Консультация для воспитателей на тему:«Требования к организации детского труда. Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении

Требования к организации детского труда.

1. Систематичность детского труда.

2. Посильность рабочей нагрузки.

3. Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Задачи труда в развитии личности.

1. Уважение к людям труда воспитывается в самообслуживании и хозяйственно – бытовой работе.

2. В труде по уходу за животными и растениями формируется бережное отношение к природе, наблюдательность.

3. Ручной труд обогащает сенсорный опыт ребёнка, способствует развитию конструктивного мышления, творчества.

1. Виды труда.

Хозяйственно – бытовой труд.

Дежурство обеспечивает систематичность включения ребенка в данный вид труда.

Все трудовые процессы для детской старшей группы может быть разделены на 2 группы:

Определённая периодичность выполнения (уборка игровых уголков, мытьё строительного материала);

Повседневные потребности жизни коллективизма (помощь воспитателю, няне, помощь в занятиях, игре и т.д.).

2. Труд в природе

Предполагает выращивание растений на природе (цветнике и огороде), систематическая работа по уходу за живыми и комнатными растениями. Содержание труда (складывается из следующих процессов: вскапывание, полив, рыхление, прополка и т.д.).

3. Ручной труд

Программные задачи требуют от воспитателя организовать работу так, чтобы умения и навыки полученные детьми на занятиях по конструированию, использовались в изготовлении поделок из различных материалов вне занятий.

Требования к ручному труду.

1. На каждом занятии предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков в работе.

2. Готовить детей к трудовой деятельности:

Формировать представления о способах работы, соответствие навыками;

Заинтересовать детей данным видом материала вызвать желание поработать с ним.

3. Вне занятий должны применяться конструктивные и технические навыки.

4. На занятиях и в труде применять специальные для этих видов деятельности педагогического приёма, должны быть использованы в воспитательных целях (например, научить делать выкройку, чертёж и т.д.).

5. Привлекать каждого ребёнка к изготовлению поделок вне занятия.

6. Поделки, изготовленные детьми должны быть не только интересны по содержанию, но и находить применение.

7. Предусмотреть усложнение предлагаемой детской работы.

8. Место и роль воспитателя в процессе труда.

Посильность рабочей нагрузки.

Величина нагрузки влияет на отношение ребёнка к труду.

Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребёнка во время работы (цвет лица, частота пульса, дыхание до и после физических нагрузок).

Характеристика благоприятной нагрузке.

Такие нагрузки «самочувствие хорошее» характеризуются учащение пульса 6-7 ударов. При допустимой нагрузки пульс учащается на 8-10 ударов. Самочувствие удовлетворительное. Утомление не отличается.

При неблагоприятной нагрузке.

При таких нагрузках частота пульса и дыхания значительно увеличивается. Самочувствие детей плохое, многие раздражены.

Для правильного дозирования нагрузок необходимо дать оценку физической работоспособности детей, которая зависит от ряда факторов:

  1. От физической подготовки.
  2. От степени развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
  3. В какой форме предлагаются мышечные нагрузки.
  4. Насколько ребёнку знакомо движение.
  5. Насколько интересна предлагаемая деятельность.

Типы детей высшей нервной системы.

  1. Дети уравновешенного типа - демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности, благодаря силе и уравновешенности.
  2. Слабый тип - работоспособность снижена, быстро утомляется, слабость процессов возбуждения и торможения, низкий уровень развития силы. Такие дети лучше справляются с нагрузками умеренной интенсивности.
  3. Возбудимый тип- высокий уровень физической работоспособности, но умственная работоспособность у таких детей неустойчива. Охотно и успешно выполняют работу скоростного характера, труднее им даётся работа, требующая выносливости.

Физическую работоспособность можно повысить путём систематической тренировки.

Для определения допустимой физической нагрузки необходимо учитывать длительность, интенсивность, характер действий в работе.

Для детей 5-6 лет, работа в высоком или среднем темпе, трудовых процессов 7-10 минут.

Чередование работы позволяет увеличить время работы. Динамическая нагрузка выступает как активный отдых.

Хозяйственно-бытовой труд (уборка, мытьё и т.д.) может длиться до 30 минут, т.к. эта работа состоит из разнообразных динамических операций, не требующих большого физического направления. Ручной труд до 35-40 минут, т.к. он очень привлекательный (интересны и разнообразны требующие операции).

Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Трудовое воспитание в семье и в дошкольном учреждении преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, т.к. труд детей в семье имеет свою специфику.

Трудовые обязанности и поручения у ребёнка в семье по своему содержанию многообразнее, чем в детском саду. Процесс труда в семье более продолжителен, а в детском саду он ограничивается рамками режима.

В семье чаще, чем в детском саду практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и в свободное общение их со взрослыми. В дошкольном учреждении преобладает общение воспитателя с детским коллективом.

Дома ребёнок может пользоваться привилегиями, в детском саду он равноправный член среди сверстников, где у всех одни обязанности и требования для всех едины.

Труд в детском саду.

В дошкольном учреждении работа детей чаще всего бывает коллективной. Поэтому труд носит целенаправленный, регламентированный характер, положительно влияет на развитие нравственно - волевых черт характера ребёнка.

Труд в семье.

Бытовой труд в семье является важнейшим средством нравственного воспитания. Совместный труд в семье способствует возникновению между родителями и детской духовной общности, развитию взаимоотношений, которое сплачивают семью и формируют коллективистскую направленность личности ребёнка.

На трудовое воспитание детей в семье оказывают следующие факторы:

Общественная направленность родителей-интересы, убеждения, отношение к производственному и семейному труду.

Педагогическая культура родителей - понимание ими целей и задач нравственно- трудового воспитания. Организация жизни и деятельности детей, их системное участие в труде.

Семейные взаимоотношения-эмоциональная атмосфера в семье, уровень развития взаимопомощи, справедливое распределение домашнего труда.


Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду - это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.)
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный т руд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе вспоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.
Заведующий детским садом должен постоянно объяснять техническому персоналу, родителям, какую огромную роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями создать все неооходимые условия, при которых труд действительно стал бы средством нравственного воспитания детей.
Заведующий детским садом отвечает за оборудование всех трудовых процессов. Материалы, инструменты для детского труда должны, во-первых, строго соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие. Во-вторых, материалы, которые дети используют в трудовой деятельности, должны быть податливы и несложны в обработке, а инструменты удобны и приспособлены к возможностям детей.
Заведующий должен знать, как воспитатели приучают детей к труду, как организуют труд, какие требования к детям предъявляют, как они воспитывают своих питомцев в процессе труда. Все это необходимо, чтобы вовремя помочь воспитателю и предупредить ошибки в его работе.
Изучая работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, нужно использовать разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с детьми и взрослыми.
При наблюдении труда детей в каждой возрастной группе важно установить: созданы ли условия для трудовой деятельности; есть ли орудия и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей; рационально ли хранится инвентарь и материалы, могут ли дети самостоятельно им пользоваться, а также обратить внимание на содержание труда детей, на систему включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труде, на методы и приемы воспитания детей, на постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей.
В течение учебного года контроль за выполнением программы должен осуществляться во всех группах. Наблюдения должны охватить все виды детского труда и все формы организации детей. Так, наблюдая воспитательный процесс при самообслуживании, в младшей группе следует уточнить, какие первоначальные трудовые обязанности введены для детей, как они усваиваются малышами; в средней группе нужно обратить внимание на закрепление этих навыков, на ускорение темпа самообслуживания; в старших группах - проверить самостоятельность детей в процессе самообслуживания. Наблюдая, как организован хозяйственно-бытовой труд, в старших группах следует посмотреть, внесены ли усложнения в содержание труда, умеют ли дети распределять обязанности, какова результативность детского труда; а в младших группах - обратить внимание на доступность труда, на методы и приемы, побуждающие детей к труду, на поведение детей в последующее время, их интерес к трудовой деятельности. Наблюдая труд детей в природе, важно установить соответствие его возрасту детей, местным условиям, времени года.
Организация ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить, все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети овладевают или овладели.
Наблюдая работу дежурных во второй младшей группе, следует обратить внимание на умение детей действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе - на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах - на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).
При контроле за работой по трудовому воспитанию следует обратить внимание на установление преемственности между группами, а также единство требований у воспитателей и другого персонала.
В ходе наблюдений и в процессе анализа заведующий напоминает о необходимости уделять постоянное внимание формированию трудовых навыков детей, воспитанию отношения детей к выполнению своих обязанностей; обсуждать результаты повседневного детского труда, оценивать его, иначе дети утрачивают интерес к труду. Интерес к труду пропадает и в том случае, если за все, что дети делают, их только хвалят: «Молодцы!» Незамеченная воспитателем небрежность, отсутствие старания, незаслуженная похвала снижают педагогическое воздействие труда. При анализе работы воспитателя на эти моменты также следует обратить внимание.
Изучая работу воспиталей по трудовому воспитанию детей, важно использовать разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с детьми и взрослыми.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью получения денежной компенсации. Однако, именно детское трудовое воспитание позволяет ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру, социальной среде и научиться самостоятельности. О формах организации такого воспитания, его целях и многом другом мы поговорим в этом материале.

Отличия детского труда от взрослого

Самые важные отличия детского труда от взрослого заключаются в том, как этот труд преподносится и какие преследует задачи. Так, целью детской деятельности является обучение и подражание взрослой жизни. Редко когда ребенок может сам сделать работу настолько хорошо, чтобы не пришлось потом за него ее переделывать. Но он должен учиться и стремиться к получению хороших результатов. Преподносится детский труд чаще всего в игровой форме, побуждающей ребенка заинтересоваться этой игрой и принять в ней участие. Но с ростом малыша, его взрослением какие-то игровые процессы могут (и должны) перерастать в обязанности. Например, уборка игрушек перед сном. В отличие от взрослого труда детский практически не имеет широкого общественного значения, но внутри узкого коллектива, например, в группе детского сада, он значим и важен.
Совет родителям: если ребенок стремится вам помочь или сам попытался сделать что-то полезное, то обязательно похвалите его старания вне зависимости от полученного результата. Если только слегка сполоснул кружку, пытаясь ее вымыть, но на ней остались следы только что выпитого сока, не стремитесь научить малыша сразу же вымывать посуду «до скрипа чистоты». Помните, в младшем дошкольном возрасте старание и процесс гораздо важнее результата!

Виды трудовой деятельности дошкольников

Условно можно выделить несколько видов трудовой деятельности дошкольников:

  • Самообслуживание.
  • Ручной труд.
  • Труд на природе.
  • Бытовой (хозяйственный) труд.

Каждый из этих типов деятельности ребенка имеет свои особенности, но все они плотно перекликаются между собой и тесно взаимосвязаны. Нельзя выделить что-то одно, присвоив ему звание «самого полезного».

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Если ваш малыш уже ходит или только будет ходить в муниципальный детский сад, то он обязательно будет получать и трудовое воспитание, начиная вплоть с посещения младшей группы. В обучающих программах ДУО этому аспекту уделяется особенное внимание. Если родители приняли решение не отправлять ребенка в садик или просто не имеют такой возможности, то мы рекомендуем им самостоятельно воспитывать в детях самостоятельность и ответственность, начиная с двух лет малыша. Уделяйте этому вопросу больше времени, и тогда ваш малыш будет более приспособлен к жизни в современном мире.
Вернемся к видам трудовой деятельности детей и рассмотрим их подробнее:

  1. К самообслуживанию относится уход человека за самим собой. Этот вид трудовой деятельности жизненно необходим каждому человеку, и чем раньше малыш начнет его осваивать, тем быстрее он начнет становиться самостоятельным. Так, с младшего дошкольного возраста ребенка нужно учить самостоятельно умываться, мыть ручки перед едой и после прогулок, одеваться и обуваться. Вы можете облегчить малышам задачу, приобретая одежду с «несложными» типами застежек, например, штанишки на резинке вместо молнии и ремня, обувь с липучкой вместо шнурков и т.п. Помните, что повседневная одежда малыша должна быть простой и удобной, с тем расчетом, чтобы он смог одевать ее без помощи взрослого. Детям постарше, возраста средней или подготовительной группы, можно будет надевать рубашки с пуговицами, джинсы с подтяжками и обувь со шнурками. Чтобы помочь малышу самостоятельно справляться с такой «сложной» одеждой в детском саду, не поленитесь научить его этому дома. Когда покупаете новую обувь, то попросите ребенка зашнуровать ее, примерить, оцените его умения в этом деле. Помните, что такие занятия требуют терпения, настойчивости и усидчивости. Поддержите ребенка, не злитесь, если он не может справиться с поставленной задачей. Если взрослый может завязать узелок за секунду и с закрытыми глазами, то для малыша такая задача может оказаться крайне сложной из-за маленького развития мускулатуры пальцев и невозможности сразу запомнить последовательность определенных действий. По мере взросления ребенка навыки самообслуживания добавляются. Например, у ребенка появляется обязанность по уборке своей постели, аккуратному складыванию одежды в шкаф и расставлению игрушек после игрового процесса. Обязательно малышу нужно разъяснять и показывать на примере, как нужно себя вести, чтобы не затруднять действия окружающих. Ребенок к старшему дошкольному возрасту уже должен понимать, что нельзя баловаться у крана во время водных процедур и оттягивать время, так как другие дети ждут своей очереди и тоже должны успеть вымыть руки и умыться. Если после прогулки малыш уже разделся, то он должен пройти в группу, чтобы пропустить в раздевалку других детей, тоже пришедших с прогулки и т.д.
  2. Бытовой труд помогает воспитывать в ребенке чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к окружающим вещам. Такой тип деятельности нацелен на поддержание чистоты в помещении, он необходим при организации режима в детском саду или дома. Малыши могут помогать работнику сада или родителям накрывать на стол, убирать грязную посуду, приводить в порядок игрушки, протирать их от пыли, прибираться на приусадебном участке. Дошкольники подготовительной группы в детских садах более активно помогают в уборке своей площадки на улице, стирают одежду игрушек и даже несут полноценную «вахту» по сервировке стола согласно графику дежурств. Родителям или педагогу важно мотивировать ребенка на такой тип его деятельности, объяснять, что для получения результата необходимо прилагать усилия. Важно похвалить ребенка и дать ему понять, зачем он делает то или иное действие. Например, после уборки снега по дорожке стало легче ходить, а в прибранной комнате теперь чисто и уютно. В данном случае хорошо «работают» и мотивируют сравнения с деятельностью других детей. «Сережа - молодец! Он очень аккуратно сложил свои брюки и повесил рубашку на вешалку, значит, одежда останется поглаженной и опрятной».

  3. Ручной труд представляет собой творческий вид деятельности, в ходе которого можно изготавливать самые разные предметы для личного или коллективного использования.
    Это могут быть любые игрушки (рогатки, машинки, корзинки и т.д.) или полезные приспособления (кормушка для птиц), которые ребенок может создать из любых подручных материалов. Зачем нужно самостоятельно изготавливать игрушку, если ее можно купить? Многие родители задаются этим вопросом и не задумываясь об ответе, выбирают простой путь, то есть приобретают малышу то, что считают нужным для игр. На самом деле, большинство педагогов склоняются к тому, что детей просто необходимо мотивировать на то, чтобы они сами выдумывали себе игры. Это важно по нескольким причинам: ребенок понимает, что для получения удовольствия от игры, необходимо сначала потрудиться; больше внимания уделяется окружающему миру, со временем малыш подсознательно будет видеть в разных предметах потенциальную область его применения (из желудя можно сделать человечка, из скорлупы ореха - кораблик и т.п.); развивается фантазия; активно работает «творческое» полушарие мозга; когда ребенок что-либо делает сам, он становится более бережным по отношению и к тем изделиям, которые создают другие люди; ребенок изучает на практике свойства материалов, знакомится со способами их сочетания. Все эти причины положительно влияют на нравственное воспитание дошкольника и позволяют ему развиваться с разных сторон.
  4. Природный труд помогает ребенку не просто познакомиться с ботаникой, которая его окружает, но активно помогает разработать наблюдательность, аккуратность и бережливость, любовь к природе, трепетное отношение к животным. Такой вид деятельности подразумевает уход ребенка за растениями и домашними животными. Так, в детских садах малыши принимают активное участие в выращивании цветов в клумбах, в уходе за комнатными растениями, иногда привлекаются на «работу» на огороде. Такая «работа» носит в большей степени ознакомительный характер и не нацелена на получение большого урожая. Нередко в группах детских садов имеются «живые уголки», в которых обитают рыбки в аквариуме, черепашки или домашние грызуны. Родителям также рекомендуется приучать своих детей к работе с растениями . Если вы живете в частном доме, то обязательно отведите немного места для посадки зелени и цветов вместе с вашим ребенком. В городской черте вы можете сделать свой «живой» уголок с растениями, например, на балконе. Доверьте малышу самому высаживать семена и поливать их. Такой вид деятельности особенно важен в современное время, так как будет приучать ребенка отвлекаться от электронных устройств и обращать внимание на природу. Ребенок на собственном опыте сможет проводить связи между отдельными явлениями, сможет наблюдать природные изменения. Когда он подрастет до возраста старшей группы, то некоторые аспекты природного труда можно усложнить и перевести в обязанности. Например, попугайчика необходимо кормить каждый день. Пусть эта обязанность будет на ребенке, он должен понимать, что из-за его забывчивости птичка может остаться голодной. Родителям можно напоминать ребенку о его заботах, но не перекладывать их на себя (при условии, что малышу это интересно). Таким образом дети становятся ответственными и обязательными.

Выбирая форму трудовой деятельности для ребенка, помните, что малыши лучше воспринимают любые задания в игровой форме, а вот дошкольники постарше хорошо мотивируются получением возможного результата.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Формы организации трудовой деятельности ребенка

Можно выделить несколько форм организации трудовой деятельности детей. Выбирать их стоит в зависимости от поставленной задачи, возраста малыша и особенностей его характера. Первая форма - это поручение. Поручение представляет собой определенную задачу, которую малышу ставит взрослый. В ДУО содержание поручений определяется учебной программой, дома вы можете придумывать их согласно возможностям вашего малыша. Например, поручить постирать игрушку, вымыть кружку или подмести пол. Детям постарше можно поручить ремонт книжек или расфасовку каких-либо предметов. Давая поручение, взрослый должен мотивировать ребенка на полное его выполнение, тогда малыш научится доводить дело до конца.

Коллективное поручение (вторая форма) представляет собой выполнение определенной задачи несколькими участниками. Это может одно и тоже действие или разные действия для достижения одной цели. Если вы имеете дело с малышами, то обязательно распределите между ними «роли». Например, в уборке комнаты Вася расставляет по местам книжки, Ира собирает конструктор, а Вова складывает машинки. Перед детьми старшего дошкольного возраста можно поставить задачу и позволить самим распределить обязанности. Например, «Дима, Глеб и Даша должны убрать комнату». С помощью коллективных поручений дети учатся работать сообща, они понимают, что от их деятельности может зависеть результат общего дела.

Еще одной формой организации труда дошкольников является дежурство. Оно представляет собой определенные действия, направленные на благо коллектива. Дежурство в детских садах присутствует в средних и в старших группах. Дежурные накрывают на столы, помогают убирать их после обеда, следят за тем, чтобы все аккуратно заправляли свои постели, выполняют обязанности по уходу за «уголком природы». Каждый день согласно графику дежурные меняются. Такая форма организации труда помогает воспитывать ответственность, обязательность, старательность и внимательность к товарищам. Дежурным важно научиться договариваться между собой и грамотно разделять обязанности.

Как видите, трудовое воспитание детей играет важную роль в их развитии и становлении личности.

2 0

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

Призывы к долгу, обязанности - пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

Самообслуживающий (или самообслуживание), как вид детского труда

обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

(или труд детей в природе)

направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

Ручной труд детей

связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д. К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда - во всех возрастных группах.

В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями - укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности - формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, - его обязательность.

Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом - коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства - по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

Наверно все знают утверждение, что гений - это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом.

Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.

Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.

Виды труда в детском саду

Как учат трудиться в детском саду?

Самообслуживание

Трудовые действия доступны уже самому маленькому ребёнку. Самообслуживание малышей – это одевание, умывание и другие гигиенические навыки, самостоятельная еда и другие.

Хозяйственно- бытовой труд

Хозяйственно-бытовой труд в детском саду активнее всего начинает осваиваться в среднем дошкольном возрасте. Надо вымыть игрушки, протереть пыль. Зимой Ребята помогают убирать снег на участке, строить горки, замки для баталий

Здесь у малышей формируются умения сосредотачиваться, планировать свои действия, развивается внимание, умение договариваться.

Труд детей в природе – особый вид труда. Результатом этого труда является материальный продукт. Детям такой труд в детском саду интересен именно поэтому.

Например, ребята терпеливо выращивают лук и другую зелень, ухаживают за ними, пропалывают. Не боятся комаров. Сбор урожая - радость.

А потом эта зелень идет в дело на занятиях кулинарного кружка "Смак", да и просто за обедом. Здесь мы реализуем детско-родительские проекты: «Огород на окне», «Украсим клумбы детского сада», «Тюльпаны для бабушки» и прочее.

Наши воспитанники знают комнатные и лекарственные растения. Труд в природе позволяет детям на практике научиться устанавливать некоторые закономерности в природе, причинно-следственные связи. Например, дети с успехом решают задачи типа «От чего может погибнуть фиалка?» и так далее.

Моделирование деятельности

Чтобы помочь детям развить навыки планирования, можно использовать моделирование. Моделирование - что это?

Мы устанавливаем последовательность действий и рисуем рисунки на каждый этап наших действий. Потом размещаем их на листе бумаги по порядку. Получается вот такая карточка "Последовательность выращивания зелёного лука".

Использовать карточки можно в труде детей любого возраста. Только для малышей их рисует взрослый, а дети постарше вполне могут сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно карточки изготовить.

Ручной и художественный труд

Развитие познавательных процессов старших дошкольников активнее всего происходит в процессе организации ручного и художественного труда.

Этот вид труда в детском саду способствует развитию внимания, фантазии, самостоятельности, выдержки, что очень важно перед школьным обучением.

Мы поощряем стремление к самостоятельности. Дети сами предлагают темы для работы. Интересным и увлекательным для моих ребят стали факультативные занятия «Умелые ручки» и «Смак». Мы пекли пироги, делали салаты и бутерброды. О, это был такой энтузиазм!

А для нас, воспитателей, было важно, чтобы ребята приучались в процессе деятельности планировать, объяснять себе и другим ход своих мыслей и действий, делать выводы и умозаключения.

Труд в детском саду является важным средством развития познавательных способностей у дошкольников. Относиться к труду с любовью, видеть радость в нём – необходимое условие для творчества личности.

Что еще почитать