Главный принцип образовательной работы с детьми. "принципы работы в доу". Воспитание и дошкольное образование детей

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) , утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17. 10. 2013г., определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Цель данной статьи направлена на рассмотрение организации в дошкольном образовании партнерской деятельности взрослого с детьми, которая предусмотрена в соответствии с требованиями ФГОС ДО (далее - Стандарт) .

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;

– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) , в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова) .

В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования.

Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.

Что же такое «партнерство» ? Партнерство - англ. partnership; Совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.

Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания» .

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Особенности партнерской позиций:

Понятие: партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением;

Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе) , в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом) . Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается) ; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга) .

Организация пространства: максимальное приближение к ситуации «круглого стола» , приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.

Степень свободы: свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул)

Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.

«Чреватость» позиции воспитателя: способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н.А. Короткова:

  1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;
  3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;
  4. открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) .

Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

  1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
  2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
  3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.

Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности?

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке» , ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  5. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» .

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости» , «знакомиться» , «давать задания» , «рассказывать увлекательные истории» , могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.

Библиографический список

  1. Антология гуманной педагогике. Вып. 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996.
  2. Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на– Дону «Феникс» , 2001.
  3. Блонский П.П. избранные педагогические сочинения. М., 1961.
  4. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3- 4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.
  5. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6- 7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.
  6. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс» , 2008.
  9. Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М.: издательство «Скрипторий 2003» , 2014. -172 с.
  10. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  11. Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. «О программах дошкольного воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Мой выбор, профессии воспитателя, заключается прежде всего в ощущение вечного детства и молодости, возможности постоянно находится в мире сказки, фантазии, добра и любви. А самое главное ты всегда находишься рядом с детьми. Наблюдая за ними ощущаешь как они ждут тебя, копируют твою походку и речь, надеются на помощь и совет. И хоть эти дети не являются родственниками, но про них начинаешь

говорить «мои дети». Я - воспитатель. Я первый учитель после мамы, который встретил на жизненном пути малышей. И если я настоящий воспитатель, значит у меня в душе существует любовь к детям, гордость за их уникальность и фантазии, желание видеть, удивляться и понимать их.

Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми .

Высшее достижение в работе с детьми - это когда я стала неотъемлемой частью ребёнка, его детского загадочного таинственного мира, который полон любви, нежности, тепла и заботы, его мыслями, счастливыми глазами, воздухом, теплом и холодком, удачами и неудачами. Достижение в работе с детьми - это каждый шаг. Встретил меня малыш и поздоровался, показал свои умения, улыбнулся щедрой человеческой улыбкой,

даже немного, по-доброму, пошалил - это уже много значит для меня. Всё это помогает мне верить, что жизнь прекрасна и удивительна, а достижения с моими потрясающими дошкольниками продолжаются.

Ваши основные принципы работы с детьми.

Отвечая на этот не сложный для воспитателя вопрос, конечно же сразу можно открыть интернет и умно списать ответы принципов в работе с детьми -это «нормативность», "системности коррекционных, профилактических и развивающих задач","соответствия диагностики и коррекции" и т.д. Всё это конечно верно. Но внутренний смысл всех принципов это нахождение уникального пути развития каждой личности, будь она самой крохотной; это предупреждение трудностей

развития ребёнка и обогащение его детской необходимо - жизненной позицией; это эффективное многообразие методов и приёмов для детской личности, для формирования у него самостоятельности, инициативности, ответственности, произвольности, самооценки, но и такие как: социальная компетентность, самосознание, правосознание, формирование ценностного отношения к самому себе.

Как, на Ваш взгляд, дошкольная образовательная организация может решать проблему нехватки детских садов в районе?

Роль детских садов в нашем современном обществе проста и понятна. Ребенок ходит в детский сад — родители работают, двигают экономику вперед с ее задачами по модернизации и инновациям, планируют очередные пополнения в семье. Нет детских садов — нет экономики, нет пополнениям в семьях.

Наше МДОУ предлагает решить проблему нехватки детских садов с помощью вариативных форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет:

группа кратковременного пребывания;

центр игровой поддержки ребенка;

консультативный пункт;

служба ранней помощи;

лекотека;

семейный детский сад.

И самое главное, для решения этой проблемы, должна быть наша инициатива и желание, понимание и поддержка других.

Как Вы представляете идеальный детский сад будущего?

Обычно говорят, что детский сад - второй дом. Идеальный детский сад Будущего должен стать домом не только для ребёнка, но и для его семьи. Где можно показать родителям, что любовь к детям можно выражать по-разному: вместе общаться, играть, слушать музыку, спорить и побеждать, творить и фантазировать. Детский сад Будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим, о и чужим достижениям. Детский сад Будущего

должен быть счастливым и в нём работать счастливые люди. Он должен быть современным и доступным для всех, будь то дети одарённые, или одинокие, с речевыми нарушениями или инвалиды. Мы взрослые, родители, педагоги должны суметь построить это Будущее. В наших руках - ростки этого будущего.

Мой подход к работе с детьми.

В последнее время в дошкольной педагогике много создано новых программ, методик, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена — современного профессионального воспитателя. Я нашла подходы, методы и формы организации работы с детьми: инновационные, педагогические, здоровье сберегающие, интерактивные, игровые и информационно-коммуникативные, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка.

развивающие принципы в работе с дошкольниками

Педагогика объединяет данные всех естественных наук о ребенке, законах развития воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Объектом педагогики является человек, а предметом – процесс воспитания.

В частности дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей дошкольного возраста (от рождения до поступления в школу).

Долгое время предметом дошкольной педагогики являлось воспитание. Современные взгляды на педагогику привели к пониманию того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Следовательно, целью воспитания должно являться формирование личности ребенка, а предметом дошкольной педагогики – педагогический процесс, направленный на всестороннее и гармоническое развитие ребенка.

Цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна, а вот задач определяемых целью воспитания, обычно много, например,

К воспитательным задачам относятся те, что направлены на формирование взглядов, убеждений; развитие конкретных нравственных качеств личности, воли, чувств и эмоций на основе знакомства с жизнью, произведениями искусства; становление и развитие у детей самовоспитания.

К развивающим задачам относятся те, что направлены на формирование и развитие у детей логических операций и приемов мышления, психических процессов и активизацию познавательной деятельности, развитие способностей и творчества.

К возможным видам образовательных задач – можно отнести формирование полноценных представлений на основе получаемой информации, усвоение теоретических, фактических и дополнительных сведений, формирование практических умений и действий; развитие самообразование детей.

Цели и задачи поставлены, значит должна быть система последовательных действий связанных с решением данных задач – это педагогических технологии. Таким образом, педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель приносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходства и общим признакам можно выделить следующие технологии:

традиционная (репродуктивная) технология обучения,

технология развивающего обучения,

технология поэтапного формирования умственных действий,

технология коллективного взаимодействия,

технология полного усвоения,

технология разноуровнего обучения,

технология адаптивного обучения,

технология программированного обучения,

технология компьютерного обучения,

технология проблемного обучения

технология модульного обучения,

технология концентрированного обучения,

технология проектного обучения,

технология гарантированного обучения,

технология дистанционного обучения,

Технология развивающего обучения.

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выгодский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие. На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л.С. Выгодского, создателя культурно-историческогой теории психического развития человека

До Л.С. Выгодского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием. Л.С. Выгодский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами

Понятие о зоне ближайшего развития и того, что с ней связано, - один из самых замечательных инструментов для педагогов. Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития! - совет психологов педагогам.

Введение в науку понятия зоны ближайшего развития считается одним из выдающихся открытий Л.С. Выготского. Сам Выготский полагал, что это понятие должно коренным образом изменить подходы к диагностике развития ребенка и к практической работе с ним. Попробуем разобраться, что же это такое - зона ближайшего развития.

Ребенок - существо становящееся. Его психические функции и способности развиваются с возрастом. Каждой возрастной ступени соответствуют определенные нормы совершенства в развитии той или иной функции, тех или иных умений. Это уровень так называемого «реального развития ребенка». Определяя его, Л.Выготский писал, мы всего лишь заглядываем во вчерашний день и констатируем: в предшествующий период развитие шло так-то и так-то. Этого совершенно недостаточно.

Психические функции и способности ребенка развиваются неравномерно. Какие-то из них к моменту диагностики уже сложились, их развитие завершилось. Но в это же время психике того же самого ребенка свойственны и другие процессы - еще не завершенные, становящиеся. Результаты становления будут явственны только «завтра». Выражаясь образно, психика ребенка находится одновременно в двух состояниях - твердом и жидком. Что-то в ней уже устоялось, оформилось, отвердело. А что-то, напротив, еще «течет и меняется», еще только ищет свою форму отливки.

Согласно представлениям Выготского, не созревшие на сегодняшний день, но находящиеся в периоде созревания психические процессы образуют зону ближайшего развития. Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребенок к определенному возрасту может выполнить сам. Это уровень реального развития. Но существует и то, что сегодня умеет делать только в сотрудничестве со взрослым или с более старшим ребенком.

Это уровень потенциального развития, или зона ближайшего развития. К примеру, трехлетний ребенок может сам разорвать лист бумаги на клочки или смять в комок газету. А в сотрудничестве со взрослым он из клочков бумаги может сделать аппликацию, из мятого комка - бумажный мячик. Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии? То, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научится делать самостоятельно. Это психологический тезис.

Однако до исследований Л.В. Занкова идеи Л.С. Выгодского были не востребованы применительно к дидактике и практике обучения. Л.В. Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах педагогический эксперимент, в основу которого была положена идея о том, что можно ускорить развитие ребенка за счет повышения эффективности обучения. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю степень трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.

Принципы обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержание образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

Технологию развивающего обучения также активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их многочисленные ученики.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что

Современный процесс обучения опирается на общие дидактические принципы. Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог.

В современной теории дошкольного обучения выделяется ряд основополагающих принципов:

принцип развивающего обучения,

принцип опережающего обучения,

обучение на высшем уровне трудности, (о них уже упоминалось выше),

принцип воспитывающего обучения,

принцип наглядности,

принцип доступности,

принцип научности,

принцип систематичности и последовательности,

принцип активности и сознательности детей в усвоении знаний,

принцип индивидуального подхода к детям,

принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой и др.,

Принципы организации предметно-развивающей и игровой среды.

При использовании разных форм организации детской деятельности в педагогическом процессе необходимо сочетать баланс между так называемыми стабильными и нестабильными формами деятельности. К стабильным формам относятся режимные процесс, систематические занятия, свободная деятельность детей, досуговая деятельность. К нестабильным формам – проблемные педагогические ситуации и нестандартные формы организации детской деятельности и т.д.

Сочетание данных моделей может быть скомбинировано в «сборную», которая позволяет учитывать разнообразные формы взаимодействия взрослого с детьми и формы организации содержания образования. С одной стороны, содержанием первого блока данной модели является специально организованное обучение в форме занятий, с другой стороны, содержанием второго блока является совместная взросло-детская (партнерская) деятельность, третьего блока – свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

В концепции развивающей среды, разработанной под руководством В.А. Петровского, изложены пути кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. По С.Л. Новоселовой, базисными компонентами предметно-развивающей среды должны быть природные и культурные объекты, физкультурно-оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-функциональные помещения, дизайн, игро- и видеотеки и т.п.

При создании определенных условий предметно-развивающая среда обогащает личностное развитие ребенка, обеспечивая ему широкую гамму сенсорных впечатлений, возможность исследовательской деятельности, общения со сверстниками и окружающими людьми.

С одной стороны, личностное становление ребенка возможно лишь при реализации принципа уважения к его потребностям в движении, общении и познании, принципа уважения к его мнению. С другой стороны, должны быть созданы условия для стимулирования развития способностей ребенка, его самостоятельной индивидуальной деятельности. Для этого необходимо дать ему свободу выбора деятельности, соблюдать принципы функциональности, опережающего характера обучения. При этом не следует смешивать процесс обучения с игрой – занятия должны носить развивающий характер, проводиться в определенной системе, а в игре ребенку предстоит освоить человеческие отношения, способы общения, отобразить посредством замещающей функции мышления все значимые для себя роли, самоопределиться в них.

При организации педагогу необходимо уметь использовать любое пространство в развивающих целях.

Можно спланировать:

Использование смены расположения бытовых и игровых зон, показ детям новых действий и известными им предметами;

Простые пособия, атрибуты, оборудование, которые помогут создать фон для игры и занятий, подсказать новое упражнение.

Предметно-игровая среда должна строиться на определенных принципах:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Ребенок по своему усмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или малым числом сверстников, со взрослыми или может остаться в одиночестве – в зависимости о настроения, эмоционального или психологического состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Принцип стабильности-динамичности

Реализуется при разделении общего игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами оборудования и, с другой, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций. Зонирование может быть достигнуто путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых для пространственного обеспечения необходимых видов деятельности детей и организации занятий.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

В возрастном плане может быть раскрыт как увеличение непрогнозируемости событий, наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений, представлений об окружающем, знакомству с языком музыки, движений, графики и др.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Предоставляет возможность создать такую среду, когда мечты детей перестают быть условностью или даже перерастают в дизайнерские способности.

Принцип открытости - закрытости

Представлен в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «я», собственного внутреннего мира. Предполагает нарастание структурности среды, разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и тд.

Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы: «общество – игрушка - ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить практически невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время, от времени уступая первенство друг другу.

Принципы дошкольного образования

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад,центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад –это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми,здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.

Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учиться самостоятельно, выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем)в школе.

Что еще почитать