Детская инициативность в дошкольном возрасте. Создание условий для поддержки детской инициативы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вопросы поддержки детской инициативы в рамках реализации ФГОС ДО (теоретический семинар) МБДОУ «Детский сад №93» Чита, 2015

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевые ориентиры, определенными ФГОС: - проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок способен к волевым усилиям; - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - способен к принятию собственных решений.

Вопросы: Что такое «детская инициатива и самостоятельность»? Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности?

В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников: Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив» Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста. Они выделяют 4 сферы инициатив: - творческая - целеполагания и волевого усилия - коммуникативная - познавательная. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Инициатива Вид деятельности Творческая Конструктивная Музыкальная Игровая Художественная Целеполагания и волевого усилия Трудовая Коммуникативная Общение Познавательная Познавательно - исследовательская Восприятие художественной литературы Двигательная деятельность

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива» Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы: 1-й уровень Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Итак… Для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

По мнению исследователей… (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин) разные виды деятельности, являются главными факторами формирования инициативности как личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом: Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Какими компетенциями должен обладать педагог? Основными компетенциями являются: обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития, взаимодействие с родителями. Рассмотрим поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.

Умения педагогов Компетенции Поддержка индивидуальности и инициативности Диагностические Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности: затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности, преобладает исполнительность, не способны предложить новые способы выполнения поручений, не задают вопросов. Инициативные дети: задают тон в игре, неистощимы в придумывании сюжета, инициативны в выборе видов и содержания труда, демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы, способны предложить свои варианты выполнения задания, берут на себя лидерские функции. Проектировочные Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности: 1. Трудовая деятельность: 2. Общение: 3. Игровая деятельность 4. Познавательно- исследовательская деятельность: 5. Конструктивная деятельность: 6. Художественная деятельность: 7. Музыкальная деятельность: 8. Восприятие художественной литературы: 9. Двигательная деятельность:

Умения педагогов Компетенции Поддержка индивидуальности и инициативности Исполнительские Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: - Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. - Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. - Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности. Коммуникативные Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы: - Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку. - поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности. - проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка. - чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах. - в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах. Рефлексивные Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми: - Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности? - проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности? - какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?

Возвращаясь к умениям педагога: Исполнительские умения: - Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. - Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. - Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ. образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Оказание недирективной помощи детям Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу. Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма. Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Задачи группового сбора: формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта; обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов; формирование мотивации к предстоящей деятельности; представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах; Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей. = Технология «План – дело - анализ»

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. В течение дня групповых сборов может быть несколько. Целесообразно проводить: -1-ый утренний сбор - после завтрака, перед занятиями в центрах активности; -2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов; -3-ий - после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня - все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

В режиме дня должно быть отведено время на занятия по выбору - где дети учатся самостоятельно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной образовательной среды. Воспитатели принимают на себя ответственность за то, что бы день был веселым и интересным для детей. С этой целью организуются Центры активности, которые дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Материалы, содержащиеся в центрах, стимулируют активность детей, заставляют их использовать все органы чувств. Создание центров требует определенной организации помещения и обстановки однако это не налагает ограничений на игру детей, не привязывает определенных занятий к определенным центрам.

Проектная деятельность Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи.

Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях. Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях. Они отвечают за такую организацию учебных материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным творческим экспериментам открытиям, решению проблем.

В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так на может возникнуть какая - то проблема, с которой к детям обращается сказочный персонаж, воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог продумывает, какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах, какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения, какие индивидуальные задания можно подобрать.

Чтобы научиться выбирать из нескольких вариантов оптимальный, нужна практика. На первых порах помогают приемы социоигровой педагогики, разные способы объединения в малые группы «Социумы». Занятия в малых группах позволяют детям уделить больше времени приобретению собственного опыта, а в распоряжение воспитателя окажется больше способов для индивидуализации занятия. В этих условиях у детей появляются многочисленные возможности реализовать себя в роли лидера, принимать решения, которые оказывают влияние и них самих и на окружающих. Дети учатся делать реальный выбор и брать на себя ответственность в той мере, в которой это представляется целесообразным исходя из их возраста и возможностей.

Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, планировании, сами принимают решение, в каком центре они сегодня будут работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата предполагается достичь. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана -т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. С какими - то из них дети могут справиться самостоятельно, а где - то выполняют работу при участии воспитателя. Важно обращать внимание на выбор занятия детьми, на качество их работы, наличие интереса к занятию не зависимо от того индивидуально они работают или в группе. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка определяется его готовностью к самостоятельной работе, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.

При этом дети имеют возможность перемещаться от центра к центру. Это возможно только в том случае, если дети взаимодействуют друг с другом, практикуются в умении договариваться, решать проблемы. А воспитатели помогают детям размышлять над своими действиями и способствуют их самообучению, а не руководят этим обучением. Воспитатели уважением относятся к идеям детей, взаимодействуют с детьми, когда они играют или работают.

Во время работы детей в центрах активности воспитатель может: - работать в одном из центров; - переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется; - переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды; - наблюдать за конкретным ребенком. Спланированная работа может быть не закончена за один день. В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни.

Завершение занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одной компании к другой, рассказывают, чем они занимались, что удалось? Что не получилось? Почему? А можно обсудить эти вопросы и презентовать получившиеся продукты вернувшись на круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы, давать оценку себе и своим товарищам.

Развивающая предметно-пространственная среда По мнению доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка». В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: возрастного состава малышей; психологической характеристики группы; количественного соотношения мальчиков и девочек; социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Спасибо за внимание!


Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность – в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые , вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Оказание недирективной помощи детям.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей .

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

  • формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

3-ий – после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня – все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Доска выбора : доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Проектная деятельность

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ: во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно еще вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Воспитатель Чернова М.В.

Организация: МАДОУ д/с №6 комбинированного вида

Населенный пункт: Новгородская область, г. Окуловка

Моё педагогическое кредо: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Моя деятельность педагога направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые я определяю через систематические наблюдения. В центр образовательной системы я ставлю личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития,

реализации её природного потенциала. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для меня первоочередной задачей.

В результате анализа литературы по развитию самостоятельности у детей мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников, которые помогают мне решать задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Изучив работы психологов, я сделала вывод, что для инициативной личности характерно:

Произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Творческий подход к деятельности;

Высокий уровень умственных способностей;

Познавательная активность.

Исходя из этого, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Личностно-ориентированная модель свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, этому также способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. В соответствии с этим мы совместно с детьми вырабатываем цели, содержание занятия, оцениваем результаты, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Для этого каждое утро в моей группе проводится утренний сбор, на котором планируется совместная деятельность на день. А в конце дня проводится заключительный сбор, на котором дети оценивают проделанную работу.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор, и уже третий год руковожу районным методическим объединением «Проектная деятельность в ДОУ». За это время накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка.

Также большое значение я придаю использованию здоровьесберегающих технологий. Для этого я провожу консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья, о правилах общения и незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего города», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности, а потом во время экскурсий дети применяют полученные знания. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помогают разнообразные сюжетно-ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию». Моя задача воспитателя – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для этого мною разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы: проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, точечный массаж, самомассаж; артикуляционная гимнастика; зрительная гимнастика; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; физкультурные минутки; сказкотерапия; релаксационные, расслабляющие упражнения.

Для включения в проект данных форм работы изготовлены тематические картотеки пальчиковых и подвижных игр, дыхательных и артикуляционных упражнений, утренних гимнастик и гимнастик после сна. Для проведения зрительной гимнастики пространство вокруг рабочей панели оформлено с помощью 3Д наклеек,

изображающих транспортные средства, которые движутся в разных направлениях. Также подобраны картотеки загадок, считалок, произведений художественной литературы, которые помогают педагогу продуктивнее использовать время, быстрее подготовить необходимые материалы для занятий. Во время образовательной деятельности, я обязательно учитываю интересы каждого ребенка, для этого выбираю темы или проблемы из близкого окружения ребёнка и адекватные его возрасту; всегда предоставляю детям возможность действовать самостоятельно и оказываю поддержку детской инициативы, поэтому вместе мы поэтапно достигаем намеченных целей.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. За долгие годы работы я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Этому способствует создание разнообразной предметно – развивающей среды, которая мне обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;

* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

* Цент исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми;

* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;

* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

* Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.

Дети моей группы любят делать подарки, и если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку для определенного лица или группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, а также помочь в изготовлении пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности – я считаю это высоким уровнем самостоятельности.

Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, которые находятся в доступном для детей месте, помогают им проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять свой замысел. Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. В тоже время я даю возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал, который в изобилии собран нами

совместно с родителями и доступен детям для рассматривания, изучения и изготовления поделок. Всё это, собранное, изготовленное и приобретённое, даёт мне возможность предложить ребенку разные идеи по изготовлению любой игрушки или подарка. Вместе мы коллекционируем, исследуем и экспериментируем с разными материалами, предметами, тем самым я развиваю у них творческое воображение. Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т.д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие и запоминающиеся работы.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает когда надо надевать варежки), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила,

даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников,

Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», это натолкнуло меня на создание различных тематических презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях.

Так же использую обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшается обучение детей, значительно возрастает мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.

Использованная литература:

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

3. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», Ярославль: «Академия развития», 1999 г.;

4. Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-Синтез» 2006;

5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

6. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: «Просвещение», 2002 г.;

7. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», Методическое пособие Санкт-Петербург: «Детство-Пресс» 2002г;

8. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

9. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках инициативной личности, показателях инициативности ребенка. Представлены педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями. Для каждой возрастной группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная) приведены примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств. Для детей подготовительной группы предлагается игра,представляющая авторскую разработку музыкального руководителя. Предлагается дизайн оформления памятки в виде буклета.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности.

«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят»
(Элберт Грин Хаббард)

Инициативный ребенок дошкольного возраста - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium - начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
В ФГОС ДО (общие положения п.3) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр,продуктивных видов деятельности,содержательного общения.Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор,предложить интересное дело другим детям.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность (проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности);
- содержательность интересов.

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (например, критикует игрушка, а не педагог);
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;
- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы
является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. Необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная
познавательная деятельность. Необходимо:

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

«Сороконожка» (автор Е.Железнова)
для детей младшей группы (3-4 года)

Дети встают друг за другом «спинка за спинкой», кладут обе руки на плечи впереди стоящего ребенка. Под пение (или речевку) все ритмично двигаются за первым ребенком – «головой», не нарушая целостности «сороконожки». «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. В соответствии с текстом (на окончание при каждом повторе) последний ребенок «сороконожки» перебегает и встает первым, становясь «головой».
Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут –
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последний,
Пусть бежит вперед,
И самым первым в голове встает.

«Змея»
для детей средней группы (4-5 лет)

Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост».
Можно внести элемент соревнования, когда двое водящих соревнуются, кто из них соберет большее количество игроков в свою «Змею».
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом???

«Фото-сессия»
для детей старшей группы (5-6 лет)

Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру.
Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму:
Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать.
… и т.д.

нина двуглазова
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Консультация для педагогов по теме :

"Поддержка инициативы и самостоятельности детей

в специфических для них видах деятельности ".

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности . Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей . Согласно стандарту в ДОУ для создания социальной ситуации развития детей предполагают :

-поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности ;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) .

Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей :

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре , общении, познавательно-исследовательской деятельности , конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности ;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Важно не путать инициативность с самостоятельностью , хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности , делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности . Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности , необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна , т. к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли.

Инициатива и самостоятельность может формироваться только в процессе детской деятельности . Задача педагогов организовать образовательный процесс так чтобы дети действительно работали в тех направлениях, которые заданы этими видами детской деятельности . Эти же виды деятельности позволяют активно продвигаться и в образовательных областях, которые тоже обозначены ФГОС. Другими словами образовательные области -это некие педагогические цели и содержание которые бы мы хотели, чтобы ребенок овладел в той или иной степени, а та деятельность , которая предлагается стандартом -это те форм работы, которые позволяют нам решать познавательные задачи с высокой степенью эффективности при этом организовать образовательный процесс так чтобы ребенок был максимально самостоятельным .

Этапы развития самостоятельности :

I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности .

III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности .

На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности , многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности . Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи

Третий этап - творческий. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

Виды и направления детской инициативы :

Творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность , где развиваются воображение, образное мышление;

- инициатива , как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование , лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

Коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

Познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность , где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Инициатива ребенка состоит из трех составляющих :

Побуждающий мотив к новой деятельности

Принятие ребёнком самостоятельности решений

Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях.

Первая составляющая : тут участие взрослого очень велико, т. к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя.

Дальше инициатива ребенка , конечно, осуществляется путем создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения . Сначала это маленькие самостоятельные решения , и чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения . И наконец, мы разворачиваем деятельность так , чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль .

При организации НОД педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе НОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности . Мы должны понимать, что если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце НОД или совместной деятельности предложить детям , что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей .

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы с использованием дидактических материалов для познавательно-исследовательской деятельности Цель: побуждать детей проявлять собственную инициативу при выборе деятельности, развивать воображение, логическое мышление, продолжать упражнять.

Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности дошкольников» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной.

Методические рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы в разных видах деятельности Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Федеральный закон Российской.

Что еще почитать