Новый подход в воспитании детей. Подходы к воспитанию ребенка в семье и школе

Скоро компьютерное тестирование!!!

Я нашла тесты, но не уверена, что отвечу на все вопросы правильно. Ставьте пожалуйста плюсики на Ваш взгляд правильные ответы, пожалуйста...))Уже наверняка будет.))

Воспитатель 1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принят проект Конвенции о правах ребенка? 1) 1979 2) 1990 3) 1989+ 2. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, это: 1. Закон Российской Федерации Об образовании; 2. Закон Республики Татарстан Об образовании; 3. Конвенция о правах ребенка; + 4. Декларация прав человека. 3. Имеет ли Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР15 сентября 1990, преимущественное право по отношению к нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Татарстан об образовании? 1. Да; 2. Нет; 3. В отдельных юридических случаях; 4. Все ответы верны. 4. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. Об основных гарантиях в Российской Федерации 1. прав человека 2. основных свобод 3. прав ребёнка 5. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности: 1. с 14 лет; 2. с 16 лет; 3. с 18 лет; 4. с 25 лет. 6. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции 1. Е.В Бондаревской 2. О.С. Газмана 3.Н.Е. Щурковой 7. Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности являются основой содержания воспитания в авторской концепции 1.Е.В. Бондаревской 2.О.С. Газмана 3.Г.К. Селевко 7. Является ли наличие фактов, свидетельствующих об однократном применении физического насилия к учащемуся педагогическим работником, основанием для его увольнения? а) да; б) да, в случае если педагогический работник уже имеет дисциплинарное взыскание; в) нет, только если факт применения физического насилия является неоднократным; г) увольнение возможно, только если трудовой договор с педагогическим работником заключен на определенный срок для выполнения определенной работы. 8. Возможно ли в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из общеобразовательного учреждения обучающегося, не достигшего 14-го возраста? а) нет; б) да, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения; в) да, с обязательным трудоустройством или обеспечением продолжения обучения в другом образовательном учреждении; г) да, с согласия органов опеки и попечительства. 9. Причины социального сиротства детей: 1.развод родителей; 2.лишение взрослых родительских прав; 3.смерть родителей; 10. Социальное закаливание как принцип воспитания декларируется в концепции Воспитание как. 1. компонент социализации 2. система социализации 3. школа социализации 11. Понятие помогающие отношения ввел: 1. К Роджерс 2. А. Маслоу 3. Э. Фромм 12. Условия эффективности воспитательных технологий а) дружеские отношения между детьми б) наличие высокой цели в) свобода выбора программы г) дружеские отношения между детьми, наличие высокой цели, свобода выбора программы 13. Автором методики коллективных творческих дел является а) В.А. Караковский б) И.П. Иванов в) Л.И.Новикова г) С.Л.Соловейчик 14. Автором педагогики сотрудничества является а) В.А. Караковский б) С.Л.Соловейчик в) Ш.А. Амонашвили г) В.А. Сухомлинский 15. Определено ли в федеральном законодательстве право обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, кроме учреждений начального общего и дошкольного образования, ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих права ребенка: 1. Да 2. Нет 3. В действующем законодательстве данная позиция не рассматривается. 16. Организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения определяют такие методы, как а) беседы б) общественное мнение в) упражнение, педагогическое требование, общественное мнение 17. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть: 1.толерантным в жизни на этой земле 2.счастливым в жизни на этой земле 3.свободным в жизни на этой земле 18. В каком документе установлены права ребенка на защиту своих прав и законных интересов, включая право на защиту имущественных интересов: 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Закон Российской Федерации Об образовании 3.Семейный кодекс Российской Федерации 19. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное 20. Поведение, проявления которого квалифицируются, согласно правовому законодательству, как преступления а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное 21. Поведение, проявления которого связаны с нарушением норм человеческого общежития (социума), причиняют ущерб окружающим - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное 22. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии; 1. герменевтического подхода; 2. акмеологического подхода; 3. амбивалентного подхода 23. Устойчивые отклонения в сознании и поведении, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитании, несформированность важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста, индивидуализм, эгоцентризм, асоциальные взгляды и установки наиболее это а) социально запущенные дети б) педагогически запущенные дети в) трудные дети г) дети группы риска 24. Дети, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения, сужена сфера социальных интересов это а) педагогически запущенные дети б) социально запущенные дети в) трудные дети г) дети группы риска 25. Дети, совершающие противоправные действия, либо ведущие образ жизни, чреватый деградацией, распадом личности это а) педагогически запущенные дети б) социально запущенные дети в) трудные дети г) дети группы риска 26. В Президентскую программу `Дети России` входят следующие подпрограммы: 1.`Дети Татарстана`; 2.`Дети-инвалиды`; Дети-сироты 3.Наши дети 27. Способность педагога объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса это 1.рефлексия 2.эмпатия 3.идентификация 28. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: 1.сангвиников 2.флегматиков 3.холериков 4.меланхоликов 29. С какого возраста, согласно статье 57 Семейного кодекса Российской Федерации, мнение ребенка учитывается при заслушивании в ходе судебного или административного разбирательства, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка? 1. с 16 лет 2. с 14 лет 3. с 12 лет 4. с 10 лет 30. .Какой документ устанавливает права ребенка на имя, отчество, фамилию? 1.Гражданский кодекс Российской Федерации 2.Федеральный закон Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации 3.Семейный кодекс Российской Федерации 31. В переводе с латинского языка термин педагогика - это: 1.деторождение; 2.детовождение; 3.изучение детей; 4.наука о детской душе. 32. При нарушении прав и законных интересов ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих, или ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей, ребенок имеет право обратиться в суд по достижении возраста: 1. 18 лет. 2. 16лет 3. 14 лет 4. 12 лет 33. Имеют ли законодательное право обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений (кроме учреждений дошкольного и начального общего образования), проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав и законных интересов? 1. Да, во внеучебное время 2. Нет. 3. Да, с разрешения администрации учреждения 4. Законом данная позиция не рассматривается. 34. Оптимальный педагогический стиль общения это 1.формальный; 2.авторитарный; 3.демократичный; 4.либерально-попустительский. 35. Стечение обстоятельств, являющееся поводом для конфликта- 1.Интерес 2.Позиция 3.Инцидент 4.Стресс 36. Какая тактика поведения в конфликте является наиболее эффективной? 1.Подчинение. 2.Подавление. 3.Компромисс, сотрудничество. 4.Уход от конфликта 37. Креативность это 1.мировоззрение; 2.жизненный опыт; 3.творчество; 4.статус. 38. Что из ниже перечисленного является компонентом креативности? 1.поиск решения; 2.оригинальность; 3.анализ данных; 4.научность. 39. Что из ниже перечисленного является этапом творческого процесса: 1.постановка проблемы; 2.способность выдвигать идеи 3.тестирование; 4.оценка. 40. Какие типы семей неблагоприятно влияют на социализацию ребенка: 1.неполные, асоциальные; 2.нуклеарные, 3.инфертильные. 41. Новым подходом в воспитании детей является: 1. личностно-ориентированный подход 2. деятельностный 3. природосообразный подход 4. когнитивный подход 42. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают: 1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный 2. анализ, синтез, реализация, контроль 3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия 43. Какими уровнями общения должен овладеть воспитатель? 1.примитивный; 2.манипулятивный; 3.деловой, игровой; 4.диагностический 44. Объектами психолого-педагогической реабилитации являются: 1.социально запущенные дети; 2.дети-сироты; 3.дети-инвалиды. 45. Объектами социально-педагогической реабилитации являются: 1.педагогически запущенные дети; дети-сироты; 2.дети-инвалиды. 3.родители 46. Объектами медико-педагогической реабилитации являются: 1.социально запущенные дети; 2.педагогически запущенные дети; 3.дети-сироты; 4.дети-инвалиды. 47. Допускается ли Законом Российской Федерации Об образовании привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)? 1. Да 2 .Нет 3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций 4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью 48. Должен ли воспитатель, исходя из требований квалификационной характеристики по должности, принимать участие в работе педагогических и методических советах, других формах методической работы: 1) Да 2) Нет 3) по усмотрению администрации учреждения 4) в квалификационной характеристике по воспитателя данное требование не предусмотрено 49. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности воспитателя? 1. Да 2.Нет 3.Требование предъявляется дифференцированно от типа и вида образовательного учреждения, в котором работает воспитатель 4.В квалификационной характеристике по должности воспитателя данное требование не предусмотрено. 50. Согласно Единому квалификационному справочнику, обязательным требованиям к квалификации работника при приеме на должность воспитателя является: 1) высшее профессиональное образование; 2) среднее профессиональное образование; 3) высшее или среднее профессиональное образование; 4) высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки Образование и педагогика или высшее и среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению Образование и педагогика. 51. Когда принят федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? 1.1990 г. 2.1996 г. 3.1998 г. 4. 2000 г. 54. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения: а. 16-летнего возраста. б.18-летнего возраста. В14-летнего возраста Г 12-летнего возраста 55. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании метода естественных последствий в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным? a) Ж.-Ж.Руссо б) Дж. Локк в) Я.А.Коменский г) И.Г. Песталоцци 56. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения? a) Ж.-Ж.Руссо б) Дж. Локк в) Я.А.Коменский г) И.Г. Песталоцци 57. Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк? a) свобода б) принуждение в) природосообразность г) утилитаризм 58. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом? a) Ж.-Ж.Руссо б) И.Г.Песталоцци в) Я.А.Коменский 59. Автор труда Человек как предмет воспитания- a) Я. А.Коменский б) П.Ф.Лесгафт в) К.Д.Ушинский 60. Кому принадлежат слова; Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития? a) П.Н.Леонтьев б) Л.С. Выготский в) К.Д.Ушинский г) П.П. Блонский 61. Основоположник концепции формирования личности в коллективе (коммунарское воспитание): 1). Я.Корчак 2) А.С. Макаренко 3) В.А. Сухомлинский 4) Ш.А. Амонашвили 62. Автор педагогического труда Сердце отдаю детям:- 1). Я.Корчак 2) А.С. Макаренко 3) В.А. Сухомлинский 4) Ш.А. Амонашвили 63. Педагог-новатор, автор трудов Антология гуманной педагогики, Педагогическая симфония - 1) В.А. Сухомлинский 2) В.Ф. Шаталов 3) Ш.А. Амонашвили 4) Е.Н. Ильин 64. Как отмечают психологи, основные признаки кризиса потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты - характерны для: 1. кризиса 3 лет; 2. кризиса 7 лет; 3. кризиса среднего возраста; 4. кризиса подросткового возраста 65. Возрастом интенсивного интеллектуального развития принято считать: 1. младший школьный возраст; 2. дошкольный возраст; 3. подростковый возраст; 4. юношеский возраст. 66. Развивающее обучение рассматривает учащегося: 1. как самообучающийся субъект учения; 2. как объект обучающих воздействий учителя; 3. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки в качестве самоцели, а не как средство развития; 4. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки как средство развития. 67. При либеральном стиле педагогического общения педагог: 1. единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований; 2. привлекает учащихся к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность; 3. дает возможность раскрытия и эффективного взаимодействия каждому участнику педагогического процесса; г) уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. 68. Согласно Порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, обязательная аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (в отношении лиц, не имеющих квалификационные категории, проводится 1. ежегодно 2. один раз в 5 лет 3.один раз в три года 69 Аттестация с целью присвоения высшей или первой квалификационной категории проводится: 1.По представлению работодателя 2.По заявлению работника 3.По ходатайству администрации учреждения 70. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность: 1. 3 компетентностей 2. 4 компетентностей 3. 5 компетентностей 4. 6 компетентностей

Именно в семье закладывается характер и принципы будущей взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок вырастет разгильдяем и ни к чему не приспособленной личностью. Но нельзя допускать и полностью авторитарного руководства над жизнью малыша.

В настоящее время существует не одна методика воспитания детей. Но современное общество требует нового, инновационного подхода в этом процессе. Он должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Воспитание в наши дни: его особенности

В каждое столетие, в любой отдельной эпохе есть свои методы воспитания. Наши прадедушки и прабабушки почитали своих родителей, и их бы удивило поведение современных детей. Да и мы давно не следуем «Домострою», из-за чего, кстати говоря, и происходит борьба поколений.

Наши родители, да и кто-то из нас самих рос в семьях с небольшим достатком. Несмотря на то что в то время было немало проблем, дети получали хорошее образование, посещали дополнительные занятия и кружки. Как же строится современное воспитание?

В отличие от наших предков, современные дети живут в довольно комфортных условиях. Им доступны различные гаджеты, есть возможность отправиться в путешествие и т. п. Такой богатой жизнью дети обязаны своим родителям, ведь это они, порой ущемляя собственные потребности, ставят на ноги любимое чадо и делают так, чтобы оно ни в чём не нуждалось.

Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.

Современные дети реализуют себя в искусстве. Это могут быть танцы, спорт, музыка, различные кружки. Они самовыражаются более гуманистически и осмысленно, чем предыдущее поколение. Их увлечения имеют более интеллектуальный оттенок.

Благодаря новой технике дети проводят больше времени за компьютером. Они с интересом ведут интернет-дневники. И вот перед вами уже необычный ребенок, а веб-дизайнер, фотограф или журналист.

Современное воспитание основывается на уважении к детям . Нужно внимательно слушать то, что говорят дети, и стараться не критиковать их высказывания. Воспитательный процесс зависит от тенденций современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей, старайтесь показать им, что хорошо и плохо. Научите их отличать доброжелательных людей от разрушительных личностей.

В подростковом возрасте дети уже должны иметь представление о нюансах современного социума и быть адаптированы к нему. Современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка. Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию.

Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения. Изучив несколько методик, можно выбрать свою - ту единственную, которая будет подходить в воспитании именно вашего ребенка.

Методика Торсунова

  1. К первой относятся ученые, которые склонны к исследованиям и любят учиться.
  2. Вторая категория - это управленцы. Они умеют прекрасно руководить людьми.
  3. К третьей категории автор относит хозяйственников и торговцев, отличающихся практичностью и желанием обогатиться.
  4. И, наконец, четвертая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающих от практических знаний.
  5. Торсунов выделял и пятую категорию личностей. Это неудачники. Как правило, такие люди не получают нужного воспитания и не могут реализовать свои способности, так как их родители не позаботились об этом.

Воспитание в страсти является вторым способом воздействия. Именно мать заинтересована в благополучном развитии своего малыша. Она заботится о том, чтобы он получил как можно больше любви.

При третьем методе воспитания получаются избалованные дети. По мнению автора, ребенок растет таким из-за невежественного отношения родителей к воспитанию. Равнодушие по отношению к ребенку наблюдаются в четвертом методе. В этом случае взрослые не обращают внимания на личность своих детей.

В Ведической культуре воспитание детей должно отталкиваться от их способностей. Нужно развивать те задатки, которые существуют в человеке от природы. Современное воспитание должно учитывать все эти моменты. Нужно учить детей слушать и слышать. В современном воспитании за основу нужно брать ведическую культуру и её принципы. Однако сегодня они будут иметь другие термины и трактоваться по-своему.

Воспитание по Ашеру Кушниру

Автор читает лекции по современному воспитанию. Их можно отыскать на просторах интернета. Он рекомендует родителям постепенно познавать этот процесс. Взрослые, как правило, занимаются воспитанием своих детей на базе опыта предшествующих поколений. Бывают случаи, когда воспитательный процесс совсем отсутствует в семье. Кушнир говорит о том, что воспитатели проходят обучение в специальных учреждениях в течение пяти лет, чтобы познать все тонкости самого процесса воспитания. Именно поэтому родители должны учиться ему постепенно.

Подчинение детей родителям, причем безоговорочно, давно изжило себя. Ведь современное общество имеет другие принципы и устои. Самой большой проблемой современности, считает Кушнир, является воспитание детей. Он не призывает отходить от традиций, но при этом нужно учитывать и новые веяния психологии.

Литвак и его методика воспитания

Базовой основой воспитательного процесса Литвак считает «метод сперматозоида». В него он положил принцип натиска, проникновения и умения лавировать. Воспитывать ребенка, считает Литвак, можно методом от обратного. Подавлять личность ребенка нельзя.

Автор считает, что при использовании его метода изначально возможна негативная реакция ребенка на воспитательный процесс. Но не нужно делать паузу. Если продолжать следовать принципам Литвака, можно добиться больших успехов.

Вальдорфская школа

Психологи и педагоги пытаются разработать систему воспитания современного поколения, чтобы оно было духовно развито. При этом личность должна быть физически подготовлена. В этом направлении работает и Вальдорфская школа. Она считает, что не нужно препятствовать младшему школьнику познавать окружающий мир. На примере родителей ребенок сам поймет, что ему нужно и интересно, а в основе будут лежать его природные способности.

Проблемы воспитания современных детей

На возникновение проблем зачастую влияет окружающий мир. То количество информации, которое обрушивается на ребенка, огромно. Некоторую долю он усваивает с интересом, однако чрезмерные нагрузки сказываются на его психическом здоровье.

Мы считаем, что современные дети непослушны . Но это совсем не так. За потоком информации и различного рода нагрузками мы не замечаем, как они дисциплинированы, добры, эрудированны и умны. Вся проблема во времени, в котором приходиться жить современному ребенку.

Наши дети достаточно уязвимы. Несправедливость для них чужда. Они её просто не воспринимают. Но общество, к сожалению, не всегда может предоставить детям той прозрачности, которую они хотят получить от него.

В каждый возрастной период возникают определенные проблемы в воспитании детей. Так, до школьного возраста у них ещё не сформирован характер, но есть инстинкты, по которым они и совершают свои действия. Малыш желает быть свободным. Отсюда и споры с родителями насчет запретов. Здесь-то взрослые и хотят всё взять в свои руки, а ребенок желает получить свободу. Таким образом, возникает конфликт, избежать который помогут тактичность, спокойствие и гибкость в воспитании детей. Малышу можно позволять делать что-то самостоятельно, но при этом держать его в рамках дозволенного.

Самым сложным периодом является младший школьный возраст. Здесь ребенок получает ту свободу, которой добивался с младенчества. Он заводит новые знакомства, самостоятельно справляется с некоторыми проблемами, пытаясь занять своё место в обществе. Поэтому ребенок может капризничать и проявлять недовольство. Родители должны с пониманием относиться к нему, проявлять доброту и доверять своему ребенку.

В подростковом возрасте желание обрести свободу становиться более острым. У ребенка уже сформирован характер, есть влияние со стороны знакомых и друзей, он имеет свои взгляды на жизнь. Подросток пытается отстоять своё мнение, при этом не замечая того, что он может ошибаться. Контроль со стороны родителей должен быть незаметным, ребенок должен чувствовать свободу. Он нуждается в теплых и доверительных отношениях со взрослым. Критикуя и давая советы, не стоит перегибать палку, чтобы не задеть самолюбие подростка.

Вступая во взрослую жизнь, юноша уже не слушает своих родителей. Он старается испытать на себе всё, что раньше было под запретом. Нередки конфликты, которые заканчиваются прекращением всякого общения. Важно не доводить ситуацию до такого момента. Нужно уметь идти на компромисс. Чтобы юноша делился всем со своими родителями, нужно поддерживать с ним теплые отношения.

Итак…

Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни.

Детей нужно учить уважать старших и заботиться о младших. Если ребенок проявляет инициативу и старается помочь в делах по дому, нужно поощрить его в этом. Конечно, часть обязанностей придется взять на себя.

Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Мне нравится!

В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир.

Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставлены» во времени.

Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.

Познавательное развитие . К концу первого года жизни ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими от собственного тела и извне, складываются начальные формы предметного восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.

Развитие произвольности . Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов. Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется «социальная» улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке.

Формируется чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям, к деятельности, к самому себе в последующей жизни.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.

Познавательное развитие . Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни («свои» и «чужие»); осваивает собственное имя; формирует представление о «территории» собственного «я» (все то, что ребенок относит к себе, о чем сможет сказать «мое»). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.

Развитие произвольности . Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).

Развитие переживаний . Возникает чувство автономии и личной ценности (самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

Познавательное развитие . Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.

Волевое развитие . Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу «глобальной подражательности» взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

Эмоциональное развитие . Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т.п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся «умными».

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).



Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет. От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.

Воспитание дошкольников .

Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правила посредством «внушений», то личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.

К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.

Отношение к природе . Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

Ценности преобразования : возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

Ценности переживания : ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным.

Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к происходящему. В результате формируются начала экологического сознания.

Отношение к «рукотворному миру» . Здесь формируются следующие

ценности.

Познавательные ценности : у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним приоткрывается значимость учения.

Ценности преобразования : возникает стремление самому сделать то,

что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.

Ценности переживания : ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.

Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра,

общение с искусством.

Формируются начала духовности как свойства сознания.

Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям). Представлено следующими ценностями.

Познавательные ценности : у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление.

Ценности преобразования : ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им; передавать свои знания, опыт другому.

Ценности переживания : ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость.

Формируются начала нравственного сознания.

Отношение к самому себе . Представлено следующими ценностями.

Познавательные ценности : открытие своего «Я»; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию.

Ценности преобразования : на основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все».

Ценности переживания : чувство физической и психологической защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им; наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.

Формируются начала самосознания личности.

Обучение дошкольников .

В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает определенный уровень «зрелости» тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно обучение. Такая по существу «школьная» модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.

Формирование культуры познания . По мере расширения ориентировки ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др.

Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и т.п.

Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т.д.

Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать, предполагать, знать, и др.

Здесь - истоки рождения высших психических функций, зрелые формы, которых появятся позже, в школьные годы.

Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует культуру познания.

Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой культуры). Здесь ребенок приобщается к тем социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира - способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов действий. Ребенок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

Конечно, все эти действия, характеризующие высокий уровень произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных формах и, главное, еще не представляют собой целостной системы, определяющей поведение ребенка.

Обучение основам целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки результатов и их последствий осуществляется через сочетание игровых и неигровых моментов; распределение функций между взрослыми и детьми. Одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности в дошкольном возрасте являются игры с правилами, которые организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Правила игры становятся той «точкой опоры»№\, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои собственные действия. В результате складываются предпосылки возникновения познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции.

Формирование культуры чувств . Цель обучения в данном случае -

согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.

Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.

Осваивается язык эмоций.

Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, т.е. рождается культура чувств.

Единство воспитания и обучения .

Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются специфически «детских» видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.

В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями - делами, встречами, играми, приключениями.

Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества.

Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях.

Открывающаяся перспектива . Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

«Равноценность представленности основных сфер». Согласно этому

принципу каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»), «Свободный выбор». Если воспитатель стремится что-то внушить ребенку (те или иные взгляды, ориентации, вкусы), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т. п.).

Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно -связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Важно обучать дошкольников в национальных и многонациональных детских садах русскому языку как языку межнационального общения, а также детей некоренной национальности национальному языку данной республики. Проблема языкового развития становится комплексной. Важно разработать единый цикл языкового развития детей в рамках более общего цикла гуманитарного воспитания и обучения.

Описанные условия создают благоприятную ситуацию для воспитания начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в пределах детского сада, так и специальное ознакомление с жизнью других народов.

В детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческого начала: основной путь воспитания здесь - это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре - танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете. Детям полезно дать элементы этнографических и этнопсихологических представлений (используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей). Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним.

При формировании „базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.

Воображение - основа активного участия ребенка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т. д. Оно включается в состав уже исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного), самосознания (образ «Я», самооценка и др.), отношений к другому человеку (сопереживание, сочувствие, понимание). Достаточно развитое воображение позволяет ребенку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности.

Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт - оригинальный рисунок, новую сказку и т.п.

Творческий процесс - это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

Произвольность расширяет возможности ребенка сообразовывать свое поведение с собственными побуждениями и побуждениями других людей. Особое значение при этом приобретает не только подчинение готовым правилам, но и конструирование новых правил, готовность принимать задачи взрослого и выдвигать собственные. Все это обусловливает развитие потребности быть активным, познавать и преобразовывать мир, оказывать влияние на других людей и самого себя.

Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему и быть значимым для других людей.

Являясь стержнем личности, творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно особую систему: они самоценны и в то же время не могут существовать друг без друга; они несводимы к прямым результатам педагогических воздействий и в то же время обусловлены ими; они выражают своеобразие, неповторимость растущего человека и в то же время основаны на его общности с другими людьми.

Зарождается индивидуальность ребенка. Складывается собственно межличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми, не сводимое к реализации каких-либо специальных воспитательных задач или дидактических целей, формируется отношение полноценного общения и сотрудничества.

Развитие индивидуальности каждого ребенка и духовно- эмоциональных контактов между ним и взрослым, а также другими детьми требует существенного обновления характера организации жизни ребенка в детском саду, построение условий для свободного, не стесненного инструкциями общения, для раскрепощения личности ребенка.

Совсем недавно ваш ребенок был маленьким, не умел стоять на ногах, говорить и держать ложку в руках, а теперь он уже проявляет свой характер и часто ставит родителей в неудобное и затруднительное положение. Знакомая ситуация? Тогда пришло время узнать, какие существуют подходы в воспитании детей, и как правильно применять эти знания на практике.

Правильно подобранные подходы к воспитанию современного ребенка в семье, к его обучению, и становлению помогают максимально полно раскрыть его способности и индивидуальные особенности.

Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности

Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.

Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.

Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.

Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.

Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.

Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.

Индивидуальный подход в физическом и эмоциональном воспитании детей

С самых первых минут своей жизни ребенок является уникальным, особенным созданием, не похожим ни на кого другого. Это касается не только внешнего облика, но и стиля и особенностей поведения, физического и эмоционального развития. Индивидуальные, то есть присущие только ему, особенности поведения и развития, в большей степени зависят от условий воспитания и жизни ребенка. Так, например, малыш не рождается жадным или жестоким, неумелым или очень самостоятельным. Эти особенности и умения появляются постепенно, под постоянным влиянием родительского воспитания, условий жизни и ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении современных детей подразумевает продуктивное учение «с оглядкой» на его личностные качества, поведение, способность быстро воспринимать окружающую обстановку и т.д.

При осуществлении индивидуального подхода в физическом воспитании детей также учитывается тот факт, что некоторые стороны поведения ребенка формируются с учетом врожденных особенностей его нервной системы, или так называемого типа высшей нервной деятельности. К примеру, одни дети рождаются и развиваются очень шустрыми и энергичными индивидуумами, другие – менее активны, а третьи активными, но чересчур медлительными.

Что предполагает индивидуальный подход к ребенку в воспитании

Важно понимать, что особенности нервной системы никоим образом не предопределяют приобретение личностью тех или иных умений, навыков и привычек, черт характера и пр. Это зависит от качества воспитания и вида средств педагогического воздействия. Так, к примеру, строгий тон взрослого (воспитателя в саду, учителя в школе или родителя) просто необходим при общении с одними детьми и в то же время категорически неуместен в обращении с другими.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает знание взрослым или педагогом особенностей ребенка, степени его восприимчивости к тем или иным методам обучения и стилям общения.

Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста с учетом особенностей его нервной системы, сложившихся привычек, уровня его умственного и физического развития и реакций на приемы педагогического воздействия крайне на необходим для полноценного, гармоничного и многогранного развития малыша, а также для жизнерадостного настроения и хорошего его самочувствия.

Индивидуальный дифференцированный подход для воспитания социально-неадаптированных детей

Особенно важен индивидуальный подход для воспитания социально-неадаптированных детей, так как для них общение с посторонними людьми является настоящим стрессом. При общении с ними нужно также учитывать существующие типы высшей нервной деятельности, которые определяются свойствами таких нервных процессов как возбуждение и торможение. Они происходят в коре головного мозга, их слабость или сила, а также уравновешивание друг друга или преобладание одного из них определяют поведение индивидуума и его обучаемость.

Использование индивидуально дифференцированного подхода в воспитании детей позволяет раскрывать их возможности и скрытые способности, а также обеспечить нормальный процесс становления самоопределения и самосознания. Родители и преподаватели, использующие индивидуальный подход к обучению, высоко ценят его самого, прививают ему моральные, интеллектуальные и социальные ценности. Такой подход акцентирует внимание на каждом ученике, а также на его возможностях и желаниях.

Что является новым деятельностным подходом в воспитании детей

Деятельностный подход в воспитании детей – эффективный метод обучения. В процессе обучения и воспитания ребенок полученную информацию и навыки учебно-познавательной деятельности. При этом знания ребенку не преподносятся в уже готовой форме, чтобы ему осталось только запомнить их. Учебный процесс организовывается таким образом, чтобы обучающимся детям нужно было самим активно развиваться и познавать все новое самостоятельно.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей, который является относительно новым направлением педагогической науки лежат следующие дидактические принципы:

  • деятельности – полученные знания ребенок осознает и активно использует в своей жизни;
  • непрерывности – заключается в преемственности на всех уровнях обучения;
  • целостности - позволяет формировать системные и обобщенные знания об окружающем мире;
  • психологической комфортности – формирует благотворные условия для осуществления познавательной деятельности;
  • вариативности – дающий свободу выбора и формирующий способность искать различные варианты решения задач;
  • творчества – использование творческого потенциала в процессе обучения.

Самую главную роль в этом подходе играет деятельность самих детей их участие в процессе и самостоятельное решение всех проблем и задач обучения. Родители и преподаватели в этом случае представляют собой только поддерживающую, стимулирующую и корректирующую сторону.

На чем основан личностно ориентированный подход в воспитании ребенка

В последнее время все более востребованным является далеко не новый подход в воспитании детей, который называется личностно ориентированным, на основе которого основаны развивающие программы обучения в школах.

В том случае, когда родители хотят сохранить теплые и близкие отношения с ребенком, желают быть для него другом, с которым он будет делиться своими проблемами и мыслями, чтобы он прислушивался к их советам, вырос счастливым, то выбор стоит остановить именно на личностном подходе к воспитанию.

Личностно ориентированный подход в воспитании ребенка основан на принципах взаимодействия с ним, полного доверия и взаимопонимания. Отдавая предпочтение именно этому подходу нужно принять тот факт, что воспитываемый таким образом ребенок «удобным» для вас не будет, особенно на первых порах.

Родителям нужно уделять ему очень много внимания и времени, и постоянно бороться с искушением заставить ребенка что-либо делать, надавить на него и манипулировать им в той или иной ситуации. Ведь так гораздо проще, заставить его своим волевым решением, что-либо поменять в его собственной жизни против собственного желания и воли.

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей вынуждает родителей и педагогов постоянно придумывать и искать пути решения без манипулирования ребенком. Им придется учиться доверять ему, принимать и уважать его решения. Такой подход позволяет родителям воспитываться и расти вместе со своими детьми, работать над собой, меняться и расти. В то же время им придется полностью отказаться от родительского авторитета и заменить его уважительным отношением к личности ребенка.

Результатом использования личностно ориентированного подхода станет воспитания достойного, счастливого и самодостаточного человека, умеющего уважать других людей и прислушиваться к их мнению.

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика.

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты

Однако в 20 веке больше внимания в педагогике начали уделять психологическим аспектам развития ребенка и его особенностям в зависимости от возраста. Именно когда возрастной подход в воспитании и обучении детей вышел на первый план начался постепенный, медленный, но постоянный процесс стирания границы между полами.

Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.

Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.

Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.

Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который .

Статья прочитана 9 428 раз(a).

Что еще почитать