Пед проекты по трудовому воспитанию в доу. Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа-интернат»

143510025400

С. Сеяха 2016 г.
Информационная карта проекта
Название проекта «Труд и терпение превращаются в умения»
Авторы и руководитель проекта Воспитатели группы, старший воспитатель Яптик Александра Анихасововна
Цель проекта Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться.
Задачи проекта - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применить знания на практике;
- воспитание трудолюбия, долга и ответственности, деловитости и честности;
- вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Сроки проведения Январь – март 2016года
Место проведения Сеяхинская школа-интернат
Общее количество участников
(в том числе детей) 45 детей
Условия участия в проекте Добровольность, взаимопонимание.
Актуальность проекта.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.
У каждой трудовой деятельности есть свой мотив. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество. При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности. И наоборот, труд лишь ради накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности.
Поэтому необходимо:
- формирование у воспитанников общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу;- формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он овладел культурой труда: умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат;
- формирование уважения к труду, бережного отношения к его результатам общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности;
- развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей. Трудовое воспитание детей в интернате – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен интерната.
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.
Мы предлагаем проект «Труд и терпение превращаются в умения», как одну из форм приобщения воспитанников к труду, желания самому творить и раскрывать свой трудовой потенциал. В данном проекте предусмотрена тесная взаимосвязь трудового воспитания и духовно- нравственного воспитания. В проекте большое значение уделяется трудовому воспитанию, экологическому образованию, досуговой деятельности. Труд - это инструментарий всеобщего развития личности, основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий престижа человека и его обязанность.
В рамках данного проекта предусматривается:
- подготовительный этап: сбор информации о необходимости озеленения группы, облагораживания территории интерната. Согласование с руководством интерната.
Анкетирование детей;
- акция «Чистый поселок» - воспитанники собирают мусор вокруг интерната и школы;
- акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» - воспитанники выполняют ремонт книг, учебников, изготавливают обложки для книг.
-поисковая деятельность, в рамках которой учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за растениями;
- акция «Помоги птицам зимой»: в рамках данной акции воспитанники под руководством воспитателя выполняют кормушки для птиц из подручных средств;
- конкурс «Подарок своими руками» - в рамках данного конкурса будут рассматриваться поделки в подарок учителям и воспитателям к 8 марта.
Период и этапы реализации:
I этап – сбор информации, подготовка бесед с воспитанниками (январь);
II этап – проведение бесед и презентаций (февраль);
III этап – акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» - (февраль).
IV этап - поисковая деятельность, в рамках которой воспитанникам предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за ними (март)
Трудовые объекты
Перечень работ Объекты Содержание деятельности Сроки
Благоустройство территорий Прилагающая территория к интернату. Сбор мусора вокруг интерната Раз в неделю - воскресенье
Акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» Игровая комната группы, воспитательская Изготовление обложек для книг, учебников Январь
Озеленение группы 3 корпус интерната Посадка цветов и саженцев
Прополка растений
Полив растений. Март
Творческая мастерская Игровая комната группы Изготовление поделок из бумаги, ткани, бисера к 8 марта Март
Акция «Помоги птицам зимой» Игровая комната 3 корпуса Изготовление кормушек из подручных материалов Март
Механизмы реализации проекта.
Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:
- сбор и анализ информации;
- презентации, встречи, беседы;
- конкурс на лучшую поделку для подарка;
- акции.
В рамках проекта применяются следующие средства:
- использование ресурсов сети Интернет; - цифровые средства (проектор, ПК);
- материал для ремонта книг и изготовления обложек;
- материал для посадки комнатных растений (горшки, земля);
- материал для изготовления поделок.
Ожидаемые результаты:
Положительное отношение к труду на благо своего интерната.
Позитивное отношение к окружающей среде, ответственность за экологическую обстановку своей «малой родины».
Развитие в детях лидерских качеств, коммуникативных навыков и умений работать в команде, стремления к творческому росту и самоуправлению.
Материально-технические ресурсы:
Интерактивное и звуковоспроизводящее оборудование.
Садовый инвентарь (ведерки, лейки, лопатки, мешки для мусора, перчатки и т.п.)
Материалы для творчества (бумага, краски, карандаши и т.п.)
Нормативно-правовое обеспечение проекта.
1.Конституция РФ.
2.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
3.Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009г. № 326-ФЗ)4.Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Устав школы-интерната.
Использованная литература:
1. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999
4. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004г.
5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002
6. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002
8. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996
9. Смирнов М.И.. Проблема трудового общения школьников.М.,2004
Приложение
Анкета для школьников
1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
2. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
3. Охотно ли ты ее выполняешь?
4. Что тебе не нравится делать по дому?
5. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь порученное дело?
6. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
7. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
8. Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?
9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?
10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
11. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?


Приложенные файлы

татьяна назарова
Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ».

А. C. Макаренко

Актуальность проекта

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде , к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте , когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей .

Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду , требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду , очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Труд - важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста ; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде , отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства . Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии».

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар» , т. к. она знакома детям с детства , ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.

Для этого изготовила лэпбук "Профессия повар".

Цель : Расширение знаний детей о профессии повар.

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.

Задачи :

Расширять знания и представления о профессии повара, познакомить с кухонным оборудованием и посудой;

Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;

Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;

Учить внимательно слушать произведения художественной литературы- загадки, стихи;

Закреплять названия овощей, фруктов при проведении дидактической игры «Сварим суп, компот» ;

- воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду , уважение к труду взрослых .

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой «Профессия повар» . Лэпбук включает в себя задания на познавательное, речевое развитие и восприятие окружающего мира . Помогает систематизировать имеющиеся знания о профессии повар, закрепляет навыки речи, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера. Предназначен для детей младшего дошкольного возраста , также можно использовать для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст беседы о профессии;

Раскладушка стихов по профессии «Повар» ;

Д /и «Что нужно повару для профессии»

Раскладушка с загадками о предметах, необходимых повару, продуктах питания, овощах, фруктах;

Игра «Профессии детского сада ";

Д /и «Что лишнее?»

Кармашек с физминутками, пальчиковыми играми;

Карман с дидактической игрой "Маленькая хозяйка", в которую входит несколько разных игр, в том числе и на развитие речи;

Д /игра «Меню»

С помощью лэпбука, дети систематизируют свои знания о профессии повара, актуализируют знания по темам "овощи", "фрукты", "посуда", совершенствуется грамматический строй речи.

Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков .

Задачи проекта :

Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему ;

Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам ;

-воспитание интереса к труду , трудолюбия и самостоятельности ;

-воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен . Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание . Рассмотрим четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд , труд в природе и ручной труд .

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада , хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности .

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи .

Дежурства - форма организации труда детей , предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада , когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием , необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование . Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда .

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания , поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу : такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

1. По характеру содержания :

ребенок + семья + природа + детский сад ;

По продолжительности : долгосрочный.

Участники проекта : дети комбинированной группы №1 «Солнышко» , их родители, воспитатели группы .

План реализации проекта :

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный

1. Подготовительный этап :

1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?» .

Цель : Формировать представления детей о профессиях в детском саду . Учить детей находить орудия труда и материалы , необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.

2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду .

3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных) .

2. Основной этап реализации проекта :

1. Экскурсия «В гости к повару» .

2. Наблюдения труд повара , помощника воспитателя , прачки, дворника.

3. Беседа о труде воспитателя .

4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» .

5. Дидактические игры «Что лишнее?» ; «Что нужно для профессии?» , «Узнай по силуэту» , «Произнеси правильно» , «Подскажи словечко» , «Загадки» .

6. Пальчиковые игры.

7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.

8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему : «Кто работает в детском саду » .

9. Коллективный труд : «Ремонт книг» .

10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!» ).

11. Создание лэпбука по теме : «Профессия повар» .

3. Заключительный этап :

1. Выставка рисунков по теме «Всякий труд почетен » .

2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте.

Ожидаемый результат :

Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста .

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста .

Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей .

Выводы :

Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы , в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию , воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду . Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился , это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.

Наталья Говорухина
Проект на тему «Трудовое воспитание» в подготовительной группе

ГБОУ СОШ с. Богатое

СП детский сад «Солнышко»

Проект на тему «Трудовое воспитание »

Говорухина Наталья Васильевна

1. Введение…3стр.

2. Теоретические аспекты…4-5стр.

3. Практические аспекты…. 5стр.

4. Информационная карта проекта… . 6стр.

5. Проект на тему «Научим Карлсона трудиться » …. 7-8стр

6. Использованная литература…. 9стр.

Введение.

Труд - это могучий воспитатель , в педагогической системе воспитания

А. С. Макаренко. Основой является именно труд . Но что такое труд- это совсем не то , чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд , делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых . Она не приводи к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Теоретические аспекты трудового воспитания .

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание . Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд , труд в природе и ручной труд .

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т . п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .

Практические аспекты трудового воспитания .

В процессе труда происходит :

Накопление практического опыта,

Формирование навыков и умений,

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата,

Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий,

Расширение кругозора,

Расширение словарного запаса,

Расширение представлений о сенсорных эталонах,

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

Позволяет получать оценку,

Ощущение радости от результата труда ,

Проявления внимания к партнерам по труду .

Формы ознакомления детей с трудом взрослых :

Наблюдения

Экскурсии

Чтение художественной литературы

Рассматривание картин и иллюстраций

Дидактические игры

Организация посильной помощи взрослым

Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми

Партнерские взаимоотношения между ними.

Проблема состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества , формированию таких нравственных качеств как трудолюбие , ответственность за порученное дело, чувство долга.

Для решения данной проблемы, мы разработали проект по хозяйственно бытовому труду с детьми подготовительной группы .

Информационная карта проекта .

1 Полное название проекта : «Научим Карлсона трудиться »

3 Кадры : воспитатели .

4 Район, город представляющий проект : Богатовский район.

5 Адрес организации : Самарская область, ГБОУ СОШ с. Богатое СП «Солнышко» детский сад

6 Телефон : 8(84666) 2-22-49

7 Вид или тип проекта : творческий, краткосрочный.

8 Цель и направление деятельности проекта : расширять интерес детей к трудовой деятельности , формировать познавательные способности, пополнять знания о видах трудовой деятельности , развивать умение поддерживать порядок в группе , закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.

9 Место проведения : групповая комната , участок детского сада, зимний сад.

10 Сроки проведения : одна неделя.

11 Количество участников проекта : 15 детей, 15 взрослых, 2 педагога.

12 Возраст : 6-7 лет

13 Форма проведения : фронтальная.

14 Ожидаемый результат : фотовыставка о проделанной работе.

Проблема : в ходе беседы о труде у детей подготовительного к школе возраста было выявлено недостаточное количество знаний о понятии «хозяйственно бытовой труд » ; кому и зачем он нужен.

Задачи :

Формировать умение планировать последовательность своей работы.

Самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия : подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели, наводить порядок в книжном уголке, в центре природы.

- Воспитывать аккуратность , трудолюбие , ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла .

Формировать знания о безопасных правилах обращения с ножницами;

- воспитывать уважение к труду взрослых , бережное отношение к комнатным растениям;

Совершенствовать стиль партнёрских отношений при создании общей работы.

Форма презентации : фотовыставка.

Этап Форма работы Задачи Срок

реализации Время в режиме дня Место проведения

1 этап Сюрпризный момент : приход Карлсона.

Игровая ситуация : «Беспорядок в групповой комнате »

Расширять знания детей о комнатных растениях (название, строение, особенности, уход)

Сформировать мотивацию познавательной деятельности, включиться в уборку групповой комнаты . Понедельник

2 этап Д. игра «Кому, что нужно для работы»

Коллективный труд : «Ремонт книг»

Формировать представление детей об инвентаре для труда (дворник, пом. воспитателя , садовник)

В процессе работы донести до сознания детей, ценность каждой книги; умение бережно относиться к книгам. Вторник

Вечер пословиц и поговорок о труде »

Формировать умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировка стола)

Развивать умение детей понимать смысл каждой поговорки, вызвать желание заучить понравившуюся поговорку или пословицу наизусть. Среда

3 этап «Поможем Крарлсону запомнить, где живут наши игрушки»

Стирка кукольного белья, одежды, мытьё посудки.

Вызвать интерес к знакомству Карлсона с групповой комнатой , игрушками.

Формировать умение старательно и аккуратно трудиться , видеть результат своего труда . Четверг НОД

4этап Презентация фотографий о хозяйственно бытовом труде . Совершенствовать умение делиться информацией со взрослым, делать выводы. Пятница

Используемая литература.

1. В. И. Ядэшенко, Ф. А. Сохина Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978

2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников . – М.: Просвещение, 1991

3. Воспитание дошкольника в труде / В . Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

Проект «ТРУД ДОШКОЛЬНИКОВ»

Старшая группа

Актуальность:

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей- дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Цель проекта:

Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2. Развитие трудовой деятельности.

3. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Ожидаемые результаты:

1. уважение к труду и желание помогать старшим;

2. развитые трудовые способности;

3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;

4. сформированные навыки организации совместного труда.

Проект краткосрочный: одна неделя

Участники проекта:

Дети, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

Первая неделя

4. 04 – 8. 04. 2016 г.

    Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта;

    Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

    Подбор литературных произведений для детского чтения;

    Разработка плана проведения мероприятий проекта;

    Размещение информации о запуске, этапах реализации проекта.

Повышение педагогического уровня

Обновление педагогических знаний

II этап проекта – основной (с 4 апреля – по 8 апреля)

Понедельник:

Самообслуживание

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опеку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Утро:

    Упражнение «Застегни пуговицы»

    Упражнение «Намылим руки» (Кирпичик розовый, душистый

Потрёшь его – и сразу чистый )

    Игра «Мы заправим наши майки»

    Помощь няне: развесить полотенца в умывальной комнате

НОД: « Урок гигиены:

    Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности .

    Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Вечер:

    Игра «Одёжкин домик»

    Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

    Игра «Чудесные расчёски» (подобрать размер расчёски каждому сказочному герою )

    Ситуация: «Нужна ли кошке салфетка?

Вторник:

Труд в природе

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

Утро:

    Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?»

    Игра «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения )

    Полив комнатных растений, опрыскивание растений водой

    Посадка лука, крупных семян овощей

    Дидактическая игра «Мы посадим лук, лук…»

Прогулка:

Уборка мусора на участке

Вечер:

    Игра-эстафета «Собери мусор»

Среда

Ручной труд

Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека;

Утро:

    Игра «Подарки от лесовичка» (шишки, каштаны, жёлуди, береста, листья, травы и др.)

    Игра «Что из чего?» (ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)

    «Волшебница-бумага» (оригами)

    Игра «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)

Вечер:

    Ситуация: «Что подарить нашим гостям?»

    Ситуация: «Как пригласить родителей на концерт?» (пригласительные билеты)

    Мастерская «Ремонт игрушек»

    Мастерская «Салфетки и коврики для кукольного уголка»

Четверг

Ознакомление с трудом взрослых

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Утро:

    Экскурсии на кухню, прачечную

    Чтение произведения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

    Игра «Все профессии нужны…»

    Игра «Кому что нужно для работы?»

    Игра «Кем быть?»

    Игра «Что я видел?»

    Рассказ воспитателя на тему «Профессии службы быта»

    Чтение произведения С. Маршака «Почта»

НОД:

Составление рассказов на тему«Кем работают мои родители»

Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо»

Вечер:

    Дидактическая игра «Кто знает больше профессий?»

    Дидактическая игра «Инструменты. Орудия труда»

    Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях»

    Слушание аудиоспектакля «Хочу быть»

    Чтение произведения Ю. Тувима «Всё для всех» Беседа «кем я хочу быть»

Пятница

Хозяйственно-бытовой труд

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода).

Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий:

- Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

Утро:

    Беседа «Всему своё место»

    Показ «Как протираем игрушки»

    Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов

    Уборка строительного материала после игры

    Помощь воспитателю в подготовке к занятию.

НОД:

    Показ видео «Петрушка идёт трудиться»

Вечер:

    Привлечь детей к помощи при мытье игрушек

    Протереть от пыли полки для игрушек

    Помыть листья фикуса

    Стирка кукольного белья

    Игра «Устроим куклам банный день» (купание кукол )

    Ситуация: «О чём мечтают порванные книжки?»

III этап - заключительный

Коллективный хозяйственно-бытовой труд

Тема: «Служба быта»

Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа-интернат»


с. Сеяха 2016 г.

Информационная карта проекта

Название проекта

«Труд и терпение превращаются в умения»

Воспитатели группы, старший воспитатель Яптик Александра Анихасововна

Цель проекта

Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться.

Задачи проекта

Формирование у воспитанников положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применить знания на практике;

Воспитание трудолюбия, долга и ответственности, деловитости и честности;

Вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Сроки проведения

Январь – март 2016года

Место проведения

Сеяхинская школа-интернат

Общее количество участников

(в том числе детей)

45 детей

Условия участия в проекте

Добровольность, взаимопонимание.

Актуальность проекта.

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.

У каждой трудовой деятельности есть свой мотив. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество. При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности. И наоборот, труд лишь ради накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности .

Поэтому необходимо:

Формирование у воспитанников общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу;
- формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он овладел культурой труда: умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат;

Формирование уважения к труду, бережного отношения к его результатам общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности;

Развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей . Трудовое воспитание детей в интернате – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен интерната.

Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.

Мы предлагаем проект «Труд и терпение превращаются в умения», как одну из форм приобщения воспитанников к труду, желания самому творить и раскрывать свой трудовой потенциал. В данном проекте предусмотрена тесная взаимосвязь трудового воспитания и духовно- нравственного воспитания. В проекте большое значение уделяется трудовому воспитанию, экологическому образованию, досуговой деятельности. Труд - это инструментарий всеобщего развития личности, основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий престижа человека и его обязанность.

В рамках данного проекта предусматривается:

- подготовительный этап: сбор информации о необходимости озеленения группы, облагораживания территории интерната. Согласование с руководством интерната.

Анкетирование детей;

- акция «Чистый поселок» - воспитанники собирают мусор вокруг интерната и школы;

- акция « - воспитанники выполняют ремонт книг, учебников, изготавливают обложки для книг.

- поисковая деятельность , в рамках которой учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за растениями;

- акция «Помоги птицам зимой»: в рамках данной акции воспитанники под руководством воспитателя выполняют кормушки для птиц из подручных средств;

- конкурс «Подарок своими руками» - в рамках данного конкурса будут рассматриваться поделки в подарок учителям и воспитателям к 8 марта.

Период и этапы реализации:

I этап – сбор информации, подготовка бесед с воспитанниками (январь);

II этап – проведение бесед и презентаций (февраль);

III этап – акция « Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» - (февраль).

IV этап - поисковая деятельность, в рамках которой воспитанникам предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за ними ( март)

Трудовые объекты

Перечень работ

Объекты

Сроки

Благоустройство территорий

Прилагающая территория к интернату.

Сбор мусора вокруг интерната

Раз в неделю - воскресенье

Акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»

Игровая комната группы, воспитательская

Изготовление обложек для книг, учебников

Январь

Озеленение группы

3 корпус интерната

Посадка цветов и саженцев

Прополка растений

Полив растений.

Март

Творческая мастерская

Игровая комната группы

Март

Акция «Помоги птицам зимой»

Игровая комната 3 корпуса

Изготовление кормушек из подручных материалов

Март

Механизмы реализации проекта.

Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:

Сбор и анализ информации;

Презентации, встречи, беседы;

Конкурс на лучшую поделку для подарка;

Акции.

В рамках проекта применяются следующие средства:

Использование ресурсов сети Интернет; - цифровые средства (проектор, ПК);

Материал для ремонта книг и изготовления обложек;

Материал для посадки комнатных растений (горшки, земля);

Материал для изготовления поделок.

Ожидаемые результаты:

    Положительное отношение к труду на благо своего интерната.

    Позитивное отношение к окружающей среде, ответственность за экологическую обстановку своей «малой родины».

    Развитие в детях лидерских качеств, коммуникативных навыков и умений работать в команде, стремления к творческому росту и самоуправлению.

Материально-технические ресурсы:

    Интерактивное и звуковоспроизводящее оборудование.

    Садовый инвентарь (ведерки, лейки, лопатки, мешки для мусора, перчатки и т.п.)

    Материалы для творчества (бумага, краски, карандаши и т.п.)

Нормативно-правовое обеспечение проекта .

1.Конституция РФ.

2.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»

4.Конвенция ООН о правах ребенка.

5. Устав школы-интерната.

Использованная литература:

1. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999

4. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004г.

5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002

6. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002

8. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996

9. Смирнов М.И.. Проблема трудового общения школьников.М.,2004

Приложение

Анкета для школьников

1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

2. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?

3. Охотно ли ты ее выполняешь?

4. Что тебе не нравится делать по дому?

5. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь порученное дело?

6. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?

7. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?

8. Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?

9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?

10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

11. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?

Что еще почитать