Самообразование экологическое воспитание детей в детском саду. Работа по самообразованию тема: «экологическое воспитание детей дошкольного возраста

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования по теме :

" Экологическое воспитание

детей дошкольного возраста»

Егоровой Надежды Николаевны

воспитателя первой квалификационной категории

МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Берёзка»

Верхнеуслонского муниципального района

на 2016 - 2021 учебный год.

Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель :

Формирование у детей элементов экологического сознания к природе;

Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

Развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.

Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей

Задачи:

Пополнить педагогическую копилку новой информацией;

Изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс

Воспитание защитников природы

Творческая активность воспитанников

Форма отчётности:

Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию

Провести анкетирование родителей

Изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок

Составить конспекты занятий, развлечений

Создание и внедрение проекта «Экология души»

№п/п

Тема

Сроки

Форма

Распространения

Опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»

В течение года

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников

Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

Январь-май

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Разработать карты мониторинга.


Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

"Под парусом Лето плывёт по Земле".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

II. ЭТАП - внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь-май

Календарно – тематическое планирование

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

Март

Просмотр деятельности педагога

Родительское собрание «Дошкольник и экология».

Апрель

Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.

Май

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

Подготовка материала к информационным стендам.

Ноябрь, май

День открытых дверей

III. ЭТАП - представление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

Сентябрь

статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

Презентация опыта работы по теме самообразования

Февраль

Творческий отчёт для педагогов

МБДОУ Верхнеуслонского муниципального района

Обобщение опыта.

Май

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV. Работа с семьёй

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето", "Примите наши правила"

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения», «Зелёный спецназ»

Анкетирование

В течение года

«Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе»

Выставка

В течение года

Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»; «Здоровячок»

Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе», «Вот оно какое-наше лето!»

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями

День открытых дверей

Ноябрь

Апрель

«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»

Акция

Апрель

Трудовой десант «Очистим берёзовую посадку от мусора»,

«Поможем вырасти аллее наших детей.»

«Дома для птичьих семей»

Круглый стол

Май

«Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры родителей»

V. Мероприятия для детей

«Дары осени»

Сентябрь

Выставка поделок из природного материала и овощей

«Дети о родном саде»

«Природа глазами детей»

«Зелёная красавица»

«Волшебный сундучок зимы»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Выставка детских рисунков, коллажей.

Выставка поделок из бросового материала

" Земля - наш дом родной"

Январь

Экологическое мероприятие

«Знатоки природы»

«Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» ; «Зелёная аптека»

Февраль

Март

Апрель

КВН и викторины по экологии

«Цветок моего настроения»

Апрель

Экологическая игра-наблюдение

«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»

«Что нужно растениям для роста» и др.

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

Акции: «Берегите природу»,

«Юный эколог»,

«Поможем птицам»

В течение года

Рисование плакатов в защиту природы;

Конкурс на лучшую кормушку

«Что в уголке леса тебе нравится больше всего»;

«Волшебница-зима»; «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; «Зелёная аптека»

В течение года

Тематические прогулки

«Осень», «Зима»

В течение года

Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок

«Читайте вместе с нами»,

«Четыре времени года»,

«Двенадцать месяцев»

Май

В течение года

Литературная выставка;

Театральное представление;

Театральное представление


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой петушок»

План по самообразованию

Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Выполнил:

воспитатель высшей категории

Макеева Е. В.

г. Нижняя тура

2015г.

Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

  • Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
  • расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
  • закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

Перспективный план

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

В течение года

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течение года

Практический этап

Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок»

Сентябрь

Творческая работа детей с родителями

Составление плана работы

Октябрь

Перспективный план работы

Консультации для родителей

В течение года

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»

Разработка занятий по экологии

Ноябрь

Составление конспектов с использованием ИКТ

Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

Декабрь

Долгосрочный проект, участие родителей

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Январь

Выставка: «Дары природы»

Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы.

Февраль

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу»

Март

Выступление с докладом за круглым столом.

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края»

Апрель

Май

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Срок реализации 2016-2017учебный год

Сроки выполнения

Форма отчётности

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие друзья!»

Семинар практикум «Юный эколог»

Октябрь

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок»

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!»

Декабрь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Январь

Консультация для родителей.

Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог»

Февраль

Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.

Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный).

Март

Творческая работа детей совместно с родителями.

Проведение викторины «Что? Где? Когда?»

Апрель

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Май

Создание в группе огорода на подоконнике.

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.

Срок реализации 2017-2018 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Сентябрь

Беседа с родителями, памятка.

Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста

Картотека игр и упражнений.

«Люби и охраняй родную природу».

Октябрь

Оформление папки-передвижки.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

В течение года

Наглядный материал

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности»

Декабрь

Наглядный материал

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Февраль

Выступление с сообщением на родительском собрании.

Акция «Необычное семечко».

Март

Подготовка семян и высадка рассады.

Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек»

Апрель

Конспект образовательной деятельности, самоанализ.

Отчет о проделанной работе за год.

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Проведения родительского собрания

Сентябрь

Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей»

Выступление на педсовете

Октябрь

Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника»

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»

Ноябрь

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями.

Конкурс рисунков «Красота зимней природы».

Декабрь

Совместное творчество детей и родителей.

Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Январь

Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами.

Участие во Всероссийских и областных конкурсах.

Февраль

Сертификаты, дипломы

Совместная работа с детьми «Сбережём планету».

Март

Коллективная творческая работа.

Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения»

Апрель

Выставка детских рисунков. Консультации.

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на педсовете ДОУ.

Срок реализации 2019-2020 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,«Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация для родителей

Сентябрь

Тема: «Экологические игры для дошкольников

Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

О ктябрь

«Осень золотая»

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром».

Ноябрь

Индивидуальная работа с детьми

«Растения – фитотерапевты: какие они?»

Декабрь

Подготовка наглядного материала.

Семинар-практикум для воспитателей

Январь

Тема: «Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»

Участие во всероссийских конкурсах в интернете.

Февраль

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»

Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ.

Март

Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста»

Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа»

Апрель-май

Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ.

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!»

Май

Выставка семейных фотографий.

Список использованной литературы

Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»

А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»

Воспитатель в ДОУ

Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»

Дошкольное воспитание

Т. С. Комарова «Изо в детском саду»

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

С. Н. Николаева «Юный эколог»

С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей

С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Обруч

Ребёнок в детском саду

Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду »

П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»

П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт

Юный эколог


Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа, Борисовой Альбины Халилзяновны.

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы

Задачи:

  • -формирование у детей системы знаний.
  • формирование у детей трудовых навыков и умений.
  • формирования у детей любви в природе.

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Сентябрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

Наблюдения и опыты в природе.

Сбор материалов в копилку «Подарки осени»

Подвижные игры:

а) «Солнышко и дождик»

б) «Воробышки и автомобиль»

Знакомство с комнатными растениями группы.

Загадки-движения

Беседы о лете.

Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

-«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.

Праздник овощей-корнеплодов.

Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок.

«Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

Традиционная осенняя выставка «Кабачки, тыквы…на огородной выставке».

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Создание копилки «Подарки осени»

Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Сбор цветочных семян, природного материала.

Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

(ежемесячно)

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981

Октябрь .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Рыбы.

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Семена-носики»

3.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

4.Наблюдения за комнатными растениями.

5.Чтение художественной литературы о животных и птицах.

6.Наблюдения за природой.

7.Прогулки по окрестностям.

8.Пополнение материалов «Подарки осени»

9.Праздник осени

10.Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.

«Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству,воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

НОД: Аквариум (экскурсия).

НОД: «Кто-кто в водяном домике живёт?»

«Ваш ребенок познает мир»

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями

Оформить альбом «Насекомые»

Создать картотеку дидактических игр

Организовать центр воды и песка

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Ноябрь .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)

2.Загадки – движения.

3.Групповой праздник «Шишки»

4.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

5.Экологические и подвижные игры.

6.Опыты.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

10.Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

11.Эк.лото «Животные и птицы»

12.П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

13.Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

НОД: Подарки осени.

Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

«Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация

Создание коллекции шишек

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Декабрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Птицы зимой.

1.Подкормка птиц.

2.Наблюдения и опыты в природе.

3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

4.Заучивание стихов о зиме, загадки.

5.Рассматривание картин о животных.

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

11.Проза о жизни животных зимой в лесу.

12.Рассматривание картин.

13.Зимние подвижные игры.

14.Д/и «Назовем, что видим»

15.Беседа «Как мы играем

Зимой»

НОД: Изготовление кормушек.

«Роль игры в развитии ребенка» Консультация

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

Создание копилки «Подарки зимы»

Алябьева Е.А. Тематичес-кие дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Январь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Лёгкие снежинки»

3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

4.Театр на фланелеграфе «Три медведя»

5.Наблюдения в природе, опыты со снегом.

6.Прогулки по окресностям.

9.Исследования: снег – вода – лед.

10.Д/и «Загадки и отгадки»

Д/задача: Развивать умение дете соотносить речевую форму описания предметов с графической.

НОД: Наш новый зелёный друг.

Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

Организовать сбор фантиков от конфет

Изготовление экологической игры по теме: «Растения»

Изготовить игру: «Загадки и отгадки»

Посадить «Огород на окне»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Февраль .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»

2.Драматизация.

3.Беседа «Холодно ли птицам зимой»

4.Подкормка птиц на прогулке.

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окрестностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

9.Загадки-движения.

10.Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

11.Целевая прогулка: «Поделки из снега»

НОД: Подарки зимы.

Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека

Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Изготовить фантики – бабочки

Фольклор о зиме, о птицах.

Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвеще-ние, 1991

Дыбина О.В.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Март.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».

2.Мини огород на окне.

3.Экологическая игра «Через ручеёк»

4.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

5.Групповой праздник «Мыльные пузыри»

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения в природе.

8.Прогулки по окресностям.

0.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»

10.Подкормка птиц.

11.Поэзия о весне (заучить).

12.П/и «Воробушки и автомобиль».

13.Развлечение «Птицы – наши друзья!»

«Первые ступени обобщений» Консультация

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»

Изготовление кукол для театра.

Оформление игры «Весёлые поросята»

Создание копилки «Подарки весны»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Апрель.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Наблюдения и опыты в природе.

2.Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

3.Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»

4.Загадки-движения.

5.Прогулки по окресностям.

6.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

7.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

8.Групповой праздник «Бумажные кораблики»

9.Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве), из которых сделаны предметы.

Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.

НОД: Помоги зелёным друзьям.

НОД: Зелёный детский сад (экскурсия).

НОД: Подарки весны.

«Организация домашнего театра» Папка-раскладушка

Изготовить и принести бумажные кораблики

Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Май.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Обследование детей

2.Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окресностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

8.Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»

9.Рассматривание картин и картинок.

10. Чтение художественной литературы.

11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.

«Прогулка с детьми в лес»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Организация мини-библиотеки

Пополнить картотеку дидактических игр

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010


Людмила Фомина
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников»

Тема самообразования «Экологическое воспитание дошкольников »

Пояснительная записка :

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной , уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой , не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей .

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей , развитие экологического сознания , мышления, экологической культуры у взрослых , их воспитывающих , формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания . Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности) .

Задачи :

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста .

Пути реализации :

Создание условий, экологизация развивающей среды , программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания .

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний .

Дата начала работы над темой :сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой : май 2016 года

Предполагаемый результат :

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей ;

Вторичное использование полезных отходов;

Внедрение новых технологий воспитания , обучения, развития.

В результате проделанной работы :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей ;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Педагоги МБДОУ № 8 не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников .

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги :

Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и Татьяны Александровны Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы» . Нравятся детям рассказы Э. Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков» Времена года», «Мир глазами детей» ,» Как я провёл лето», «Листопад» , «Зимушка- зима» , «Тает снежок, ожил лужок» . Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала» . Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа :

1. НОД по теме : "Природа нашего края"; "Животный мир Татарстана; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

В течение года.

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. «Птичья столовая»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция :

«Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. День птиц (международная экологическая акция )

7. Весенняя Неделя Добра

8. «Зеленые сказки» -Экология для малышей .

Развлечение для детей

9. Проведение конкурса "Природный уголок" среди возрастных групп.

10. Неделя Всемирной Акции "Мы чистим мир" ("Очистим планету от мусора")

11. Выставка поделок из природного материала «Цветофруктоград»

12. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

13. Экологическая игра «Загадки природы» ,

14. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка . Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Старшие дошкольники активно включаются в природоохранительные акции – социально-значимые мероприятия, которые проводятся в детском саду совместно педагогами и детьми («Мусор земле не к лицу» , «Весенняя неделя добра» , «Посади дерево» , а в некоторых принимают участие даже родители (конкурс плакатов к международной экологической акции «День птиц» , участие в подготовке к акции «Накормим птиц зимой» и др.). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая , исследовательская деятельность в детском саду целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания о животных : зверях, рыбах, птицах; закрепляют умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Ребёнка окружают интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными : их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей детей. Методика работы в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, сочиняют свои сказки и рассказы.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .

Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников .


Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. В.А. Сухомлинский


Актуальность работы Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.


Задачи экологического воспитания в детском саду: -углубить и расширить экологические знания; -привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные; -развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности, -воспитать чувства бережного отношения к природе. Основная цель экологического воспитания научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.




Формы работы: Экологические праздники С детьми дошкольного возраста Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок Работа кружка. Трудовая деятельность детей. Оформление группы и раздевалки Туристические походы. Занятия – экскурсии. Познавательные занятия






Занятия – экскурсии. Цель таких занятий – расширить представление о природе, способствовать развитию современного экологического мышления. Планом предусмотрены экскурсии к водоёмам, по экологической тропе, по деревне, к грачовнику и т.д. Проводим их во все времена года. Маленькие дети непосредственно восторгаются при виде цветка, бабочки, стрекозы, желто-красного листочка, птички сидящей на рябине.


Туристические походы. Традицией в нашем саду стало проведение туристических походов. Вместе с родителями мы отправляемся в поход, предварительно определив место посещения и план проведения. Во время похода мы знакомим детей с правилами поведения. Непосредственно общаясь с природой, воспитанники чувствуют себя её частичкой, и поэтому стараются бережно к ней относиться, соблюдая все правила поведения.


Праздники. В соответствии с каждым временем года проводим экологические праздники: « Осень золотая», «Праздник урожая», «Синичкин день», «Встреча весны», «Здравствуй, гостья – Зима», «День птиц». Дети лучше воспринимают материал и запоминают что-то новое, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи.


Работа кружка. Работа кружка направлена на воспитание любви к природе. Привлекаем внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; продолжаем формировать опыт взаимодействия детей с природой, навыки экологической культуры,учим оценивать поступки окружающих с точки зрения экологии. На кружке дети сами сажают растения и ухаживают за своими посадками, наблюдают за проведением различных опытов и сами проводят простейшие эксперименты.


Трудовая деятельность детей. Осуществляя экологическое воспитание необходимо помнить о роли положительного отношения к труду на природе. Разъясняю детям значимость их труда, поощряю тех, кто проявил инициативу и добился хороших результатов. Дети зимой подкармливают птиц на кормушках, ухаживают за цветами на клумбах и в группе.


Оформление группы и раздевалки Немалая роль в воспитании отводится эстетичному оформлению группы и раздевалки. Работая над проблемой экологического воспитания, обращаем внимание и на этот аспект. Сменяемость стендов в зависимости от времен года, оформление выставок – все это создает соответствующий эмоциональный настрой. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми.



Что еще почитать