Использование здоровьесберегающих технологий в доу и пропаганда ценностей здорового образа жизни. Консультация на тему: Пропаганда здорового образа жизни – необходимое условие приобщения дошкольников к физической культуре

Пропаганда здорового образа жизни – это необходимое условие приобщения дошкольников к физической культуре. Полноценное физическое развитие детей – это прежде всего правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

Для успешного решения этой задачи необходимо комплексное использование средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений, а так же здоровый образ жизни в семье.

В работу с семьей, я включала – целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и в домашних условиях.

В начале учебного года проводила индивидуальные разъяснительные беседы, давала рекомендации, старалась нацелить родителей на то, чтобы одежда и обувь детей. Находилась в опрятном состоянии.

Родителям напоминала о вреде употребления утром на завтрак колбасных изделий, конфет перед завтраком, жвачек. Сейчас время активных курильщиков. В группе встречаются не только одиночные курильщики-папы, но и семейные пары, которые. Ничего не подозревая, наносят огромный вред здоровью своим детям.

Для родителей оформила рекомендации по закаливанию, по оптимальному воздушному и тепловому режиму, по соблюдению правил и норм совместного проживания. Постоянно знакомила родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы группы, с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития, с лечебнопрофилактическими мероприятиями – цветомассажем.

В своей работе использовала следующее:

Информацию для родителей в папках – передвижках. Статьи « О вреде курения и алкоголизма», «Мама, папа и я – физкультурная (спортивная) семья».

Составление эпикриза вместе с мед. Работниками и знакомство с ним родителей.

Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Следует отметить, что проанализировав данные анкет, пришла к выводу, что хотя все наши родители имеют высшее среднее образование, уровень знаний в области формирования здорового образа жизни у большинства их них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Многие родители не понимают самой сущности понятия «здоровье» и рассматривают его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая то, что понятие «здоровья» состоит из трех частей – физическое, психическое и социальное.

Очень часто при разговоре с родителями слышишь, что он не хочет идти на физкультуру. В таком случае я предлагаю книгу для родителей издательства «Физкультура и спорт» Яны Бердыховой « Мама, папа, занимайтесь со мной»; где затронуты вопросы:

Когда начинать заниматься.

Когда и сколько заниматься.

Как заинтересовать ребенка занятием физкультурой.

Чем и как заниматься.

Как обеспечить безопасность занятий.

Как подготовить место и инвентарь для занятий.

Как одеться для занятий.

Мои наблюдения показали, что в тех семьях, где каждый член семьи придерживается здорового образа жизни, там и дети физически здоровы и с большим удовольствием посещают физические занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубрика "Здоровье" "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (О двигательной активности дошкольников)

Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо...

Консультация «Роль личного примера педагога в мотивации дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»

Актуальность выбранной темы: состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. Консультация для педагогов в ГБОУ детский сад №1989, провела Мамелина Ю.В....

Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р...

  • Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
  • Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
  • Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
  • Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
  • Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
  • Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
  • Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
  • Для того, чтобы разместить доклад необходимо:

    • - или на сайте
    • - Перейти на страницу публикации доклада
    • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования сертификата.
    • - Если сертификат не нужен, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите фразу – «Без сертификата»
    • - Если сертификат необходим, то оплатите организационный взнос (250 р).
    • - Прикрепите файл с докладом к заявке.
    • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать сертификат об участии во Всероссийской педагогической научно-практической конференции в личном кабинете.

    Условия публикации докладов участников конференций:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующем разделе выбранной темы:

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

    Дата публикации: 18.04.16

    Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

    По нашему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.

    Для этого необходимо:

    совершенствовать воспитательно-образовательную работу на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

    внедрять новые формы и методы работы с семьёй;

    устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и детском саду;

    усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различным поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями.

    Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей. Строить свою работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

    Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Формы эти в основном игровые, давно известны и достаточно популярны. Народные игры потому и называют народными, что в них отразилась фантазия, изобретательность, наконец – мудрость народа, а сюжетные игры – по мотивам русских народных сказок, дети любят в них играть больше всего, особенно в младшем возрасте.

    А.С.Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать. Сама детская жизнь должна быть игрой».

    Выдающийся русский учёный П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни.

    В педагогической литературе игры делятся на подвижные и спортивные. В выборе игр родители должны учитывать возраст и особенности физического развития ребёнка, выбирать те игры, которые наиболее эффективны, способствуют физическому и нравственному развитию детей, укрепляют их здоровье.

    Совместные занятия с детьми физкультурой – это проявление общих взглядов, доверия и взаимопонимания, создание благоприятного климата в семье. Семья и детский сад – естественные союзники, и объединить их усилия, значит, во многом решить проблемы воспитания подрастающего поколения.

    Организация периода адаптации детей в детском саду

    Укороченное время пребывания в детском саду.

    Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить ребёнка насильно.

    Гимнастика, массаж – занятия по возрасту. Щадящее закаливание, тёплые гидропроцедуры.

    Воспитательные воздействия – занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка.

    Профилактические прививки – не раньше окончания срока адаптации.

    Анализы – по календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.

    Дома – обеспечить ребёнку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время на свежем воздухе) с учётом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение с ребёнком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдёт, родители узнают это по изменившемуся поведению ребёнка. Его легко можно рассмешить, ребёнок редко выходит из себя, капризничает не чаще 1 – 2 раз в неделю, и то, когда на это бывают какие – либо причины. Малыш ложится спать, у него нет ночных кошмаров или других страхов. Ребёнка можно оставить на некоторое время одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его одного навсегда. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет, значит, всё в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.

    Пропаганда здорового образа жизни

    В семье:

    1. Организация физкультурного досуга детей с родителями:

    дни здоровья;

    физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка);

    физкультурные развлечения;

    2. Семинары, лекции, беседы для родителей:

    «Режим для часто болеющих детей».

    «Закаливание ребёнка дома».

    «Питание ребёнка дома и в детском саду».

    «Профилактика глистных заболеваний».

    «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей».

    3. Анкетный тест-опрос родителей:

    «Путь к здоровью, силе и бодрости».

    «О здоровье всерьёз».

    «В хорошей ли вы форме?».

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Использование здоровьесберегающих технологий

    в ДОУ и пропаганда ценностей

    здорового образа жизни.

    В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. Именно с такой позиции в нашем дошкольном учреждении строится система оздоровительной работы.

    Создание условий для сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья дошкольников, приобщение к ценностям здорового образа жизни, развитие двигательной активности стало одной из основных педагогических идеей программы развития ДОУ. Анализ углубленных медицинских осмотров показал, что снизился уровень здоровых детей.

    III группа

    Ведущим среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют нарушения в психофизическом развитии. Причиной обращения к невропатологу всё чаще становятся такие заболевания как энурез, тики, гиперкенический синдром, ЗПР. Во многом росту заболеваний способствует неблагоприятная экологическая обстановка.

    Существовавшая ранее система физического воспитания предусматривала развитие двигательных умений и навыков детей через разные формы. Проанализировав данный раздел, мы пришли к выводу, предлагаемые типы занятий в недостаточной степени позволяют совершенствовать двигательную активность и самостоятельную деятельность ребенка. В связи с этим возникла необходимость моделирования занятия нового типа.

    В последнее время всё большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышению заболеваемости. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоциональных ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума, нервозности в детском учреждении, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями.

    Недостаточный медицинский контроль и помощь со стороны медицинских учреждений не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания. Работа, закрепленного за ДОУ врача-педиатра, носит больше профилактический характер.

    Поэтому, возникшие перед ДОУ противоречия, между существующим опытом ребенка по сохранению собственного здоровья и целенаправленной системой физкультурно-оздоровительной работы, поставил коллектив перед проблемой формирования здорового образа жизни дошкольников в различных видах деятельности через наиболее эффективные формы и методы. Успешное решение, поставленных задач, возможно, было лишь при условии комплексного использования всех средств. Таким образом, триаду здоровья составили:

    Ø двигательный режим;

    Ø оздоровительный режим;

    Ø рациональный режим дня и питания.

    Решение проблемы снижения общей заболеваемости и повышения двигательной активности и физической работоспособности возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторы риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию.

    Двигательная активность (ДА) детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Поэтому в ДОУ основное внимание обратили на создание рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную деятельность.

    Организованная деятельность включает следующие формы:

    При планировании содержания занятий по физкультуре особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала и всех занятий, проводимых в течение года, их повторяемость и постепенность усложнения. Контроль за организацией двигательного режима осуществляется медицинским персоналом: старшей медсестрой и врачом-педиатром. Организация двигательного режима проходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей; мероприятия планируются как в зале, так и на воздухе.

    Использование в ходе различных видов занятий двигательно-оздоровительных моментов и так называемых физкультминуток способствует повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, обогащению творческого потенциала ребенка, поддержанию интереса к основной деятельности, самоанализу собственных возможностей. В качестве оздоровительных моментов и физкультминуток используются:

    Ø различные виды гимнастик: дыхательная, пальчиковая, мимическая, логоритмическая, психологическая, для глаз;

    Ø игровые упражнения познавательного характера;

    Ø двигательные паузы.

    У ребенка дошкольного возраста система терморегуляции еще несовершенна, как и его иммунитет. Поэтому так важно именно в этом возрасте начать приучать детский организм к температурным перепадам, что очень эффективно оберегает его в дальнейшем от разнообразных простуд. В организации закаливающих процедур мы используем природные факторы.

    Благоприятный сезон для закаливания детей является летний, в ДОУ он используется как летний оздоровительный период с ведущими задачами:

    1. Создать условия для благополучного эмоционально-психологического состояния детей.

    2. Проводить работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

    3. Создавать условия для развития игровой деятельности детей.

    4. Расширять и укреплять знания об окружающем мире, развивать познавательные способности, проводить работу по развитию речи.

    5. Продолжать экологическое и трудовое воспитание дошкольников, расширять экологические знания, прививать бережное отношение к окружающему миру.

    6. Использовать летний период для полноценной подготовки к учебному году.

    Средства, для закаливания детей, мы стараемся использовать в комплексе. При подборе процедур закаливания мы опираемся на следующие принципы:

    v постепенное приспособление детского организма к частым сменам температуры окружающей среды;

    v последовательность проведения, соответствие нагрузки здоровью и развитию ребенка ;

    v воздействие начинается с небольших зон и небольших перепадов температуры (объема воздействия) и достигает всё большей разницы температур (интенсивности воздействия).

    Комплексное оздоровление часто болеющих детей предусматривает щадящий оздоровительный режим:

    § создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата;

    § увеличение – с учетом индивидуальных особенностей – продолжительность дневного сна (укладывание таких детей первыми и подъем последними) в спокойной обстановке;

    § строгое соблюдение общего режима со своевременной сменой различных видов деятельности и чередование их с отдыхом, использованием спокойных и подвижных игр в течение дня;

    § в летний период обеспечение максимального пребывания детей на воздухе с достаточной ДА и обогащение новыми умениями и навыками.

    С детьми раннего дошкольного возраста оздоровительный режим строится по особым параметрам и включает мероприятия по адаптации детей к условиям детского сада. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. Используя систему занятий «Утро радостных встречь» с основойигротерапии, как основной метод общения, педагоги стараются сделать процесс адаптации более легким и быстрым.

    Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей. Безусловно, это связано с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

    Мы уверены, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Система занятий по познавательной деятельности включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья дошкольников. Эти знания, умения, навыки должны стать основой для дальнейшей жизнедеятельности детей.

    Не менее важным направлением в работе с детьми стала коррекция и профилактика недостатков в развитии ребенка: физических, психологических, речевых, которыми занимаются руководители физвоспитания, старшая медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед. Важнейшим условием оздоровительной работы стало установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректировалась воспитательная позиция как родителей так и педагогов.

    Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Основными критериями оценки эффективности работы в данном направлении нашего детского сада являются:

    ü динамика уровня заболеваемости детей;

    ü динамика развития двигательных навыков детей;

    ü уровень усвоения программного материала по познавательной деятельности;

    Основным итоговым критерием развития двигательных навыков детей и эффективности используемых методов и форм мы считаем уровень прироста физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Дети данного возраста за весь период пребывания в ДОУ смогли «впитать» в себя не только естественные природные особенности, но и целенаправленную систему физвоспитания. Это общий итог работы коллектива за несколько лет.

    Анализ физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста показал, что в течение последних 3 лет прирост физических качеств детей за счет использования естественных сил природы и физических упражнений (высокий уровень) не снижался ниже 32 %, а за счет только естественного прироста (низкий уровень) не поднимался выше 13,6 %. Снизился уровень заболеваемости детей с 11,1 дней на одного ребенка (2011г.) до 9,8 дней (2012г.). Снизилось в том числе количество простудных заболеваний на 1000 детей с г.) до г.). Комплексный подход к решению задач оздоровления детей позволил совершенствовать и профессиональный уровень педагогов, использовать новые методики, а самое главное приобщить детей к здоровому образу жизни. Думаем, что багаж ЗОЖ, который они получили в нашем дошкольном учреждении, будет основой для дальнейшего совершенствования знаний.

    Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни

    Л.И. Носова,

    старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №28 г. Белгорода, Почетный работник общего образования РФ

    Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физиче­ское состояние или обучение?» Еще Л. Шо­пенгауэр говорил: «Здоровье до того пере­вешивает все остальные блага, что здоро­вый нищий счастливее больного короля».

    Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от мно­гих составляющих, в частности, от актив­ного участия в этом процессе детей; созда­ния здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и гра­мотности педагога и родителей. Понятно, работа с родителями должна носить плано­мерный характер. Деятельность педагога, направленная на укрепление здоровья де­тей, будет иметь малый успех, если она ве­дется в аспекте воспитатель - дети. В этой ра­боте необходимы звенья: воспитатель - роди­тели, родители - дети.

    Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию субъекта воспитания давняя, но реализуется она трудно, так как нелегко привлечь родителей к проблемам детского сада.

    Для организации работы образователь­ного учреждения, направленной на сохра­нение и укрепление здоровья детей, необхо­дима психологическая перестройка педагогов и родителей. Только при полном пони­мании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели.

    Самым благоприят­ным возрастом для формирования полез­ных привычек является дошкольный возраст. В этот период дети значительную часть времени проводят в семье, где закладываются основы отноше­ний к себе и своему здоровью. Здоровый образ жизни - это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром.

    На всех родительских собраниях ДОУ за­трагиваются вопросы здоровья детей. На собраниях по темам «Нравственность и здо­ровье», «Организация совместного досуга родителей и детей» родители делятся опы­том привития любви к спорту, воспитанию правильной осанки, рассказывают о пра­вильном питании, контроле за состоянием здоровья. Такой цикл бесед проводят воспитатели. Вместе с родителями они обсуждают вопросы по изменению сос­тояния здоровья детей, ищут причины по­явившихся проблем. Для этого используют­ся разные формы проведения родительских собраний: устные журналы, обращение воспитателей к родителям, родительские лектории, консультации и беседы.

    Старший воспитатель знакомит на родительских собраниях с результатами анкетирования по вопросам здоровья, комментирует видео­ролики (например, как мы играем на прогулке). Инструктор по физкультуры и психолог проводят практические занятия с роди­телями, показывают упражнения для снятия стресса, боли, комплексы утренней гимнастики, упражнения для сохранения правильной осанки.

    На каждом собрании раздаются памят­ки по проблемам воспитания и здоровья де­тей. Чтобы памятки не терялись, сформи­рована «Папка семейного воспитания», ку­да вкладываются не только памятки, но и вырезки из газет, касающиеся воспитания детей. Многие родители тоже завели такие папки, назвав их «С любовью к своим детям»В этом году на общее родительское соб­ою была приглашена врач педиатр с лекцией «Здоровье детей - в ваших руках». Врач педиатр учила родителей быть докторами себя и своих детей. Первый доктор- это наши руки и пальцы, второй - лекарственные растения, третий - глина, которую можно использовать и во внутрь, и для смазывания больных мест, четвертый -голодная слюна. О каждом «докторе» врач рассказала подробно.

    В нашем детском саду №28 г. Белгорода работает университет педагогических знаний, где педагоги вместе с родителями разбира­ет различные педагогические ситуации. Так же создана «Мамина школа», где медицинская сестра консультирует мам по теме «Расти здоровым, малыш». Все материалы консультаций медицинской сестры собраны в папках и имеются в каждой группе. Каждый родитель может взять папку домой и спокойно разобраться в необходимом для него материале, например, точечном массаже для профилактики ОРВИ. Темы для консультаций разнообразны: «Баночный массаж». «Вирусам - заслон», «Какпредвидеть страхи» и т.д.

    Медсестра проводит беседы с родителями. Темы разные: «Причина частых заболеваний», «Режим дня и питания», «Закаливание», «Профилактика плоскостопия», «Одежда детей в разные сезоны года» и др. Часто родители просят дать индивидуальную консультацию по тому или другому вопросу.

    Большую роль в работе с родителями играет наглядная агитация. Для родителей оформляются красочные стенды: «Мама и папа! Бабушка и дедушка! Дайте шанс своему ребенку расти крепким и здоровым», «Внимание, витамины!», «Полноценный затрак каждый день - залог здоровья, за­лог сил и хорошего настроения»; вывешивается информация на медицинские темы «Ушибы: профилактика отравлений; зака­ливание, лекарственные травы; профилак­тика травматизма; ядовитые грибы и ягоды; естественные факторы оздоровления) Возле медицинского кабинета соз­дан уголок здоровья, в котором ежемесячно меняется информация (туберкулез, грипп, бронхиальная астма, стригущий лишай, ветряная оспа, гепатит, гайморит и др.), а также вывешивается информация о заболеваемости и функционирования групп.

    Большая роль в воспитании у детей пот­ребности быть здоровыми, безусловно, от­водится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей здоровой личности. Родители и педагоги должны предъявлять детям единые обосно­ванные и понятные им требования.

    Боясь за свое дитя, родители неосознанно наносят его здоровью вред. На собрании по этой те­ме мы предложили ролевую игру роди­телям: «Представьте, что вы собрались на прогулку. Оденьтесь так, как вы одеваете детей. Теперь бегом на горку и с удоволь­ствием в течение часа катаемся. Пора воз­вращаться домой. Что с вами происходит? Вам тяжело. Майка отсырела от чрезмер­ной тяжелой одежды. И достаточно легкого ветерка, минутного стояния, как подкрады­вается простуда».

    Часто приходится объяснять родителям необходимость соблюдения детьми режима дня, приближенного к режиму детского са­да.

    Одно из анкетирования мы провели для родителей « Занимаетесь ли вы сами спортом дома ». После этого многие семьи приобрели для детей спортивный инвентарь, стали прини­мать участие в днях здоровья, веселых стар­тах, лыжных эстафетах и сами предлагали их организовать в детском саду.

    При выборе направления работы с родителями по вопросам здоровьесбережения коллектив детского сада, как показывает практика, должен учитывать: результаты социологического опроса родителей (какими видят родители своих детей); имеющиеся условия для психофизического благополучия детей в детском саду и семье (при необходимости - их создание); осуществление сотрудничества в вопросах оздоровления; необходимость привлечения родителей к работе педсоветов и совещаний.

    Использованная литература

    Павлова М.А. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения». Издательство «Учитель», 2009год

    Крылова Н.И. «Здоровьесберегающеее пространство в ДОУ». Издательство «Учитель», 2009год

    По нашему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для этого необходимо:

    • совершенствовать воспитательно-образовательную работу на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
    • внедрять новые формы и методы работы с семьёй;
    • устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и детском саду;
    • усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различным поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями.

    Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей. Строить свою работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

    Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Формы эти в основном игровые, давно известны и достаточно популярны. Народные игры потому и называют народными, что в них отразилась фантазия, изобретательность, наконец – мудрость народа, а сюжетные игры – по мотивам русских народных сказок, дети любят в них играть больше всего, особенно в младшем возрасте.

    А.С.Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать. Сама детская жизнь должна быть игрой».

    Выдающийся русский учёный П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни.

    В педагогической литературе игры делятся на подвижные и спортивные. В выборе игр родители должны учитывать возраст и особенности физического развития ребёнка, выбирать те игры, которые наиболее эффективны, способствуют физическому и нравственному развитию детей, укрепляют их здоровье.

    Совместные занятия с детьми физкультурой – это проявление общих взглядов, доверия и взаимопонимания, создание благоприятного климата в семье. Семья и детский сад – естественные союзники, и объединить их усилия, значит, во многом решить проблемы воспитания подрастающего поколения.

    Организация периода адаптации детей в детском саду

    Укороченное время пребывания в детском саду.

    Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить ребёнка насильно.

    Гимнастика, массаж – занятия по возрасту. Щадящее закаливание, тёплые гидропроцедуры.

    Воспитательные воздействия – занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка.

    Профилактические прививки – не раньше окончания срока адаптации.

    Анализы – по календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.

    Дома – обеспечить ребёнку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время на свежем воздухе) с учётом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение с ребёнком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдёт, родители узнают это по изменившемуся поведению ребёнка. Его легко можно рассмешить, ребёнок редко выходит из себя, капризничает не чаще 1 – 2 раз в неделю, и то, когда на это бывают какие – либо причины. Малыш ложится спать, у него нет ночных кошмаров или других страхов. Ребёнка можно оставить на некоторое время одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его одного навсегда. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет, значит, всё в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.

    Пропаганда здорового образа жизни

    В семье:

    1. Организация физкультурного досуга детей с родителями:

    • дни здоровья;
    • физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка);
    • физкультурные развлечения;
    • кроссы.

    2. Семинары, лекции, беседы для родителей:

    • «Режим для часто болеющих детей».
    • «Закаливание ребёнка дома».
    • «Питание ребёнка дома и в детском саду».
    • «Профилактика глистных заболеваний».
    • «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей».

    3. Анкетный тест-опрос родителей:

    • «Путь к здоровью, силе и бодрости».
    • «О здоровье всерьёз».
    • «В хорошей ли вы форме?».

    В детском саду:

    Анкета для родителей

    «Путь к здоровью, силе, бодрости»

    • Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?
    • Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм)?
    • Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?
    • Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?
    • Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?

    «О здоровье всерьёз»

    • Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?
    • Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?
    • Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?
    • Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?
    • Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?

    Тест «В хорошей ли вы форме?» (для педагогов, родителей).

    Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.

    • Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус), чтобы доехать туда, куда можно дойти пешком?
    • Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы)?
    • Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).
    • Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).
    • Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?
    • Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).
    • Вы активно проводите свой день? (Да, нет).
    • Сколько часов в неделю смотрите телевизор? (24 и больше, от 10 до 24 часов, менее 10).
    • Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).
    • Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).

    Подведите итог. За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» - 2 очка.

    Сложите полученные очки:

    • 14 – 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.
    • 7 – 13 - Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.
    • 6 и менее - Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.

    Что еще почитать