Особенности патриотического воспитания современных дошкольников. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта

Статья "Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Доклад-выступление «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».(обобщение опыта)

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В своей статье хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей 1 младшей группы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой и работает наш детский сад, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 2-3 лет является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- НОД
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников,
а также создание предметно-пространственной среды в группе;
Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
В течении всего года с детьми проводятся беседы:
«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
На группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
С детьми проводятся дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш».
Широко применяется разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья». «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье», что создает предпосылки к формированию сюжетно – ролевой игры.
Игровая ситуация «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки
В рамках тематической недели «Народная игрушка», на нашей группе был проведен проект по ознакомлению детей с народно-прикладным творчеством. В ходе проекта дети познакомились с народными игрушками.
Народная игрушка в детском саду – больше, чем просто игрушка. Она выполняет еще ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас.
По теме семья нами собран большой материал – картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
А это вся моя семья!
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Нами был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с семьями в рамках решения проблемы по патриотическому воспитанию детей нашей группы.
-Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
-Консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
Традиционными стало проведение в нашем ДОУ конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту. «Трудовой десант» на участок детского сада «Сделаем прогулку интересней».

Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДОУ. Это и конкурс «Дары осени», конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
В рамках тематической недели «Моя семья», на группе был организован творческий конкурс стенгазет «Мама, папа, я – дружная семья». Были проведены беседы с использованием представленного родителями материала. Дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание предметно – пространственной среды в ДОУ.
Центр социально-эмоционального развития.
Совместно с родителями в группе был оформлен центр «Моя семья», в котором собраны семейные фотографии воспитанников, а также есть один большой альбом с фото. Рассматривая с детьми альбом в свободной деятельности, мы развиваем речь, учим узнавать свой дом, любимые места отдыха, знать свое имя и членов своей семьи.
Центр книги.
Тематическая выставка художественной литературы о семье.
Центр игры.
В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками.
Совместно с родителями пополняется кукольный уголок: атрибуты для игровых действий с куклами; атрибутика для создания интерьера и другое.
Центр конструирования.
В центре конструирования детям предлагается различный конструктор, схемы построек по теме «Семья»: «Построй свой дом», «Мебель для куклы» и т.д.
В ходе проделанной работы по патриотическому воспитанию видны первые результаты. Дети больше знают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детских – родительских отношений. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Нравственно-Патриотическое воспитание младших дошкольников

МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад № 18

Воспитатель: Жукова Ирина Владимировна

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Младший дошкольный возраст – важный период в социально-

нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей

активно формируются первые элементарные представления о хорошем и

плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и

сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного

педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,

представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот

моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего

нравственного развития.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая

эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу

воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно

при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно

эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,

чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают

любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при

одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к

окружающим.

В младшем возрасте происходит интенсивное формирование

навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют

мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений

способствует установлению единства между внешними формами

культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети раннего возраста оказываются способными выполнять

элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении

правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие

мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для

сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую

деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами

интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение

окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим

(сверстникам, взрослым).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.

Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Как же воспитать маленького патриота? Это целая система воспитательного процесса:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных и т.д.

    Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание младших дошкольников.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм – это любовь и преданность отечеству. Чувство любви к своей семье, городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям – это и есть начало патриотизма.

Перед нами по воспитанию патриотизма у младших дошкольников стоят следующие задачи:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Расширение представлений о своем городе;

Развитие интереса к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;

Формирование толерантности, чувства к другим народам.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Большую работу проводим с детьми ко Дню матери, к Международному Дню 8 марта. Проводим беседы, учим стихи, проводим праздник для мам и бабушек.

Младшие дошкольники должны знать членов семьи, родственные отношения, в каком городе они живут, где находится их дом. Взрослые должны знакомить с объектами культурного назначения, с памятниками старины. Закреплять и расширять знания дошкольников о своих улицах, на которых они живут, об объектах социального назначения, расположенных на них. Обращать внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Как дети могут участвовать в наведении порядка, чистоты во дворах?

При знакомстве с родным городом надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких есть много общего. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России, Мордовии. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Не забудем в работе с детьми о великой русской поэзии А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А Есенина. Пусть ухо ребенка с ранних лет приучается к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

У каждого народа есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь. Издавна наша страна славится своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Поэтому в своей работе с детьми большое внимание уделяем формированию представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитанию уважения к ветеранам войны. Расширяем знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. В дни празднования Дня Победы возлагаем цветы к памятнику «Танк Т-34», воздвигнутому мордовскому народу, собравшему в годы Великой Отечественной войны средства на построение танковой колонны «Мордовский колхозник». В эти моменты дети становятся как будто старше, серьезней, ответственней .

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненных позиций, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.


Ирина Полетаева
«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй»

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй ».

Полетаева И. В.

МБДОУ детский сад

комбинированного вида

№33 «Снежанка»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных проблем, которая остается актуальной во все времена.

Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это и любовь к близким людям, к родным местами, гордость за свою страну, за свой народ, и привязанность к тем местам, где родился и вырос

В основе патриотического воспитания лежит воспитание нравственных качеств у детей , которые мы развиваем в процессе деятельности с дошкольниками .

Свою работу я базировала по трем этапам :

Первый этап, с помощью бесед, наблюдений я выявила уровень нравственно-патриотического воспитания детей своей группы .

Второй этап, я провела работу, направленную на повышение уровня нравственно – патриотического воспитания : это организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, создание предметно-развивающей среды, игровых ситуаций, проведение праздников, развлечений.

Третий этап подведение итогов проделанной работы.

Любовь к родному краю, родной культуре, начинается - с любви к своей семье , к своему дому, к детскому саду, где он учится взаимодействовать с коллективом . Постепенно эта любовь перерастает ко всему человечеству, в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему. Исходя из этого, я определила следующие задачи :

1. Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.

2. Привить детям чувства любви к своей малой родине на основе ознакомления с природой родного края.

3. Воспитать чувство патриотизма , любви к своему родному городу средствами эстетического воспитания .

Чувство Родины - у ребенка начинается с отношения к семье , к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.

Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание теме «Семья » . Каждое утро я напоминаю детям о том, что прежде чем зайти в группу, надо обязательно попрощаться с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, пожелать им удачного дня.

Организуя беседы о своей семье на темы : «У меня дружная семья » , «Моя любимая бабушка (дедушка) », «Как мы провели выходной день» , «Чем я могу порадовать маму (папу, бабушку, дедушку) » и другие, я всегда делаю акцент на то, что не только взрослые обязаны заботиться о детях, радовать их, но и дети должны им платить тем же.

В беседах на темы : «Где работают мои родители» , «Какую работу выполняет дома мама (папа) », «Как я помогаю маме (папе) » и других я рассказываю о значимости труда взрослых и необходимости оказывать им посильную помощь. Все это приучает детей проявлять желание трудиться не только для своей заинтересованности, но и для пользы своим близким, а в дальнейшем и для общества.

Любовь и уважение к своей семье находит отражение и в художественном творчестве детей : рисовании, аппликации, лепке. На этих занятиях я предлагаю изготовить для наших мам, пап, бабушек, дедушек рисунки, подарки, небольшие сувениры, которые радуют их.

В нашей группе стало традицией проводить праздник «День рождения мамы (папы) ». Этот праздник мы отмечаем по временам года. Дети рисуют рисунки, делают поделки – чем очень радуют своих родителей и учатся проявлять о них заботу. На этих праздниках мы проводим различные игры «Наряди маму» , «Мой папа самый умелый» «Назови ласково» и другие, устраиваем чаепитие.

К празднику «День матери» я предлагаю детям нарисовать портрет моей мамы и поместить его на выставку. А мамы должны угадать свой портрет. К этому празднику мы изготавливаем подарки, устраиваем чаепитие с концертом, где не только дети поздравляют мам, но и мамы должны приготовить какой-нибудь номер. Бывает очень интересно и увлекательно.

В течение всего года мы воспитываем в детях желание радовать своих мам и пап подарками, сделанными своими руками, формируя любовь к родным.

В группе, при активном участии родителей, оформлен уголок «Моя семья » , где поместили фотографии детей с их близкими родственниками - дети рассматривают фотографии и рассказывают о своей семье ; расположили различные поделки, которые мамы и папы сделали своими руками – малыши с удовольствием рассказывают о том, что их родители умеют делать.

У нас в группе живет персонаж «Клоун Петя» , который приходит вечером, когда родители забирают детей домой.

Клоун Петя, вместе с детьми и с их родителями, рассматривает картинки в любимой книжке; показывает мамам и папам чем ребенок занимался в детском саду. Дети бывают рады тому, что родителям интересно, как у них проходит день. Дети стараются тоже интересоваться, чем занимались их родители. Все это воспитывает в детях желание как можно больше знать о своих близких.

Природа родного города для маленьких детей – это все Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он интересуется и что вызывает отклик в его душе.

Воспитание патриотических чувств человека начинается с привития любви ребенка к его малой Родине : природа родного края, улица, город в котором он живет. Постепенно дети получают представления о России, о ее значимости в жизни каждого человека.

Решая задачи по воспитанию нравственно -патриотических чувств, я знакомлю детей с природой родного города. Это и беседы, и рассматривание альбомов, фотографий. Свои впечатления и знания они отражают в рисунках, в рассказах. На прогулке я обращаю внимание детей на необычные цветы, траву, насекомых. В нашей группе есть мастерская «Удивительное рядом» , где совместно с родителями дети создают коллажи о природе : «Затейливые цветы» , «Зимняя сказка» , «Птицы нашего края» и другие. Я считаю, что природное окружение выступает в роли первого педагога по воспитанию нравственно -патриотических чувств.

В нашей группе есть игротека с подборкой игр по ознакомлению с природой родного города «Птицы в нашем крае» , «С какого дерева листок?» , «Укрась город цветами» и другие.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы развиваем у них эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты – все это является источником формирования любви к родному городу, а в дальнейшем к Родине.

В группе есть уголок «Мой родной город» . В уголке подобран материал : «Старооскольская игрушка» «Картины старооскольских художников» , фотографии на которых изображены здания нашего города, достопримечательности, «Природа Старого Оскола» , «Старый Оскол в дни праздника» . Воспитывая любовь к малой родине, я провожу беседы «Улица, на которой я живу» , «Что мне нравится на улицах нашего города» , «Как мы украсим город к празднику» и другие. Знакомство с городом находит отражение и в сюжетно – ролевой игре «Автобус» . Где мы вместе с детьми путешествуем по знакомым местам.

Воспитывая любовь к своей Родине, я знакомлю дошкольников с людьми создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать ее еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой.

Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающих деятельность людей разных профессий. В группе мы оформили альбом «Мои мама и папа на работе» . Рассматривая его вместе с детьми, я рассказываю о том, как важен труд каждого человека для общества, для создания красоты в окружающем мире.

В процессе проведенной работы были получены следующие результаты :

Дошкольники с удовольствие рассказывают о своих родителях, о совместных играх и развлечениях, о делах, которые они выполняют вместе с ними.

Проявляют стремление помочь родителям.

Знают название своего города и проявляют к нему свое уважение и стремление украсить его.

Называют профессии, их значимость для общества, качества человека, которые помогают им трудиться.

Литература :

1. Новицкая М. Ю. Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду » Москва 2003г.

2. Дошкольная педагогика № 10 (85) декабрь 2012.

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

«Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма - важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм?

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративноприкладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу - значит охранять Родину» (М.Пришвин).

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы - первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его. Необходимо постоянно проводить наблюдения, которые развивают интерес к природе, учить замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание во второй младшей группе.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
З. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими блоками:

«Вместе дружная семья»

«Детский сад» «Труд взрослых» «Родной город»

«Родная страна»

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

Специально организованные занятия
беседы
наблюдения
чтение художественной литературы
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
тематические праздники, развлечения
целевые прогулки, экскурсии

Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы — друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.

Воспитательно-образовательный процесс в группе строится по комплекснотематическому принципу. Мы говорим и играем в то, что происходит в данный момент в стране. Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого, знакомим детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами и загадками и т.д, народным прикладным искусством, замечательными русскими писателями, художниками).

Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни детей.

«Вместе дружная семья»

Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи - она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи - папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), выставки рисунков («Моя семья», «Портрет мамы»). Ко Дню матери мы вместе с детьми подготовили развлечение с участием мам, а ко Дню Защитника Отечества - развлечение с конкурсами для пап и детей. В конце года мы запланировали проведение развлечения с участием всех членов семей наших воспитанников.

Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.

И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.

«Детский сад»

В начале учебного года мы познакомились с детьми, познакомили их друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.

«Труд взрослых»

Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Мы вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.

Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание казать им посильную помощь.

«Родной город»

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут, В течение года мы рассматриваем вместе с детьми открытки с видами родного города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (городской парк, лес, берег Хопра и т.д.). Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город.

К концу года дети запомнили название родного города, свой домашний адрес.

«Родная страна»

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.

Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей. сообщает детям название страны и часто его повторяет.
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.

В результате проведённой работы дети научились различать понятия «город» и «страна», знают, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны.

Большая работа ведётся по подготовке к празднованию 70-й годовщины Дня Победы.

Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе следующий принцип: семья и родители союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания в виде семинаров-практикумов (ПРИЛОЖЕНИЕ), творческих гостиных, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы и музыкального зала.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания — формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию — это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели — воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.

Заключение:

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.

Что еще почитать