Занятия в сенсорной комнате для детей. Конспект занятия в тёмной сенсорной комнате тема занятия: «учусь дарить радость. Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Государственное казенное учреждение

Владимирской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Служба сопровождения замещающих семей и детей

Программа з анятия-тренинга

в сенсорной комнате

для детей среднего школьного возраста

« Серебристый туман »

Составил:

педагог-психолог

Шкарина С.А.

г. Собинка

Введение:

Занятие способствует улучшению эмоционального состояния, позволяют снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Занятие направлено на создание ощущение безопасности и защищенности, положительного эмоционального фона, снижения беспокойства и агрессивности, снятия нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.

Цели:

Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья с помощью мультисенсорной среды

Задачи:

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.

Создание положительного эмоционального состояния.

Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.

Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.

Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости.

Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Развитие памяти, речи, воображения, оригинальности мышления.

Развитие коммуникативных навыков и элементов совладающего поведения

Время сеансов в сенсорной комнате: 60 минут.

Методики работы:

цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

Структура занятия:

Ритуал приветствия.

Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).

Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

Обратная связь

Ритуал прощания.

Ход занятия «Серебристый туман»

Общее время: 60 минут.

Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисточки, вода, фломастеры, ножницы, клей, фломастеры для магнитной доски,

Оборудование: пуфики, подушки, маты, ноутбук, проигрыватель, «сухой душ», проектор

1. Упражнение «Мелодия настроения».

Цель: определить настроение ребенка на начало занятия.

Время: 5 -7минут.

Техника проведения: детям предлагается лист с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. На столе раскладываются «ноты» в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Ребенку предлагается определить свое настроение, приклеивая на нотном стане ноту, выбранного цвета на любой его линейке.

Инструкция: для того, чтобы мы начали работать, я хочу узнать, какое у тебя на данный момент настроение. Перед тобой лежит лист бумаги с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. Обрати, внимание, на столе также разложены «ноты»: в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые ноты - обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Я предлагаю тебе обозначить свое настроение, приклеив на нотном стане на любой его линейке ноту того цвета, которая соответствует твоему настроению на данный момент,

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Испытывал ли затруднения при выборе цветов?

Можем ли продолжать работу?

2. Упражнение «Приветствия разных народов».

Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Просмотр презентация «Приветствия разных народов».

Демонстрация слайдов направлена на знакомство учеников с культурой приветствия у различных народов. На экран выводятся тематические иллюстрации в сопровождении названия страны и описания приветствия.

Для предъявления материала используется одиннадцать слайдов, оформленных с помощью эффектов анимации. Дети узнают о традициях следующих государств:
- Индия;
- Китай;
- Самоа;
- страны Латинской Америки;
- Лапландия;
- Япония;
- районы Тибета;
- Россия;
- Великобритания;
- США.

Затем детям предлагается придумать и продемонстрировать мировое приветствие, т.е. объединить несколько понравившихся способов. Например, сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.

Инструкция: Ребята, теперь когда вы познакомились с культурой приветствия у различных народов давайте каждый из вас придумает и покажет нам «МИРОВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ» , объединив несколько способов, увиденных на слайдах.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Какое приветствие показалось необычным?

Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?

3. Упражнение «Клякса»

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: детям предлагается капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получается клякса, имеющая сложную форму. Затем предлагается продемонстрировать кляксу, а потом быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Материал: лист бумаги формата А4, гуашь.

Инструкция: перед тобой лист бумаги и гуашь.. Тебе надо капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получится клякса, имеющая сложную форму. Ты мне ее покажешь, а затем быстро назовешь трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Что было необычного в его выполнении?

Вызвало ли упражнение затруднения?

Какое испытываешь настроение?

Релаксирующее упражнение «Серебристый туман»

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Время: 20 минут.

Техника проведения: воспитанникам предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Задача детей состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку.

Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.

Текст для релаксации.

1 фаза. Расслабление.

Устраивайся удобно...
Чувствуй себя совершенно непринужденно...
Сама поза вызывает расслабление мышц...
Ты лежишь на мягком, зеленом лугу...
Наверху ярко светит солнце...
Вокруг тебя растут цветы...
Теплый ветерок нежно овевает твое тело...
Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя...
Вдохни аромат цветов...
Посторонние звуки постепенно приглушаются... отдаляются...
Звуки несутся издалека... мимо сознания...
Уходят все тревоги, заботы дня... здесь только отдых... и покой...
Отсутствие напряжения приятно...
Расслабляются мышцы рук...
Руки полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы ног...
Ноги полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы туловища...
Расслабляются мышцы живота...
Расслабляются мышцы спины...
Расслабляются мышцы груди...
Приятное тепло во всем теле...
Расслабляются мышцы лица... зубы разжаты...
Язык расслаблен...
Расслаблены губы...
Лоб разглаживается...
Разглаживаются все складки лба...
Полная безмятежность...
Тихо... уютно... удобно... спокойно...
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом...
Тепло растворяет все ощущения... уносит их...
Тепло проникает в каждую клеточку тела...
Тело растворяется в окружающем пространстве...
Границы тела исчезают...
Тебя окутывает туман...
Приятный, теплый, серебристый туман...
Все тело растворяется в тумане...
Мозг... успокаивается...
Мысли... замедляются...
Медленнее... медленнее... медленнее...
Ты дышишь легко... и ровно...
Дыхание спокойное... ритмичное...
Ты полностью расслабленна... и спокойна...
Мягкое, приятное тепло во всем теле...
Глаза можно закрыть...
Сосредоточься на ощущении тепла и покоя...
Перенеси свое внимание на грудь...
На ней сидит прекрасная бабочка...
Рассмотри бабочку...
Всмотрись в игру красок... и тончайшие узоры на ее крыльях...
Бабочка готова взлететь...
Но бабочка остается на месте...
На каждом вдохе и выдохе... тебе кажется, что она вот-вот взлетит...
И ты готова отправиться в полет вместе с ней...
Следи за движением крыльев бабочки...
Бабочка наконец взлетает...
Ты летишь за бабочкой...
Легкий, приятный полет...
Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело...
Впитай в себя все звуки и образы...
Насладись полетом...
Бабочка привела тебя в удивительное место... свободное от всех забот и волнений...
Здесь ты в полной безопасности...
Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света...
Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий...
Ощути энергию этого света...
Свет свободно течет через твое тело...
Наполняет тебя своей энергией...
Это твой мир...
Мир, в котором тебе подвластно все...
Ты хозяин и архитектор этого мира...
Сделайте его таким, как ты желаешь...

2 фаза. Самостоятельная работа.

Пора возвращаться...
Серебристый туман окутывает тебя...
Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана...
Приятный, прохладный туман подхватывает тебя...
Ты плавно плывешь к началу путешествия...
Путешествие заканчивается...
Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман...
Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман...
Ты возвратилась на луг...

3 фаза. Активация.

Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение...
Твои мысли наполняются энергией...
Дыхание становится более глубоким...
Вдох длинный... глубокий...
Выдох короткий, энергичный...
Длинный... глубокий вдох...
Короткий, энергичный выдох...
Скованность рук проходит...
Скованность ног проходит...
Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок...
Потянулась... хорошо, с удовольствием потянулась...
Глубоко вздохнула... так, чтобы холодок пробежал по спине...
Вдохнула... выдохнула...
Еще потянулась разок...
Активнее!
А теперь улыбнись.
Улыбайся, улыбайся!
Сеанс окончен.

Анализ:

Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?

Удалось ли расслабиться?

Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?

5. Упражнение «Коса».

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Время: 5-10 минут

Техника проведения: это упражнение выполняется с помощью «сухого душа». Дети устраиваются рядом, обследуют оборудование снаружи и внутри, затем перебирают ленточки, заплетая косы.

Инструкция: перед вами «сухой душ», разноцветные атласные ленточки спускаются вниз, словно струи воды. Потрогайте их. По очереди пройдите внутрь и поднимите голову вверх - так можно увидеть свое отражение. А теперь перебирая ленточки, заплети косы.

6. Обратная связь.

Цель: узнать мнение детей о проведенном занятии.

Время: 5 минут.

Что понравилось в сегодняшнем занятии?

Какие задания выполнила без затруднений?

Какие задания вызвали затруднения?

Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

7. Упражнение «Мелодия настроения» (см. упражнение 1).

Цель: определить настроение детей на момент окончания занятия.

Время: 2 минуты.

Резюме психолога: Волшебный мир сенсорной комнат ы не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Психолог с помощью специальных элементов сенсорной комнаты помогает детям достичь ощущения комфорта и уюта, чувства полной безопасности, состояния мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения.

Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка, интересные упражнения способствуют профилактике психофизических и эмоциональных нагрузок, развитию позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом. Сенсорная комната это уникальное место для проведения занятий с детьми, как для профилактики, так и для восстановления психоэмоционального равновесия.

Составил:

Педагог-психолог Шкарина С.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

/data/files/i1527837816.rar (Презентация "Приветствия разных народов")

В своей работе могут использовать разные специалисты (врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги). В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  1. 1 снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  2. 2 активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  3. 3 стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  4. 4 развитие двигательных функций;
  5. 5 создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Области применения сенсорной комнаты

Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах или кабинетах психолога при каких-либо учреждениях и организациях. В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:

  1. 1 уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций у больных, имеющих различные психоневрологические проблемы (неврозы и неврозоподобные состояния; резидуально-органического поражениями ЦНС);
  2. 2 снятия хронических болей; предоперационной подготовки больных;
  3. 3 подготовки женщин к родам.

Сенсорная комната - это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями. В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:

  1. 1 для педагогической коррекции детей в домах ребёнка;
  2. 2 проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА;
  3. 3 коррекции игровой деятельности; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) В ППМС центрах для: для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы;
  4. 4 реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальнымповедением;
  5. 5 реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям;
  6. 6 развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;
  7. 7 психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;
  8. 8 развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.
Кроме того, сенсорные комнаты используются для организации досуга и релаксации здоровых людей - детей и взрослых. Прежде всего, это касается людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в Сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально. После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта. При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек). С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

Противопоказания

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков. В последнем случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Методика работы

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:
  1. 1 осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
  2. 2 улучшают состояние иммунной системы; регулируют функции многих гормонов;
  3. 3 задают и поддерживают ритм суточных колебаний;
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий можно использовать различную методическую литературу. Будет неправильно, если педагог или психолог будет видеть в предложенных играх готовые рецепты: они должны лишь служить примером и стимулом для самостоятельного творчества.

Ранний возраст

Занятия в Сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогической коррекции детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС. Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.

I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций.

Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции (мобайлы). Примерный ход занятия (предложен сотрудниками Ухтинского дома ребёнка): Светоцветовой фон выключен. Взять ребёнка на руки, чтобы его тело располагалось вертикально. При необходимости осуществлять поддержку спины и головы ребёнка. Включить колонну и поднести к ней ребёнка так, чтобы он зафиксировал её взглядом. Медленно поворачивая ребёнка, следя за тем, чтобы ребёнок продолжал удерживать колонну в поле зрения. Через некоторое время упражнение повторить (возможно 3 - 4 повторения). Затем выключить колонну и включить зеркальный шар. Обратите внимание на раздел «Противопоказания»!

II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций.

Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности. Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки. Расположите игрушку перед ребёнком, издавая звук, перемещайте её медленно в сторону. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы ребёнок поворачивал голову вслед за игрушкой. Если же он её потерял, то начните сначала. По мере того, как ребёнок начнёт обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличивайте расстояние между источником звука и ребёнком. Воспроизводите звук из разных мест комнаты.

III. Для развития тактильных ощущений.

Применяются предметы различной формы из разного материала. Если ребёнок не берёт предмет в руку, то аккуратно разожмите его кулачок и вложите ему игрушку, массажный валик или шарик. Возьмите руку малыша, слегка потрясите, расслабляя её. Погладьте открытой ладошкой ребёнка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой). Когда ребёнок начнёт брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, поднесите его к колонне и помогите обнять её ладошками. Малыш почувствует лёгкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.

IV. Для развития эмоциональной сферы.

На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. Общайтесь с ребёнком ласково, улыбкой и нежным словом поощряйте выполнение им действий. Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.

V. Развитие общей моторики.

В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребёнок защищён во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижений малыша.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Можно выделить два направления в данной работе:

Развитие рецепторов, содержащихся в коже;
Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.
Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).
На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.
В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию.
Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

Подростковый возраст

Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Для этого необходимо решать ряд задач:

  1. 1 восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
  2. 2 создание чувства безопасности, защищённости;
  3. 3 достижение релаксирующего эффекта;
  4. 4 возвращение способности ощущать своё тело;
  5. 5 восстановление тактильной чувствительности;
  6. 6 развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

1. "Сенсорная комната - волшенбый мир здоровья." Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова.
2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.
3. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.
4. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996.
5. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001

Приглашаем посетить действующую сенсорную комнату в городе Обнинске в нашем реабилитационном центре для детей и подростков «Доверие». Вы можете на практике ознакомиться с особенностями работы в сенсорной комнате и последними методическими разработками, пройти курс обучения работы с нашим оборудованием.

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия. Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1 ʼʼЗнакомство с волшебной комнатойʼʼ

Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику; - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки; - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; - формировать навыки саморегуляции. Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб ʼʼТвизлерʼʼ; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ:

Ребята͵ наши ʼʼвеселкиʼʼ улыбаются нам. Οʜᴎ очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: ʼʼЗдравствуйте!ʼʼ 2. - А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.) - А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись ʼʼГолоса лесаʼʼ.) - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зелœеной полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.) - Что чувствуют ваши ножки? - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти нужно след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его. 3. - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.) - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно. - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). (Через несколько минут дети меняются местами.) 4. - Ребята͵ тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую. 5. - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке? 6. - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет? (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.) 7. - Ребята͵ вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.) - Что это? - Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз. - А сейчас нужно не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого нужно дуть на них – вот так! (Показ.) (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.) 8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает? - Какого цвета шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определœенного цвета.) - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше? - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.) 9. - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок). (Звучит релаксационная музыка.) - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.) - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всœе ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко. - Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всœем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день. 10. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ. - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и попрощаемся с ними: ʼʼДо свидания!ʼʼ Вспоминайте наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всœегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2 Игра ʼʼПомощь друзейʼʼ

Цели: - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; - стимуляция поисковой и творческой активности; - создание положительного эмоционального настроя. Материалы и оборудование: подсветка ʼʼвеселкиʼʼ; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра ʼʼЛегкие квадратыʼʼ.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ. - Ребята͵ представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите! - Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра ʼʼКомплиментыʼʼ.) - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбнемся им аналогично тому, как они улыбаются нам. 3. - Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке? - Твой герой злой или добрый? - А что нужно сделать, чтобы он стал добрее? - Посмотрите на водопад, который сбегает с гор.
Размещено на реф.рф
Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.) 4. - Переходим на зелœеную полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе. 5. - Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему. 6. Упражнение ʼʼМоре из шариковʼʼ (сухой бассейн): - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте всœе перевернемся на животик и поплывем. - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть. - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.) - Вот и закончилась наша игра. 7. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ: - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и скажем им: ʼʼДо свидания!ʼʼ

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате" 2017, 2018.

Марина Агошкова
Занятие в сенсорной комнате

ГБОУ СОШ 31739 Дошкольное отделение «Улыбка» корпус 1510.

Конспект игрового сеанса «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» .

Для коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми в сенсорной комнате .

Подготовила и реализует : педагог-психолог Агошкова М. Д.

Москва, Зеленоград.

План проведения игрового сеанса

Цель : Развитие навыков самоконтроля у гиперактивного ребенка дошкольного возраста.

Занятие проводится с малой подгруппой детей 2-3 человека.

Задачи : Способствовать снижению психоэмоционального напряжения;

Способствовать созданию хорошего настроения у детей;

Развивать способность к активному воображению;

Формировать произвольное поведение, навыки самоконтроля через осознанное выполнение движений по словесной инструкции.

Алгоритм сеанса :

Приветствие;

Разминка;

Релаксационные упражнения с настроем на выполнение игровых заданий;

Игровые задания, упражнения в сухом бассейне;

Задания на развитие воображения и концентрацию внимания;

Упражнения на массажной тропе;

Релаксация;

Ритуал завершения игрового сеанса.

1. Приветствие : «Шарики - смешарики»

В сенсорной комнате на входе предусмотрена подвеска «Шарики - смешарики «с колокольчиком. Дети здороваются с шариками, дергая их, чтобы зазвенел приветственный колокольчик : «Здравствуйте!»

Педагог-психолог : «Ребята, смешарики здороваются с вами и желают вам здоровья и хорошего настроения. Они приглашают вас в волшебное путешествие. Но сначала мы сделаем разминку перед тем, как отправиться путешествовать.

2. Разминка. Выполнение действий по речевой инструкции взрослого. «Это я!»

Дети выполняют движения по показу и речевой инструкции психолога, потом выполняют разминку самостоятельно.

Это глазки! Вот! Вот! (Дети показывают сначала левый, потом правый глаз.)

Это ушки. Вот! Вот (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

Это нос. Это рот. (левой рукой показывают на нос, правой – на рот) .

Там спинка. Тут живот. (левую ладошку кладут на спину, правую на – на живот) .

Это ручки. Хлоп! Хлоп! (Протягивают вперед обе руки, 2 раза хлопают) .

Это ножки. Топ!Топ! (Кладут ладони на бедра, топают два раза.)

3. Упражнения на массажной тропе;

После разминки психолог предлагает детям пройти по тропинке (с массажными блинчиками) : «Что за ножки, что за ножки побежали по дорожке? Раз, два, три, четыре, пять! Наши ножки не догнать!» На каждой кочке (блинчики с различными наполнителями) дети топчутся ровно столько раз, сколько им подскажет психолог. Например, 5 раз дети протопывают ногами блинчик и проговаривают в ритм счет. Если все блинчики они протопали верно, психолог благодарит их и приглашает пройти к релаксационным креслам. Если задание выполнено неверно, помогает им исправить ошибки и выполнить задание правильно.

4. Релаксационные упражнения с настроем на игровые задания;

Дети удобно устраиваются в релаксационных креслах (мешки с наполнителем, пуфики и пр.) Психолог настраивает детей на сказочное восприятие игровых упражнений : «Закройте глазки и послушайте, как поют лесные птички (включается магнитофон) -слушание 2-3 минуты. Теперь открывайте глаза, вас встречает светлячок (включить ночник «Светлячок» , выключить свет в сенсорной комнате , включить цветовой водопад). Светлячок приглашает вас полюбоваться цветными пузырьками и брызгами волшебного водопада. В нем живут волшебные рыбки, они могут выполнять желания, но чтобы рассмотреть их поближе, к ним подойти поближе, надо окунуться в волшебное озере и выполнить задания. Становится совсем темно, зажигаются звезды на небе (включить гпрлянду, а ночник выключить, нам надо спешить, на счет три вы встанете и войдете в бассейн с шарами – это и есть наше озеро. Дети садятся на бортик сухого бассейна.

5. Игровые задания, упражнения в сухом бассейне;

«Погреем ножки» -Дети погружают ноги в бассейн, двигают ими в разных направлениях, по сигналу психолога «Хлопок в ладоши» ножки поднимают на бортик.

«Ловкие ножки» - По сигналу психолога «Хлопок в ладоши один раз» дети ловят ногами один шарик. По сигналу психолога «Хлопок два раза в ладоши» дети ловят два шарика ногами.

«Поплыли» - Дети садятся в бассейн и по сигналу психолога двигают руками и ногами, имитируя плавание. По сигналу : «Отдыхаем» -лежат спокойно, без движений. Чередование команд4-6 раз.

«Вертушки» - По сигналу психолога дети поворачиваются на живот, спинку, бочок. Сигнал «Один хлопок» - на живот, «Два хлопка- на спинку» , «Три хлопка –на бочок» . Повторить3 раза.

«Спрячь предмет» - Дети по очереди прячут предмет в шариках сухого бассейна, потом пытаются их отыскать, соблюдая очередность. Меняются 3 раза.

«Волны» - Дети раздвигают шары руками как можно сильнее. 2-3 минуты.

«Прятки» - По сигналу «Раз, два, три» дети прячутся, зарываются в шарики и застывают без движения. В это время включается звездное панно и ночник «Луна» . Психолог : «Посмотрите, пока мы играли в волшебном бассейне, наступила глубокая ночь, видны хорошо созвездия и луна, а как сияет в ночи волшебный водопад с рыбками.

6. Упражнения на массажной тропе;

Повторяется переход детей по кочкам (блинчикам) с протоптыванием на счет1-5.

7. Релаксация;

Дети рассаживаются в релаксационные кресла, слушают журчание воды, любуются водопадом, загадывают желания, делятся своими впечатлениями.

8. Ритуал завершения игрового сеанса;

Постепенно выключаются проекторы, включается ночник «Светлячок» , дети в стают с кресел, прощаются со смешариками «До новых встреч» , делятся впечатлениями. Психолог «Наше путешествие заканчивается. Светлячок и смешарики желают вам хорошего настроения, здоровья и будут вас ждать на следующее путешествие».

Сеанс заканчивается.

По этой схеме, придерживаясь алгоритма игрового сеанса планируется серия таких игровых занятий с детьми . Игры и упражнения меняются и подбираются с учетом возможностей и успехов детей.

Список литературы

1. Г. Колос Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. Москва, изд. Аркти,2006.

2. Н. В. Самоукина. Игры в школе и дома. Изд. Ярославль 2004.-208с.

4. Х. Баум. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха.

Изд. Москва 2008-144с.

4. К. Фопель. С головы до пят. Изд. Москва2005-143с.

Публикации по теме:

Конспект игрового сеанса в сенсорной комнате «В гости к солнышку» Задачи: - Улучшение эмоционального состояния; - Снижение нервного возбуждения и агрессивности; -Развитие произвольности внимания, его устойчивости.

Конспект НОД «Осеннее путешествие» в экологической комнате Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной.

Конспект НОД в темной сенсорной комнате для детей 4–5 лет с ОВЗ «Путешествие в сказочную песочную страну» Конспект НОД в темной сенсорной комнате с детьми с особыми образовательными потребностями. Технология: песочная арт-терапия. «Путешествие.

Игры и упражнения для сенсорной комнаты

«Угадай, что внутри»

Материалы и оборудование: тканевые мешочки с различными наполнителями (песок, вата, камни, гречка, солома и т.д)

Цель: развитие навыка вербализировать свои чувства, стимулирование тактильных ощущений

Инструкция: Детям раздаются мешочки с различными наполнителями и предлагается на ощупь определить, что находится внутри. При этом педагог-психолог каждого ребенка спрашивает «Что чувствуют твои руки?»

«С кочки на кочку»

Материалы и оборудование: мягкие кочки

Цель: развитие крупной моторики, координации

Инструкция: На полу разложены мягкие кочки на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагается про прыгать по всем кочкам, при этом касаться пола нельзя.

«Найди, что спряталось»

Материалы и оборудование: емкости с крупами, песком, различные мелкие и крупные предметы (зависят от возраста)

Цель: развитие навыка вербализации своих чувств, стимулирование тактильных ощущений, развитие мелкой моторики

Инструкция: Перед детьми ставится несколько глубоких емкостей с различными крупами. В емкости спрятан маленький предмет. Ребенку необходимо с закрытыми глазами на ощупь найти этот предмет и сказать педагогу-психологу шёпотом, что это. Доставать предмет из емкости нельзя. После выполнения задания психолог спрашивает каждого ребенка «Что чувствовали твои руки?»

«Бархатные узоры»

Материалы и оборудование: картон, разделенный сеткой на 4 пронумерованных квадрата, клей ПВА, манная крупа.

Цель: развитие мелкой моторики, коррекция страхов, развитие эмоциональной сферы

Инструкция: Детям дается инструкция: на картонке в квадрате №1 нарисуйте клеем (рисунки даются в зависимости от возраста и проблемы). А теперь возьмите в руки наш волшебный бархатный песок и насыпьте его в этот квадрат. Теперь картонку поднесите к подносу и переверните. Лишний песок осыпался, а ваш рисунок стал бархатным. Тоже проделывается в 3-ех остальных квадратах.

«В гостях у волшебных пузырьков»

Инструкция: Ребята, предлагаю вам зайти в гости к волшебным пузырькам. Посмотрите сколько их! (дети забираются в сухой бассейн) Давайте возьмем в руки по одному пузырьку и расскажем, какие они. (Дети называют цвет, форму, свойство и т. д.) Покатайте его между ладошек. А теперь давайте сделаем наши пузырьки цветными. Опустите их в бассейн (шарики меняют свой цвет благодаря подцветке бассейна). А теперь положите их обратно и потрогайте другие пузырьки вокруг себя. Почувствуйте, какие они. Эти пузырьки забирают усталость, плохое настроение. Поиграйте с ними.

«Волшебные нити»

Материалы и оборудование: конструкция «Волшебный фонтан»

Цель: сплочение группы детей, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, преодоление негативных эмоций по отношению к ним.

Инструкция: Ребята, сейчас вы лучше узнаете друг друга, а помогут вам в этом волшебные нити. (Имя ребенка), возьми одну нить и назови какое-нибудь хорошее качество (имя ребенка). Держи нить и не отпускай, она поможет тебе запомнить это качество. (Дети по очереди называют хорошие качества друг друга набирая в руки все больше нитей.) Посмотрите, сколько у вас хороших качеств! Каждая нить – это что-то хорошее, а нитей у вас очень много. Теперь вы лучше знаете друг друга. Посмотрите на своего соседа слева, улыбнитесь ему, а теперь посмотрите на соседа справа, улыбнитесь ему.

«Волшебный туннель»

Цель: снижение чувства тревожности, агрессивности, развитие воображения

Инструкция: Посмотри в зеркало. Ты видишь в нем свое отражение. А сейчас подумай о том, на кого ты злишься, и снова посмотри на свое отражение. Расскажи, что ты чувствуешь. Как думаешь, почему ты злишься? (Ребенок рассказывает о причине злости и агрессии. Педагог-психолог включает прибор) Видишь, в зеркале появились огоньки. Это волшебный туннель. Посмотри в него внимательно. Он уносит нас далеко – далеко, мы пробираемся сквозь огоньки все дальше и дальше. Сейчас мы превратим твою злость в один из маленьких огоньков. Посмотри, огонек убежал! Он убегает все глубже и глубже в этот длинный туннель. Пускай он там и останется, а нам пора возвращаться. Закрой глаза. Представляй как огонек убегает все дальше и дальше. (педагог выключает прибор) А теперь открой глаза. Вот мы и вернулись. Смотри, туннель пропал и перед нами снова зеркало. Теперь ты видишь только себя, а твоя злость осталась глубоко в туннеле. Ты больше не злишься.

«День рождения рыбки»

Материалы и оборудование: воздушно-пузырьковая колонна, пластиковые рыбки

Цель: коррекция страха темноты

Инструкция: Посмотрите, в этой трубе живут маленькие рыбки. Видите, какие они красивые. Хотите, я расскажу вам историю про них?

В красивом озере жили рыбки. Они целый день плавали и резвились, любили играть в прятки и догонялки, а когда наступала ночь, заплывали под водоросли и засыпали. Но одна желтая рыбка очень боялась темноты и, что бы не видеть ее, не играла с остальными в догонялки, а задолго до ее наступления заплывала под теплые водоросли и засыпала. Однажды был день рождения красной рыбки. На ее празднике другие рыбки танцевали, пели и веселились. Стало темнеть. Желтая рыбка очень хотела еще побыть на дне рождения, но очень боялась наступления темноты. Мама именинницы сказала, что скоро будет праздничны салют. Желтой рыбке так хотелось посмотреть на него, ведь она никогда не видела салют!

Стало еще темнее, а потом еще и еще. Маленькая желтая рыбка испугалась, забилась в уголок и зажмурила глаза. Вдруг раздался сильный шум: бах, бах, бах! Все стали радостно кричать. Рыбке стало интересно узнать, чему все так радуются. Она потихоньку приоткрыла сначала один глаз, потом другой и увидела, как множество разноцветных огоньков то зажигается, то гаснет. Это был салют, самый первый в ее жизни. Рыбке очень понравилось это зрелище. Когда салют закончился, остальные рыбки продолжили свои рыбки, а наша маленькая желтая рыбка огляделась по сторонам: красная рыбка танцевала, зеленая и синяя играли в догонялки, оранжевая ела вкусный торт… С неба сквозь толщу воды дно озера освещала луна, а было совсем не страшно, а красиво. Водоросли при лунном свете переливались разными цветами, казалось, они тоже светятся. Наша рыбка была очень удивлена, ведь то, чего она боялась, оказалось завораживающим и интересным зрелищем.

«Найди ежиков»

Материалы и оборудование: сухой бассейн, массажные шарики

Цель: развитие тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения

Инструкция: Среди волшебных шариков вы будите искать маленьких ежиков.

«Озеро»

Материалы и оборудование: сухой бассейн

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений

Инструкция: Это волшебное озеро. Сейчас мы в нем искупаемся. Заходите в него постепенно. Сначала опустите правую ногу, чувствуете, как ей стало приятно? Затем опустите левую ногу – стало еще приятнее. Присядьте. А теперь потихоньку ложитесь. Вы полностью погрузились в волшебное озеро и можете поплавать в нем. Плавая, вы прикасаетесь к шарикам и это очень приятно. Плавайте и получайте все больше приятных ощущений.

«Поймай нить»

Материалы и оборудование: конструкция «Водопад», «Веселый фонтан»

Цель: развитие восприятия, внимания

Инструкция: Посмотрите, нити переливаются разными цветами. Вначале они белые, потом синие, потом становятся фиолетовыми, зелеными и т. д. Сейчас мы поиграем. Я буду называть цвет, а вы - ловить нити, но только тогда, когда они загорятся нужным цветом. Когда же цвет измениться, вы отпустите их.

«Путешествие супер героя»

Материалы и оборудование: панно «Бесконечность»

Цель: коррекция тревожности, неуверенности в себе, работа со страхами

Инструкция: Сейчас мы отправимся в путешествие по волшебному коридору. В этом коридоре ты сможешь стать супер-героем. Подумай, кем бы ты хотел быть? (ребенок думает и называет героя, которым хотел бы быть) Вправо, влево повернись и в супер-героя превратись! Теперь ты настоящий супер-герой! Ты оказался в коридоре, посмотри внимательно. За этими волшебными огоньками кто-то прячется. Видишь его? (выявляется объект страха) Ты можешь его победить, ведь ты – супер-герой и у тебя волшебный взгляд. Твой взгляд может растворять все плохое. Смотри на него! Чем больше ты на него смотришь, тем больше он растворяется. Посмотри еще внимательнее, видишь, он исчез, растворился. Его больше нет. Теперь всякий раз, когда ты чего-нибудь испугаешься, можешь подойти к волшебному коридору, стать супер-героем и растворить свой страх. А сейчас нам пора возвращаться. (произносится заклинание и супер-герой снова становится ребенком).

«Смелое окно»

Материалы и оборудование: панно «Бесконечность»

Цель: повышение самооценки, коррекция застенчивого и робкого поведения

Инструкция: Сядь поудобнее, закрой глаза и внимательно послушай меня. Сейчас ты сможешь стать самым сильным, смелым и отважным (пока ребенок сидит с закрытыми глазами включается панно «Бесконечность»). Теперь открывай глаза. Это волшебное окно. Каждый, кто в него посмотрит становится смелее. Посмотри в него! Почувствуй, как ты становишься сильнее! (Ребенок смотрит на панно) Чувствуешь, что стал смелым? Теперь снова закрой глаза. (Панно выключается) Скажи, каким ты стал? (ребенок произносит: «Я сильный, смелый и отважный!») Открывай глаза. Теперь ты самый сильный и смелый! Запомни это чувство.

«Снежинки»

Материалы и оборудование: направленный источник света, зеркальный шар

Цель: развитие восприятия, снятие эмоционального напряжения

Инструкция: Представьте, что на вас падают разноцветные снежинки. Они опускаются на ваши носики и ручки, ложатся на голову, нежно касаются вашей спины и ножек. В этих снежинках много сил и энергии. Давайте поймаем эти волшебные снежинки! (Дети ловят снежинки) С каждой пойманной снежинкой вы становитесь сильнее и энергичнее.

«Струйки силы»

Материалы и оборудование: конструкция «Водопад», «Волшебный фонтан»

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе

Инструкция: Это волшебные нити. Возьми одну из них. Скажи, какой ты? (Ребенок говорит «Я самый…» Если он затрудняется, педагог-психолог ему помогает) Возьми еще одну ниточку и скажи какой ты? (Перебирая нити ребенок называет свои качества) Вот как много в тебе хорошего! (Педагог повторяет несколько качеств ребенка) Ты - молодец!

«Узоры паучка»

Материалы и оборудование: цветовая сеть, мягкая игрушка «Паук»

Цель: коррекция страха пауков

Инструкция: Включается цветовая сеть. Детям предлагается удобно сесть в мягких креслах, пуфиках. Посмотреть на волшебные огоньки и послушать сказку.

«Жила-была девочка Фатя. Летом она поехала к бабушке погостить. Фатя была очень любознательной. В первый же день она обошла весь дом и увидела лестницу, которая вела на чердак. Фатя забралась туда, и первое, что бросилось ей в глаза, был большой сундук. Она открыла его и увидела…паука. Фатя с громким криком в одно мгновение оказалась на кухне рядом с папой.

Папа, папа! Там, наверху, паук!

Не переживай, доченька! Сейчас я расскажу тебе свою историю. Однажды я заболел, мне было грустно, и я переиграл уже во все игрушки. Вдруг я увидел, как в уголке паучок плетет свою паутину. Она была такая красивая и воздушная! Каждый день паучок плел новые узоры, а я смотрел на них и представлял себе то небо, то снежинку, то солнышко… Мне было так интересно рассматривать его картинки, что я быстро выздоровел. А когда болезнь прошла, я начал рисовать то, что показывал мне паучок.

Когда папа закончил свою историю, они с Фатей пошли на чердак. Папа открыл сундук, в котором хранились его детские рисунки, и показал их дочери.

Оказывается, паучок не страшный. Я буду за ним наблюдать и смогу рисовать так же здорово, как папа».

«Управление гневом»

Материалы и оборудование: направленный источник света, зеркальный шар, декоративный светильник, имитирующий разряды молнии

Цель: коррекция агрессивного поведения

Инструкция: В одной далекой стране жил мальчик Саша (имя персонажа не должно совпадать с именем ребенка). У него было очень много друзей и знакомых. Он часто ходил в гости. Но время шло, и Сашу почему-то стали все реже звать играть вместе с другими. Он очень расстраивался из-за этого и как-то спросил у своего друга:

Почему ты больше не хочешь со мной играть?

Ты стал очень драчливый, - ответил друг.

Саша задумался. Действительно, он стал чаще задираться…

Саша сидел на диване и плакал. Ему очень хотелось, что бы дети снова звали его играть вместе с ними. В комнату зашел дедушка:

Не расстраивайся, внучек! Я хочу рассказать тебе одну историю. В дождливую погоду иногда бывают грозы. Они сопровождаются громом и молнией. Во все времена молния завораживала людей, в то же время они боялись ее, потому что не знали, как ею управлять. Оказывается, если молния маленькая, ее можно «приручить». Посмотри, у меня есть волшебный шар, в котором живут маленькие молнии. Правда, это красиво и немного страшно? Теперь, закрой глаза и сделай три глубоких вдоха и выдоха. Прикоснись к шару ладошкой. Видишь, ты смог успокоить молнию! Она больше не мечется по всему шару. Ты научился управлять ею. Точно так же, как ты управлял молнией, ты можешь управлять своей драчливостью. В следующий раз, когда ты на кого-нибудь разозлишься и захочешь его ударить, закрой глаза, сделай три глубоких вдоха и выдоха, и тебе больше не захочется кого-то бить. Ты усмиришь свою злость, точно так же, как усмирил молнию.

После беседы с дедушкой Саша попробовал предложенное упражнение. Всякий раз, когда он начинал злиться и хотел кого-то ударить, Саша делал три глубоких вдоха и выдоха. И уже совсем скоро друзья снова стали играть с ним.

(После прочтения сказки педагог-психолог предлагает детям поиграться со светильником, имитирующим разряды молний)

Видите, какая интересная история. У меня тоже есть волшебный шар. Хотите научиться управлять молнией и своим поведением?

«Уходи, злость, уходи!

Материалы и оборудование: маты, пуфики, подушки

Цель: научить выплёскивать злость

Инструкция: Дети ложатся на спину на мягкое напольное покрытие. У каждого с обеих сторон подушки, маты, пуфики. Упражнение начинается и заканчивается по сигналу педагога-психолога. По сигналу дети начинают бить ногами и руками по покрытию и подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Игра продолжается 3 минуты. Затем дети 3 минуты отдыхают.

«Выбиваем пыль, или Упрямая подушка»

Материалы и оборудование: подушка

Цель: снятие эмоционального напряжения

Инструкция: Детям предлагается выбить пыль из подушки; бить ее посильнее, чтобы получше ее очистить.

«Мой страх исчезает со звуком «Ха!»

Материалы и оборудование: текст стихотворения «Счастливая ошибка»

Цель: снижение тревожности, развитие мимики и пантомимики, работа со страхами

Инструкция: Детям зачитывается стихотворение «Счастливая ошибка».

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: «Ах! Совсем наоборот:

Я крикнул: «Ха!»,

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово «Ах!»

Я позабыл с тех пор!

Когда чего-то боишься, надо страху громко говорить: «Ха!» - тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять руку вверх, глубоко вдохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть; «Ха!» Всем своим страхам, неудачам, печалям надо говорить; «Ха!» - и тогда они испугаются и отступят от вас.

« У страха глаза велики»

Материалы и оборудование: не требуется

Цель: развитие мимики и пантомимики, воображения, снижение уровня тревожности, работа со страхами

Инструкция: Ребята, представьте себе, что мы находимся в лесу и спокойно отдыхаем... Но что это?! Хрустнула ветка, вот еще одна... Кто это?! Нам стало страшно:

Мы сжались в комочек и застыли;

Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли;

Рот приоткрыли;

Боимся пошевелиться и вздохнуть;

Голову втянули в плечи, глаза закрыли;

- Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!» Один глаз открыли, - а это котенок!

Возьмите своих «котят» в руки. Погладьте их. Вот какие ласковые котята! А мы думали, что это? Кого вы себе представляли?

Недаром говорят, что у страха глаза велики.

«Камень - звезда»

Материалы и оборудование: мягкое напольное покрытие

Цель: учить напрягать, группировать мышцы и расслаблять их (лежа на спине)

Инструкция: По сигналу педагога-психолога «Камень!» дети руками обхватывают ноги, согнутые в коленях, голову опускают к коленям. По сигналу «Звезда!» ребенок свободно раскидывает руки и ноги (повторить 3-4 раза).

« Улыбка»

Материалы и оборудование:

Цель: создание бодрого, радостного настроения

Инструкция: Дети стоят (сидят) в кругу. Им предлагают передать улыбку рядом стоящему (сидящему) ребенку; при этом они глядят в глаза друг другу. Начинает игру педагог-психолог.

«Море шариков»

Материалы и оборудование: сухой бассейн

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Инструкция: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (на животе). Дети имитируют движения, плавание.

«Дыши и думай»

Материалы и оборудование: сухой бассейн

Цель: развитие образа тела, воображения

Инструкция: Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову; на выдохе опустить голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

«Быстро - медленно »

Материалы и оборудование: сенсорная дорожка

Цель: развивать внимание, умение передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошвы ног

Инструкция: 1. Дети босиком медленно (быстро) идут по дорожкам и на каждом квадрате говорят о том, что ощущают их ноги.

2. Выполняют аналогичные задания по сигналу педагога-психолога, изменяя темп.

«Кто за кем?»

Материалы и оборудование:

Цель: развитие внимания, речи; профилактика плоскостопия

Инструкция: Ребенку предлагают в начале дорожки назвать свое имя, а остальные дети по очереди называют его имя ласково.

«Прогулка по разноцветной стране»

Материалы и оборудование: «мягкие» кочки

Цель: научить ходить по ограниченной поверхности, тренировать вестибулярный аппарат; развивать внимание, память, мышление

Инструкция: Ребенок идет по кочкам разных цветов. Становясь на кочку необходимо быстро назвать предмет того же цвета, что и кочка.

« Солнечные зайчики »

Материалы и оборудование: зеркальный шар, ритмичная и медленная музыка

Цель: создание положительного эмоционального настроя; развитие воображения

Инструкция: Детям предлагают представить, что зеркальный шар - это солнце, которое посылает нам солнечных зайчиков. Зайчики «гладят» детей по лицу, рукам и ногам под медленную, спокойную музыку. Затем, педагог-психолог предлагает попрыгать детям, как «зайчики» под ритмичную музыку.

« Обезьянки»

Цель: формировать умение подражать, развитие эмоциональной сферы детей

Инструкция: Дети смотрят в зеркало, ведущий корчит рожицу, остальные - «обезьянки» - повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети.

«Клоуны»

Материалы и оборудование:

Цель: создание бодрого настроения; развитие мимики и пантомимики, развитие эмоциональной сферы детей

Инструкция: Ведущий - «клоун» - старается развеселить детей с помощью мимики и жестов. Дети повторяют движения за ним:

    указательным пальцем нажимают на кончик носа;

    растягивают уголки губ;

    ладонью одной руки машут из-за головы, другой - чешут нос;

    показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладоней;

    изображают смешную мордочку обезьянки.

«Клоун» сообщает, что увидел, как ребята могут веселиться, какие они дружные и веселые.

«Отгадай настроение»

Материалы и оборудование: карточки с изображением лиц

Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение

Инструкция: Детям раздают маленькие карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Играющие по очереди показывают настроение, изображенное на карточке. Остальные отгадывают, что это за настроение.

«Приветствие»

Материалы и оборудование: зеркальная акриловая панель

Цель: развитие мимики, воображения

Инструкция: Детям предлагается придумать приветствие без слов и изобразить его, глядя в зеркало. Дети поочередно приветствуют друг друга, а остальные повторяют их движения и мимику.

« Узнай звук»

Материалы и оборудование: 5 цилиндров с разными наполнителями

Цель: развивать слуховое внимание, умение различать звучание предметов из разных материалов

Инструкция: Детям предлагают прослушать звучание 5 цилиндров с разными наполнителями: гаечками, песком, горохом, деревяшками, рисом.

После прослушивания звучания каждого цилиндрика его открывают и показывают, что внутри. После 2 прослушиваний снова предлагают слушать звучание и отгадывать, что внутри цилиндрика.

«Волшебный куб»

Материалы и оборудование: дидактический набор «Дары Фребеля»

Цель: развитие пространственных представлений, закрепление сенсорных эталонов (геометрические фигуры)

Инструкция: Перед детьми раскладываются несколько кубов, состоящих из различных геометрических фигур. Детям необходимо разобрать куб, назвать все геометрические фигуры и собрать его вновь.

Материалы и оборудование:

Цель:

Инструкция:

Что еще почитать