Должны ли дети что-то родителям? Что родители не должны делать за детей

Кричать

Когда взрослый кричит на ребенка, то это не говорит о том, что он находится в бешенстве или желает нанести своему ребенку вред. Это лишь свидетельствует о беспомощности родителей в данной ситуации. Также к приступам крика относятся и дети. Если они видят, что взрослый на него кричит, то они воспринимают его как неуверенного в себе и нестабильного человека. В результате этого у ребенка формируется чувство страха. Родители должны знать, что кричать во время воспитания на своего ребенка категорически запрещено.

Так они показывают своему малышу демонстративный характер. Например, во время крика матери на ребенка, чаще всего он закатывается в плаче, кричит или устраивает истерики с катанием по полу и битьем предметов ногами. Благодаря этому психика ребенка расстраивается еще больше.

Так ребенок учится показывать свои эмоции в конкретной ситуации и привыкает к тому, что это норма. Однако многие родители могут поспорить в данной ситуации, так как очень непросто сдержаться и не накричать на чадо. Бывают также ситуации, когда малыш специально сводит родителя с ума и попадает в опасные для своего здоровья ситуации. Так что же делать в данном случае? Неужели нужно похвалить ребенка за подобное поведение? Конечно, нет.

Что можно предпринять вместо крика?

Первоначально попробуйте договориться со своим малышом. Если на все ваши уговоры (пойти гулять, съесть пищу или собираться в школу), вы получаете, категорическое нет, то это не может не привести даже самого спокойного родителя в ярость. Предложите ребенку альтернативный вариант, от которого он не сможет отказаться. К примеру, или ребенок собирается гулять самостоятельно, либо все остаются сидеть дома. Таким образом, даже если ребенок, начавши одеваться, прерывается, то взрослый может спокойно вернуться к своим повседневным заботам. Уговор есть уговор.

Уйдите из комнаты. Большинство детей начинают истерить только в том случае, когда на них смотрят. В этот момент он демонстрирует свой характер и вызывает взрослого на эмоции. Чаще всего дети делают это не со зла. Выйдите из помещения. Пусть малыш успокоиться, и поймет, что капризы больше показывать не кому.

Попытайтесь успокоить малыша. Часто можно встретить ситуации, когда ребенок выводит взрослого на эмоции, начиная разбрасывать игрушки или демонстративно падать на пол. В этой ситуации взрослый должен спокойно выйти из помещения, успокоиться и заняться своими делами: почитать журнал, посмотреть телевизор.

Делать это следует до тех пор, пока малыш не закончит истерить самостоятельно. Если проводить данные манипуляции при каждом демонстративном поведении ребенка, то очень скоро он научится держать свои эмоции при себе.

Бить

Конечно, многие родители будут утверждать, что никогда в жизни не поднимут руку на любимое чадо. Однако каждый из нас хоть раз бил ребенка по рукам, когда он тянулся к кастрюле на плите или горячему утюгу.

По мнению взрослых эти меры являются вынужденными для того чтобы вернуть в нормальное состояние своего ребенка, чтобы он почувствовал опасность и больше такого не предпринимал. Это относится к применению слабой физической силы к малышу и помогает ему почувствовать стыд и испуг. Никто не желает, чтобы ребенок испытывал настоящие болевые ощущения.

Следует запомнить, что ни при каких условиях малышей нельзя бить. И сюда относятся даже небольшой шлепок по попе воспитательного характера. Большинство родителей допускают применение подобной физической силы к ребенку из-за отсутствия более гуманного решения проблемы в конкретной ситуации.

Что можно предпринять вместо шлепка?

Первоначально следует полностью исключить ситуации, когда здоровье ребенка может быть подвергнуто опасности. Если малыш еще крохотный, то все розетки, провода от электроприборов, тяжелые вещи, которые может малыш достать необходимо убрать. Если случилась такая ситуация, что малыш перевернул утюг, то это вина родителя, который его оставил. Маленький ребенок стремится познать мир, поэтому везде лезет. Он не стремится своим поведением ввести вас в ярость.

Попробуйте успокоить себя сами. Выйдите из помещения, посчитайте до десяти, заварите и выпейте спокойно чашку чая. Придумайте себе любой метод избавления от негативных эмоций, но не выказываете их на своем чаде.

Попытайтесь рассказать ребенку информацию о бытовых приборах. Вы можете сами показать ребенку электроприбор, рассказать его принцип действия. Также вы можете позволить ребенку поиграть с ним, естественно в выключенном состоянии. Оторвитесь от дел и уделите время своему ребенку, который стремится узнать больше об окружающем мире.
Лезть в личную жизнь

Конечно, данный пункт больше относиться к детям старшего возраста. Они имеют свои интересы, определенный круг друзей, первую любовь. Большинство родителей, стремясь узнать больше о ребенке, устраивают ему дома допросы с пристрастием. Обычно они касаются компании ребенка, его отношений с противоположным полом. Конечно, это не может нравиться нормальному человеку и дети не желают рассказывать о своих личных отношениях и тем более выносить их на всеобщее обсуждение.

Что предпринять вместо проведения допросов?

Не следует давать оценок друзьям ребенка. Это сведет к минимуму ваши доверительные отношения, а также ухудшит его отношения к своим друзьям. Следует оговориться, что заключений родителям делать не стоит, если компания малыша положительная: не замечена в организации пьяных посиделок, разборок, избивании людей.

Ребенок должен иметь собственное пространство. Если он не рассказывает вам о своих личных вещах и общении со сверстниками, то не настаивайте. В личную комнату также следует приходить только после стука. Если у ребенка нет личного пространства, то в будущем он может стать невротиком.

Злоупотреблять алкоголем, вредными привычками и употребление при малыше нецензурной лексики

Родители сами не следят за своим поведением: папа прогуливается с банкой пива, мама, сидящая с сигаретой, разговор на повышенных тонах с употреблением мата. Все это приводит к унижению собственного достоинства ребенка. Он не может понять, если родителям можно это делать, то почему ему это запрещено? Каждый должен относиться к ребенку с большой ответственностью.

Если вы запланировали завести ребенка, то следует пересмотреть свой образ жизни и это касается всего. Если вы что-то запрещаете ребенку и говорите, что это взрослая вещь, то тем она становиться более притягательной для малыша. Ребенок не понимает, что попробовав эту вещь можно сильно подорвать свое здоровье.

Что предпринять в данной ситуации?

Если вы хотите покурить или выпить, то делать это следует при отсутствии ребенка. Отдайте его бабушке или няне, дедушке, отведите в кружок. Однако рекомендуется все-таки отказаться от вредных привычек, так как их последствия могут сказаться в любое время в самой неожиданной ситуации.

Дайте ребенку информацию об интересующем его предмете. Вместе с ребенком включите научно-познавательный фильм о вреде табака или чрезмерного употребления алкоголя. Это поможет ребенку больше узнать о незнакомом предмете и построить в голове грамотную картину восприятия.

Не бойтесь сексуальности ребенка

В настоящее время отмечается тенденция к быстрому росту и взрослению детей. Большинство из них уже в 15 лет вступают в первые половые отношения. До этого времени они разговаривают об интимной жизни, находят и читают интересующую информацию. Им нравятся пикантные сцены и анекдоты. Большинство родителей начинают пугаться этого и зря.

Этим они вселяют в ребенка страх и неуверенность. Это может, выльется в проблемы в интимной сфере у ребенка в будущем. Правильно было бы рассказать ребенку о методах контрацепции. Также неправильная позиция родителей состоит в том, что они начинают вести допросы со своим ребенком.



Следует дать ребенку больше информации. Расскажите ему о контрацептивах. Такие беседы лучше проводить в возрасте 13-14 лет. Это поможет ребенку иметь больше знаний в интересующих вопросах. Не следует закидывать его информацией о различных болезнях, передающихся половым путем. Дайте ему право выбора, и он придет за интересующей его информацией к вам тогда, когда ему это будет нужно.

Заставлять ребенка хорошо учиться

Большинство ученых считают, что все амбиции взрослых построены на человеческом менталитете. Многие связывают это с советским прошлым, когда индивидуальности не существовало и все дети воспитывались покорными и исполнительными.

Большинство родителей считают, что успешная учеба их ребенка есть следствие отражения их личных побед. Отсутствие реализации у таких родителей в жизни заставляет их желать, чтобы их ребенок был самым умным. Они начинают оказывать на малыша повышенное давление.

Это приводит к тому, что он в будущем не сможет самостоятельно отвечать за свои поступки или же взбунтуется против своих родителей. Также в данной ситуации, возможно, что ребенок станет покорным и покладистым и будет стремиться, всем угодить.

Конечно, не следует требовать от ребенка, чтобы он хорошо учился. Возможности каждого ребенка индивидуальны. Нет плохих или хороших детей. Кто-то больше понимает вычислительные предметы, а кто-то тяготеет к гуманитарным наукам.

Что делать в данной ситуации?

Необходимо принимать своего ребенка таким, каков он есть. Если он не отличник, ну что ж. Зато у него имеются другие таланты.

Следует построить верную психологию: учебный процесс является обязанностью малыша. Чем с большей ответственностью он станет относиться к своим оценкам, тем в будущем он будет более независимым и сильным.

Пусть ребенок сам попросит вас о помощи в учебе, не стоит его заставлять учиться с вами. Это, однако, не свидетельствует о том, что он должен дни напролет сидеть за компьютером. Его также необходимо ограничивать. Однако если у ребенка есть свободное время, то он может насладиться теми вещами, которыми он реально хочет заниматься.

Отмечено, что в России родители не нормально относятся к учебе в школе. Например, в Европейских и Американских странах родительское собрание начинается с изучения и рассмотрения психологических проблем учеников. И только в завершении обращают внимание на отметки. Это является хорошим опытом, который необходимо перенять и использовать особенно в семье.

Все вышеизложенные моменты очень простые, но, в то же время, сложные для реализации. Если вы постоянно сталкиваетесь с проблемами, которые самостоятельно трудно решить, то следует обратиться за помощью к специалисту. Однако самое главное правило – искренняя любовь к своему ребенку. Только она поможет сделать его по-настоящему счастливым.

Дети, наряду с взрослыми, имеют определенный перечень базовых потребностей. Однако он гораздо обширней взрослого. Приоритетная задача родителей – знать и осознавать потребности своего чада, поскольку они пока не умеют определять их для себя самостоятельно. Так что же родители должны дать детям?

Специалисты сферы развития детей говорят о том, что родительская способность удовлетворять основные потребности малыша, оказывает непосредственное влияние на адекватность восприятия им окружающей действительности. Благодаря взаимоотношениям с близкими людьми, они учатся чувствовать и понимать любовь, эмоциональное содействие и чувство защищенности. Если взрослые успешно справляются с поставленной задачей и могут дать детям все необходимое, то в результате они вырастают людьми с устойчивой психикой и правильным пониманием ответственности. Это также помогает им становиться здоровыми и независимыми.

Существует несколько принципиальных моментов, касающихся вопроса о том, что же .

Все специалисты единодушно сходятся во мнении, что читать своим чадам сказки вслух крайне полезное занятие. Таким образом, малыш приобретает навыки общения, грамотного построения фраз, развивает фантазию, учится мыслить, определяет границы плохого и хорошего, познает эмоции и сопереживание.

Важно не только прочитывать произведения вслух, но и призывать детей к обсуждению прочитанной информации, задавая разнообразные вопросы.

Проведенные исследования подтверждают, что малыши, которым родители на регулярной основе читают сказки вслух, опережает в развитии тех, кто подрастает на прослушивании аудиокниг.

Еще один немаловажный аспект – малышам сказки просто необходимы. Они способствуют гармоничному развитию личности и психики. Именно эти произведения помогают в познании и изучении окружающего реального мира. В сказках присутствуют четкие границы, определяющие добро и зло, положительные и отрицательные герои, а также конкретные поступки и действия.

Иными словами сказка – доступное отражение реального мира, которое понятно для детского восприятия.

Близкие должны поддерживать веру малыша в чудеса и дать ему возможность мечтать.

Дедушка Мороз в Новый Год приносит подарки хорошим и послушным детям, Зубная Фея посещает малышей по ночам, Баба Яга живет в лесной чаще, а волшебная пыль поможет быстро вырасти и придаст сил.

Детям необходима вера в чудеса и волшебство. По аналогии со сказками, это помогает наполнить детскую жизнь счастьем, положительными эмоциями, сделать ее полной и увлекательной. Конечно, с возрастом они все узнают и поймут сами, но пока они еще маленькие, пусть магические вещи делают их счастливыми. Поэтому родители не должны сторониться этого, а вместе со своими чадами писать письма Дедушке Морозу и рассказывать им невероятные истории.

Близкие должны с пониманием относиться к желанию чада завести питомца.

В жизни любой семьи с маленьким ребенком приходит время, когда чадо начинает просить подарить ему домашнее животное. Исследования специалистов подтвердили, что питомцы в доме играют достаточно важную роль в вопросе формирования и становления личности маленького человечка. Это уже не мягкие игрушки. Для ребенка заведение животного является ответственным и серьезным шагом в жизни, поскольку это живое существо, у которого есть собственные желания и потребности. Наличие дома питомца обязывает заботиться о нем, зачастую принося в жертву свои личные желания. Забота о нем потребует аккуратности и дисциплины.

Самый важный момент – любовь животного искренняя и преданная. Очень часто получается так, что они намного ближе к малышу, нежели его часто занятые и эмоционально взведенные родители. Для подрастающего человечка питомец является лучшим другом. В особенности полезно заводить животных в семьях, где подрастает один ребенок.

Они будут помогать малышу справляться с тревогами и стрессовыми ситуациями. Важный положительный аспект – животные всегда находятся дома, никогда не заняты и с радостью будут общаться и играть, а также смогут дать детям положительный эмоциональный заряд.

Меры предосторожности – не стоит заводить животное, если родители не готовы осуществлять заботу о нем. Еще пока рано требовать от чада серьезной ответственности за живое существо. Выгуливать, кормить и контролировать состояние питомца придется все-таки родителям.

В этом вопросе не стоит впадать в крайности – устраивать отпрыска в спортивную секцию, подниматься рано утром ради хоккейных тренировок и тому подобное. Часто бывает и так, что взрослые чересчур одержимы идеей умственного развития, что вовсе забывают о важном принципе здоровой жизни – движение – это жизнь! Музыкальная школа, шахматный кружок и живопись – прекрасные инструменты для развития, однако мозгу для нормальной деятельности и насыщения кислородом требуется движение, а также регулярное чередование физической и умственной активности.

Лучше всего с ранних лет прививать малышу любовь и тягу к занятиям спортом. В результате это поможет ему вырасти активным и сильным. Здесь отсутствуют ограничения в выборе – от секций спортивных единоборств до большого тенниса.

Стоит завести привычку каждой зимой всей семьей посещать каток или прогуливаться на свежем воздухе на лыжах. Это будет не только очень полезно для взрослых, но и чадо будет приучаться к здоровому и активному образу жизни.

Минимальная суточная норма движения для маленьких детей – не менее получаса.

Приоритетная цель – родители должны оказать помощь чаду в выборе спортивной активности, которая будет ему действительно интересна и по душе. Важный момент – надо выбирать то, что нравится самому ребенку, а не его родителям. Здесь надо дать ему возможность определиться.

Дополнительное преимущество – именно во время вовлечения в спортивную жизнь, ребенок сможет практиковаться в навыках общения, учиться дружбе и заводить новых друзей, а самое главное – действовать в команде.

Дополнительный немаловажный аспект – необходимо регулярно проводить профилактические медицинские осмотры, которые помогут сохранить здоровье.

Надо дать чаду возможность быть услышанным.

Никакие электронные игрушки и занятия по интересам не смогут заменить живого общения с близкими. Мама и папа – важнейшие люди в жизни малыша. Для правильного развития, формирования объективной самооценки и уверенности в собственных силах, ему требуется родительское внимание и оценка. Это означает, что необходимо выражать похвалу своему чаду, одобрение, поддерживать его и искренне с ним общаться, дать ему возможность выразиться.

Благодаря родителям, чада учатся распознавать и реагировать на эмоции. На примере взрослых в домашних условиях они перенимают навыки поведения и действия в конфликтных ситуациях.

Важно – взрослым необходимо научиться не перебивать своих чад и слушать их. Требуется не только выслушивать все, чем они с вами делятся, но и реагировать на услышанное, задавая вопросы и рассказывая ситуации и истории из собственной жизни. В итоге это будет помогать осваивать общение.

Соблюдение режима

Четкое следование режиму приучает к дисциплине, однако, это не единственный положительный аспект. Малышу легче и спокойнее жить со знанием того, что его ожидает. К примеру, сначала необходимо почистить зубы – это обязательная процедура, а уже потом можно приступать к завтраку.

Если научить его делать все дела своевременно и концентрироваться во время выполнения заданий, а иногда заставлять себя что-либо делать, даже через силу, то впоследствии ему будет легче воспринимать и адаптироваться в жизни, поскольку определенные вещи станут действительно привычными.

Именно члены семьи должны контролировать этот момент. Общеизвестный факт, что большинство детей предпочитают так называемую «вредную еду» и фаст-фуд. Также не секрет, что если позволить своему ребенку употреблять все, что ему хочется, то он вырастет человеком, страдающим от различных заболеваний. В итоге он не произнесет слов благодарности.

Растущему детскому организму жизненно необходимо правильное и полноценное питание, поскольку это напрямую влияет на качество развития и роста, а также помогает справляться с повышенными нагрузками в школе.

Эффективней всего самим стать примером, то есть сами родители должны следить за рационом питания, а полезная и здоровая еда должна стать хорошей привычкой. Членам семьи не надо лениться готовить школьнику еду с собой.

Важный момент – следует рассказывать чаду о том, что приносит пользу, а что вредит и по какой причине.

С другой стороны, ничто не препятствует готовить дома вкусные блюда из полезных продуктов и баловать домочадцев на десерт горячим шоколадом.

Крайне важно для ребенка полностью удовлетворить эту потребность, поэтому близкие люди должны в первую очередь позаботиться именно об этом.

Действия со стороны семьи – необходимо гарантировать собственному чаду физическую безопасность и свободу от страхов. Для удовлетворения этой потребности родителям следует создать безопасную и комфортную атмосферу в домашних условиях. От них потребуется эмоциональная поддержка и сопереживание в сложных ситуациях.

Самый лучший и выразительный пример – родители. Только в их силах на собственном примере продемонстрировать, каким образом необходимо владеть собой в момент невероятного гнева и экстренных ситуаций. В итоге ребенку будет гораздо легче освоить этот навык.

Важный момент – никогда не выражайте угроз по отношению к малышу, и не причиняйте ему физического вреда.

Это имеет особую важность для подрастающего человека, поэтому близкие должны помочь создать их.

Специалисты говорят о том, что человек все время справляется с чувством одиночества при помощи формирования доверительных и искренних отношений с окружающими. Для детей очень важно ощущать любовь, привязанность и принадлежность близким людям.

Несомненный факт, что дети учатся выстраивать близкие взаимоотношения, основываясь на примере взрослых. Именно родители ответственны за обучение общению с другими людьми, доверию и получению ответной взаимной реакции.

Каким образом полностью удовлетворить детскую потребность в близких отношениях? – постоянно демонстрировать чаду, что родительская любовь безусловна. Не стоит пренебрегать близкими физическими контактами – дарите объятия, поцелуи и ласку для собственных детей как можно чаще.

Родителям не надо забывать обсуждать с чадами их желания, переживания, мысли и эмоции, а также принимать их таковыми, какие они есть на самом деле.

Самореализация и образование

Родители должны поощрять и поддерживать собственного ребенка в стремлениях к знаниям и удовлетворению интересов. Можно помогать выполнять домашние задания, вместе играть в развивающие и обучающие игры.

Важное преимущество – такой контакт поможет делиться личными интересами с ребенком и заинтересовать его, что только укрепит семейную связь.

Шесть добродетелей присущи всему человечеству. Это одно из открытий, которое сделала группа знаменитых ученых в кросскультурном исследовании счастья людей, проживающих в разных странах. И первое, чего не должны делать родители – игнорировать данный факт. И поможет им в этом добродетельное воспитание.

Добродетель – (греческ. Arkte– добродетель, доблесть, добротность), с точки зрения Сократа, есть высшее и абсолютное благо, составляющее цель человеческой жизни, ибо только она дает счастье. Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию.

Мудрость и знание – одна из шести добродетелей ориентирует родителей на воспитание у детей таких качеств, как любознательность, любовь к знаниям, способность к суждениям, изобретательность и творческий подход, умение общаться, видеть перспективу. В домашней среде необходимо «выращивать» предпосылки для этих качеств: иметь библиотеку, которую вы будете дополнять совместно со своим ребенком; в общении с ребенком рассуждать, объяснять, договариваться, спрашивать его мнение, проявлять свое, искать в культурных источниках разные точки зрения на один вопрос, изобретать свое решение; беседовать о последствиях совершенных действий (о возможных последствиях возможных действий); слушать и слышать друг друга.

Мужество – заложено уже в родительстве – брать на себя ответственность за другого человека. Воспитание мужества в том, что родитель чуток к своему ребенку. Он видит его реакции и помогает ребенку справляться с негативными эмоциями (страхами, непринятием, аффектами и др.). Научить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием – первый шаг к его мужеству. Второй – развивать волевые качества. Воля проявляется в самостоятельности (начать самому себя обслуживать в раннем возрасте: одеваться, самостоятельно кушать и пр.) – это предтечи будущего мужества.

Справедливость – очень сложна в воспитании, поскольку всякий человек эгоцентричен и так или иначе мы склонны мерить по себе (ему больше дали, чем мне, почему у него красивее, у меня-то лучше). Быть справедливым родителем очень сложно. Родители имеют инструмент воспитания – наказание и поощрение. Как им пользоваться и быть справедливым? Ориентироваться на общечеловеческие ценности. Кода наказываете или поощряете, что «человеческое» в ребенке закладывается? Чему он учится в данный момент? Наказал – обидел (вопрос, каким образом наказал?). Поощрил – избаловал (вопрос, каким образом поощрил?). Справедливость – мера человеческого – наказывай (чтобы ребенку не обидно было, а чтобы он с пониманием смог обнаружить свои неправильные поступки) и поощряй по человечески (чтобы не возгордился собой в ущерб другим, не потерял границы себя реального).

Умеренность – в помощь справедливости. Умеренно хвали, умеренно наказывай. Трудно быть умеренным родителем, потому что многим хочется быть «больше», чем другие (у меня самый умный ребенок; все – так, а мой этак-то!). Преувеличенное мнение матери о своем ребенке позволяет формировать ребенку также преувеличенное мнение о себе. И вот он с преувеличенным самомнением приходит в детское сообщество, де каждому своя мера отведена, а он не вписывается в этом пространстве. Начинает психовать, болеть, отторгать, давить. Если его мера велика – она на него давит, он ее пугается, несмело себя ведет, тихо, замкнуто, зажато, закрыто. А если все совпадает, то и ребенок радостен, и родители довольны, и общество его адекватно принимает. Родители меру своему ребенку правильно заложили, она совпала с ожиданиями о нем других людей. И никого это не огорчает. Все правильно, разумно, соразмерно величине ребенка и пространства его жизни.

Духовность, или трансцендентность – как идея заложена в человеческом обществе изначально. Поскольку только у человека есть сознание, тот инструмент, благодаря которому он всю жизнь очеловечивается (выходит за границы себя вчерашнего, осознает себя сегодняшнего и стремиться стать качественно лучше завтра для созидания общего пространства человеческого бытия). Животное живет инстинктами, заданной программой выживания биологического вида. И если надо, животное будет выживать (стремиться подавить более слабого, убить соперника или представителя другого вида). У животных разума нет, но он есть у людей как то, что делает их мыслящими, думающими, осознающими мир и себя в этом мире. Что может сделать родитель для своего ребенка в связи с этим? Научить его пользоваться разумом. Любые действия определять – разумны ли они (человечны или нет). Разумное действие никого не обижает, в том числе и самого себя. Разумные мысли направлены на созидание, а не на разрушение. Разумные эмоции направлены на создание позитива и при необходимости разумного напряжения поиска выхода из затруднительной жизненной ситуации.

Что не должны делать родители, или как быть адекватными родителями

Родители должны быть искренними, честными со своим ребенком, не обманывать. Следует объяснять ребенку то, что происходит с ним, окружающими. Ребенок не может видеть ситуации так, как их видят взрослые, понимать их так, как это они умеют. Но вы можете объяснять ему свое переживание, то, что он видит, но понять не может. Уже в раннем возрасте ориентируйте ребенка на договаривание, пусть это станет нормой в ваших отношениях.

Доверие к миру – базовое переживание, которое дает вашему ребенку чувство защищенности, безопасности. Кода ребенок мал, ео мир – это вы – его близкие люди. Качество жизни ребенка меряется качеством ваших взаимоотношений.

Родители не должны ставить свои интересы выше интересов ребенка. Равно как не ставить интересы ребенка выше своих. Благополучие отношений начинает складываться в урегулировании ритмов жизни. Для ребенка важны режим, уклад. Это дает ему базовое чувство уверенности, основанное на предсказуемости мира, в котором он живет. Вечерние ости (в 21 час) – это отрицательный факт в размеренной жизни ребенка, особенно если он чувствителен к присутствию чужих людей в доме. Выходные без дневного сна – это нарушение биологического ритма организма, которое может повлечь за собой физическое и психическое недомогание.

Унылой становится та мать, которая «Принесла себя в жертву собственному ребенку». Ваши интересы, как человека также важны, как и интересы ребенка. Маленький деспот, добивающийся криками и дерзким (порой агрессивным) поведением того, что ему хочется, выглядит не привлекательно. И его мама так растеряна, так рассержена, так аффективна, и потом так виновато выглядящая. И это неправильно и по отношению к ребенку, и по отношению к самой маме, и по отношению к другим людям.

Родитель не должен быть равнодушен к ребенку, он должен быть внимателен, чувствителен, открыт. Именно это будет способствовать становлению у ребенка такого качества, как открытость самому себе и миру. Что такое быть чувствительным к самому себе? В раннем возрасте – это уметь «ловить сигналы» собственного организма и адекватно реагировать на них (например, при возникновении необходимости вовремя сходить в туалет). Памперсы и все другие изобретения казалось бы облегчили жизнь родителей, но очень сильно усложнили жизнь детей. Ребенку труднее «понимать» самого себя, если мама не настроила его организм на это. А потом она начинает «навязывать» новые действия – садиться на горшок. Этот предмет становится интересным ребенку, безусловно, как все новое, что попадает в его поле зрения и еще не изучено. Но этот предмет не стал для него культурным в том смысле, в котором выступает для него, например, ложка. Решение одной проблемы становится порождением другой. Настойчивость мамы в 2 года приучить ребенка к горшку часто приводит к «горшкофобии».

Отметим, что в 2 года почти все дети проявляют негативизм как качество, присущее критицизму (именно в этот период у детей начинает активно развиваться левое полушарие, отвечающее за рациональное мышление). А чуть раньше, до 2 лет, используя принцип условно рефлекторной связи, легко обучить ребенка пользоваться еще одним культурным средством удовлетворения нужд организма.

Родитель должен проявлять заботу, а это значит быть другом ребенку, думать о его будущем, о том, что нужно сделать сегодня, чтобы он был человечным завтра.

Родитель не должен останавливаться на одном жизненном этапе. Мама годовалого ребенка совсем не то, что мама трехлетнего ребенка, и уж тем более пятнадцатилетнего. Родитель «растет» вместе с ребенком, меняется, поскольку меняются потребности, возможности ребенка.

На первом этапе – до 3 лет ребенок нуждается в опредмечивании мира. И взрослый дает ему знания того, что есть что. Каждый предмет, объект, явление получают свое имя. И ребенок это запоминает, он начинает пользоваться этим. Родители учат пользоваться миром (окружающей средой). Мир, в котором живет ребенок, должен быть ему понятен и опредмечен. Правильно называйте вещи, которыми пользуется ребенок. Придя в другие места, он не попадает в сложную ситуацию, когда его «буль-буль» будут называть словом «водичка». Другим взрослым, ухаживающим за вашим ребенком в детском саду, будет сложно понять его, например, кода он захочет пить.

В 5 лет ребенку актуально знать смыслы предметов, явлений, ситуаций, которые он наблюдает, которыми пользуется. И своими «почему?», «зачем?», «для чего?» побуждает взрослого раскрыть ему причины, последствия, смыслы. То, что не постигнуто, не понято, пугает, вводит в заблуждение, искажает восприятие мира, и, как следствие, взаимодействие с ним. Агрессивный ребенок имеет искаженное восприятие мира, он приписывает действиям других людей попытки обидеть его. Тревожный ребенок приписывает миру устрашающие качества, он так видит его и реагирует уже на собственный субъективный образ мира.

Родители десятилетних детей уже должны заботиться о формировании и выстраивании во внутренний мир ребенка ценностных оснований. Ребенок имеет все предпосылки для понимания мира и адекватного действия в нем. Взаимодействие с окружающими (детьми и взрослыми) имеет свою меру человеческих взаимоотношений. Доминирующий эгоцентризм (Я – мера всего) будет застилать глаза ребенку, мир и люди будут искажаться в его восприятии, он станет с готовностью приписывать то, что выгодно ему, чтобы действовать с собственной выгодой.

Родитель не должен забирать у ребенка надежду, вселяя в него страх. Он должен давать ему радость жизни в этом мире. Самая страшная фраза, которую может услышать ребенок: Я тебя сейчас здесь оставлю… Я тебя не хочу видеть… Мне не нужен такой ребенок…». Очень часто ребенок переживает чувство вины, не понимая того, что происходит. Вот мама сердится, кричит… что видит маленький ребенок? Нижнюю часть туловища, возможно, быстро двигающиеся руки, какие-то детали одежды, что приближаются и удаляются… «Смотри на меня, когда с тобой разговаривают!» и вот он видит лицо, красноту на нем, рот очень большой и очень хочется зажмуриться, потому что кажется, что сейчас тебя съедят…

А вот другое переживание. Ребенок сидит на коленях у мамы. Она тихим голосом говорит ему о том, что была встревожена его поступком. Рассказывает ребенку о нем же, и он начинает воспринимать ситуацию с точки зрения мамы. И что-то его хоть и беспокоит, и есть чувство тревоги, но, близость мамы дает ему силы и понимание того, что внутри у него есть что-то, что будет сигналить ему о том, прав он или совершает ошибку. И от этого так хорошо, что есть мама, что есть он сам.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Отношения между родителями и детьми - почти всегда серьезная проблема семейных отношений. Особенно, если это уже взрослые дети. К сожалению, каждого ребенка прямо с пеленок учат всему, кроме главного – быть хорошим родителем. И напрасно: трудные отношения детей с родителями – это всегда психологическая и душевная травма, могущая не только привести к серьезной депрессии, но и сломать, разрушить самый главный инстинкт – инстинкт самосохранения. И когда уже разрушены не только отношения между детьми и родителями, но и жизнь, уже нет смысла выяснять, что родители должны давать своему ребенку, а чем дети обязаны своим родителям.

Попытаемся понять, как должны родители воспитывать своих детей, и как обязаны дети выполнять свой долг перед родителями. Я не навязываю никому свое мнение и не утверждаю, что именно ТАК нужно понимать права и обязанности детей и родителей, это только мое мнение, и мои логические выводы. Я человек неверующий в общепринятом понимании этого слова, но чту общечеловеческие законы (которые принято называть христианскими) и руководствуюсь общечеловеческой моралью и понятием нравственности. Конечно, как и все, я не безгрешна, и допустила очень много ошибок в воспитании теперь уже взрослых своих детей и пока маленьких внуков. Тем более, осознавая это, думаю, что имею право написать эту статью и изложить в ней свое мнение по поводу взаимоотношений между родителями и детьми.

Давайте сначала выясним, как должны родители понимать свою роль в воспитании детей. В чем заключаются их обязательства по отношению к детям, и когда родители должны дать своим детям право на самостоятельные решения. Не будем касаться законов об отношениях между родителями и детьми, которые закреплены в Конституции и других законодательных государственных актах. Это не ставится под сомнение. Да, родители обязаны воспитывать своих детей и заботиться о них. Но: детях несовершеннолетних, или учащихся дневных учебных заведений, то есть, не имеющих собственного заработка.

Но и в этом случае надо четко понимать, что значит «забота» и «воспитание». Обычно родители видят в своем ребенке продолжение себя, свою маленькую копию, как возможность реализовать свои мечты и исправить ошибки свой жизни. Но дети – не родительские клоны! Каждый человек рождается со своим, уникальным набором генов, со своими собственными привычками, темпераментом, склонностями. Пусть даже похожие внешне «как две капли воды», на своих родителей, они содержат в себе генетическую информацию многих поколений, как со стороны матери, так и отца. И, по меньшей мере, глупо пытаться сделать из них себя, только «лучше, способнее, воспитаннее, образованнее…» Результат может быть совершенно обратным! Гены, как говорится, пальцем не выковырнешь, помните, как король из «Обыкновенного чуда» страдал от своих ужасных предков?

Это, конечно, шутка, но ведь известно, что в каждой шутке лишь доля шутки...

Есть и другие «привычки» родителей относиться к своим детям, как к очистителю от отрицательной энергии. Мы держимся на работе, «держа лицо» перед сослуживцами, сдерживаем себя в магазине, когда нам хамят, в транспорте… И, придя домой, выплескиваем на детей весь свой накопившийся за день негатив. Да еще приговариваем при этом: «ты должен, ты обязан, мы тебя родили, ты наш должник…»

Да ничего дети не должны своим родителям! Разве они просили, чтобы их родили? Разве могут выбирать родителей? Хорошо, если достались любящие и ласковые, а если наоборот? Чем они виноваты, что судьба родителей сложилась так, а не иначе? Чья вина в том, что рождение детей оказалось не вовремя, не к месту, или, вообще, случайностью ? И за то, что родители когда-то недостаточно реально оценили свои возможности и последствия рождения детей, дети оказались перед ними в вечных должниках?

Дети – не бесплатные домашние рабы! Нет у них никакого долга по рождению перед родителями! Родители должны (и по закону, в том числе) заботиться и ухаживать за детьми, потому что рожают детей для себя, и не нужно требовать от детей вечного возврата долга. При такой постановке вопроса долг этот никогда выплачен не будет! А, значит, вечно связанный по рукам и ногам ребенок, даже вырастая, никогда не будет чувствовать себя свободным и независимым, он будет мыслить и действовать не по своему усмотрению и желанию, а с оглядкой на мнение родителей. А это неправильно. Прогресс в том и заключается, что каждое новое поколение должно быть более умным и развитым, более свободным в своем мышлении и сознании, чем предыдущее. И ДЕТИ ОБЯЗАНЫ быть умнее своих родителей, это закон природы. И навязывать детям свое мнение – значит, тормозить его развитие и толкать общество к регрессу.

И, может, именно поэтому подрастающие дети так стремятся вырваться из-под мелочной опеки, потому что подсознательно чувствуют, что родители не дают им развиваться, заставляя жить по своей указке, в соответствии со своими представлениями о жизни. Они, родители, по-прежнему живут понятиями прошлого, а их дети формируют понятие настоящего. И этот процесс бесконечен – дети детей также будут умнее своих родителей и значительно умнее дедушек и бабушек. Родители должны это понимать и давать своим детям право мыслить самостоятельно. Даже в самом раннем возрасте, совершая ошибки, чтобы потом, во взрослой жизни, не совершать ошибок больших, из-за неразвитости мышления и способности делать правильный выбор .

И еще немного о том, что должны родители. Родители – это обычные люди, которые имеют свой темперамент и характер. Помимо семьи, они живут еще и в обществе. Но вот в обществе мы ведем себя с другими людьми, учитывая их темперамент. С холериками и меланхоликами стараемся находиться как можно меньше времени, чтобы сохранить свою энергию. По этой же причине ограждаем себя от чрезмерного влияния энергетического вампира. А что же дома?

Разве дома энергетический вампир перестает быть таковым? Наоборот, если в обществе он еще сдерживается, то уж «при своих» отрывается на всю катушку, уверенный, что его поймут и простят. И понимают, и прощают. Или не понимают, и не прощают, и в этом случае семья распадается, супруги разводятся, а ребенок «развестись» с родителями не может ни в юном возрасте, ни в старости, когда все свойства характера обостряются и могут принимать болезненные формы. Он несет свой крест, считая себя вечным должником перед родителями за единый факт своего рождения, и дети обязаны терпеть и родительский эгоизм, и родительское хамство, и откровенные издевательства над собой. Так считают и родители, внушившие своим детям такое понимание «долга», и как будто испытывают свое дитя на прочность, пускаясь «во все тяжкие», требуя исполнения своих, иногда попросту, безумных и диких, прихотей, или требуя, чтобы выросшие дети жили только в соответствии с их представлениями о жизни. Как будто дети – это возможность родителей прожить свою жизнь заново, набело. А у детей есть своя жизнь, и ей они должны жить, а не жизнью родителей.

Вот так и получается, что из-за эгоизма родителей возникают вечные конфликты между родителями и детьми. И решить эти конфликты «мирным путем» почти никогда невозможно, только если кто-то не поступится, не пожертвует своим мнением в пользу другого. Почему-то чаще всего страдают дети. Наверное, в силу того, что с детства в них вбита мысль, что дети обязаны перед родителями своей жизнью.

А что же, у детей вообще нет обязательств перед родителями? Есть, и они очень четко прописаны в той же Конституции: дети обязаны содержать престарелых родителей, заботиться об их здоровье, помогать им в их немощности. И ни слова нет о том, что дети обязаны «слушаться» и подчиняться мнению родителей, если они достигли совершеннолетия и способны обеспечивать себя материально.

Да, большинство выросших детей сознают это, но не могут заставить себя вступать в откровенный конфликт и разрыв отношений со старыми родителями. Почему-то принято считать, что все старики – «божьи одуванчики», принимающие «на ура» любые знаки внимания своих детей . А это все те же люди обычного общества, в котором есть и меланхолики, поражающие все вокруг желчью и унынием, и склочники, и завистники, и те же энергетические вампиры. И с возрастом свойства характера и темперамента не изменяются, а лишь обостряются. Они требуют, настаивают, заставляют, угрожают, шантажируют… Все, как и в трудоспособном возрасте, но от недостатка общения – в более открытой форме. Поэтому не спешите наклеивать ярлыки на «черствых и бездушных» детей, отрекающихся от своих родителей. Все в жизни бывает. И родители бывают всякие, даже те, которые отрекаются от своих детей, выгоняют из дома, проклинают – только за то, что те посмели ослушаться родителей, отказавшись выполнять их прихоти.

Мы привыкли быстро красить весь мир в белый или черный цвет, не признавая полутонов и оттенков. И легко решаем чужие проблемы: если родитель отказался от взрослого ребенка – виноват родитель, взрослый сын порвал отношения с родителями – виноват сын. А вникать в чужие проблемы не хочется никому – своих хватает.

И взрослые дети помогают, ухаживают, заботятся, обеспечивают. В память о том светлом и добром, что дали родители, в память об их молодости и своем детстве. Несут свой крест, забывая об отдыхе, о полноценных выходных, отказывая себе в возможности жить собственной жизнью, принося в жертву свою семью, своих детей. Вот только преклоняться и уважать «по обязанности» они не могут.

Предвижу гневные проповеди по поводу моего «неправедного» мнения. Но давайте не будем лицемерами по отношению хотя бы к себе. Легко стоять на высокой трибуне и размахивать флагом гуманности, призывая к прощению и чувству долга. Легко любить, получая в ответ любовь и понимание , без вечных обвинений неизвестно в чем и обид неизвестно за что. Не всем достаются счастливые семьи, в которых царят мир, согласие, понимание и уважение чужих понятий и представлений о жизни. Не все понимают, что родители должны не только любить, но и уважать своих детей. И не все понимают, что дети обязаны ухаживать и содержать немощных своих родителей. И эти отношения между родителями и детьми должны основываться на взаимоуважении и взаимопонимании, и только по доброй воле. И тогда понятия «должны» и «обязаны» не будут ощущаться тяжким гнетом, а помощь предлагаться не по обязанности, а по велению сердца.

» рассказывает, к каким последствиям может привести излишняя забота родителей, когда они растят из своих детей нежных орхидей, неспособных выжить в жестоком мире без посторонней помощи.

Ниже - семь признаков того, что вас не готовили к жизни, а защищали от неё. Если большинство пунктов совпадает, скорее всего, приспособиться ко взрослой жизни вам было намного тяжелее, чем свободным ровесникам.

1. Они внушили мысль, что вы в безопасности только рядом с ними

Сценарий поведения

Родители по большому счёту делятся на два типа. Первые отправляют вас погулять и до вечера не знают, где вы пропадаете: на площадке во дворе, или в ближайшем парке, или на заброшенной стройке, или с книгой на крыльце. Вторые контролируют каждый шаг своего чада.

Обеспокоенных родителей можно понять. Каждый день в СМИ появляется информация о неких опасных незнакомцах, которые похищают детей или выслеживают их через интернет. Или о водителях, которые могут сбить ребёнка на пешеходном переходе и скрыться с места. Или ещё о миллионах опасностей, подстерегающих дитя за порогом родного дома.

Вместо того чтобы объяснить ребёнку, как избегать или реагировать на опасность, родители отгораживают его от мира.

Например, не отпускают на улицу без сопровождения. В наше время эта тревожность приобрела новые черты: заботливые мама и папа звонят своим детям каждые 15 минут или отслеживают их перемещения по GPS.

Чем это грозит в будущем

Джули Ликотт-Хеймс приводит в пример такую ситуацию: мама с сыном переходят дорогу. Мама смотрит налево, направо, снова налево и идёт вперёд. Сын - за ней следом, не поднимая глаз от смартфона и не вынимая наушников. Действительно, зачем смотреть на дорогу, если рядом есть человек, который следит за его безопасностью.

В будущем такому человеку будет тяжело обходиться без посторонней помощи. У него отсутствуют базовые навыки - умение ориентироваться, замечать опасность, планировать свободное время. Ведь подобными вещами всегда занимались родители.

2. Они слишком часто вас хвалили

Сценарий поведения

Заслуженная похвала - это всегда хорошо. Неважно, кому она предназначена - ребёнку или взрослому. Но когда родители со слезами восторга кричат «молодец» и «умничка» ребёнку, который криво намалевал человечка из палочек или почистил зубы, - это уже странно.

Чем это грозит в будущем

Проблемами на работе. У ребёнка формируется стойкое убеждение: всё, что он сделал, - это хорошо. И даже спустя много лет он считает, что уже за то, что он пришёл на работу, ему полагается премия и всеобщее восхищение.

Конечно, ребёнку важно знать, что родители его любят. Но вот нужно ли выписывать ему благодарственную грамоту за каждый чих - это другой вопрос.

3. Они выбрали за вас спортивную секцию

Сценарий поведения

Иногда родители отдают ребёнка в не для того, чтобы он хорошо и с пользой проводил время, а чтобы добился небывалых высот в спорте. Чтобы стал теннисистом, фигуристом, футболистом или пловцом. Поэтому выбирают специализацию в раннем детстве - так больше шансов на успех.

Чем это грозит в будущем

Дети любят разнообразную физическую активность: они с равным удовольствием готовы и плавать, и бегать, и прыгать. Но если заставить их заниматься чем-то одним, организм будет развиваться неравномерно, увеличится риск возникновения травм.

Есть и другие сложности. В большой спорт попасть непросто, значит, про обычное детство можно забыть. Жизнь ребёнка превращается в череду постоянных тренировок с небольшими перерывами на школу.

Зато на каждом занятии на трибуне всегда сидит пара любящих болельщиков, которые хвалят его, даже если он еле держится на коньках или бьёт мимо ворот.

4. Они вмешивались в детские игры

Сценарий поведения

Ещё одна ситуация, которая больше знакома сегодняшним детям, чем выросшим в 1990-х и раньше. Это игры по расписанию, когда чадо вместе с мамой и папой отправляется на детскую площадку.

Родители следят, чтобы никто не ссорился, никого не обижали, а все игры были добрыми и правильными. Стоит их ребёнку взять чужую игрушку, как родители бегут её возвращать и приносить извинения.

Родители настолько вовлечены в процесс, что кажется, будто они пришли на детскую площадку поиграть с другими родителями.

Чем это грозит в будущем

О какой самостоятельности может идти речь, когда даже в общении со сверстниками родители задают свои правила? Став взрослым, такому человеку сложно завязать разговор с незнакомыми людьми или прийти к компромиссу на работе.

Детская площадка - основное место, где ребёнок учится общаться. Он выясняет, как реагировать на конфликтные ситуации. Например, когда отнимают игрушку, он может забрать её у противника, договориться об обмене или просто подарить её.

Дети должны веселиться и договариваться между собой, пусть иногда это и заканчивается разбитыми носами и коленками. От этого ещё никто не умирал.

5. Они тщательно контролировали выполнение домашних заданий

Сценарий поведения

Достижения детей часто становятся мерой успешности их родителей. Поэтому они хотят попасть в больше, чем их дети.

Подготовка к основным экзаменам начинается чуть ли не в начальной школе. После уроков учёба не заканчивается, ведь ребёнка ждут несколько часов репетиторства. Специализацию, опять же, выбирают всё раньше и раньше. Уже в 6–7 классах родители определяют профессию для мальчика или девочки и начинают усиленно его тренировать.

В какой вуз они собираются отправить чадо? Конечно же, в самый лучший (по каким-то рейтингам, мнению соседки или в какой хотели сами). Поэтому каждая домашняя работа должна быть выполнена на отлично. Каждый вечер они корпят над учебниками вместе с ребёнком, стараясь вспомнить забытые формулы из школьной программы.

Чем это грозит в будущем

Автор книги преподаёт в Стэнфорде, поэтому знает, до каких крайностей доходит озабоченность родителей образованием детей. Литкотт-Хеймс вспоминает второкурсницу Джеми, которую мама очень опекает: будит каждое утро, напоминает о предстоящих заданиях и тестах, помогает с выполнением. Джеми всегда сдаёт работы вовремя и хорошо учится. Или учится её мама?

Вопрос в том, когда человек становится , чтобы планировать выполнение заданий, выбирать профессию, разбираться с трудностями. Когда выходит на работу? Или ребёнка можно оставить в покое только на пенсии?

6. Они делали за вас поделки в школе

Сценарий поведения

У вас не возникало ощущение, что школьные конкурсы поделок проводятся для того, чтобы проверить изобретательность родителей? Проекты выполняются с такой архитектурной и дизайнерской точностью, что не возникает никаких сомнений - это под силу только взрослому человеку. Остаётся только выдать родителю грамоту, что лучше него не справился ни один четвероклассник.

Чем это грозит в будущем

Конкурс поделок - это такая ярмарка тщеславия, где родители хотят продемонстрировать, что их ребёнок творческий и талантливый. Правда, этой творческой личности повезёт, если родители разрешат ему подавать клей.

На самом деле конкурсы нужны, чтобы ребёнок мог пофантазировать, поработать с разными материалами: от конструктора LEGO до еловых шишек. Это необходимо для развития мелкой моторики, умения проектировать и представлять конечный результат. Так кого пытаются обмануть родители: учителей в школе или своего ребёнка?

Никто не спорит, что у родителей это получится лучше, ведь они сами когда-то этому учились. Но привычка выполнять работу ребёнка вместо него самого может не отпустить и в будущем.

7. Они относятся к вам, как к ребёнку, даже сейчас

Сценарий поведения

Для родителей мы всегда дети. И когда малыши (которые уже давно не малыши) попадают во взрослый мир, проблем становится только больше. Решают их уже немолодые родители.

Они продолжают будить детей по утрам, готовить обеды, напоминать о совещаниях, заполнять квитанции ЖКХ, искать подходящего спутника или спутницу, сидеть с детьми… На собственную жизнь времени не остаётся.

Чем это грозит в будущем

Гиперопека утомляет. И больше всего - самих родителей. Только представьте, в каком напряжении они находятся с момента вашего рождения.

Постоянные физические и эмоциональные перегрузки приводят к усталости, тревоге, депрессии. Да, раз они так о вас заботятся, им нравится воспитывать детей. Но нет ничего хорошего в том, что они совершенно забывают о себе. Когда дети покидают родное гнездо, для заботливых родителей это становится настоящим ударом.

Джули Литкотт-Хеймс в книге «Отпустите их » пишет о вреде, который родители причиняют собственным детям и себе неумеренной гиперопекой. Также она предлагает альтернативные методы воспитания, которые призваны развить в отпрысках самостоятельность, уверенность, целеустремлённость.

Что еще почитать