никто не забыт, ничто не забыто" - этот девиз в сердцах нашей молодежи. Каждый год накануне Дня Победы, школьники в траурном молчании направляются с цветами к могилам воинов, отдавших жизнь за честь и свободу Родины, к вечному огню. Этот огонь обжигает сердце. Он наполняет мысли и чувства думами о Родине, о людях отдавших жизни ради счастья будущих поколений. Минута молчания. Безмолвие этой минуты звучит громче любого набата.

Постоянно организовываются авто-мотопробеги по местам боевой славы, это говорит о готовности продолжить лучшие традиции поколений, вечно чтить тех героев. Кто отдал свою жизнь за будущее, за пламя вечной жизни, быть достойными их памяти.

Одной из действенных форм является комплексная экскурсия, знакомящая с трудовой биографией предприятий, фабрик, заводов, выставки картин местных художников .

Наиболее доступной и распространенной формой патриотического воспитания, является проведение тематических классных часов, вечеров, бесед, лекций, конференций, защиты рефератов, уроков мужества, устные журналы.

Конференции оставляют глубокий след в сердцах ребят, рефераты приучают учащихся к глубокому осмыслению и анализу патриотической деятельности, они учатся самостоятельно изучать литературу.

Цель уроков - мужества - повествование о мужестве тех, кто отстоял священные рубежи нашей Родины в годы войны, кто бдительно несет службу в армии сегодня, подготовка к военной службе допризывной молодежи.

Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, ремонт школьной мебели, работа на пришкольном участке воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни .

В каждой школе имеются широкие возможности для воспитания учащихся в кружках, где у них воспитывается чувство патриотизма, а также при школах открываются кадетские классы, где учащиеся активно стремятся к выполнению долга - защиты Отечества. Формирование патриотическое поведения способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречи с писателями и поэтами родного края, праздниках.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело .

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников .

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому "не снится трава у родного дома", не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

С методико-технологических позиций модернизация образования предполагает создание в современной школе условий для реализации путей к получению образования с совершенно новыми качественными характеристиками. Одна из важнейших характеристик - степень нравственности подрастающего поколения. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости воспитания патриотизма у современных школьников, стержнем которого были бы этнокультурные традиции и, в частности, этнокультурные традиции русского народа .

Психологи, педагоги, этнографы едины во мнении о том, что постижение, наследование народных традиций наиболее успешно происходит в самом юном возрасте, когда мир познаётся с большим интересом, любопытством и удивлением перед его многообразием. Известный русский этнограф Г.Ф. Виноградов писал о том, что ребёнок всегда чувствует свою связь с родным краем, он склонен любить и чувствовать его очарование и подчёркивает, что именно ребёнок является той нитью, которая связывает уходящие и будущие поколения .

Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о себе самом.

Поиск путей и возможностей по воспитанию патриотических качеств личности младших школьников на основе народных традиций является интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры .

Русское народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народом, их духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества.

Слово "традиция" (от лат. traditio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения .

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надёжно проверенные временем и историческим отбором знания, умения и навыки человечества, представляют для общеобразовательных школ предмет социальной значимости и актуальности. Приобщение к этнокультурным традициям русского народа непременно будет способствовать развитию национального самосознания школьников, осознанию собственной культурно-исторической уникальности. Осознание богатого педагогического потенциала в системе народных традиций, обычаев, праздников будет являться одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. И, наоборот, пренебрежение культурными традициями своего народа подвергнет общество деградации и духовно-нравственному разложению, что поставит под сомнение само существование русского народа как нации.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы .

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут .

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры .

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых .

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Таким образом, ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

По итогам теоретического изучения литературы можно констатировать, что дополнительное образование играет большую роль в патриотическом воспитании младших школьников. Узнавая о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, о красоте и добре, о богатстве родной земли, подрастающее поколение приобщается к культуре и истории своей страны, что в свою очередь позволяет воздействовать на их сознание, чувства, мировоззрение .

1.3 Формы патриотического воспитания

2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания

2.1 Разработка плана патриотического воспитания для учеников 1 класса

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А. План патриотического воспитания для учеников

1 класса

Введение

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Тема курсовой работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

Выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;

Показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Гипотеза: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

Повысить уровень развития школьников;

Обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

Повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Методы исследования:

Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»

В условиях многонационапьности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Соответствующая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ Димитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите (Мальгин 2006).

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества (Леонтьев 2002).

Светлана Морозова
Патриотическое воспитание младших школьников (часть I)

(материал для выступления на педсовете, для темы самообразования)

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

Сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

Сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;

ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Введение

Современное общество привело к изменению духовных ценностей в среде молодежи. На второй план, к-сожалению, отошли извечные ценности традиционного русского общества, и поэтому возникает необходимость формирования у молодежи высоких нравственных, морально – психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Актуальность проблемы Воспитание (в том числе и патриотическое) подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций.

К-сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Определение патриотизма

Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем, патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Патриотизм – ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему Отечеству, народу, родному дому и т. д.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Из истории проблемы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. Все они мечтали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.). К этой проблеме обращались в педагогике и в последние десятилетия (Н. В. Ипполитова, Л. И. Мищенко, Л. В. Кокуева, А. В. Вырщиков, Г. Х. Валеева). Целостное педагогическое осмысление ее приводит к необходимости поиска действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания.

Патриотическое воспитание сегодня

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически развитого, здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

Расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

Изучение живой национальной культуры, народного искусства;

Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Продолжение следует

Что еще почитать