Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения. Проблема, связанная с воспитанием ребенка: боязнь детских эмоций

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: . Проведенный нами, анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что проблемой дисциплины детей - дошкольников занимались Макаренко А.С., И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий («Возрастная психология» ) , Б.С. Волков, Н.В. Волкова («Психология общения в детском возрасте» ) , А. Кравцова («Непослушные детки» ) , Ю.Б. Гиппенрейтер («Как быть ребенком» ) . Все они в той или иной мере подчеркивают, что дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.

Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих в разрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивает А.С. Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания» ; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело» .

Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Немаловажным условием формирования и поддержания дисциплины в группе является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т.е. четкое проведение режимных моментов, в т.ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Особое внимание педагог должен уделить тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Этому способствует правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.

К одним из следующих методов формирования и поддержания дисциплины у дошкольников можно отнести четкую формулировку правил поведения. Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место» , «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней» , «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша няня чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его» . Или «Машенька первая вошла в раздевалку и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят» . Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых. Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение. В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель должен быть в меру требователен к ним, ибо для малышей регуляция собственного поведения представляет достаточную трудность. В то же время он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе дети уже освоили первые правила, и поэтому воспитатель постоянно следит за самостоятельными, их выполнениями, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибки. В этом возрасте дошкольники уже обладают большими возможностями в регулировании своего поведения. Но у них может проявляться расхождение между знанием правил и поступками. Ребенок нередко поступает вразрез с требованием взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Поэтому важной задачей педагога является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. К концу пребывания в средней группе от детей уже можно добиться сравнительно высокой дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил.

Исходя из вышеизложенного, нам бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком - принять, понять, поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия Язык непринятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом» , «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось» ) «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует» )

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения» . Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

Следующий принцип - понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Следующий принцип – поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором:

  • взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
  • помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:

  1. «Язык принятия»
  2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен» ,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным» ,

«Ты боишься, что у тебя не получится» ,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела» .

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает» ,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же» ,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось» .

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета» , который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

На самого себя

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки» .

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение» .

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь» , «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь» .

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же» .

На третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения» .

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться» .

На объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее» .

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться» .

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!» ) «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится» ) .

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка» .

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого» .

7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел» , «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?» .

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок» )

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку» .

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является:

  1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т.д) , то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;
  2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
  3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете» ;

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи» .

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины:

  • Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
  • Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
  • Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)
  • Прекращение деятельности
  • Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
  • Обращение на примеры хорошего поведения
  • Пересаживание на «стул размышлений»
  • Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
  • Подчеркивать достижения, даже незначительные
  • Признание авторитета
  • Исключение из работы
  • Удаление от зрителей
  • Откладывание или лишение чем – то заниматься
  • Беседа с родителями

Таким образом, в современной психолого - педагогической литературе проблема изучения дисциплины как социально – психологического феномена представлена достаточно широко (на нашем круглом столе Вы видите труды ученых по данной проблеме) . Подводя итог представленного вам анализа литературы, можно заключить, что дисциплина – это неотъемлемая характеристика детского коллектива, а воспитание ее – одна из основных обязанностей воспитателей.

(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.

Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива. Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом. Учителю важно также понять свою роль и уровень собственной активности в воспитании сознательной дисциплины. Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины. В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения. Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника. Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются. В советской школе с успехом используется система привлечения коллектива к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является организация дежурства детей в классе и школе. Опыт А. С. Макаренко, а также практика работы лучших школ показали, что дежурство окажет большое влияние на учащихся, если дежурные будут выступать как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единых требований в школе, если они будут наделены необходимыми правами, а также в том случае, если им будет предоставлена известная самостоятельность при выполнении их обязанностей. Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины. Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим - важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.

Длительное, постоянно повторяющееся воздействие на организм определенных раздражителей создает в коре больших полушарий головного мозга устойчивую систему условнорефлекторных связей, названную И. П. Павловым динамическим стереотипом. Для формирования такой системы устойчивых связей и необходимо систематическое упражнение человека в выполнении тех или иных действий. Такую возможность дает режим. В педагогическом понимании режим включает в себя систему гигиенических требований, а также систему дисциплинарных и моральных требований, которые устанавливаются в зависимости от цели воспитательной работы. Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время выполнять домашние задания - все это важные привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том, чтобы выработать целую систему привычек, например правильного поведения на уроке, в свободное время, в общественных местах и т. д. Для этого необходимо соблюдать в школе единые педагогические требования. Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности. Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. Стоит внимательнее присмотреться к работе учителя на уроке, на внеклассном занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое значение в воспитании занимает педагогическое требование.

В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей. Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и последовательности педагога в первые дни работы с классом во многом зависит все последующее поведение учащихся. Учитель в дальнейшей работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение учащихся. Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Характер требований согласуется с Правилами для учащихся. Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в течение первой четверти соблюдения учащимися единых требований. Но эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном коллективе лучше вводить требования постепенно. Определенное значение имеет и правильный выбор момента для предъявления требований. Если воспитатель не уверен в том, что можно предъявить определенные требования к ученику, лучше подождать. Как только воспитатель убедился, что его требования разумны, он предъявляет их в самой категорической форме, добиваясь поддержки со стороны актива, а затем и коллектива в целом. Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ дисциплины учащимся, убеждение их в необходимости установленных норм и правил поведения. Основные нормы поведения сформулированы в Правилах для учащихся. Правила концентрируют внимание на ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п. Разъяснение смысла правил - важнейшая область работы учителя. Лучшие учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае. В ходе разъяснения учителю важно направлять свои усилия на формирование у детей положительных мотивов дисциплинированного поведения и создавать условия для разносторонней деятельности учащихся. Воспитательное значение оценки поведения учащихся. Сравнительно давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки поведения учащихся в воспитании сознательной дисциплины. Устав школы подчеркнул ее значение. Главным критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Поведение учащихся оценивается учителем I-III классов и классным руководителем IV X (XI) классов, при этом учитывается мнение остальных учителей и общественных организации школы. Выставление оценок поведения учащихся требует от учителя правильного методического подхода и педагогического такта. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил социалистического общежития. Уставом средней общеобразовательной школы введены три оценки поведения учащихся: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Две из них являются положительными. Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, предусмотренные в Правилах, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и в общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся, служат примером для других школьников. Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена учащимся за совершение единичных антиобщественных поступков. Оценка поведения производится по итогам учебных четвертей и учебного года. Она выставляется в дневник ученика и доводится до сведения родителей. Годовая неудовлетворительная оценка по поведению выставляется после соответствующего решения педагогического совета школы. Учащиеся X класса, имеющие неудовлетворительную оценку по поведению, не допускаются к выпускным экзаменам и получают справку о том, что ими прослушан курс средней школы. Учащиеся невыпускных классов, получившие неудовлетворительную годовую оценку по поведению, переводятся в следующий класс условно. При повторном получении учеником неудовлетворительной оценки по поведению и нарушении дисциплины педагогический совет рассматривает вопрос об исключении ученика из школы. Учащиеся VIII класса, имеющие за поведение годовую оценку «неудовлетворительное», получают свидетельство о восьмилетнем образовании с соответствующей записью об этом, и решение вопроса о зачислении таких учеников в IX класс может быть принято только педагогическим советом школы. Такой порядок оценки поведения учащихся дает в руки учителей важное средство укрепления дисциплины школьников.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей должен иметь место в воспитании сознательной дисциплины учащихся.

Вы хотите приучить ребенка к дисциплине, но не знаете какой метод воспитания использовать. Ни жесткие запреты, ни вседозволенность не работают во благо. Там нет абсолютных крайностей. Напротив, все воспитательные процессы сводятся к золотой середине. Чтобы вывести идеальные правила, необходимо поинтересоваться взглядами на проблемы воспитания сразу у нескольких педагогов-психологов. Вот что мы имеем в итоге.

Сокращение времени на тайм-аут

Время на успокоение и утешение дается ребенку для того, чтобы он мог осмыслить сложную ситуацию и прийти в себя. Некоторые родители чрезмерно злоупотребляют этим, акцентируя внимание на поведении малыша (хорошем или плохом). В последнее время в стане родителей принято впадать и в другую крайность: не разговаривать с ребенком за провинность, избегать общения и игнорировать. Мы отчитываем наших детей, устраивая целые показательные лекции, настаиваем, чтобы они немедленно прекратили плакать или баловаться. Однако если своевременно и правильно использовать этот прием, можно извлечь неплохие дивиденды.

Если вы заметили, что ваш ребенок слишком эмоционален, разбрасывает по комнате предметы и злится, значит, он устал. Пришло время взять небольшую паузу и отдохнуть. Дети должны оставаться наедине с собой соразмерно собственному возрасту: по минуте на каждый год. Будет лучше, если вы станете использовать подобную меру не в качестве наказания за какое-либо нарушение. Изоляция не должна восприниматься как позор. Психологи полагают, что наиболее хорошо этот прием срабатывает на детях от трех до восьми лет.

Наказание должно соответствовать проступку

Наказания без предупреждения, особенно если они чрезмерно жесткие, вызывают у детей лишь негодование и возмущение. В конечном итоге вы сами запутаетесь в своих требованиях. Дисциплина заключается в том, что наказание должно быть соизмеримо с проступком.
Например, если в вашей семье негласно существует правило о том, что малыш должен позвонить вам после того, как у него закончатся уроки, а он нарушает его, логично изъять мобильное устройство из обращения на какое-то время. Но если же вы отберете телефон за какой-либо другой проступок - это не изменит поведения ребенка и ничему его не научит. Психологи предупреждают: страдание не является большим стимулом. А случайные наказания только лишь учат детей страху быть пойманными.

Не устанавливайте слишком много правил

Всегда помните простую истину: правила созданы для того, чтобы их нарушать. Поэтому чем меньше ограничений вы установите для собственного чада, тем лучше. Многочисленные запреты лишь создают искушения, не поддаться которым просто невозможно. Коронная фраза «Не делай этого, иначе будет…» так и просит малыша провести эксперимент и посмотреть, а что же все-таки произойдет.
Поэтому ограничьтесь лишь сводом из основных домашних правил и обязательно объясните ребенку, зачем это все нужно. Не прибегайте к пустым угрозам. Если вы хотите в качестве дисциплинарной меры забрать у ребенка игрушку, просто сделайте это без лишних слов. В конце концов, ребенок поймет, какие действия приводят к такому результату, и в следующий раз поведет себя иначе.

Выделяйте положительные моменты

Некоторые родители ошибочно полагают, что дисциплина устанавливает наказание за плохое поведение. На самом деле она призвана противостоять огрехам. Именно поэтому намного проще культивировать у детей хорошее поведение, нежели потом бороться с плохим.
Просто представьте, что ваш малыш хороший по определению. Если вы лишний раз похвалите его за хорошо выполненное поручение по дому, это вселит в него дополнительную уверенность в собственных силах. Если же в вашем воспитательном лексиконе главным словом является «нельзя», ребенок будет чувствовать лишь раздражение. В дополнение к похвале эффективно вводить некоторые льготы и поощрения. Так ребенок будет видеть отдачу от своих хороших поступков, а также чувствовать вашу благодарность.

Перестаньте беспокоиться о плохом поведении малыша на публике

Это действительно так. Мы отчего-то уверены, что окружающие в случае капризов нашего чада будут плохо думать о наших методах воспитания. Будучи с детьми на людях, мы все время опасаемся этой реакции. На самом деле все эти страхи и тревоги абсолютно напрасны.
Если ваши методы воспитания не подразумевают немедленное урегулирование конфликтной ситуации, окружающие не станут думать о вас плохо. По большому счету им все равно. Поэтому не бойтесь призрачного общественного осуждения и спокойно следуйте избранному курсу. Просто абстрагируйтесь от ситуации и представьте, что вы не на публике, а один на один с ребенком. К тому же вы всегда можете объяснить свою позицию, ненавязчиво отведя малыша подальше от людного места.

Не спешите принимать меры

Несмотря на то что ваш ребенок еще совсем мал, простые жизненные ситуации способны давать ему первые уроки, которые поистине бесценны.
Он видит, как соседский паренек в песочнице ударил другого малыша по голове для того, чтобы отобрать машинку. Уже с четырехлетнего возраста дети могут применять логику и продумывать последствия произошедшего. Пусть ваш малыш немного побудет судьей. Пусть он скажет, хорошо это или плохо - отбирать у других детей игрушки или бить их.

Не кричите

Это так просто, но в то же самое время так трудно. Даже если ребенок постоянно капризничает, сильно возбужден и опять пролил на пол молоко, не поддавайтесь собственным эмоциям. Вы должны быть терпеливы. Проблема в том, что малыши не воспринимают крик в качестве воспитательной меры. Они лишь сильно боятся этих громогласных возгласов. В этот момент у детей задействованы самые примитивные участки мозга, отвечающие за стыд и гнев.
Поэтому они не могут слышать ваших увещеваний. С эмоциональными детьми, а также с подростками дела обстоят еще серьезней. Если вы не сдержались и видите, что малыш в результате вашего гнева сильно покраснел, лучше покиньте комнату и придите в себя. После всего обязательно скажите о том, что вы сожалеете о произошедшем. Обнимите малыша и извинитесь.

Что еще почитать