Мастер-класс для участников семинара «Использование игры в социо-игровой технологии. Тема: «актуализация методики использования социо-игровых приёмов в свете фгос до

Дурягина Галина Петровна

воспитатель

МБДОУ № 24 комбинированного вида

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

Уважаемые коллеги! Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться».

Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Хочется верить, что в будущем эти слова педагога-психолога Е.Е. Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с дошкольниками. Социо -игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают). Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения .

Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта», а как «субъекта» развития и воспитания.

Различия традиционной и социо - игровой педагогики

Социо - игровая педагогика

Традиционная педагогика

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата.

Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ

Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект - субъектные отношения)

Диктат воспитателя (субъект - объектные отношения)

Развитие самостоятельности

Послушное повторение формулировок

Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом)

Наличие дискретности - дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты)

Занятие-игра - жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая»)

Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе.

Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть

Равноправие детей и взрослых - основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения

Основа социо - игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).

Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Для достижения цели определила следующие задачи :

1.Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими. Снять страх и зажим перед деятельностью.

2.Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3.Формировать у детей навык слаженной работы.

Условия применения социо-игровой технологии:

1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой

2. Разработка перспективного плана

3. Соблюдение вариантов деления на группы:

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет;

4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центрах, за столами, на полу, в любимом уголке).

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

5. Смена темпа и ритма

6. Использование игр разнообразного характера (которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества). Эффект понимания непредсказуем. В любой момент занятия на любого из присутствующих детей может снизойти: «ЭВРИКА!» и тогда он совершит для себя открытие.

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности.

I. Методы, повышающие познавательную активность:

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Предлагаю группе равных интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию:

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

(Для чего на старшем возрасте разработала перспективное планирование).

Перспектива, направленная на последующую деятельность (ребенок запоминает лучше действие, которое осталось незавершенным, у них остается желание продолжить его и получить результат. Дети с готовностью возвращаются);

Беседа;

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений:

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Опыт.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.

Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.

В конце своего выступления кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе». Мне, как и коллеге, было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». Раньше был один ответ ребенку: «Твой вопрос мы решим после занятия», а теперь я пытаюсь услышать каждого. С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. И в результате всех «неуспеваний» и «программных отставаний» чаще всего оказывается пройденным программный материал не только качественно, но и досрочно!

В этом мы убедились на собственном опыте. Наши воспитанники уже на начало учебного года в старшей группе умеют:

  • слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них нет чувства страха за ошибку.

Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.


Екатерина Озерова
Семинар-практикум для педагогов «Социо-игровые технологии в логопедии»

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Цель работы : Обучение применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи :

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов , их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии .

2. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Программа семинара-практикума :

1. “Социо -игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология” .

2. Практикум : занятие с детьми 6-7 лет «Спасение Планеты Роботоландия»

Ход практикума

Игра для социо -игрового приобщения к делу “По алфавиту”.

(Предлагаю всем участникам семинара встать в круг . Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.)

Современные дети не могут похвастаться богатырским здоровьем. Наши дети – это люди нового поколения, современники информационного общества. Современные дети любят играть, но играют в телефонах, в гаджетах. И почти не умеют играть в коллективные игры и взаимодействовать. И общаются, в основном, с компьютером и телевизором.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии , в том числе социоигровая , которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) .

Кроме того, ФГОС дошкольного образования формулирует требования к содержанию и условиям реализации образовательной области «Социально -коммуникативное развитие»

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда

и творчества;

формирование основ безопасности в быту, социуме , природе

Социально -коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу

Развитие социально -коммуникативной компетентности дошкольников -

важная социальная и психолого- педагогическая проблема

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе .

Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни

Основная идея социоигровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он : делает, слушает, смотрит и говорит.

Основатели социоигровой технологии Е . Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов вывели следующие законы общения :

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

- дети фантазёры : не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Следуя этим советам :

НОД организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “ социо-игровая” ) и одновременно в каждой из них;

социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи :

Помочь детям научиться эффективно общаться;

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Применение социо-игровой технологии способствует :

– реализации потребности детей в движении;

– сохранению их психологического здоровья;

– формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Социо -игровая практика базируется на трех китах.

1. Движения!

2. Присутствие смены, разнообразия, вариативности.

3. Наличие малых групп.

В рамках применения социоигровой технологии авторы рекомендуют использовать разные методы активизации мыслительной деятельности :

Вопрос : Давайте конкретизируем. Какие методы Вы можете назвать?

1. Методы, повышающие познавательную активность :

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту : группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Группе равных предлагается интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребёнок будет чувствовать себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже могут быть связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Использование игровых приёмов на воображаемую ситуацию :

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

3. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать речевые навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

4. Методы коррекции и уточнение детских представлений :

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Перечитав книгу Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Булатова “Социо-игровые подходы к педагогике” . Я определила для себя особенности социо-игрового подхода , применимые в коррекционной работе :

Особая психологическая атмосфера : практический путь коррекции и развитие детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.

Особая позиция логопеда при преподнесении коррекционно-развивающих заданий. Если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети выполняют задания и упражнения. Задача логопеда – следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.

Особые “живые” занятия : занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.

Основные правила и условия :

1 правило : используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило : «смена лидерства» . Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило : обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило : смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, н-р с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. Можно использовать различные по темпу различные музыкальные композиции.

5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному , физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило : в своей работе нужно ориентироваться на принцип полифонии : «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» .

Классификация игр социоигровой направленности , предложенная Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и ВМ. Букатовым

1. Игры для рабочего настроя. Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры-разминки (разрядки) . Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться.

3. Игры социо -игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

4. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле) . Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой

Т. О., применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников

Социо -игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи

Игры-задания для рабочего настроя

Название Правила проведения

“Что изменилось?” Логопед предлагает детям осмотреться вокруг и определить, что стало

по-другому (старое, новое, хуже, лучше и т. п.) Варианты : о чём можно сказать, что это удивительное, радостное, похожее, яркое, жидкое, жесткое, др. ; над, под, ниже, выше, рядом, между и т. п.

“Что слышно?”

(за окном, за дверью и т. п.) Логопед предлагает детям послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными. Варианты : логопед предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам.

“Шумы” Дети выбирают исполнителя шума, который прячется за ширму. Слушающие определяют : Что? Где? Когда? Вариант : исполнители (2 и более детей) воспроизводят картинку из ряда последовательных шумовых звуков.

“Сядь по знаку” Дети стоят в кругу. Логопед (ребёнок) соединяет ладони и дети садятся, открывает ладони – встают. Вариант : ведущий меняет темы игры (медленно-быстро; быстро-медленно) ; отвлекает игроков разговорами)

“Узнай по голосу” Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из игроков по сигналу логопеда (ребёнка) произносит слово (фразу) . Водящий узнаёт игрока по голосу. Вариант : “Жмурки” - на ощупь узнать одного из игроков.

“Встань по пальцам”

(игра с пендагогами) Логопед (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова “замри” должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

“Руки - ноги”

(игра с педагогами ) Играющие сидят (на стульях, на ковре) . Логопед (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) . Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

“Давайте посчитаемся” Логопед предлагает всем вместе найти варианты произношения считалок : по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией, ., рассчитывает один ребёнок, рассчитывают двое (произносят вместе или один произносит, другой – показывает, один говорит и показывает (другие хлопают в ладоши, произносят слова по очереди (с закрытыми глазами, рассчитываются, отвернувшись из круга и др. варианты.

«Найти друга» Используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в группы по определенному принципу : по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.

«Выбор водящего» Варианты жеребьевок : на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).

«Деление на компании»

1. По считалочке. На первых порах, во избежание ссор и недопонимания предлагается использовать любые считалочки. Педагог с помощью подходящей считалки сам формирует состав временных компаний.

2. Разрезные картинки. Берутся четыре-пять почтовых открыток (картинок) (одинаковых или разных; лучше - большого формата) . Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

3. По карточкам. Берутся 4-6 картинок из определенных сказок (сюжетных картинок, состояние природы, игрушки и т. д.) В руках у педагога поднос с картинками . На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает одну и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались другие необходимые для составления единой картины (сюжета и т. д.) Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микро-группы (игровые команды, само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное.

Задания для творческого самоутверждения

“Животные” Логопед предлагает играющим выбрать, в каких животных они “превратятся” (диких, домашних) . Дети последовательно совершают определённые действия, характерные для выбранного животного. “Зрители” отгадывают, что было задумано. Вариант : играющие выбирают животных и место обитания.

“Что на что похоже” Логопед предлагает найти сходство одного предмета с другим (ножницы похожи на очки, велосипед) Вариант : назвать или обыграть, показать жестами.

“Превращение предмета” Логопед предлагает с помощью действия-движения превратить один предмет в другой (ручку – в указку, носовой платок – в фартук, пелёнку, скатерть и т. п.)

“Обыграй превращение” Логопед передаёт по кругу предмет, называя его определённым именем, играющие действуют с ним так, как если бы это было то, что назвал ведущий (предмет МЯЧ, ведущий называет его “яблоко”, играющие “едят”, “нюхают”)

“Превращение комнаты” Логопед предлагает с помощью изображения действий превратить комнату в другое место (в парк, лес, цирк, театр и т. п.) . Вариант : сохранить единый замысел для всех играющих (“лес”, где каждый выбирает для себя роль (шумовое оформление, элементы декорации, актёры)

“Времена года” Играющим предлагается придумать и изобразить действия, происходящие в разное время года. Зрители отгадывают “когда”, “что” (зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке)

“Изобрази профессию” Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге) . Дети называют профессию. Варианты : дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)

“Волшебная верёвочка” Играющие парами (тройками) выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1,5 – 2 м, узнают, высказывают варианты сходства с другими предметами.

«Угадай-ка» Ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет» . После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.

Одно и то же по-разному Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит : покажите, как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т. д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать. Выполнение многих действий может происходить по-разному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и облачко, и даже река. И сидят все по-разному : зайчик не так как курочка, собачка не так как бабочка и т. д. И даже человек сидит у телевизора не так как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не так как на концерте и т. д.

«Пишу по воздуху» Выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.

Актеры Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают заданную скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании стараются угадать, что им показали.

«Волшебная палочка» («Знатоки» ) (любая игрушка, любой предмет)

(игра с педагогами ) Дети стоят в кругу, «Волшебная палочка» передается слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

* на что похож предмет

* какая бывает (зима, весна, природа,

* ласковые слова *домашний адрес

* имя, отчество мамы (папы, свое)

* и т. д. - при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии : глядеть друг другу в глаза; при необходимости называть имя рядом стоящего ребенка

Игровые разминки

“Зеркало” Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров - “зеркало”, другой - стоящий перед ним. “Зеркало” должно повторять движения, слоги, слова. Варианты :логопед (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, а играющие – “осколки зеркала”, его отражающие; “отражается” выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный) и т. п.

“Зеваки” Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу логопеда (ребёнка) дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в другом направлении. “Зевака” выходит из игры. Варианты : ходьба спиной вперёд; к хлопкам подключается притопывание, проговаривание слогов , слов, др.

“Тень” (игра с педагогами ) Играющие парами двигаются по комнате : один ребёнок – “тень”, второй – партнёр. “Тень” как можно точнее повторяет действия, слоги, слова партнёра.

“Эхо” Логопед (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. “Эхо” по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант : проговаривание слогов , слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие “эхом” повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

“Загадки” Играют 4-6 детей. Логопед (ребёнок-ведущий) загадывает загадку (о предмете, животном, растении и т. п., отгадавшие без слов изображают отгадку. Вариант : дети загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка (с помощью слов, действий, рисунков)

«Испорченный телефон» Как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает , какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.

Игры для социо -игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми , и детей друг с другом

“Люблю – не люблю”

(игра с педагогами ) Дети стоят в кругу. Логопед (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит : “Я не люблю, когда дети ссорятся”, следующий должен предложить свой вариант “Я не люблю. ”. Против часовой стрелки игра продолжается “Я люблю, …”

«Аукцион» (авторская) Дети сидят за столами и определяются со звуком. Затем «выкупают» у логопеда карточку за правильное произнесение слова, причем произносит слово столько раз, сколько определит логопед . Затем составляют предложения с этими словами. Выигрывает тот, кто составит предложение, используя как можно больше выкупленных слов.

«Японская машинка»

(играем с педагогами ) Объяснение игры лучше всего проводить одновременно с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина) : 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям - правая по правому, левая - по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) - опять хлопок перед собой, 2… и т. д. После того как дети начинают справляться с последовательностью движений и выполняют их ритмично и синхронно, вводится речь. (Можно называть например : Имя отчество ребенка (мамы, папы) ; домашний адрес, отвечать на любой поставленный вопрос : какая бывает зима (яркая, снежная, морозная) и т. д.) Данная игра тренирует а) координацию движений, б) связь координации с произнесением слов, в) умение распределять внимание.

Спрятанное слово Тот, кому досталось отгадывать, выходит из комнаты на время, пока все остальные договариваются, какое слово загадать. Затем ведущий (он может быть не один, а с помощником - очень часто так и веселее, и полезнее) возвращается и начинает одному за другим задавать любые вопросы (о съедобности, цвете, размере, весе, способе использования и т. д.) . Тот, кого спросили, отвечать должен коротко и точно. Место водящего занимает тот, на ком слово отгадано.

Заседание «ШМП» ДОУ. Дата проведения 5,6 ноября 2014г..

Тема: «Актуализация методики использования социо-игровых приёмов в свете ФГОС ДО».

Задачи :

· проанализировать требования стандарта дошкольного образования в части реализации подходов к организации деятельности детей (психолого-педагогическое сопровождение);

· познакомиться с теорией использования социо-игровой технологии её особенностями.;

· проиграть (освоить) отдельные приёмы (нахождение внутри игры).;

· научиться работать с памяткой по использованию СИТ приёмов

Пояснительная записка

В практике применения социо-игровых приёмов (технологии), упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. «Лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Педагогические принципы, обозначенные во ФГОС ДО совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта (а не объекта) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов, Е. Шулешко определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим установкам, участники «ШМП» рассмотрят, как в ходе построения непосредственно образовательной деятельности организуется взаимодействие между детьми и педагогом, между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Памятка.

Краткая историческая справка

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы.

И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.

Актуальность внедрения данной технологии и её направленность.

Традиционная педагогика – СИТ и ФГОС ДО что общего?

Сравнительная таблица

Традиционная педагогика

ФГОС ДО (выдержки)

Педагоги стремятся на НОД (занятиях) добиться научного результата (ЗУН)

Педагоги на НОД воссоздают жизнь

…построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Педагог в роли «судьи»

Педагог в роли советчика

…уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

Главные качества ребёнка: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

Главные качества ребёнка:

Развитие самосознания, умение сравнивать свои знания со знаниями детей, оказание и принятие помощи детей, умение слушать, сообща решать задачи, обсуждать, следить за ходом общего дела

…5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности ;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Позиция педагога – рядом, над. Педагог для детей главный источник порицания и поощрения

Позиция педагога – рядом, вместе

…признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Развитие коммуникативных умений детей не является главным

Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений детей

… (ребёнок) способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты

Педагог не выходит за границы намеченного

Педагог должен идти от детей

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

… не допустимость искусственного замедления и ускорения развития ребёнка..

Дети работают на педагога

Дети работают на себя

…поддержка инициативы детей

Организация занятия с использованием СИ Т приёмов

Организация занятия как игры-жизни между группами и одновременно в каждой из них

Главные задачи СИТ

От воспитателя требуется:

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Сформировать у детей умения:

Соблюдать правила общения,

Подчиняться социальным нормам,

Не боятся излагать свои мысли,

Принимать самостоятельные решения,

Как понять, присутствует ли социо-игровой стиль в работе педагога

· Главный показатель: интересно детям на занятии или нет;

· Занимаются ли они своими делами или это дело им «навязал» взрослый;

· Если на занятии не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым;

· Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем).

Что мы должны изучить и чему научиться?

Алгоритм деятельности.

1. Просмотреть имеющуюся литературу, в том числе интернет источники;

2. Подробно изучить памятки, в том числе особо уделить внимание соблюдению «законов общения»;

3. Изучить способы организации малых групп;

4. Изучить классификацию и содержание набора игр (на первое время);

5. В течение двух последующих недель попробовать постепенно внедрять приёмы СИТ (объединение в малые группы, поддерживать правила организации работы в группах и между ними, проиграть с детьми в игры, следить за собственными взаимоотношениями с детьми);

6. Сформулировать свои трудности;

7. Стремиться сделать эпизодическую деятельность системной.

Если я владею социо-игровой педагогикой, это значит:

· Мои воспитанники охотно и безконфликтно общаются друг с другом;

· Мы с детьми равноправные партнеры в делах, между нами нет барьеров;

· Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями моих указаний;

· Мы можем делать то, что предложат дети, а не я;

· Дети сами устанавливают правила игры;

· Часто я ставлю перед детьми проблему, а они обсуждают её, находят пути ее решения;

· Дети умеют договариваться, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

· Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

· Я умею договариваться с родителями, решать конфликтные ситуации «мирным» путём;

· Я не говорю родителям, что нужно делать, мы вместе выявляем проблемы и решаем их сообща; (список можно продолжить)

Памятка

по использованию социоигровых приёмов

Основная идея социоигровой технологии - организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность детей - это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

Главный принцип социоигровой технологии – снятие с воспитателя судейской роли (выполненное задание оценивается детьми), и организация занятий, или другой деятельности, как игры – жизни между микрогруппами. Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создаёт социоигровую атмосферу на занятии.

Второй не менее важный компонент – это вариативность . На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Социоигровая технология наиболее ориентирована на средний и старший дошкольный возраст, в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах. Оптимальными для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте (в пары и тройки), а в старшем – по 5-8 человек.

Так как социоигровая технология предполагает смену мизансцен, необходимо задействовать всё пространство группы, а также спальни и приёмной. Во время организованной деятельности дети передвигаются, хлопают в ладоши, общаются внутри микрогрупп. Поддерживать ритм и темп деятельности детей помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных часов. (Это помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности). Для получения задания детьми в микрогруппах выбирается посыльный; также выбираются дети, которые будут презентовать выполненное задание. Состав микрогрупп, их количество и численность должны несколько раз меняться.

9 правил социоигровых подходов

1.Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнёр, с которым всегда интересно.

2.Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей).

3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.

4. Смена мизансцен (т. е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы.

5.Оринтация на индивидуальные открытия и возможности детей.

6. «То, что трудно – интересно».

7.Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать.

8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек).

9. Соблюдение принципа полифонии («за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток»).

Классификация игр социоигровой направленности

Игры для рабочего настроя

Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение внимания.

Игры-разминки (разрядки)

Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.

Игры для приобщения к делу

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Игры творческого самоутверждения

При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

Игры вольные (на воле)

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

Игры для рабочего настроя

«Эхо»

Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

Передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

Передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т. п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

Глядеть друг другу в глаза;

Вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

Слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

Две телефонные линии (эстафета) - быстрый неиспорченный телефон.

Игры для приобщения к делу

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т. п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

Хлопают перед собой в ладоши;

Двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой);

Выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами;

Выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

Варианты:

Изменять темп движений,

Вводить речевое сопровождение,

Игры разминки (разрядки)

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

Изменение темпа выполнения,

Выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т. п.

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т. п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребёнок-ведущий –

ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Использование любых движений «День наступает – всё оживает»

Использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т. д.)

Литература:

1. В. Букатов. «Шишел-мышел взял да вышел», настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старшей и подготовительной группе детского сада…, М., «НИИ школьных технологий», 2008

2. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие…, под. ред. В. Букатова

3. А. Ершова, В. Букатов. «Возвращение к таланту» педагогам о социо-игровом стиле работы. Красноярск, 1999г.

4. Е. Е Шулешко, . «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярск,1990г.

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ познавательных и коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА

(Из опыта работы Рожковой Ольги Владимировны)

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания, - процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим - с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том числе социо-игровая, которую я и взяла за основу своего опыта.

Что же такое социо-игровая технология? Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Один из авторов социо-игровой технологии В. М. Букатов говорит: «У социо-игровой технологии хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»

Социо-игровая технология - это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они, прежде всего, воспитывают ребенка, а потом развивают).

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Работая с детьми в рамках данной технологии, ставлю перед собой такие задачи:

Помочь детям научиться эффективно общаться;

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии организовываю в три этапа:

Сущность социо-игровой технологии подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

Применяю работу в малых группах или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. По собственному опыту могу сказать: в таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.

«Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

В своей работе ориентируюсь на принцип, предложенный авторами социо-игровой технологии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Всякий раз убеждаюсь, что ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Социо-игровая технология строится на разных игровых заданиях для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

Игры-задания для рабочего настроя;

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом;

Игровые разминки - объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;

Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Могу выделить следующие плюсы социо-игрового стиля педагога:

Отношение «ребенок - сверстники», педагог является равноправным партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль слушающих);

Общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована в большей степени на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать и в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника провожу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение». Так в ходе «Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались на мой взгляд игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг - хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу. Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника).

По собственному опыту могу сказать: применение социо-игровой технологии способствует не только реализации потребности детей в движении, но и сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. В результате дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, отстаивать свою позицию; взаимодействовать со сверстниками.

В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Младший дошкольный возраст предполагает объединение в группы по 2 человека, старший - от 3 до 6 человек.

Объединение детей в малые группы основывается как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике использую деление на пары по желанию детей, по разрезному материалу (картинки), по отдельным предметам (игрушкам), объединённым одним названием (признаком). Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Найди такую же игрушку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе. Так, например, игра «Строители». Командам предлагается договориться и построить из счетных палочек геометрическую фигуру, остальные группы отгадывают. Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельность. Это задание может быть частью занятия по математике, конструированию. Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

Так шаг за шагом переходим к следующему этапу работы, который предполагает организацию образовательной деятельности детей как игры-взаимодействия между микрогруппами детей. Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их. А наиболее сложным является превращение, когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.

В заключение хотелось бы отметить, что использование социо - игровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

С картотекой игр, относящихся к социо-игровой технологии, вы можете ознакомиться

Елисеева Ольга. Методист: Иванова Ульяна Михайловна.
Социо-игровая технология в детском саду

1. Введение.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Подготовка к школе еще в недалеком прошлом рассматривалась как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Хотя многочисленные исследования психологов и педагогов всегда говорили о том, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

ФГОС ДО расставил все точки над «i» , узаконив принципы дошкольного образования в Российской Федерации.

Теперь «обучать» дошкольника - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

В соответствии с данными требованиями в МАДОУ ДСОВ № 40 разработана Программа развития, целью которой является создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешного достижения целевых ориентиров дошкольного образования при целенаправленном использовании современных развивающих технологий .

Таким образом, обозначилась проблема – несовершенство организации детской деятельности посредством социо-игровой технологии в соответствии с современными требованиями.

1.1. Применение социо – игровой технологии на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста

Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка : стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И, прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться» .

Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология .

Главная задача применения «социо - игровых » технологий : усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности : формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения.

Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают) . Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна : взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.

Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта» , а как «субъекта» развития и воспитания.

Основа социо-игровой технологии заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) .

Смысл основного вектора социо-игровой технологии в том , чтобы воспитателям научиться слушать детей. И в этом им могут помочь три социо-игровых постулата (принципа) педагогического мастерства (по Е. Е. Шулешко) .

1. «Не учить!»

Если большинство из привычных технологий ориентированы на то , как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социо-игровой технологии воспитателям надо , прежде всего, учиться не столько объяснять, сколько… молчать! Потому что их задача в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами.

2. «133 зайца!»

В народе как говорят : «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» . А вот, если по социо-игровому , то дело обстоит иначе : «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами – нечаянная радость.

3. «Не бояться быть идиотом!»

Когда воспитатель, не кривя душой, признаётся детям, что про то или иное он и в самом деле не знает – это так окрыляет детей! Но для этого воспитателю надо уметь во время образовательной деятельности заходить в область неведомого.

Социо-игровая технология предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному и физическому развитию дошкольников. В общем, все то, что мы хотели бы видеть в детях на период их перехода в школу.

2.2. Методы и игры для активизации мыслительной деятельности :

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности :

I. Методы, повышающие познавательную активность :

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту : группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию :

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений :

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр :

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень» , «Встань по пальцам» , «Стою, на кого-то смотрю» , «Замри» , «Волшебная палочка» , «Летает - не летает» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент» , «Составь слово» , «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво» , «Сценки-истории» , «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет» , «Ловишки» , «Колечко – колечко» , «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» , «День и ночь» и др.

Таким образом, на основании всего выше сказанного следует, что муниципальный эксперимент по изучению использования социо-игровой технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации будет способствовать решению основных задач Концепции непрерывного образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Обобщение, выводы.

В заключении кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе» . Мне было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу» . Раньше был один ответ ребенку : «Твой вопрос мы решим после занятия» , а теперь я пытаюсь услышать каждого.

С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними.

Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Что еще почитать