Здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие. IX. Обсуждение результатов домашнего задания. IV. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Введение

Глава 1. Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия старшего дошкольника

1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

1.2 Родительские стили воспитания и установки

1.3 Психологическая характеристика личности старшего дошкольника

1.4 Особенности эмоционального благополучия ребенка

1.4.1 Особенности эмоционального поведения ребенка

1.4.2 Особенности эмоциональных отношений в семье

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.1 Программа эмпирического исследования

2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников

2.2.1 Описание результатов исследования родительского отношения к ребенку

2.2.2 Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

2.3 Интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.

Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Именно поэтому так важно изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Более того, диагностика эмоционального поведения и эмоциональных взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого (Л.И. Божович), в эмоциональном взаимодействии со взрослым (М.И. Лисина), в обретении чувства уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым (Г.В. Скобло). Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я - Мир» и является необходимым условием его развития.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия.

В связи с вышеизложенным, цель нашей работы: теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Задачи исследования :

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

2. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;

3. Выявить особенности эмоционального благополучия личности старших дошкольников;

4. Выявить взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Объект исследования : дети 5 – 6 лет в количестве 51 человек, их родители (матери и отцы) в количестве 51 человек.

Предмет исследования : семейные взаимоотношения, эмоциональное поведение, эмоциональное принятие и эмоциональное отношение старшего дошкольника к семье.

Основная гипотеза исследования: особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений.

Методы исследования:

Методы обработки данных:

описательная статистика, частотный анализ, методы анализа различий (Краскал-Уоллес, Манн-Уитни, таблицы сопряженности) статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерного пакета SPSSver. 18.0.

Методы сбора данных:

1. «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

2. Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);

3. Методика «Рисунок семьи», позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие (В.Хьюлс, Л.Корман, А.И.Захаров);

4. Проективный тест «Два дома»: направлен на определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы (Вандвик И., Экблад П.);

5. Методика «Метаморфозы», позволяет выявить тип эмоционального поведения ребенка: условно нормативный, защитный и демонстративный тип (Ж. Руайер, адаптирована Н.Семаго).

Теоретическая значимость исследования родительских отношений и эмоционального благополучия обусловлена выявлением новых граней в разработке социальной теории личности и вносит вклад в исследование детско-родительских отношений и таком мало изученном феномене, как эмоциональное благополучие ребенка. Реализована попытка обобщения имеющегося теоретического материала по вопросам влияния семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие детей, и путях совершенствования воспитательного процесса в семье.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно учитывать в практике психологического консультирования, психодиагностике, групповой и индивидуальной работе с родителями. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в своей работе психологами, дефектологами, педагогами для создания и реализации программ психокоррекционных и развивающих тренингов, а также разработки комплекса рекомендаций для родителей.


ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

(анкета)

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной

Ярославль, 2016

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи:

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!».

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Игра с мячом «Добрые слова».

5. Советы для родителей «Минуты нежности».

6. Тестирование «Какой Вы родитель?».

7. Обсуждение результатов домашнего задания.

8. Тренинг.

9. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Предварительный этап

1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка»

2. Оформление папки «Детские неврозы».

3. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

II. Организационный этап

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, черного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.

III . Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.

Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.

Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.(все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза - зеркало души»

Слово , как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

«Слово»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

IV. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

V. Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Результаты (в %) представляются в наглядной форме.

Вывешивается плакат.

Причины:

  • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
  • Нарушение режима дня.
  • Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
  • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
  • Неблагополучное положение в семье.
  • Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
  • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
  • Снижение двигательной активности.
  • Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два - приколите синее сердечко. Если три и более — приколите черное сердечко.

Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка.

Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.

VI. Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.

Родительская любовь и ласка нужны не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Хотя, конечно, шумные и подвижные игры можно проводить только после пробуждения ребенка, а не на ночь глядя.

Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка — чтобы быстрее зажила.

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.

VII. Советы для родителей «Минуты нежности»

Предложите родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.

Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами ; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.

Спрашивайте себя так: - Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку . А для этого в следующий раз, когда он забудет положить сушить варежки, не спешите отчитывать - он обидится, и урок не пойдет впрок. Пусть он попробует одеть сырые варежки и пойти в них домой. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда у него войдет в привычку сушить варежки после прогулки, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились - вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого . Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

VIII. Тестирование «Какой Вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения? Ответьте да или нет.

1. Какой ты у меня молодец!

2. Ты способный, у тебя все получится.

3. Ты невыносим!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять?

8. Какой ты сообразительный!

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1. 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7—8 баллов — между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9—10 баллов — Ваше настроение в общении с ребенком носит, непоследовательный характер и больше зависит от случайны" обстоятельств.

11—12баллов — Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

IX. Обсуждение результатов домашнего задания

Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

— Какое у него при этом было настроение?

— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Выступления двух-трех родителей.

X. Тренинг

1. Игра «Страхи в домиках»

Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика — черный и зеленый. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

Детские страхи

  1. смерть (дети осознают конечность жизни);
  2. страшные сны;
  3. нападение бандитов;
  4. огонь и пожар;
  5. природные стихии;
  6. ядовитые змеи;
  7. страх сказочных персонажей;
  8. высота;
  9. кровь;
  10. уколы;
  11. боль;
  12. неожиданные звуки;
  13. темнота;
  14. замкнутое и открытое пространство;
  15. врачи;
  16. одиночество.

На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.

По окончании игры педагог раздает родителям списки перечисленных страхов .

2. Динамическая пауза

1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:

а) любят работать на даче;

б) любят делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:

а) любят тратить деньги;

б) любят путешествовать.

XI. Заключительная часть

Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

В заключение родителям выдается памятка

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника

4 года

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

Способен к сотрудничеству со сверстниками;

Способен усвоить правила очередности;

Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении.)

5 лет

Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

В психолого-педагогической литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «Эмоциональное благополучие». Так, в психологическом словаре мы находим понятие « эмоциональное состояние» - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта- дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия – неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Можно сказать, что понятие соотносимо с понятием «настроение» как в разной степени осознанное психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Оно соотносимо также и с понятием «эмоциональное самочувствие», понимаемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах.

Эмоциональное благополучие ребенка, согласно Г.Г.Филипповой, представлено следующими компонентами:

Эмоция удовольствия- неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

В работе Кошелевой определенно несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. А именно:

Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает;

Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

Обстановка в семье ребенка.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Организуя жизнь детей в группе, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным ими в семьях. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей с резко выраженными особенностями в поведении: шумных, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием; ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. При внимательном отношении к детям с отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Проблемой эмоционального благополучия занимались многие ученые: А.Д.Кошелева, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Г.Г.Филиппова, В.М.Бехтерев, А.Рояк, Т.А. Репина, В.С.Мухина и другие.

В исследованиях Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействие и повышает социометрический статус ребенка.

Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовать свои притязания, стремятся быть признанными. Все это сказывается на положение ребенка в группе.

Кошелева А.Д. занималась вопросами эмоционального неблагополучия: причинами его возникновения и способами нормализации.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом детского- родительского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

«Эмоциональное благополучиеребенка»

Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка?

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?

1.Нарушение режима дня

2.Несогласованность требований к ребенку

3.Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4.Изобилие информации

5.Неблагополучное состояние в семье

6.Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

7.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.

Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.

Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

Советы для родителей «Минуты нежности»

1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.

4. Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.

5. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.

Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - иэто придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему озорнику – и он повеселеет.

«Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка -дошкольника»

4 года

Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

Способен к сотрудничеству со сверстниками;

Способен усвоить правила очерёдности;

Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

5 лет

Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

Способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

Начинает осознавать свои переживания;

Начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

Ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

Повышенная двигательная активность;

Ябедничество;

Небрежность в выполнении монотонных операций.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

6. Заикается.

7. Грызёт ногти.

8. Сосёт палец.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

Татьяна Епифанова
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья

Здоровье - это состояние полного физического , психического и социального благополучия , а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ) .

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников .

Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие .

Эмоциональное благополучие человека - уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.

Эмоции и чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. По-этому эмоции , которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний , а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

Тревогу вызывает позиция, которой придерживаются многие : единственное направление эмоционального развития детей - воспитание способности контролировать свои чувства. Отсюда вытекает и со-ответствующая воспитательная позиция : жестко подавлять любые проявления эмоций . К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций , т. е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции . Как следствие - психосоматические заболевания , неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.

А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу , стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс» . Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным , между телесным и психическим благополучием . Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А. Д. Кошелева особо среди них выделяет :

Состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

Особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;

эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;

Обстановка в семье ребенка.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.

Рост эмоционально- психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей . Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания.

Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности .

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся :

В трудностях засыпания и беспокойном сне;

В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;

В беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

В рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;

В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;

В проявлении упрямства;

В еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита) ;

В боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;

В подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;

В снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

В дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения .

Возникает вопрос как же выявить то или иное эмоциональное состояние ребенка . Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния , но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке) . Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций , работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.

Как же справиться с проявлениями эмоционального неблагополучия у ребенка и какие существуют профилактические меры? В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные здоровьсберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психического состояния воспитанников :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика :

Время проведения в режиме дня : Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

Особенности методики проведения : Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка .

Динамические паузы :

Время проведения в режиме дня : Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Особенности методики проведения : Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Релаксация :

Время проведения в режиме дня : В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Особенности методики проведения : Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы

Гимнастика бодрящая :

Время проведения в режиме дня : Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Особенности методики проведения : Форма проведения различна : упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Гимнастика корригирующая :

Время проведения в режиме дня : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Особенности методики проведения : Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей .

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) :

Время проведения в режиме дня : В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач.

Особенности методики проведения : Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры :

Время проведения в режиме дня : 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения : Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж :

Время проведения в режиме дня : В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы .

Особенности методики проведения : Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Сказкотерапия :

Время проведения в режиме дня : 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения : Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом :

Время проведения в режиме дня : В течение всего дня.

Особенности методики проведения : Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Психогимнастика :

Время проведения в режиме дня : 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Особенности методики проведения : Занятия проводятся по специальным методикам.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность . Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей :

Необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.

Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию, а используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

Список литературы :

1. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н . Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание -2007. № 12.- С. 12-17

2. Кошелева, А. Д. Мелодия душевной жизни ребенка/. А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 8. С. 91-96.

3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников/ А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева– М.: Академия, 2003.- 176с.

Что еще почитать