Плюсы и минусы быть единственным ребенком в семье. Кем лучше быть, ребенком или взрослым

В детстве - мечта. Сегодня - реальность.

Время от времени приходится слышать, какая же счастливая пора - детство. Всё было ярким, радостным. Тогда мне кажется: может, они что-то путают? Лично у меня из детства хороших воспоминаний нет. Ну правда, чему там было радоваться? Постоянные придирки, запреты, ненавистная школа, каждый шаг под контролем, за меня всё решают другие, навязывают какие-то свои правила.
Что правда здорово и радостно - так это быть взрослым! Ниже - 14 причин, почему.

1. Можно есть сладости хоть по килограмму в день, и никто не запретит! Можно купить 8 порций мороженого и все их сразу съесть, и никто не начнёт нудить - лопнешь, простудишься.

2. Можно смотреть мультики когда, какие и сколько хочу. В детстве мультики можно было только раз в неделю по полчаса, и то, если повезёт и после допроса, сделал ли все уроки. Если левая пятка родителей оказывалась против, то на данной неделе мультиков не было.

3. Также можно смотреть кино и передачи, не вымаливая разрешения и не подвергая смотримое строгой цензуре на наличие эпизодов с поцелуями или стрельбой.

4. Никто не ставит в угол, не порет ремнём и хворостиной.

5. Если сейчас нужны деньги, я могу их заработать, хоть это порой и бывает нелегко. В детстве можно было только дождаться крупного праздника (обычно дня рождения или нового года), когда мне подарят какую-то небольшую сумму. Тогда можно порадовать себя и купить, например, кассету или сникерс. Раз в полгода. А если мне хотелось что-нибудь покрупнее - например, магнитофон? Ты что, ты знаешь, сколько он стоит? И думать забудь!

Интересная машинка

6. Сейчас , чему и у кого мне учиться. Выбираю предмет, выбираю лучшие на мой взгляд курсы, учебные программы или самоучители, и получаю реально полезные знания. И так я пополняю свои навыки постоянно.
В приходилось учить всякую ерунду вроде физики, кабардинского языка, валеологии, ОБЖ, ЗОМ (Закономерности окружающего мира). А по действительно толковым предметам нередко были бестолковые учителя. Учительница географии, никогда не бывавшая . Учительница экономики, никогда ценными бумагами. Учительница рисования, считавшая Мона Лизу мадонной. Учитель информатики, боявшийся подпускать школьников к суперсложной профессиональной программе «фотошоп». Были и толковые учителя, которым низкий поклон. Но я не мог, как сейчас, выбирать лучших из лучших. Учи, что дают.

7. Сейчас я могу ездить, куда захочу, в том числе и в другие страны. В детстве у меня были три грандиозные мечты: увидеть Москву, и полетать на самолёте. Последние две из них исполнились только во взрослом возрасте, относительно недавно.

8. Сейчас я могу, если захочу, красить волосы в красный и зелёный, и никто мне слова не скажет.

9. Можно носить ту , которую хочется, а не которую заставляют родители или школьное руководство.

Крылатские холмы

10. Можно гулять всю ночь до утра! В детстве это было запрещено не только из-за строгости родителей, но и по соображениям безопасности: мы жили в таких местах, где находиться на улице после 9 вечера опасно не только детям. Впрочем, почти вся Россия такая. Сейчас я живу в Москве - городе, который сам выбрал, а не родители навязали. И здесь, если не забредать куда-нибудь в Выхино или , можно чувствовать себя спокойно в любое время суток. В России таких мест очень мало.

11. Можно ложиться спать когда захочется, а не строго в 9 вечера после «Спокойной ночи, малыши!». Особенно обидно, что мне надо было спать, в то время как взрослые продолжали гудеть, если хотели.

12. Можно громко и хоть целыми днями слушать . А не тайком в наушниках, выслушивая регулярные нотации, что «рок - от дьявола». К тому же, могу слушать, что хочу, а не что каким-то чудом удалось достать. В отличном качестве, а не на затёртой кассете.

13. Сам выбираю себе рацион. Никто не принуждает есть вонючую бурду под названием «борщ» или скрипящий на зубах осетинский сыр. Сейчас хочу пиццу, суши, греческий салат, йогурт, киви - беру это и ем. В детстве такие продукты только в кино видел. А есть приходилось борщ, суп, печёнку, перец, сало, дыни. Я думал тогда, что это - изощрённый способ наказания. А нет, оказывается, есть люди, которым такой рацион даже нравится! Мазохистов среди нас больше, чем кажется. И садистов, заставляющих детей этим питаться, тоже.

14. У меня есть своя семья! В детстве тоже вроде как своя, но я её не выбирал, а ещё осознавал, что придёт время, и мне надо будет её покинуть. Поэтому это не то. А сейчас - именно своя семья, где я - голова, а не шпендик, ждущий подзатыльников.

Развенчание мифа о счастливом детстве.

Время от времени приходится слышать, какая же счастливая пора - детство. Всё было ярким, радостным. Тогда мне кажется: может, они что-то путают? Лично у меня из детства хороших воспоминаний нет. Ну правда, чему там было радоваться? Постоянные придирки, запреты, ненавистная школа, каждый шаг под контролем, за меня всё решают другие, навязывают какие-то свои правила.
Что правда здорово и радостно - так это быть взрослым! Ниже - 14 причин, почему.

1. Можно есть сладости хоть по килограмму в день, и никто не запретит! Можно купить 8 порций мороженого и все их сразу съесть, и никто не начнёт нудить: лопнешь, простудишься.

2. Можно смотреть мультики когда, какие и сколько хочу. В детстве мультики можно было только раз в неделю по полчаса, и то, если повезёт и после допроса, сделал ли все уроки. Если левая пятка родителей оказывалась против, то на данной неделе мультиков не было.

3. Также можно смотреть кино и передачи, не вымаливая разрешения и не подвергая смотримое строгой цензуре на наличие эпизодов с поцелуями или стрельбой.

4. Никто не ставит в угол, не порет ремнём и хворостиной.

5. Если сейчас нужны деньги, я могу их заработать, хоть это порой и бывает нелегко. В детстве можно было только дождаться крупного праздника (обычно дня рождения или нового года), когда мне подарят какую-то небольшую сумму. Тогда можно порадовать себя и купить, например, кассету или сникерс. Раз в полгода. А если мне хотелось что-нибудь покрупнее - например, магнитофон? Ты что, ты знаешь, сколько он стоит? И думать забудь!

6. Сейчас я сам выбираю, чему и у кого мне учиться. Выбираю интересный мне предмет, выбираю лучшие на мой взгляд курсы, учебные программы или самоучители, и получаю реально полезные знания. И так я пополняю свои навыки постоянно.
В школе приходилось учить всякую ерунду вроде физики, кабардинского языка, валеологии, ОБЖ, ЗОМ (Закономерности окружающего мира). А по действительно толковым предметам нередко были бестолковые учителя. Учительница географии, никогда не бывавшая за границей. Учительница экономики, никогда не торговавшая ценными бумагами. Учительница рисования, считавшая Мона Лизу мадонной. Учитель информатики, боявшийся подпускать школьников к суперсложной профессиональной программе «фотошоп». Были и толковые учителя, которым низкий поклон. Но я не мог, как сейчас, выбирать лучших из лучших. Учи, что дают.

7. Сейчас я могу ездить, куда захочу, в том числе и в другие страны. В детстве у меня были три грандиозные мечты: увидеть Москву, увидеть море и полетать на самолёте. Последние две из них исполнились только во взрослом возрасте, относительно недавно.

8. Сейчас я могу, если захочу, прокалывать уши, красить волосы в красный и зелёный, и никто мне слова не скажет.

9. Можно носить ту одежду, которую хочется, а не которую заставляют родители или школьное руководство.

10. Можно гулять всю ночь до утра! В детстве это было запрещено не только из-за строгости родителей, но и по соображениям безопасности: мы жили в таких местах, где находиться на улице после 9 вечера опасно не только детям. Впрочем, почти вся Россия такая. Сейчас я живу в Москве - городе, который сам выбрал, а не родители навязали. И здесь, если не забредать куда-нибудь в Выхино или Бирюлёво, можно чувствовать себя спокойно в любое время суток. В России таких мест очень мало.

11. Можно ложиться спать когда захочется, а не строго в 9 вечера после «Спокойной ночи, малыши!». Особенно обидно, что мне надо было спать, в то время как взрослые продолжали гудеть, если хотели.

12. Можно громко и хоть целыми днями слушать любимую музыку. А не тайком в наушниках, выслушивая регулярные нотации, что «рок - от дьявола». К тому же, могу слушать, что хочу, а не что каким-то чудом удалось достать. В отличном качестве, а не на затёртой кассете.

13. Сам выбираю себе рацион. Никто не принуждает есть вонючую бурду под названием «борщ» или скрипящий на зубах осетинский сыр. Сейчас хочу пиццу, суши, греческий салат, йогурт, киви - беру это и ем. В детстве такие продукты только в кино видел. А есть приходилось борщ, суп, печёнку, перец, сало, дыни. Я думал тогда, что это - изощрённый способ наказания. А нет, оказывается, есть люди, которым такой рацион даже нравится! Мазохистов среди нас больше, чем кажется. И садистов, заставляющих детей этим питаться, тоже.

14. У меня есть своя семья! В детстве тоже вроде как своя, но я её не выбирал, а ещё осознавал, что придёт время, и мне надо будет её покинуть. Поэтому это не то. А сейчас - именно своя семья, где я - голова, а не шпендик, ждущий подзатыльников.

«Один? Он будет несчастным! Необходимо иметь братьев и сестер!» – даже если до сих пор вы были уверены, что ваш малыш будет единственным ребенком в семье, такие слова могут поставить ваши планы под сомнение. Вы начинаете задаваться вопросами, правильно ли на самом деле иметь только одного ребенка, как это отразиться на нем, причинит ли ребенку отсутствие братьев и сестер вред. На практике быть единственным ребенком в семье – значит не только мириться с минусами, но и иметь некоторые преимущества.

Какие минусы подстерегают ребенка, у которого нет братьев и сестер?

1. Нет партнера для игр.

2. Трудности в поддержании контактов со сверстниками.

Если родители не видят необходимости обучать ребенка общению, единственный ребенок может со временем почувствовать на своей шкуре трудности в отношениях с другими. Он не умеет уступать, подстраиваться под потребности других, что приводит к отвержению группой, и, конечно, к страданиям.

3. Высокие ожидания родителей.

Единственному ребенку приходится труднее, когда дело доходит до ожиданий мамы и папы. Даже если в раннем возрасте ожидания не высоки, позже ребенок с ними встретиться. Единственный ребенок – это «единственный шанс». Ребенок должен приносить лучшие оценки, быть самым уважаемым в классе. Однако родители легче примут недостатки ребенка, если он не единственный в семье. Не добьется один ребенок – есть надежда на второго.

4. Гиперопекающие родители.

Младший ребенок всегда кажется родителям маленьким, независимо от возраста. Единственный ребенок всегда будет самый младший, так что придется смириться с родительской гиперопекой. В результате ребенка держат в клетке, из-за чего он очень страдает.

5. Забота о родителях в старости.

Об этом минусе быть единственным ребенком в семье мало кто думает. Эта тема будет актуальна только в поздней зрелости и будет касаться вопросов заботы о престарелых родителях. Никто не сможет разделить обязанности или хотя бы поддержать финансово такого ребенка. Единственный ребенок должен взять все на себя.

Быть одним ребенком в семье не так уж и плохо

Ознакомившись с перечнем минусов, вам может показаться, что быть единственным ребенком в семье значит быть несчастным. Это не так. Отсутствие братьев и сестер – это также целый ряд преимуществ.

1. Быть в центре внимания родителей.

Отсутствие братьев и сестер означает, что не нужно бороться за внимание мамы и папы, все их внимание сосредоточено только на одном человеке. Мама всегда (или почти всегда) читает тебе сказки, потому что не кормит в этот момент младенца, папа закрывает глаза на мелкие проступки. Отпадает также сравнение с братом или сестрой.

2. Финансовые выгоды.

Это очевидно. У единственного ребенка есть все или почти все. Лучшая одежда, лучшие игрушки, больше интересных занятий и суперканикулы. Это, конечно, некоторое преувеличение, но несомненно, что единственный ребенок имеет больше.

3. Отсутствие конфликтов.

В конфликтах между детьми можно найти плюсы, но это не отменяет того факта, что они просто неприятны для обеих сторон. Единственный ребенок не ругается с братом или сестрой из-за поломанной игрушки, одежды и многого другого.

4. Не нужно присмотривать за другими.

Все реже и реже разница в возрасте между детьми составляет только год или два. Часто родители ждут несколько лет, чтобы родить второго. Это означает, что впоследствии уход за младшим частично ляжет на плечи старшего, а это усложняет жизнь, заставляет менять планы и приводит к конфликтам с родителями. Единственным детям все это не грозит.

Вывод

Можно, конечно, рассматривать вопросы наличия еще одного ребенка с точки зрения выгод для первого ребенка. Но это не должно быть наиболее важным критерием. В первую очередь мы должны подумать, хотим ли мы, родители, еще одного ребенка. Потому что все остальные, как показано выше, имеет свои плюсы и минусы.

Говорят, те, кто вырос один в семье, всегда завидуют тем, у кого есть братья или сестры. А стоит ли? Некоторые выходцы из многодетных семей могут им возразить: "Да кому вообще нужны братья?" Согласиться с ними мы не можем, однако вот по крайней мере 17 причин считать, что небольшая семья - это замечательно.

1. Не страшно обзавестись собственным жильем

Комфортное времяпрепровождение начинает напрямую быть связано с независимостью, и остаться наедине с самим собой уже не страшно. А в детстве моменты, когда вы возвращаетесь из школы, а дома никого нет, вообще были самыми любимыми.

2. Вы хорошо справляетесь с выбором подарков для близких

Вам не с кем было посоветоваться, когда в детстве вы приобретали что-то на праздник для родителей. Во взрослом возрасте вы понимаете, что это с вами начинают советоваться в выборе.

3. Вы мастер проведения времени в одиночестве

Вам не бывает скучно, потому что вы всегда сможете самостоятельно развеселить себя и придумать, чем заняться. Возможно, это просмотр программ по телевизору, игры на телефоне или чтение.

4. Вам не приходится распределять роли

Собака в «Монополии» — всегда ваша. Какую одежду надеть, собираясь в гости? Выбор только за вами!

5. Выбор — это приятно

Поскольку вы никогда не дрались из-за этого с братом или сестрой, вам на самом деле нравится делить что-то с людьми. Конечно, ты сможешь надеть мое платье! Вот, угощайся чизкейком!

6. Вам никогда не приходилось бороться за внимание родителей

Еще бы, ведь вы их единственный ребенок.

7. У вас всегда была личная комната

И там могло быть настолько грязно или чисто, как вы того пожелаете.

8. Новый опыт

Как ни странно, это также означает, что, когда вы начнете делить комнату в общежитии с соседями — это будет новый и забавный опыт. Вам, например, придется мириться с тем, что нужно гасить свет, когда сосед ложится спать раньше, но вы быстро привыкнете к этим уступкам.

9. Общительность

Вы не будете стесняться заговорить с незнакомцами и подружиться с кем-то. В детстве, когда вы хотели поиграть с кем-то, нужно было искать друзей самостоятельно, и вам приходилось упражняться в общительности, которая теперь может быть такой полезной на занятиях или на работе.

10. Дружба со взрослыми

Вам комфортно разговаривать с людьми, которые старше вас, потому что вы с детства были окружены взрослыми. Возможно, у вас даже много друзей, которые старше вас.

11. Вы не испорчены

Вы всегда с радостью принимали тот подарок, который родители покупали. Вам не на кого было смотреть, чтобы сравнивать и требовать, например, джип для Барби. У вас и так всегда было много подарков на все праздники.

12. Ваши лучшие друзья заменяют вам сестер и братьев

Иногда даже родители привязываются к ним и скучают, если долго не видят их в гостях.

13. Каникулы с семьей — это фантастика!

Пока вы были ребенком, родители наверняка звали с собой родственников или знакомых с детьми, чтобы вам было с кем поиграть. В подростковом возрасте вам разрешали взять кого-то из друзей на каникулы, чтобы не было скучно. А во взрослом возрасте вам нравится путешествовать с родителями, потому что это круто, и вы наконец можете общаться на общие темы.

14. Вы прекрасно приспособлены ко всем условиям

А причина проста: всю жизнь вам приходилось самостоятельно решать возникающие проблемы и справляться с трудностями. Некогда было винить кого-то или искать помощи.

15. Не надо делиться

Вам никогда не приходилось беспокоиться о том, что кто-то съест ваше любимое лакомство до того, как вы его попробуете. Разве что папа мог, но, к счастью, в нем можно было вызвать чувство вины щенячьими глазками — и тогда он купит еще.

16. Право выбора за вами

Вы всегда самостоятельно выбирали, какой фильм смотреть, потому что вы один его и смотрели. Третий раз за неделю «Аладдина»? Да без проблем!

17. Вы обладаете лучшими качествами интроверта и экстраверта

Вы хороши в общении с кем угодно, но в то же время отлично чувствуете себя в полном одиночестве.

Если родители агрессивных или необщительных детей проявляют беспокойство по поводу их развития, то папы и мамы ребят, о которых здесь пойдет речь, обычно спокойны и горды. Ведь их дети воспитанны, дружелюбны, умеют общаться и со взрослыми, и со сверстниками, а если другие и провоцируют конфликтную ситуацию, то уж их чадо никогда не станет решать ее с помощью агрессии. Такие дети никогда не проявляют раздражения, злости или тем более гнева и ярости ни словами, ни действиями. Кажется, что это образец доброты и хороших манер. Таких ребят почти невозможно уговорить сыграть даже отрицательного персонажа на утреннике в школе или детском саду. Если им предлагают исполнить роль Бабы-яги на новогоднем огоньке, то, несмотря на то, что эта роль более яркая и эмоциональная, они будут чувствовать себя неловко только оттого, что им вообще это предлагают, и всячески демонстрировать свою положительность, стремясь к таким традиционным добрым ролям, как роль Снегурочки.

Возможно, у вас уже возник вопрос: "Зачем же мы ведем о них речь? С этих детей нужно брать пример остальным, а психологи остались бы без работы, если бы все были такими". Вот здесь-то вы и ошибаетесь. Именно эти "правильные" дети, которые в своем поведении, кажется, ориентируются на кота Леопольда из всем известного мультфильма, зачастую очень нуждаются в помощи психолога. К сожалению, это редко понимают окружающие, так как взрослые обращаются за психологической помощью обычно тогда, когда у них самих возникают сложности в общении с ребенком, или тогда, когда они испытывают неловкость из-за бесконечных жалоб на их сына или дочь от других людей. Оба эти варианта, конечно же, отсутствуют в случае с "правильными" детьми. Окружающим с ними легко и комфортно. Но легко ли и комфортно им самим вести такую "правильную" жизнь? Давайте поразмышляем над этим вместе.

Любой, даже самый добрый и замечательный человек в течение жизни обязательно попадает в ситуации, которые вызывают у него отрицательные эмоции. А в мире чувств, так же как и в физическом мире, действует единый закон: ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Иными словами, наши эмоции не исчезают бесследно с течением времени , а то, какой след они оставят в нашей жизни или жизни окружающих нас людей, зависит от того, как мы к ним относимся и как привыкли поступать в ситуациях, вызывающих в нас раздражение, возмущение, злость или гнев. Какая же судьба может быть у отрицательных эмоций? Что мы с ними вообще делаем? Всем хорошо известны и понятны способы, когда возникшее в душе человека отрицательное чувство выливается наружу. В худшем случае это может быть в форме физической расправы с обидчиком, в лучшем - словесное выражение своих переживаний в неоскорбительной форме. К средним вариантам относятся перенесение своей злости на неодушевленные предметы, например битье посуды, или выражение своих негативных эмоций с помощью нецензурной брани и словесных нападок на человека, вызвавшего эти эмоции.

Рассмотрим конкретный пример. Предположим, что ребенка толкнул его одноклассник, а когда тот упал, то обидчик продолжил дразнить и обзывать его. Конечно же в душе любого человека в данном случае возникнет обида и злость. В ответ на это ребенок может либо подняться и ударить одноклассника, либо тоже начать обзывать его или пнуть портфель, либо, если воспитание не позволяет так поступать, он может выразить свои чувства словами типа: "Так, как ты, поступают только люди, которые ничего поинтереснее придумать не могут. Мне обидно, и я не хочу с тобой даже разговаривать!" Казалось бы, он не отомстил обидчику, но тем не менее ему удалось выразить свои отрицательные чувства, он дал им выход наружу. Бывают, конечно, случаи, когда ребенок очень долго никак не проявляет своих негативных эмоций, но потом происходит какое-то событие, даже не обязательно очень обидное, но чем-то задевающее его, и неожиданно сильная реакция говорит нам о том, что произошедшее стало просто последней каплей в чаше терпения. Такой способ разрешения ситуации эмоционального дискомфорта, конечно, не очень предпочтителен, так как в нем часто случайному человеку достается за грехи всех предыдущих. Кроме того, когда гнев накапливается в слишком большом количестве, им уже трудно управлять, а это может означать, что поведение ребенка будет просто неадекватным (то есть не соответствующим ситуации), а может быть, даже нести опасность для окружающих. Но как бы там ни было, это тоже вариант эмоциональной разрядки.

А что происходит с чересчур правильным ребенком, который всего этого не делает и вообще никак внешне не реагирует на столь обидную ситуацию? У него еще есть несколько шансов выпустить свой отрицательный заряд. И одним из таких способов является игра. Он может на этой же переменке войти в роль страшного монстра, гоняясь за друзьями (такие формы часто принимает традиционная игра в догонялки у современных детей, что делает ее ролевой игрой и повышает эмоциональный накал у игроков). Если же не удалось выплеснуть свои отрицательные эмоции сразу, то ребенок может это сделать еще одним путем, причем наиболее одобряемым взрослыми, - сыграть отрицательного героя в детском спектакле. Если он не воспользуется и этой возможностью, то есть еще один вариант художественного выражения - нарисовать страшный рисунок на тему "Злость" или карикатуру на обидчика.

Если же вы наблюдаете, что ребенок не выразил свою злость и обиду ни одним из перечисленных способов, вообще избегает агрессивных ролей в играх с другими детьми и упорно отказывается играть "плохих" персонажей на праздниках, то самое время бить тревогу. Как уже говорилось, негативные чувства не могут просто испариться. Куда же они направятся, если им не предоставили ни одного выхода наружу? Конечно "вовнутрь"! То есть этот замечательный ребенок обратит негативные эмоции против себя самого. Что это означает для его внутреннего мира? Здесь существуют два варианта, как правило, совмещаемые в реальности.

Во-первых, когда агрессия становится внутренней, то часто это влияет на здоровье ребенка - он начинает часто болеть, как бы наказывая себя за те негативные эмоции, которые у него "смели" возникнуть.

Во-вторых, перенесенная на себя агрессия неизменно скажется на самооценке мальчика или девочки . Ведь все отрицательные эмоции, возникшие в общении с другими, теперь обращены на самого себя, а это значит, что ребенок будет чувствовать себя "плохим": недостаточно умным, не умеющим разрешать конфликты, недостаточно предусмотрительным, словом, человеком, который "сам во всем виноват" и достоин всяческих наказаний. Естественным следствием таких убеждений является то, что такой человек всех прощает (даже когда его об этом не просят), часто испытывает чувство вины (что соответственно сказывается на его настроении и самочувствии) и недооценивает все свои достижения (даже если окружающие восхищаются ими).

Надеюсь, что теперь вы по-другому взглянули на слишком образцовых детей и согласны с тем, что им нужна помощь. В чем же она должна состоять? Неужели нужно "портить" такого хорошего ребенка, учить его давать сдачи и обзывать обидчиков? Конечно же нет (хотя в некоторых случаях и это бывает полезным). Однако если в портрете "правильного" ребенка, избегающего агрессии даже в ситуации игры, вы узнали своего сына или дочь, то задумайтесь, почему он так себя ведет? Почему он так отчаянно стремится быть хорошим даже тогда, когда самое время проявить свои отрицательные чувства? Ответ на этот вопрос чаще всего кроется в опыте взаимоотношений ребенка с родителями. Возможно, вы и сами ответите на него, прочитав о жизненной ситуации одного очень правильного мальчика, с которым мне довелось столкнуться.

Коле было четыре года, когда развелись его родители. Мать тяжело переживала этот разрыв, который сказался не только на ее эмоциональном, но и материальном состоянии. Отец и его мать продолжали поддерживать отношения с мальчиком, но делали они это следующим образом. Папа приезжал не систематически, мог обещать сыну совместную поездку или прогулку и не появиться в этот день. Бабушка была более обязательна, но за свое участие требовала повышенной благодарности и от внука, и от бывшей снохи, подчеркивая при каждом удобном случае свое моральное превосходство. В силу жизненных обстоятельств молодая мама не могла отказаться даже от такой "помощи", хотя продолжала жить только вдвоем с ребенком. Ее творческая работа требовала частого отсутствия дома и оставляла мало времени для воспитания и развития сына. Мать утешала себя тем, что эти функции во многом способна выполнить бабушка со стороны бывшего мужа: она образованна, умна, имеет кучу свободного времени и желание заниматься развитием внука.

И все это было действительно так, но только развитие внука в ее представлении состояло в том, чтобы изменять характер мальчика, искореняя его пороки и делая его более достойным. Результат ее положительного влияния был налицо: к восьми годам Коля знал и соблюдал все правила этикета, никогда не проявлял злости, скуки или раздражения, владел речъю лучше своих сверстников и даже писал замечательные стихи.

Но другое следствие ее воспитания в совокупности со страхом потери оставшихся близких людей (после уже фактически "потерянного" отца) было менее заметно. Никто не видел психологических причин в том, что по ночам у мальчика проявлялся энурез (недержание мочи), при переживаниях у него возникали приступы бронхиальной астмы, и он не верил в свои способности и человеческие достоинства. Когда отец не приезжал в обещанные дни, ребенок расстраивался, но не злился на отца (что было бы естественным в такой ситуации), а искал причины этого события в себе, подозревая, что это он недостаточно хорошо учился или вел себя, и поэтому папа не хочет его видеть или даже стесняется такого сына. Когда родственники делали ему что-либо хорошее, он сомневался, достоин ли он этого, считал нужным хорошими делами "отработать" это добро.

Иными словами, в мировоззрении ребенка укрепилась мысль, что сам по себе он не достоин внимания, любви и заботы окружающих, что все это он должен заработать, выполняя все их требования. Если же он осмелится проявить какие-то отрицательные черты, например агрессию, хоть в чем-нибудь, то он рискует потерять расположение близких и остаться в одиночестве.

Поэтому когда в школе отмечали праздник Хэллоуин и был организован конкурс на самый страшный костюм и самый ужасный рассказ о злодействах персонажа, в костюме которого выступал ученик, то он не смог даже принять в нем полноценное участие. Когда его одноклассники с упоением распространялись о тех ужасах, на которые способен их персонаж, и демонстрировали костюмы со змеями, ножами, клыками и страшными масками, Коля смог перевоплотиться только в положительного Человека - Летучую Мышь. Когда педагоги предложили ему пофантазировать и принять участие в конкурсе страшных рассказов, он попробовал было начать повествование, но уже на первой мысли об агрессивных действиях придуманного героя смутился и не смог продолжать.

Как мы видим на данном примере, в основе излишней положительности ребенка, проявляющейся даже в игре и фантазиях, часто лежит страх потери любви близких людей, прежде всего родителей.

Если вам кажется неприемлемой агрессия в поведении и даже речи ребенка, вспомните, что у этого свойства есть разные функции и разные формы проявления - некоторые из них вы наверняка сочтете необходимыми. Например, целеустремленность и способность к работе в условиях конкуренции тоже являются формами агрессии (в более широком понимании этого слова). Если же вы являетесь противником любых агрессивных проявлений у ребенка, то рискуете сделать его неспособным достигать своих целей. Кроме того, вам и вашему ребенку следует помнить, что даже очень добрый человек имеет право проявлять злость, однако он делает это так, чтобы не наносить вреда окружающим.

Если тема правильности в воспитании вам очень дорога, то попробуйте ответить на такой вопрос. Вы хотите вырастить просто хорошего и воспитанного человека, или при этом вам важно, чтобы он был еще и здоровым, счастливым и умел адаптироваться к разным ситуациям в жизни? Если в ваши цели входит все перечисленное, то первым шагом на пути изменения мировоззрения и поведения вашего ребенка должно стать его убеждение, что родители его любят просто потому, что он есть, и будут любить, даже если он сделает что-то плохое. Многих родителей пугает такая уверенность детей. А не будет ли он делать все, что ему вздумается? Конечно нет. Ведь помимо родительской любви, как постоянного и самого главного чувства, есть еще родительские преходящие эмоции, такие как злость, стыд, гнев, раздражение. Вы тоже имеете на них право и можете проявлять в ситуациях плохого поведения сына или дочери, продолжая их любить и заботиться об их благополучии.

Второй шаг , который нужно предпринять родителям слишком правильного ребенка, это научить его приемлемому выражению своих негативных эмоций с помощью слов. Потренируйтесь в этом совместно, представляя (а еще лучше, разыгрывая) разные неприятные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Показывайте и сами пример такого неоскорбительного выражения эмоций, когда сердитесь на ребенка. Помните, что личный пример - лучший способ обучения. И, в качестве третьего шага , благословите своего "ангельского" ребенка на исполнение отрицательных ролей. Можете вместе посмотреть детский фильм (там обязательно будет яркий плохой персонаж) и обсудите, кого играть легче. Покажите свое уважение к актеру, который так хорошо сыграл злодея, ведь иначе фильм не был бы так интересен.

Когда ребенок примет новый взгляд на отрицательные роли, можете устроить дома просмотр - пусть ребенок попробует войти в роль какого-нибудь злодея и исполнить от его лица монолог. Вы же можете сыграть роль режиссера, который хочет, чтобы у зрителей "кровь в жилах леденела". Не забудьте похвалить юного актера, если ему удалось передать злость с помощью выражения лица или интонаций, ведь это настоящее внутреннее достижение для таких детей! Если это поначалу не удается, то покажите ему, как надо играть. Сделайте это игровое представление веселым и интересным, привлекая и других членов семьи.

Проводите такие мероприятия периодически, и ваш ребенок, если он был чересчур правильным, оставаясь добрым и хорошим, станет еще и более здоровым, активным и счастливым. Тогда не только окружающим будет с ним хорошо и удобно, но и его собственный внутренний мир изменится, став более гармоничным и способным вынести разные жизненные невзгоды, не прибегая к саморазрушению.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Что еще почитать