Перспективный план работы в подготовительной группе доу образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Нравственно-патриотическое воспитание

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.

Пояснительная записка.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.

Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

  1. История города, поселка (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории города, поселка).
  2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
  3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
  4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).

Программа нравственно-патриотического воспитания (подготовительная группа).

Цель:

  1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
  2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
  2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город, поселок.
  3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания (подготовительная группа).

Блок 1. Тема: «Моя семья»

Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.

Задачи:

  1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
  2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
  3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

  1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
  2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
  3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.

Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.

Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.

Это понимают все, но как это делать знает не каждый.

Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.

Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.

Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.

Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.

Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.

Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.

Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».

Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»

Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.

Задачи:

  1. Развивать любознательности, умения вести диалог.
  2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.

Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.

Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.

В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.

Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.

Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.

В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Блок 3. Тема: «Я живу в поселке Новый Каракан»

Цель. Закрепление и расширение знаний о родном поселке.

Задачи: познакомить с историей возникновения поселка, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного поселка, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.

Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному поселку – проведение таких игр, как «Знатоки поселка», «Пройдемся по улицам поселка», «КВН» – мой любимый поселок.

Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, поселку, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.

Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.

Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.

Работу по воспитанию любви к родному поселку я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном поселке.

Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.

В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.

В своих беседах с детьми я рассказала, что наш поселок Новый Каракан образован из тюркского «кара» – черный и обще сибирского древне географического термина «канн» – гора, следовательно «черная гора».

На экскурсиях я знакомила детей с улицей нашего поселка, в каком году было начато строительство, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем поселке, поселок Новый Каракан – поселок угледобытчиков.

Наш поселок населяют люди самых различных профессий. Я познакомила своих воспитанников с трудом шахтера.

Провела беседы, загадала загадки об орудиях труда шахтера, сделали вместе с детьми макет разреза, поселка, организовали фотовыставку.

Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.

На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.

Ребята проиллюстрировали свои рассказы.

Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Работа угольного разреза».

Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.

В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».

В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлены книги:

  • Н.Ф. Виноградова «Моя Россия»;
  • А.Куприянов «Природа Кузбасса»;
  • Звери Сибири;
  • История Кузбасса;
  • Г.А.Федор Белов «Белово».

Блок 4. Тема: «Кузбасс, город Белово»

Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.

Задачи:

  1. Знакомить с историей возникновения города, его гербом, город – результат труда людей разных поколений.
  2. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения.

Темы блока.

1. Мой родной город.

Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.

2. Транспорт города.

Виды транспорта. История создания городского транспорта.

3. Природа родного города, края.

Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.

Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала, на конкурсе семейного герба.

Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.

Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.

Блок 5. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»

Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.

Задачи:

  1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
  2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
  3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.

Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.

В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:

  • «О чем рассказывает наш герб»;
  • «Цвета нашего флага»;
  • «Как слушают и поют гимн».

Блок 6. Тема: «День защитников Отечества»

Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
  2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.

Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».

Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.

Блок 7. Тема: «Моя любимая мамочка»

Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.

Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».

Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».

Блок 8. Тема: «Наши космонавты»

Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.
  2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.

Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.

Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».

Блок 9. Тема: «Этот день Победы»

Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
  2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.

Темы блока:

1. Что такое героизм?

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

2. В музее славы.

Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.

Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.

Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.

После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.

Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.

Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.

По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.

Диагностика.

По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.

Имеют представления о природных богатствах края.

Проявляют интерес к стране, в которой живут.

Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.

Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

Осуществляют элементарный самоконтроль.

Приложение 1 (Познавательные беседы.)

Приложение 2 (Занятия.)

Приложение 3 (Рабочая программа «Мой родной край».)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок»

Подготовила воспитатель Бударагина Л.М.

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к труду.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Формировать элементарные знания о правах человека.
  • Расширять представлений о городах России.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

  • Детский сад;
  • Семья;
  • Родная улица, район;
  • Родной город;
  • Страна, ее столица, символика;
  • Права и обязанности (Конституция) ;
  • Права ребенка (конвенция) .

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) ;
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В

СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Развлечение "День знаний".

Цель: Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость.

3. Занятие «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

4. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.

5. Экологическая экскурсия в осенний лес.

Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе: выявить знания детей о растительном и животном мире леса, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.

6. Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

«Моя семья»

1. Занятие «Наша дружная семья» .

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Занятие «Путешествие по родному селу»

Цель: Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.

3. Конкурсно – спортивная программа «Краски осени» среди старших групп двух детских садов на базе «Детско–юношеского центра»

Цель; систематизировать знания детей об осени, вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

6. Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек» .

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

8. Фольклорный праздник «Осенины»

Цель: формировать знания детей об осенних явлениях природы, Развивать любознательность, желание узнавать что-то новое, воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.

9. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Цель: Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с предметами быта, с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье) . Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам.

«Наша Родина-Россия» .

1. Беседа «Наша Родина-Россия» .

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .

2. Беседа «Природа России» . Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

3. Беседа "Березка-символ России".

Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.

4. Занятие по аппликации «Люблю березку русскую»

Цель: вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней.

5. Интегрированное занятие «Государственные символы России» .

Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

6. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

7. Конкурс чтецов «Стихи о маме» .

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

8. Занятие «Государственный гимн России»

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них, коммуникативные умения.

9. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

10. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая моя!»

Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

11. Развлечение «Детское сердце открыто для дружбы»

Цель: Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья» , «товарищи» . Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.

«Новый год у ворот»

1. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

2. Занятие «Страна моя родная!» .

Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России) ; развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнавать о России.

3. Изготовление альбома «Родная сторонушка» .

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.

4. Развлечение «О правах играя» .

Цель: расширять знания детей о правах ребёнка в доступной для них форме.

5. Беседа «Животный мир нашего края» .

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

6. Занятие: «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

7. Проведение конкурса «Ёлочка - колкая иголочка» .

Цель: воспитывать у детей желание что-то придумывать и творить вместе с родителями.

8. Праздник «В гостях у новогодней сказки» .

Цель: создать у детей радостное настроение.

«Народные праздники»

1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество, «Святки» , традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника.

4. Беседа "Зимушка - зима".

Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

5. Занятие «Доведи дело до конца» .

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

6. Беседа «Наше село, его прошлое и настоящее» .

Цель: познакомить детей с историей возникновения родного села, развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» «настоящее» .

7. Рассматривание фотографий с изображением знакомых мест в селе, в районе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному селу, району.

8. Занятие по аппликации «Дома нашего села»

Цель: Обобщить представление детей о домах (их сходства и различия, форму и строение сельского и городского домов) , воспитывать любовь к родному селу.

9. Беседа "Народные промыслы".

Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества) .

1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» .

Цель: расширение кругозора.

2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Цель: познакомить с подвигами богатырей.

3. Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.

Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии

4. Занятие "Моя родословная".

Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.

5. Беседа "Мы все разные, но мы все равны".

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

6. Праздник «Масленица» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

7. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

8. Занятие «Кто сторожит тишину?» (с презентацией о родах войск Российской Армии)

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

9. Конкурсно-спортивно-игровая программа «C днём Защитника, герой» .

Цель: формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу,

воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.

10. Русские народные игры по народному календарю.

«Моя мама»

1. Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет» .

Цель: развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Цель: Знакомить детей и родителей с народно - прикладным промыслом России, закреплять знания детей о видах росписей, о народных танцах и народных музыкальных инструментах, воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

4. Игра – путешествие «Москва– столица России» .

Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

6. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

7. Выставка детских рисунков «Маму свою очень люблю»

Цель: прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

8. Занятие "Прогулка по весеннему парку".

Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них

«Наши космонавты»

1. Занятие «Покорение космоса» .

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Занятие "Земля - наш общий дом".

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

3. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты» .

Цель: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.

4. Беседа «Я и моѐ имя» .

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

5. Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца»

Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, особенностями подготовки к нему, способами росписи пасхальных яиц.

6. Праздничное игровое занятие «Пасхальные встречи» .

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.

7. Беседа «Знамя Победы» .

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

8. Занятие «Этот день Победы» .

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

«Праздник Весны»

1. Развлечение «Веснянка» .

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

2. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

3. Праздничное тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»

Цель: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.

4. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

5. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ СОШ № 2 "Весѐлое путешествие друзей".

Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе

6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе» . Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

7. Конкурс рисунков «Мой родной край» . (Совместно с родителями) .

Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

8. Развлечение «День защиты детей»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

Список использованной литературы:

  1. В.Н. Вишневская Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет, «Свет Руси» , Н.А. Арапова-Пискарева,
  2. Программа нравственно-патриотическое воспитания дошкольников «Мой родной дом» , Л.В. Кокуева
  3. Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» , Е.Ю. Александрова,
  4. Ю.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ» .
  5. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  7. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  8. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010

Организация: ГБДОУ детский сад №63

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

*Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой родине.

*Формировать элементарные знания о правах человека, воспитывать высокие нравственные чувства, гуманизм, уважение к традициям других народов.

*Закреплять знания о символах государства (герб, флаг, гимн).

*Развивать интерес к русским традициям.

*формировать бережное отношение к природе и всему живому.

*Расширять знания детей о России, развивать чувство гордости за свою Родину, народ.

*Воспитывать уважение к труду.

*Расширять представление о городах России.

Сентябрь

1.Развлечение «День знаний»

Цель: дать детям представление о том, что знания нужны каждому, книга- источник знаний, школа.

2.Занятие «Я и мои права»

Цель: продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка (в доступной форме)

3.Рисование «Дом в котором я живу»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке любовь к своему дому, уважение к членам семьи.

4.Беседы с детьми о домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Цель: формировать представления о семейных традициях и праздниках, развивать чувство гордости за свою семью.

5.Сюжетно- ролевая игра «Семья»

Цель: развивать умение играть в совместной деятельности.

6.Занятие «Моя семья»

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким людям.

7.Выставка рисунков на тему «Моя малая Родина»

Цель: закреплять знания о достопримечательностях города, воспитывать любовь к родному городу.

8. Беседа «Звонок маме на работу»

Цель: формировать основы этикета.

1.Экскурсия по детскому саду.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

3.Занятие «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знание о работе воспитателя. Помощника воспитателя, повара, врача.

4.Выставка совместного творчества родителей и детей на тему «Осенняя фантазия»

Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

5.Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6.Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Цель: развивать память, речь детей.

7.Беседа «Дары природы»

Цель: расширять представления детей о пользе овощей и фруктов; показать значение хлеба в жизни людей; воспитывать уважение к труду.

8.Развлечение «Осенние посиделки»

Цель: воспитание любви к русской культуре, развивать интерес к крестьянскому быту, русскому фольклору.

1.Беседа «Расскажи, где ты живешь»

Цель: расширять знания детей о родном городе, развивать коммуникативные умения.

2.Занятие «День независимости России»

Цель: закрепить знания детей об истории возникновения праздника; познакомить с памятниками, посвященными этим событиям; воспитывать чувство гордости за свой народ.

3.Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Цель: способствовать развитию умения угадывать чувство и настроение другого человека.

4.Занятие «Государственный флаг РФ».

Цель: познакомить с государственным флагом, назначении, символике цветов и их взаиморасположение.

5. Беседа «Природа России».

Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

6.Занятие «Государственный гимн России»

Цель: познакомить с государственным гимном России. Рассказать о его происхождении, содержании.

7.Развлечение «Мама, ты на свете лучше всех»

Цель: прививать чувство любви и заботы о маме.

8.Фотовыставка «Очень бабушку свою, маму мамину люблю»

Цель: воспитывать желание заботится о своей бабушке, гордиться и любить ее.

1.Беседа «Законы, по которым мы живем».

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «Конституция», расширять их знания о правах и обязанностях ребенка.

2.Чтение сказки Д. Родари «Приключения Чиполино».

Цель: побеседовать с детьми о справедливости сказочного государства.

3.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо», учить оценивать поступки.

4.Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Цель: расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних обычаях.

5 Проведение конкурса «Зимняя поделка»

Цель: воспитывать у детей и родителей что-то придумывать и творить вместе.

6.Оформление группы к празднику.

Цель: Вызвать желание всем вместе украшать группу, трудиться сообща.

7.Изготовление новогодних подарков

Цель: прививать желание заботиться о родных и близких.

8.Праздник «Новогодний карнавал»

Цель: вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение.

1.Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»

Цель: знакомить с традицией празднование православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям; расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2.Развлечение «В гости коляда пришла»

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3.Занятие «Школа зеленого огонька»

Цель: воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

4.Беседа «Зимушка -зима».

Цель: расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

5.Выставка рисунков «Зимние праздники».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунках свои впечатления, воспитывать любовь и уважение к национальным праздникам.

6.Беседа «Березка- символ России»

Цель: воспитывать желание узнать больше о символе России русской- березке, прививать любовь к Родине.

7.Беседа «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: закреплять знания о героической победе ленинградцев в дни блокады.

1.Беседа «Мы все разные, но мы все равны».

Цель: расширять знания детей о людях разных национальностях, живущих в России; работать над понятием «гражданин», знакомить с национальными праздниками разных народов.

2.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»

Цель: расширение кругозора.

3.Слушание в записи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке.

Цель: продолжать закреплять знания о подвигах богатырей русских.

4.Беседа «Мои друзья»

Цель: формировать у детей понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков.

5.Занятие «Наша армия».

Цель: продолжать расширять представление детей о Российской армии; закреплять знания о военных профессиях, прививать уважение к людям этих профессий.

6.Развлечение «Папа и я- русские богатыри»

Цель: развивать быстроту, силу, выносливость, внимание.

7.Изготовление подарков папам и дедушкам.

Цель: прививать внимательное, заботливое отношение к близким.

8.Фотовыставка «Портрет папы».

Цель: дарить хорошее настроение.

1.Праздник «Масленица».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

2.Занятие «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.

3.Выставка детских рисунков «Мамочка любимая, мамочка моя».

Цель: прививать чувство любви к маме, заботится о ней.

4.Изготовление подарков для мам, бабушек.

Цель: прививать желание дарить родным и близким людям подарки.

Цель: воспитывать желание поздравить всех женщин с этим замечательным праздником.

6.Сюжетно- ролевая игра «Дочки- матери».

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, умение играть в коллективе, распределять роли.

7.Русская народная игра «Ладушки в гостях у бабушки».

Цель: продолжать формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

8.Занятие «Прогулка по весеннему лесу».

Цель: воспитывать любовь к природе, к птицам, желание заботиться о ней.

1.Занятие «Покорение космоса».

Цель: дать представление о космическом пространстве, о звезде- Солнце, о спутнике земли- Луне, учить фантазировать и мечтать.

2.Беседа «Наши космонавты».

Цель: продолжать знакомить с профессией космонавта (просмотр видеофильма), воспитывать любовь и уважение к этой опасной и трудной профессии.

3.Спортивное развлечение «Мы- космонавты».

Цель: развивать у детей ловкость, быстроту и выносливость.

4.Занятие «Земля- наш общий дом».

Цель: продолжать знакомить детей с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем надо жить в мире и согласии.

5.Развлечение «Весенние посиделки».

Цель: формировать интерес к культуре и фольклору русского народа.

6.Беседа о школе, экскурсия в школу.

Цель: расширять знания детей о школе, вызвать желание учиться.

7.Занятие «Праздник Пасхи».

Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знания о национальной культуре в разных видах деятельности.

1.Беседа «Праздник весны и труда».
Цель: расширять и углублять знание об этом празднике.

2.Тематическое занятие «День Победы»

Цель: продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, вспомнить, какие улицы в Санкт- Петербурге названы в честь героев Великой Отечественной войны.

3.Экскурсия и возложение цветов к мемориалу.

Цель: память и уважение.

4.Беседа «Россия едина и непобедима»

Цель: воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому.

5.Занятие «День города».

Цель: познакомить с историей возникновения города; развивать умение понимать связь «прошлое и настоящее».

6.Рассматривание иллюстраций с изображением самых знаменитых мест в городе, в районе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.

7.Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе»

8.Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»

Цель: воспитывать у детей желание играть, веселиться вместе со своими сверстниками и родителями.

Список использованной литературы:

1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2.А.Я.Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

3.Л.П.Ушакова «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями В.О. войны 1941-1945годов»

4.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/саду» (подготовительная группа)

5.О.А.Скоролупова «Покорение космоса»

6.И.Ю.Куперский «Санкт-Петербург»

Перспективный план работы в подготовительной группе ДОУ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Нравственно-патриотическое воспитание».

Тема : Великая Отечественная Война.

Сроки реализации проекта – учебный год.

Составитель:

Канарейкина М.Л.,

воспитатель ГБДОУ №7

Цель проекта: формировать нравственно – патриотические чувства детей, обогащать и углублять знания о семье, городе, активизировать работу по патриотическому воспитанию через доступные средства.

Задачи:

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

· Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

· Развивать интерес к русским традициям;

· Знакомить с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывать уважение к труду;

· Формировать элементарные знания о правах человека;

· Знакомить детей с символами города, государства;

· Расширять представления детей о городах своей Родины;

· Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

· Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Государственные праздники и памятные даты России, имеющие отношение к проекту:


2 сентября

День окончания Второй мировой войны (памятная дата)

Второе воскресенье сентября

День танкиста

19 сентября

День оружейника

1 октября

День Сухопутных войск

4 октября

День космических войск (памятный день)

20 октября

День военного связиста

24 октября

День подразделений специального назначения (памятный день)

4 ноября

День народного единства (праздничный день, день воинской славы России)

5 ноября

День военного разведчика

13 ноября

День войск радиационной, химической и биологической защиты (памятный день)

19 ноября

День ракетных войск и артиллерии (Россия) (памятный день)

27 ноября

День морской пехоты

Последнее воскресенье ноября

День матери (праздничный день)

3 декабря

День Неизвестного солдата (памятная дата)

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) (день воинской славы России)

9 декабря

День инженерных войск (памятный день)

21 января

27 января

День снятия блокады города Ленинграда (день воинской славы России)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) (день воинской славы России)

15 февраля

День памяти воинов-интернационалистов (памятная дата)

23 февраля

День защитника Отечества

19 марта

День моряка-подводника

Второе воскресенье апреля

День войск противовоздушной обороны (памятный день)

30 апреля

День пожарной охраны

9 мая

День Победы

28 мая

День пограничника

Формы работы - беседы воспитателя с детьми. Беседы сопровождаются стихами, сказками, рассказами, вопросами и заданиями. Также, по результатам этических бесед о личностных качествах, предлагается проводить практические занятия – проигрывание сценок детьми.

Одно из занятий готовят дети с помощью родителей как домашнее задание (Дети-герои ВОВ).

Итоговыми мероприятиями являются возложение цветов к монументу Защитников Ленинграда (с посещением музея), а также праздничный концерт для ветеранов и блокадников.

План работы:

Сентябрь.

Гимн, флаг, герб России.

Народные традиции.

С чего начинается дружба.

Великая Отечественная Война.

Октябрь

Полководцы и герои.

Большая и малая Родина.

Что такое бескорыстная помощь.

Ноябрь

Важнейшие события в истории России.

Женщины на защите Отечества.

Декабрь

Битва под Москвой

Рассказы о детях –героях ВОВ.

Январь

Блокада Ленинграда

Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам.

Ими гордится Россия-1.

Февраль

Сталинградская битва

Кто кого обидел?

Профессия – Родину защищать.

Март

Дети и война

С чего начинается дружба.

Апрель

Четвероногие помощники на фронте

Освобождение Европы. Взятие Рейхстага.

Май

Ими гордится Россия-2.

Возложение цветов к монументу Защитников Ленинграда, посещение музея.

Праздничный концерт для ветеранов

1. Былины.

2. Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка».

Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

3 «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А.Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек - «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».

4. Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения жука-носорога“. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его - Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

5. Еще один рассказ К.Паустовского – “Волшебное колечко – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

6. В документальную книгу Нисона Ходзы “Дорога жизни” вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

7. В книгу Анатолия Митяева “Письмо с фронта” вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе.

8. Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие. Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами.

9. Повесть-сказка “Крайний случай замечательного детского писателя Ильи Туричина адресована маленьким читателям. Малыши с интересом услышат историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку.

10. Семенцова Валентина Николаевна – автор книги “Лист фикуса. Рассказы о войне” – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

11. Повесть “Вот как это было” рассказывает о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки.

12. “Кукла” – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Список методической литературы:

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне.-М: Издательство ГНОМ,2014

Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М: Мозаика-Синтез,2012.

Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.-М:ТЦ СФЕРА,2014.

Шорыгина Т.А. Беседы о детях –героях Великой Отечественной войны. Методическое пособие.-М:ТЦ СФЕРА,2014.

Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие.-М:ТЦ СФЕРА,2015

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству - это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Знакомство детей с нравственно – патриотическое воспитание начинается с младшей группой. Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, героическими подвигами, чьими именами названы города, улицы, площади. Расширяют представление о правилах поведения в городе, на природе, правилах дорожного движения, промышленных предприятиях и профессиях людей, которые трудятся на этих предприятиях. А так же знакомятся с сельским хозяйством, животноводством и птицеводством.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д. – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В подготовительной группе мы детей знакомим с культурным городом, его традициями, с историей города, достопримечательностями (памятниками, театрами, музеями, парками и т.д.), известными людьми, прославившими наш город и их произведениями, творчеством, закрепляем правила этикета в общественных местах. При этом мы сталкиваемся с трудностями, так как мало наглядного и дидактического материала по этой теме. И мною были изготовлены игры по ознакомлению детей с культурным городом.

Для выполнения поставленных задач, мною были созданы дидактические игры:

  • «Воронежские кубики».

Цель игры: познакомить детей с достопримечательностями города Воронежа и людьми прославившие город.

  • «Подбери героев к сказкам» (по сказкам Маршака С.Я.).

Цель игры: закрепить произведения С.Я. Маршака и героев сказок. Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

  • «Пазлы» (достопримечательности города).

Цель: развивает внимание, память, мышление, мелкой моторики, закрепление знаний о достопримечательностях города Воронежа.

  • «Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

  • «Где я был»

Цель: закрепить с детьми культурные места города Воронежа

  • «Правила этикета»

Цель: Закрепить правила культурного поведения в транспорте, природе, общественных местах. Развитие связной речи. Формировать у детей умение отвечать на вопросы

  • « Отгадай сказку»

Цель: закрепить сказки С.Я. Маршака, развивать мыслительные операции, связную речь; развивать словарь, формировать умение строить фразы, развивать воображение, память.

  • « Добавь слог».

Цель: закрепить достопримечательности города, развивать мыслительные операции, связную речь; развивать словарь; формировать умение строить фразы; развивать воображение, память.


Что еще почитать