Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:
· чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
· активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
· уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
· тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям(при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
· терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:
· обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
· оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:
· организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
· Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
· Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.
В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:
1) по структуре власти в семье;
2) количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);
3) наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);
4) количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.
Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
· Единым объектом (субъектом воспитания);
· Общими целями и задачами воспитания детей;
· Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
· Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:
1. обеспечение качественного образования учащихся;
2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
4. подготовка школьников к школьной жизни;
5. формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для решения этих задач используются следующие средства:
· организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
· привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
· участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
· поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.
Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.
Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.
В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
В работе с родителями решаются следующие основные задачи:
· формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
· формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
· формирование психолого-педагогической культуры родителей;
· развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
· индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».
Список литературы:
1.Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.
2.Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.
3.Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.
4.Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. – 1988, №10. – С. 57 – 60.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Многие педагоги, психологи, ученые, исследующие проблемы семьи и её взаимодействие со школой, определяют так её значение: «Семья - базовая ячейка общества» (т.с. Ожегова)
Функции семьи различны. Авторы полагают, что главными из них являются: репродуктивная, обучающая, коммуникативная, эмоциональная, духовно-психотерапевтическая, развлекательно-рекреативная, хозяйственно-бытовая, экономическая, статусная, первичного социального контроля, социализации, защитная, объединения усилий. (8, с. 18)
Практика жизни доказывает важность и значимость семьи в развитии личности ребёнка. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.
В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат-это та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.
И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.
Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье.
С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям:
Со всем родительским коллективом;
Группой;
Индивидуально.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо:
Разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
Пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний;
Совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.
Виды и формы работы с семьей:
День открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы);
Благотворительная акция «Помоги семье», акции «Рождественская», «Подарок маме», интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я-интеллектуальная семья»;
Индивидуальные консультации, оказываемые психологами, социальными педагогами, классными руководителями по вопросам воспитания;
Общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических классных и общешкольных собраний, участие в городских родительских собраниях, участие в городской конкурсно-спортивной программе «Традиции моей семьи»;
Родительский всеобуч в форме родительских собраний, направленных на обсуждение с родителями актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания, в форме организационно-деятельностной и психологической игры, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые используются в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Наибольшей популярностью пользуются семейные праздники, итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки… В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.
Таким образом, педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Основная нагрузка по обеспечению взаимодействия школы и семьи ложится на плечи классного руководителя, который для этого в своей деятельности использует разнообразные формы работы. В самом общем смысле их можно разделить на индивидуальные, групповые и коллективные.
Посещение семьи на дому . Посещая учащихся на дому, выясняются условия их домашнего воспитания. Информация о семейном климате, об особенностях взаимоотношения внутри семьи, о позиции родителей в вопросах воспитания позволяет лично взаимодействовать с конкретной семьей и еще более правильнее выбрать направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Напротив, не имея данных сведений, невозможно оказать ученику соответствующей поддержки.
Чрезвычайно важно, чтобы родители были убеждены, что преподаватель посещает семью не для выговора ученику, не с претензиями в его отношении, а как помощник в деле воспитания. Сплошные претензии учителя на ребенка либо обвинения родителей только усугубляют ситуацию, огорчают их и вызывают часто ожесточенное и несправедливое отношение к ребенку, а с его стороны можно наблюдать озлобленное конфликтное отношение к учителю и утрату интереса к учению вообще.
Родители обязательно заблаговременно должны быть предупреждены о приходе педагога. А он при этом должен руководствоваться некоторыми правилами: проявлять педагогический такт в общении с членами семьи, начинать разговор с каких-либо положительных моментов, четко обозначать проблемы в учебно-воспитательном процессе ребенка и давать ненавязчивые советы и рекомендации, беседовать в присутствии учащегося, не предъявлять жалоб к родителям, всячески подчеркивать собственную заинтересованность в деле воспитания и обучения.
Индивидуальные консультации . Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации ведутся для того, чтобы преодолеть беспокойства родителей по поводу обучения и воспитания ребенка, а с учетом правильного построения они содействуют налаживанию доверительного контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся индивидуально по мере надобности, нередко даже по инициативе самих родителей. В процессе беседы могут обсуждаться самые разные вопросы, касающиеся ребенка: его самочувствие, интересы, особенности поведения, склонность к тому или иному учебному предмету, специфика характера и другие. Консультации способствуют разрешению многих противоречий и приносят пользу не только родителям и ребенку, но и самому педагогу.
Переписка . В работе с родителями переписка употребляется достаточно обширно. Как правило данная форма работы используется по отношению к тем родителям, которые в силу различных обстоятельств не имеют возможности часто посещать учебное заведение (плотная занятость, большое расстояние, проблемы со здоровьем и т.д.). В век информационных технологий всё чаще для общения родителей с учителями используются мобильная связь, социальные сети, Интернет-сайты и форумы.
Родительские лектории . Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические рекомендации и советы по воспитанию ребенка в семье и многие другие. Планомерная и целенаправленная работа позволяет родителям лучше узнать личностные и возрастные психофизические особенности детей, выявить причины их отклонения от норм поведения, правильно подойти к решению педагогических задач с помощью выбора соответствующих методов и форм воспитания.
Тематические консультации . Их рекомендовано проводить раз в четверть для всех желающих. Организует такие консультации школа, а проводят специальные эксперты (социальный педагог, психолог, медицинский работник, сотрудник полиции и т.д.), которые могут подобрать оптимальный вариант решения конкретной проблемы.
Родительские вечера представляют собой праздник общения родителей. Непринужденная беседа друг с другом, обмен опытом решения конкретных проблем, обсуждение обстановки в семье помогают по-другому взглянуть на ребенка и процесс его воспитания, понять его особенности и расширить свои возможности в этом деле.
Классные мероприятия проводятся в течение всего учебного года внутри класса и традиционно связываются с различными событиями: дни рождения, календарные праздники, чаепития. Они содействуют сближению родителей между собой, а также налаживанию контакта между учителем и родителями.
Коллективные формы работы с родителями наиболее ярко представлены в виде научно – практической родительской конференции. Эта форма сочетает в себе пропаганду педагогических знаний и практические навыки семейного воспитания. Инициаторами проведения такой конференции, как правило, выступают родительский комитет и актив класса. Заседания могут быть посвящены разнообразным воспитательным вопросам. Проводятся конференции 1–2 раза в год, так как требуют кропотливой подготовки (анализ литературы, обобщение собственного опыта, подготовка рекомендаций, организационные аспекты). Эффективность родительской конференции увеличивается, если в ней принимают участие библиотека, различные эксперты, приглашенные гости.
Родительское собрание является универсальной и самой распространенной формой взаимодействия школы с семьями учащихся. На собрании дискутируются трудности жизни класса, родительского коллектива и школы в целом. По своему назначению они делятся на следующие виды: организационные, аналитические, итоговые, комбинированные.
Родительское собрание включает в себя шесть неотъемлемых компонентов: анализ учебных достижений учащихся и рекомендации учителей-предметников, знакомство родителей с состоянием психологического климата в классе (взаимоотношения, внешний вид и т.д.), психолого-педагогическое просвещение родителей по конкретной теме, рассмотрение организационных вопросов (экскурсии, классные мероприятия, приобретение учебной литературы и т.д.), рефлексия – в конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
Отдельно следует отметить и работу родительского комитета. Он создает проект общих действий по предложению поддержки семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом, оказывает помощь в проведении всевозможных внеклассных мероприятий и решает целый ряд других вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.
Так, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьей призваны обеспечить взаимодействие школы с родителями, увеличить эффективность процесса воспитания и обучения детей.
По мнению родителей - все родительские собрания - это устаревшая форма общения школы и семьи. Они считают, что родительские собрания представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах обучающихся. Им хотелось бы выступать не в роли пассивных слушателей, а проявлять активность, делиться опытом воспитания, строить общение. Для того чтобы у родителей не пропал интерес к новизне обучения и воспитания, назрела необходимость искать новые формы проведения родительских собраний.
Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями обучающихся, без информации о семье, в которой живет и воспитывается обучающийся.
Ведь семья - это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
Среди основных задач организации совместной работы нашей школы и родителей можно выделить следующие:
Педагогами школы применяются следующие формы работы с родителями.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, педагоги определяют ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
·Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
·Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольное родительское собрание используются для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года происходит награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей - друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
· Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров разнообразные, они учат слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Темы родительских вечеров, используемых педагогами школы:
1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. "Можно" и "нельзя" в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
С большим интересом родители участвуют в тренингах разного рода, особенно охотно участвуют в тренинговых заданиях, как "детские гримасы", "любимая игрушка", "мой сказочный образ", "детские игры", "воспоминания детства", "фильм о моей семье".
Педагогам и родителям на заметку
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
В целом, можно сделать следующие выводы по работе с родителями:
Список литературы
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция
- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум
- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки
обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Педагогическая дискуссия (диспут)
- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам