Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность. Проект на тему: «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»

Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

· Функция социализации(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)

· Креативная функция(способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)

· Галаграфическая функция(пространственно – временное и чувственное содержание(место и время, сюжет и образ))

· Развивающая терапевтическая функция(лечебный эффект, сказкотерапия)

· Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

ü Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)

o Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

o Ролевые диалоги на основе текста

o Инсценировки произведений

o Постановки спектаклей

o Игры –импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

ü Режиссерские ( «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)

o Настольный театр

o Плоскостной и объёмный театр

o Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Елена Шмырева
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Подготовила: Воспитатель

первой квалификационной категории Шмырева Е. А.

городского округа г. Кулебаки

Актуальность.

Театр- это волшебный край, в котором

ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель:

Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение в театральную деятельность.

Задачи:

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);

Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;

Обогатить уголок театрализованной деятельности;

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

Театрализованная среда.

Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);

Детская художественная, познавательная и методическая литература;

Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный,

пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на дисках, варежковый театр, на стаканчиках, театр на ложках, топотушки, и др.);

Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.);

Подборки тематических презентаций;

ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

Основные направления работы с детьми.

Чтение сказок;

Артикуляционная гимнастика;

Подвижные игры с элементами драматизации;

Игры на развитие интонационной выразительности;

Музыкальные этюды;

Театральная игра;

Дидактические игры;

Дыхательная гимнастика;

Ритмопластика;

Сочинение сказок;

Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям.

Элементы педагогических технологий.

здоровьесберегающие технологии;

личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

игровые технологии;

интегрированное обучение;

взаимодействие с семьёй;

использование ИКТ;

групповые;

проблемное обучение.

Формы организации театрализованной деятельности.

1. Совместная деятельность взрослых и детей.

2. Мини-игры на других занятиях.

3. Театрализованные занятия.

4. Самостоятельная театрализованно-художественная деятельность.

5. Чтение художественной литературы.

6. Театрализованные игры-спектакли.

Результат работы.

1. Эмоциональная выразительность.

2. Расширение словарного запаса.

3. Средний и высокий уровень речевого развития.

4. Развитие монологической и диалогической речи.

5. Усвоение элементов речевого общения.

6. Совершенствование координации речи и движения.

Вывод.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

«Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пройдёт он жизненной тропой» Г. Попова

Публикации по теме:

Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано».Творческая.

Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Развитие ребенка через театрализованную деятельность участник городского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2017» в номинации «Педагогический дебют» Киселева Надежда.

Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Сопроводительный текст к презентации. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Слайд №1 Мой педагогический стаж не так велик.


Муниципальное образовательное учреждение

«Узнезинская средняя общеобразовательная школа»

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка .

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Также театральная деятельность тесно связана с другими областями детской деятельности.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

По профилю знаний: групповой проект.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы.

Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

4. Неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение) .

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

4. Развитие связной, выразительной речи.

Срок реализации проекта:

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры-импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.

Реализация проекта:

В начале проекта воспитателем был проведён опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр? » и исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду! », проведено анкетирование родителей о важности театрализованной деятельности для расширения словарного запаса.

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1 « Развивающая среда»,
2 « Дети»,
3 « Взрослые».

Первое направление – формирование предметно-развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

    настольный театр театр резиновой игрушки театр мягкой игрушки плоскостной театр пальчиковый театр костюмы декорации театр конусной игрушки теневой театр театр «перчаток» и др.

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

    сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
    Презентация для детей разных видов театров - теневой театр, настольный, театр на фланелеграфе, театр на ложках, пальчиковый театр и театр на ладошке, театр миниатюрных кукол (киндер-сюрприз). Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра.

Третье направление - « Взрослые»: работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

    выставка театров разного вида; создание выставок игрушек сделанных своими руками; конкурс афиш, пригласительных билетов; совместное выступление детей и их родителей; выступление кукольного театра. Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению театров. Посещение спектаклей для детей, фотовыставки с утренников с участием детей и воспитателей и родителей.

Специфическими приемами в процессе развития коммуникативных навыков (навыков развития речи) являются:

Показ и рассматривание предмета.
То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения . Выполнение действий с предметом.
Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и как следствие развитию взаимоотношений детей. Просьбы, поручения.

Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что прежде всего, необходимо в общению детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

Вопросы-ответы.
Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника. Общение через игрушку.

Создает непринужденную обстановку в группе, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, вызывает повышение познавательного интереса детей.

Предположительный результат проекта:

1. Разработка перспективного плана

Консультация для воспитателей детского сада "Театр речевой активности".

Автор: Кафанова Наталия Николаевна, воспитатель
Место работы: г.Воронеж, МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №152".

Театр речевой активности

Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. . Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.
Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии.
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.
Работа над театрализованной постановкой происходит в несколько этапов.
1. Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи. Где развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, шум прибоя, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.
2. Работа над мимикой. Задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, что дает возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.
3. Работа над голосом. Задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Для этого проводятся оздоровительные и фонопедические упражнения, которые корректируют произношение звуков и активизирует инотанационный выход.
4. Работа над жестом и движением. Задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Помогает передать выразительность движения театральные этюды, где идет знакомство с артистическими навыками дошкольника.
5. Заучивание роли. - выучить текст конкретной роли.
Прием «Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили.
Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку и от того на каких сказках мы воспитываем наших детей зависит какими они будут, это их способность познания мира. Именно русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудростью, ясностью в понимании жизни, сочувствию слабому, лукавством и юмором.
Развитие речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста от эмоциональной к интонационно языковой выразительности.
Итогом занятий по театрализованной деятельности стали выступление детей насыщенные эмоционально окрашенной речью.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

Воспитатель старшей группы «Любознайка»

Ибраева Ырысты Шакаровна.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Основная цель современного педагога - разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий по речевому развитию, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Цель:

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

    Изучить литературу по данной проблеме.

    Подготовить консультации для родителей.

    Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, в группе разработан план работы по театрализованной деятельности «В гостях у сказки», который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработаны и подобраны игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Подобраны консультации для родителей по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Собраны, ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок.

В своей группе часто использую:

1.Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей.

    Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

    Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Словесные, настольно-печатные и подвижные игры , направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

В течение года с ребятами были поставлены такие сказки как: «Колосок», «Р, «Теремок» на новый лад. Драматизация сказки «Теремок» была представлена для родителей. В подготовке которого, закрепляются умения в сочетании движения и речи, а также закрепляется произношение текста с различной силой голоса и интонации.

Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Что еще почитать