Интерактивные методы работы с родителями в доу. формирование умений, навыков

Пояснительная записка

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте . Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».

Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Задачи педагогической работы по пропаганде педагогических знаний среди родителей:

1. Изучить специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.

2. Выделить формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

3. Разработать систему форм и методов воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ.

Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей полностью игнорируется.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

Подготовка к применению интерактивных методов на родительском собрании

Для того, чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, постаралась учесть некоторые условия.

Обеспечила безопасность участников. Я не оценивала правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Решила не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению родителей, выразить им благодарность за участие.

Я попробовала заинтересовать родителей. Объяснила им, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации дошкольной жизни, применить полученные знания и т.п.

Организовала пространство. Изменила расстановку столов в группе (поставила их полукругом) .

Предупредила родителей заранее. Сообщила о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия (подготовила письменные приглашения и передать их родителям).

Выбрала оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия. Время это ограничилось 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, свои родительские собрания я провожу в нетрадиционной форме. Очень тщательно к ним готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подобрала музыку, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Например, родительское собрание «Развитие творчества у детей младшего дошкольного возраста» начинала с инсценировки короткой сценки, роли исполняли дети и воспитатель, приглашенные из другой группы. Подготовила слайд – шоу «Развитие творчества в детском саду», выставка детских работ, подготовила материалы для «Мастер – класса» родителей. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Родительское собрание

«Развитие творчества у детей»

Цель : Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Звучит спокойная музыка в зале, где будет проходить родительское собрание. Собрание начинается с инсценировки короткой сценки, роли исполняют дети и воспитатель.

Предварительная работа:

Оформление пригласительных билетов, аппликация «Красивая снежинка»

Подготовка слайд – шоу «Развитие творчества у детей в детском саду»

Выставка детских работ.

Приготовление материалов «Мастер – класса» и атрибутов для инсценировки.

Инсценировка:

Зал оформлен декорациями для сценки. На импровизированной сцене стоит стол, на котором подготовлено всё для занятия по рисованию (краски, кисти и т.д.). Появляется Лесовичок, он зовёт Арину и Роберта заниматься. Арина послушно садится за стол, а Роберт долго приходиться упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда все усаживаются, Лесовичок рассказывает детям историю, которая приключилась с Феей цветов.

Лесовичок: Сегодня, дети мы с вами будем рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается.

На большом листе Лесовичок рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Маша внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснил Лесовичок. Ваня же балуется, рассматривает краски, обмакивает кисть в краску и ставит кляксу, рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Лесовичок рассматривает оба рисунка, хвалит Машу и делает замечание Ване за выполненную работу.

Ход собрания

Воспитатель: Уважаемые родители! Эта маленькая инсценировка открывает наше собрание, тема которого – «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста». Давайте сейчас вместе вернёмся к Лесовичку, Арине и Роберту и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие способности.

музыкальная пауза

В наших шарах – вопросы. Если вам достался шар с вопросом, но вопрос не понравился или вы не можете на него ответить, вы можете передать его дальше по кругу.

(Родители высказывают свои мнения, делятся своими впечатлениями, задают вопросы). Что такое детское творчество? В чём оно может проявляться?

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребёнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у них положительные эмоции.

Как вы думаете, в каких видах деятельности может развиваться детское творчество детей? (Изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, конструктивной деятельности и т.д.).

Обратила внимание родителей на успехи детей в изобразительной деятельности (выставка рисунков, поделок, аппликации и т.д.).

Я предлагаю вам, уважаемые родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята.

Проводится мастер – класс «Опускаем руки в краску»

Предложила родителям нарисовать портрет своего ребёнка, используя нетрадиционную технику – рисование пальцами. По окончании работы оформила выставку рисунков родителей «Детки – конфетки»

Воспитатель: Известно, что дети необычно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и реагируют на новое, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их восхищает зрелище кукольного театра, они легко перевоплощаются в героев из прочитанных книг, спектаклей. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребёнка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, самостоятельность, расширяется кругозор. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: Осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или из разных видов круп и т.д.

Предложила родителям отправиться в страну Вообразилию.

Провела игру «Перевоплощение»

Объяснила родителям, что для этого им предстоит перевоплотится, в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будете мама, вы – папа, вы – автосигнализация и т.д.

(Я рассказала, родители озвучили, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

п. Майский, ул. Неизвестная. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост Гаи. Свисток милиционера. Слава богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. Итак, п. Майский,

ул. Неизвестная, летнее утро……

День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра даёт возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. Как говорил американский психолог Эрих Фромм: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества.

Проект решения:

Продолжать развивать творческие способности, у детей, использовав информацию на родительском собрании.

Оформить подбор игр для родителей на развитие творчества у детей.

Предоставить информацию для родителей чему должны, научится, дети к концу года.

Пополнять презентацию новыми сайдами и использовать её, как подарок семье при выпуске в школу

К собранию подготовила презентацию творческой деятельности детей в детском саду.

На собрании выразила благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

Спасибо, за участие,

За творческий подход,

Ваших славных работ

Детский сад с восторгом ждет!

Вы помощь оказать

Всегда нам рады,

И за участие во всем

Примите и от нас награду!

Родитель для ребенка

Во всем прекрасен.

И как ребенка воспитать

Родителю смысл ясен.

Ведь главное здесь

Творчество и труд.

Они вам личность

В будущем дадут.

Недавно организовала творческий кружок «Мы вместе» для младшей разновозрастной группы дошкольников, где дети совместно с родителями

с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Так же для достижения эффективности в работе с родителями еженедельно выпускаю газету « В гостях у «Аленки»», где родители не только видят отражение жизни их детей в детском саду, но и черпают советы и рекомендации по разным видам деятельности.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями не без использования интерактивных методов.

Приложение:

Фонограмма.

Фотогалерея:

Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей

В научной педагогической литературе (Т. П. Елисеева, Н. К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы.

По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

Формы взаимодействия педагогов и родителей

коллективные

групповые

индивидуальные

    Родительское собрание

    Родительский лекторий

    Конференция по обмену опытом

    Вечер вопросов и ответов

    Диспут-размышление по проблемам воспитания

    Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

    «Дни открытых дверей»

    Взаимодействие с родительским комитетом

    Взаимодействие с творческими группами

    Групповые консультации

    Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

    Клуб

    Беседа

    Посещение на дому

    Консультация-размышление

    Выполнение индивидуальных поручений

    Переписка

    Телефонный разговор

Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Часто они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорируется.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Для взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, полезно применять такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

И ннов ационное направление – проектная деятельность , которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, оно развивает их стремление к новой социальной позиции, способствует формированию коммуникативных навыков. Исследовательская деятельность, в свою очередь, развивает умения определять возможные методы решения проблемы при участии и помощи взрослых, что способствует вовлечению родителей в жизнь школы , сподвигает их к активному продуктивному партнерству с собственным ребенком, с детским коллек тивом, с педагогами .

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово « интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,дай попробовать и я пойму», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию . В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет учитель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами . Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию , с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей . Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Самые активные формы работы - родительские собрания , где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

Подготовка к применению интерактивных методов на родительском собрании

Для того, чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, необходимо учитывать некоторые условия.

    Обеспечить безопасность участников . Психолог или педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Психологу (педагогу) лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.

    Заинтересовать родителей . Нужно объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации школьной жизни, применить полученные знания и т.п.

    Организовать пространство . Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.

    Предупредить родителей заранее . Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).

    Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

Следующая форма работы – индивидуальные консультации.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

    особенности здоровья ребёнка;

    его увлечения, интересы;

    предпочтения в общении в семье;

    поведенческие реакции;

    особенности характера;

    мотивация учения;

    моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1. О здоровье можно сказать следующее …….

2. Его отношение к школе было …….

3. Трудности воспитания связаны с …….

4. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ….

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями

    тематические консультации

    родительские чтения

    родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

    на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

    учитель собирает и анализирует информацию;

    определяется список литературы по данному вопросу;

    изучение литературы родителями;

    изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

2.Друзья моего ребёнка.

3.Традиции нашей семьи.

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения выделяют следующие направления работы:

1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса гимназии.

2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:

    проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;

    психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.

Для профилактики и коррекции неуспеваемости учеников используются разнообразные формы работы:

    Коллективные.

    1. Родительские собрания. Формы проведения родительских собраний необходимо максимально разнообразить. Можно использовать информационные технологии, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах класса, провести работу по профилактике неуспеваемости учащихся. Здесь выбираются активные методы общения и взаимодействия с родителями:

· лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

· дискуссия – "круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;

· исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);

· психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);

· диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания); активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.

2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения детей у учителей-предметников.

3. Информационно-просветительская и развивающая работа через: проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей; психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия для обнаружения и корректировки пробелов знаний.

4. Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются проводить по мере надобности. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год.

5. Пресс – конференция с родителями. Эту форма работы полезно проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завучей, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.

6. Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. Привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может реализовать себя в учебной деятельности, получить консультации, рекомендации специалистов ОУ, психолога, медицинского работника.

7. Тематические акции - новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Примерная тематика акций: «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Ветеранам – конкретную помощь», «Подари игрушку», «Накормите птиц зимой».

8. Изучение семей. Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного выбора методов, адекватных образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития успешности в обучении, для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

1. Наблюдение.

2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ОДН).

3. Индивидуальные беседы.

4. Тестирование.

5. Анкетирование.

6. Диагностика.

7. Деловые игры.

9. Использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

В целях профилактики невыполнения без уважительных причин учеником своих учебных обязанностей, а также за нарушение школьных правил поведения, с учетом действующего международного и федерального законодательства, используются следующие формы:

1) изучение родителями Устава школы и «Закона об образовании» с целью знакомства с обязанностями родителей и об их ответственности за обязательное получение общего образования их детей;

2) правовые лектории;

3) вручение родителям памяток - напоминаний «Как правильно выполнить домашнее задание», «Как выучить стихотворение» и т.д.;

4) совместное выполнение домашних заданий учитель – родитель – ученик;

5) индивидуальные консультации учитель – родитель по ликвидации пробелов знаний;

6) рейды родительского актива.

Электронная почта – очень полезный ресурс, который предоставляет более широкие возможности для общения с семьями школьников. Классный руководитель формирует список адресов электронной почты родителей.

По электронной почте рассылается текущая информация индивидуально родителям. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществлять личное взаимодействие с семьей. У классного руководителя есть возможность разместить в сети Интернет преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации учителя и др. Информация, полученная родителями по электронной почте чаще полезна тем родителям, которые по разным причинам редко посещают школу, предпочитают находиться у компьютера дома.

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия школы и семьи.

Главная цель родителей и педагогов – здоровый, развитый во всех отношениях ребенок. Какие бы интерактивные методы взаимодействия не применялись, необходимо помнить, что ребенку нужно внимание и похвала…

Стихотворение В. Васильева (зав. кафедрой педагогики и психологии Воронежского института – « Похвалите меня! »

Без похвал умирает душа,

Жизнь не всходит в счастливом зените.

Каждый молит без слов, чуть дыша:

"Похвалите меня, похвалите!”

Без похвал не пройти рубежа,

Не добиться великих открытий.

Просит снова и снова душа:

"Похвалите меня, похвалите!”

Похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, невзирая на его возраст.

Родителям после встреч полезно дарить подарки – буклеты, памятки.

19 заповедей Марии Монтессори для родителей:

Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:

Детей учит то, что их окружает.

    Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

    Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

    Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

    Если с ребенком честны – он учится справедливости.

    Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

    Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

    Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

    Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

    Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

    Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

    Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

    Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

    Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

    Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

    Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

    Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее.

    Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

    В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

    А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».

Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

светлана тубасова
Консультация «Интерактивные формы работы с родителями»

В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников , занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Мы четко осознаём приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям . В основе организации взаимодействия ДОУ с семьей действуют принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей , имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

В современном дошкольном образовательном учреждении я и моя напарница используем новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями , которые позволяют мне вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.

Слово «интерактив » пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

При организации совместной работы с семьями воспитанников мы соблюдаем основные принципы :

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечиваю возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей ;

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель нашей работы :

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, через наглядно-информационные формы , разнообразные виды деятельности.

Задачи :

Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями .

Активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей .

Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Применение интерактивных методов позволяет нам значительно углубить воздействие педагога на родителей , которые получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Для создания благоприятного климата взаимодействия с родителями наша приемная оформлена в одном стиле «Цветочная поляна» . Наша группа является призёром в конкурсе ДОУ на «Лучший родительский уголок » . (1 МЕСТО)

Особой популярностью пользуются такие уголки приёмной :

«Обучение и воспитание» - размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога)

«Новости группы» - содержится информация о событиях , праздниках, экскурсиях группы.

«Внимание! Конкурс!» - помещается информация для родителей о конкурсах поделок , творческих работ .

«Почтовый ящик» - размещается информация от родителей

«Книга отзывов и предложений» - размещается информация от родителей о проведённых мероприятиях в детском саду и предложение мероприятий

«Полянка успеха!» - размещается информация о успехах наших воспитанников на различных уровнях, участия в конкурсах.

«Полянка творчества» - выставка рисунков и поделок детей.

«Блюдо выходного дня» - родители делятся интересными рецептами блюд

«Информационные журналы » («Безопасность» , «День матери» , «Прогулка по городу» , «Мы за здоровый образ жизни» , «Лето, лето к нам пришло! Как красиво и тепло!» )

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно -коммуникативных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе - это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно -коммуникативных технологий помогают мне разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников , а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем :

Минимизация времени доступа родителей к информации ;

Возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

Обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников ;

Оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой ;

Рост объема информации ;

Оперативное получение информации родителями ;

Обеспечение диалога воспитателя и родителей группы ;

Оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, в нашей группе имеется список всех телефонов родителей . Родители детей знают , что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, я имею возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т. д. Преимущество в использовании сотового телефона - это осуществление живого диалога с родителями , оперативность информации .

Благодаря созданию своей группы, мы получили возможность оперативно выкладывать фото отчеты о пройденном дне, объявления, различные материалы на закрепление по лексическим темам, выкладывать интересные ссылки по проблемам воспитания и развития ребенка. Родители , в свою очередь, приобрели возможность быть всегда в курсе всех событий нашей группы, будь то нод, экскурсии, просто прогулки и различные развлечения. Кроме того, созданная группа в "Контакте" позволяет обмениваться фото и видео файлами со всеми участниками группы - то есть со всеми родителями . Такая нетрадиционная форма партнёрского сотрудничества с родителями воспитанников способствовала сплочению родительского коллектива .

Проектная деятельность.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей . Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы , оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Проект «Город моего детства»

Цель : Формирование у детей любви к родному городу, его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к истории и культуре своего народа.

Проект «Зимние забавы детей»

Цель : «Формировать у детей первоначальные представления о ЗОЖ через двигательную активность»

Тематические акции – это еще одна из интерактивных форм работы с родителями . Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Большая подготовительная работа к проведению акций способствует повышению моего профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями .

Подробно остановлюсь на акциях 2014-2015 учебного года. Акция : «Зеленый уголок» , благодаря которой, наш уголок природы пополниться новыми комнатными растениями. Акция : «Снежный городок» , в конкурсе ДОУ, на «Лучший снежный городок» (наша группа заняла 2 место) . на второе полугодие мы запланировали акцию- пополнить уголок здоровья в группе «За здоровьем в детский сад» , девиз нашей акции «Утро встречаем зарядкой, вечер провожаем прогулкой» , благодаря этой акции наш уголок здоровья пополнился спортивным инвентарём. К празднованию 70 летия Великой Победы акция памяти павшим, и уважения ветеранам : «Мы помним! Мы гордимся!» . Любая акция таит в себе много воспитательных моментов. Это и бережное отношение к старым вещам, к объектам живой и неживой природы, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Здесь самое главное – это в какой форме преподнести информацию об акции родителям , как мотивировать их на участие. Я это делаю в форме красочно оформленного объявления . Например : акция «Кормушка» (родители и воспитанники участвовали в городской экологической акции «Поможем птицам» , 1 место, в номинации «Кормушка - веселушка» ).

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от нас, как педагогов и родителей терпения , творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуем принцип партнерства и диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения , формирование умений , навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

Спасибо за внимание!

Интерактивные формы и методы работы с родителями в ДОУ.

Из опыта работы заведующего ДОУ №4 г. Шахтерска

Мельниковой Ольги Федоровны

Если мы у родителей всегда встречаем больше любви к своим детям, нежели у детей к родителям, то это грустно, вместе с тем и естественно. Кто же не любит больше свои надежды, нежели свои воспоминания.

Иосиф Этвеш

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Интерактивные методы работы – это методы взаимодействия участников между собой, где происходит активизация познавательной деятельности участников, совместное решение значимых задач, способность взаимодействовать или находиться в состоянии диалога.

Словарь терминов и понятий

Интер… (приставка) – образует существительные и прилагательные с тем же значением, что "между", "меж" (например, интервидение – Международная телевизионная организация).

Активный – деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действующий.

Интерактивный – содержащий активное действие между чем-либо, кем-либо.

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением; совокупность приемов и средств произведения (действия и т.д.).

Ин… (приставка) – образует понятие со значением "противоположный".

Интро – (в отличии от "ин" и "интер") – (от лат. Intro) – движение внутрь.

Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) – термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга и всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия; организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация (объединение усилий участников) и конкуренция (столкновение целей, интересов, позиций, мнений).

Наиболее часто используемые интерактивные формы работы:

    Ролевые игры. Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций.

    Деловые игры. Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений.

    Дискуссия. Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа.

    Аукцион. Как известно, аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
    Как интерактивную форму, аукцион можно проводить не только в молодежном коллективе, но и в родительском. При этом, аукцион может быть педагогический, психологической, правовой и т.д.
    Аукцион направлен:
    - на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;
    - на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
    - на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).

    Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Семейного клуба».Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствует формированию активной жизненной позиции, укреплению института семьи, передачи опыта в воспитании детей. В работе этого клуба принимают участие педагоги, различные специалисты ДОУ (медработники, логопед, хореограф, педагоги дополнительного образования), а также родители воспитанников.

На базе нашего детского сада мы организовали Семейный клуб «Жемчужины здоровья». Наших родителей интересуют многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. При подготовке к заседаниям клуба обязательно ориентируемся на запросы родителей. Стержнем работы клуба является активное обсуждение проблем и задач, участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию, делятся опытом.

Целью нашей работы стало: п овышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

Задачи:

    обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;

    оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

    учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;

    привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

    расширить спектр средств и способов работы с родителями.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Формы заседания клуба различны:

Семинары-практикумы;

Круглые столы;

Тренинги;

Конференции;

Педагогические гостиные;

Игры с педагогическим содержанием и др.

При подготовке к заседанию клуба проводим анкетирование, с целью выявления знаний родителей по данному вопросу, запроса участников и получения дополнительной информации от них. В конце раздаем памятки, рекомендации по теме. Диалогическая фора проведения с использованием игр, жестов, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Родители делятся опытом, обсуждают и решали проблемные ситуации. В конце заседаний каждому из присутствующих вручаем памятки с рекомендациями. Родителям предлагаем видеоролики, мультемедийные презентации, а также фото альбомы групп. С большой выдумкой относятся родители к оформлению коллажей и составление своего генеалогического древа. Одной из интерактивных форм работы с родителями являются разнообразные тематические акции, которые стали у нас уже традиционными. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование экологической культуры: «Добра», «Счастливой семьи», «Георгиевская ленточка», «Если с другом вышел в путь!», «Цветы для зимнего сада», «Украсим елку», «Птичья столовая». Также нами были проведены родительские конференции: «Семейные праздники и традиции», «Советы родителям будущих первоклассников».

Отличной и интересной формой взаимодействия с семьями является организация разнообразных фотовыставок, которые направлены на ознакомление родителей с жизнью группы, деятельностью их детей. По нашей рекомендации родители оформили индивидуальные портфолио достижений своих детей «Наши звездочки», «Путь к успеху», которые получились очень интересными и эстетически оформленными. Большое значение мы придаем организации выставок семейного творчества. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. Самая популярная и любимая родителями форма работы – досуговая - концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях.

Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сологуб Ульяна Витальевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад №38

г. Заполярный

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОО

Современные стандарты дошкольного образования регламентируют не только работу педагога с детьми, но и работу педагога с родителями, что подкреплено

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 3, 7.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.

Цель сотрудничества состоит в том, чтоб создать единое образовательное пространство «детский сад-семья».

Данная цель реализуется через следующие задачи:

– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

– объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Классические формы сотрудничества с современными родителями не приносят желаемого результата. Меняется общество, меняются запросы родителей, поэтому необходимо искать новые формы сотрудничества.

На наш взгляд, использование интерактивных методов в работе с родителями является самым эффективным способом взаимодействия с семьей.

Интерактивные формы работы с родителями - это методы, позволяющие внедрить в процесс эффективное общение, что предполагает вовлечение родителей в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества:

Позитивные отношения

Демократический стиль

Сотрудничество в процессе общения между собой

Опора на личный опыт родителей.

В своей работе мы используем следующие интерактивные формы сотрудничества :

Совместные занятия по физической культуре;

Совместная подготовка и проведение праздников и утренников;

Деловые игры;

Круглые столы;

Родительские собрания;

Субботники;

Детско – родительские тренинги;

Проектная деятельность;

Организация и проведение совместных выставок и конкурсов;

Интерактивные досуговые мероприятия;

Мастер – классы с участием родителей и др.

Особенно актуальны в наши дни интернет технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.
Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте, которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющий установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые деляться опытом воспитания, давать советы, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.

На Странице Вк «Солнечный город», мы оперативно размещаем информацию о событиях в детском саду, фотографии с утренников, субботников и прочих мероприятиях, а также публикуем различные консультации и объявления.

Недавно у нас в саду прошел конкурс «Лучший снеговик». Дети с родителями и педагогами на участке детского сада лепили снеговиков и разместили фотографии Вк для онлайн – голосования. В итоге, голосовании приняли участие не только педагоги и родители нашего детского сада, а также жители Мурманска, Санкт – Петербурга, Москвы, Ярославля, Вологды, страны – Белоруссия, Казахстан, Украина. Победителем стал снеговик нашей группы, набравший ***** голосов.

Интерактивные досуговые мероприятия , в подготовке которых участвуют и воспитатели, и родители и дети – утренники, детско – родительские выставки которые проводятся в течении всего года по тематическому плану, тематические дни.

Этой осенью мы проводили выставку – дегустацию «Дары Осени», на которой были представлены овощные и фруктовые блюда, которые готовят у нас в саду и работы из овощей, сделанные руками родителей. Такие мероприятия мы, как правило, проводим вечером в пятницу, чтобы их смогли посетить как можно больше родителей. Выставка проводилась с 16 до 18 часов. Первые посетители появились в третьем часу, когда выставка еще только готовилась, последние уходили в восьмом часу. Выставку посетили не только родители воспитанников, но и их родственники, знакомые и сослуживцы. Мы получили много восторженных откликов, а самое главное, родители смогли убедиться, что в детском саду действительно вкусно готовят.

На родительские собрания, кроме обычной повестки дня, мы готовим практические показы специалистов, проводим экскурсию по детскому саду, готовим видеоподборку нашей ежедневной жизни – в группе, на прогулке, в музыкальном и физкультурном зале. Родители хотят знать, и имеют на это право, как живут их дети в детском саду.

Практико – ориентированный семинар. На таких семинарах, делятся своим опытом работы высококвалифицированные педагоги. Семинары мы проводим в форме воркшопов, на которых все желающие могут получить практические навыки игровых приемов в обучении детей. Гостями наших семинаров становятся не только педагоги и специалисты детских садов, но и родители наших воспитанников. воспитанников

Такие мероприятия способствуют формированию у педагогов и родителей потребности тесного взаимодействия в ДОО, совершенствуют качество работы дошкольного образования при взаимодействии с родителями. Где родителями становятся не только слушателями, но и непосредственно участниками.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. Таким образом внедрение интерактивных форм работы с родителями способствует формированию доверительных отношений педагогов и родителей, развивает умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом.


Что еще почитать