Предварительная работа:
Ход занятия
Вовлечение
На ковре стоят 2 стола.
Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем её отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.»
Ребята! Поможем дедушке с бабушкой?
Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чём можно путешествовать?
Дети:
на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.
Педагог:
а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга вцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)
Педагог
: Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретёт билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным.
(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)Стульчики стоят в виде вагона.
Выполнение заданий
Педагог
: Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний, Страна эта - необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?
Дети
: цветик - семицветик
Педагог
: правильно, а кто знает, почему он так называется?
Дети
: у него 7 лепестков разного цвета. Назовите цвета лепестков.
Он -то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 - столько же, сколько лепестков у цветика - семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик - семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.
(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)Каждый ребёнок, принёсший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги.Подходим к мольберту.
У бабушки и у дедушки в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это?
Речевая игра: «Какой, какая, какие?»
Кто это?
Какая она?
А это кто?
Какая она?
Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают её, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображён на карточке
Это корова.
Она большая, рыжая, с чёрными пятнами, умная, дойная, рогатая.
Это собака.
Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.
(коза - маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка - маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая)
Один ребёнок описывает, остальные добавляют.
Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идёт за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2…>
Конспект занятия в старшей группе ДОУ
Цель: содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речиВоспитатель: как надо вести себя в лесу?
Дети: не шуметь, не кричать, не разбегаться, делать добрые дела.
Воспитатель: на чём мы можем совершить это путешествие?
Ответ детей.
Воспитатель: нам помогут волшебные слова, но сначала надо взяться за руки, встать на одну ногу и четко произнести волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте слова за мной:
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Сы-су-са
Появляйтесь чудеса.
Воспитатель: открывайте глаза, наше путешествие началось. Слышите, кто – то плачет, да это же белка. Что случись Белочка?
Белка: надо мне найти картинки, где в словах 3 звука, а я не могу.
Воспитатель: ребята, что делать?
Дети: надо помочь белке?
Воспитатель: тогда найдите картинки обозначающие слова с тремя звуками и назовите их.
Воспитатель: молодцы, помогли Белке.
Белка: спасибо, ребята.
Воспитатель: до свидания Белочка, а нам дальше нужно идти.
Воспитатель: смотрите, что за дерево стоит?
Дети: дуб, у него листья дубовые.
Воспитатель: на листьях что-то написано?
Сказки в загадках
1. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Воспитатель: докажите.
доказательство детей
Мама деточек учила
Дверь чужим не открывать,
Не послушались детишки,
И попали к волку в пасть. («Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: докажите.
доказательство детей
Воспитатель: вот и пришли мы в сказочный лес, усаживайтесь удобней.
Воспитатель: зачем мы сюда пришли?
Дети: сказку сочинить об игрушке или животном.
Воспитатель: с каких слов обычно начинаются сказки? Давайте сочиним сказку все вместе, кто первый начнет?
Дети сочиняют сказку.
Воспитатель:
вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Воспитатель:
а нам пора возвращаться в детский сад, до свидания сказочный лес.
Воспитатель
: давайте вместе произнесем волшебные слова чётко, чтобы всем вернуться в группу.
Дети повторяют слова!
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Сы-су-са
Появляйтесь чудеса.
10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Воспитатель:
вот мы и в группе! Понравилось вам наше путешествие? Кого мы встретили в сказочном лесу?
А про кого сказку сочинили?
Спасибо, вы просто молодцы!
Красивая, развитая речь - это необходимое условие гармоничной социализации ребёнка, его комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения хороших и отличных результатов в учёбе. Непринуждённое и грамотное владение словом является важнейшим инструментом для развития мышления, творческой свободы самовыражения, разностороннего познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться правильно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в обществе. Далее подробно разъясним, каким образом следует строит работу по развитию речи у детей старшей группы согласно ФГОС.
Работа по речевому развитию - многогранный творческий педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленный на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи (умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие).
Направления развития речи:
В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности
Для государственных и частных образовательных организаций ФГОС сформулировал перечень программных требований, относящихся к области речевого развития:
Одна из основных задач, которые стоят перед дошкольником - это развитие речи и общения, включающее выработку чёткого и ясного произношения звуков и слов, обогащение и расширение словарного запаса
Осуществляет работу по совершенствованию речевых навыков старших дошкольников, как правило, воспитатель в процессе базовых плановых занятий по развитию речи, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут. Однако по факту стимулируемая педагогом работа над речевыми навыками происходит и в процессе других занятий, а также общения и игр в группе. Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.
В случае обнаружения у ребёнка во время логопедического обследования (прежде всего детей 5–6 лет, остальных воспитанников в течение года) речевой патологии коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед.
Задачи:
1. Совершенствование монологической формы речи, развитие речевого творчества. Монологические умения позволяют:
Важнейшей задачей речевого развития старших дошкольников является совершенствование диалогового общения
2. Развитие диалогового общения, которое предполагает владение такими навыками:
3. Пополнение словарного запаса благодаря расширению кругозора представлений о социальной жизни, природе взаимоотношений разных людей, особенностях их характера, определяющих поведение.
4. Совершенствование способности понимания формы и смыслового содержания более сложного и объёмного литературного текста.
5. Обучение навыкам в области лексики и грамматического строя речи:
Осуществляется звуковой анализ слов как на занятиях, так и в настольно–печатных играх
Ориентировочные результаты к концу учебного года:
1. Общение со взрослым окружением.
Подражание речи взрослых остаётся основным инструментом речевого развития детей, поэтому для педагога важно соблюдать правильную и ясную артикуляцию звуков и их сочетания, демонстрировать чувственную и эмоциональную насыщенность и выразительность речи (чувства радости, ласки, удивления, одобрения, разочарования, огорчения и т. д.), проявлять разнообразный диапазон силы голоса, тембра и темпа речи.
2. Культурная языковая и предметная среда.
Внутренний мир ребёнка в этом возрасте напитывается новыми впечатлениями, знаниями, обогащается жизненный опыт малыша, всё это приводит к стремительному пополнению словарного запаса. Задача воспитателя состоит в том, чтобы во время прогулок, совместных игр на занятиях, неформального общения с воспитанниками уточнять и активизировать лексический потенциал, внимательно и терпеливо выслушивать, помогать точнее и полнее выражать свои мысли, впечатления, ощущения, переживания, подсказывая нужные слова и исправляя ошибки.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы во время прогулок, совместных игр на занятиях, неформального общения с воспитанниками уточнять и активизировать лексический потенциал
Согласно требованиям ФГОС для детей необходимо создать комфортную и эстетически привлекательную обстановку, специальную предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность, а также неформальное игровое общение детей. Дидактические и наглядные пособия и материалы воспитатель использует во время проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр. В свободное время дети могут самостоятельно играть в речевом уголке, но необходимо воспитывать бережное отношение к настольным играм, приучать малышей поддерживать порядок.
Речевой уголок заполняется по разделам:
3. Непосредственная обучающая деятельность на специальных занятиях.
Основные формы работы:
4. Мир художественной литературы и искусства.
Ежедневное чтение художественной литературы, предусмотренной образовательной программой, обучение умению внимательно слушать сказки, произведения различных авторов. Чтение можно сопровождать демонстрацией наглядного материала, показом игрушечных персонажей, игровой импровизацией с просьбой продолжить, повторить, пересказать услышанное или словами описать картинку. Стоит заметить, что педагогу также необходимо постепенно приучать детей воспринимать художественное произведение без дополнительного участия средств наглядности.
Важно, чтобы ребёнок осознавал, что именно его привлекает в той или иной книге, умел это анализировать
В старшей группе нововведением является чтение «большой» книги по частям с последующим продолжением. Обсуждение сюжета или характеров главных героев может выстраиваться вокруг таких заданий:
Расскажите о самом весёлом, грустном, страшном эпизоде;
Проиграйте диалог главных героев так, как он вам запомнился, например, разговор Карлсона с Малышом.
Пятилеток начинают знакомить с орфографическим словарём, рассказывая о правилах путешествия по страницам этой необычной книги, в которой живут слова, объединённые в большие семейства по начальной букве.
Наглядные - основаны на непосредственном наблюдении в процессе экскурсий, рассматривания предметов и опосредованном рассматривании картинок, игрушек, описании и составлении рассказов по иллюстрациям и игрушкам.
1. Демонстрация слайд-шоу по литературному или сказочному сюжету с установкой на самостоятельный рассказ детей.
Методика проведения: показать презентацию трижды в течение месяца с готовым авторским текстом, а затем сообщить детям, что они сами будут выступать в роли рассказчика, при этом каждый будет словесно иллюстрировать свой слайд.
2. Творческий рассказ к картинке в продолжение сюжета. (А что произойдёт, когда дети вернутся с прогулки домой?)
3. Дидактическая игра на составление самостоятельного, последовательного творческого рассказа об игрушках.
4. Игры с использованием наглядности (предметы, игрушки, картинки-путаницы): «Кто или что лишнее?», «Определи на ощупь из чего предмет или игрушка», «Какая картинка нарушила порядок?».
Дети учатся составлять рассказ по сюжетным картинкам
Словесные - чтение и рассказывание литературно-художественных произведений, пересказ, заучивание наизусть, рассказ без опоры на наглядность.
Старших дошкольников начинают обучать пересказу. Выбранное произведение должно вызывать интерес и живую эмоциональную реакцию, тогда дети увлечённо будут слушать сначала чтение воспитателя, затем пересказ своих сверстников, попутно включаясь в работу. В начале учебного года воспитатель часто помогает, подсказывает своим воспитанникам, но во втором полугодии дети учатся пересказывать в небольших подгруппах (2–3 человека), сами принимая решение по поводу момента передачи эстафеты повествования, таким образом, формируются навыки деления текста на логически взаимосвязанные части и соблюдения правильной последовательности изложения информации.
1. Пересказ рассказов, сказок (10–11 занятий в год).
Алгоритм реализации включает несколько шагов:
2. Описание предмета или ситуации из жизненного опыта по памяти (рассказ о домашнем любимце, семейных праздниках, домашних хлопотах, прогулке в выходной день, играх на детской площадке и т. д.).
Методический приём - пример аналогичного рассказа с планом, вопрос-подсказка.
3. Дидактическая игра без опоры на наглядность в форме загадок «Угадай время года», «Угадай животное», «На каком транспорте отправимся путешествовать?»
Методический приём - воспитатель показывает пример, задаёт план.
4. Неординарным методом развития творческого воображения и фантазии, а также совершенствования образной речи является упражнение, связанное с сочинением детьми сказок по предложенной воспитателем теме, не опирающейся на известные литературные или сказочные сюжеты. («Как зайчик храбрость искал», «Как подружились волчонок и ёжик», «Путешествие белого медведя по Африке» и т. д.)
5. Завершение рассказа.
Методический приём: наводящие вопросы в форме плана без опоры на образец. Примерные темы: «Как прошла экскурсия», «Как мы строили ракету», «Как дети спасли котёнка», «Наш дворовой театр» и т. д.
6. Составление письма, например, любимому анимационному или сказочному герою.
Практические - использование дидактических упражнений, а также игровых технологий (ролевых и дидактических), проигрывание воображаемых ситуаций, театральных импровизаций как средств тренировки звукопроизношения, диалоговой речи, методов психологического и интеллектуального раскрепощения, развития инициативности и творческой активности.
1. Словесные задания и упражнения: «Расскажи иначе» (на употребление синонимов), «Скажи наоборот» (на употребление антонимов), «Расскажи подробнее» и т. д.
2. Забавные игры-нелепицы («Чего на свете не бывает?»), смысл которых состоит в том, чтобы продолжить весёлый рассказ, развивая при этом не только словарный ресурс, а ещё воображение и чувство юмора:
Весной у волка родились зайчата, а у лисы - котята …
В сказочной стране слоны летают, а рыбы бегают, птицы плавают, а зайчик охотится на волка …
3. Для совершенствования синтаксического строя речи важны ситуативные задания, суть которых сводится к доказательству ребёнком своей точки зрения или убеждения, объяснения правила игры сверстникам.
4. Звуковую культуру речи помогут усовершенствовать такие игры и упражнения:
Вспомните и назовите слова со звуком «ж» …
- «Замени словечко», материал для этой игры можно подобрать в сборниках развивающих игр для детей.
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!»
Подберите рифму.
Сложи цепочку из картинок (звук, на который заканчивается слово аист, должен быть первым в слове, обозначающем предмет, изображённый на следующей картинке).
5. Чтение и проговаривание скороговорок можно использовать как упражнения, которые помогут решить проблемы с речевым дыханием и добиться плавности речи. Сначала дети хором повторяют скороговорку за воспитателем. Затем можно приступать к индивидуальной тренировке и закреплению.
6. Драматизация литературного произведения или сказки (костюмированный ролевой, кукольный, настольный или пальчиковый театр).
Используется хорошо известное произведение, содержащее этический контекст, дети оперируют языком произведения с ярко выраженной интонацией, а также проявляют пластический и мимический артистизм.
Театральные игры учат понимать эмоциональное значение стихотворений или маленьких пьес, которые разыгрываются как этюды между двумя-тремя детьми
7. Проведение физкультминуток, которые также являются учебным заданием, поэтому необходимо настраивать детей на серьёзное отношение к физкультурным паузам и старательное их выполнение. Игровая гимнастика - несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «лыжник» и т. д.). Совершенствование мелкой моторики рук. Научные исследования В.М. Бехтерева обнаружили глубинную взаимосвязь гибкости и ловкости пальцев рук и деятельности высшей нервной системы. Пальчиковая гимнастика снимет умственное напряжение, мимический зажим, расслабит мышцы. Речевой механизм напрямую зависит от развитости ручных умений.
Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы разрабатывается педагогами дошкольного учреждения на основе одной из комплексных или парциальных программ и утверждается заведующей детского сада.
На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению речевой культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности. Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения. Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы.
Комплексные - придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.
Парциальные - акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка, при таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ.
Группа комплексных программ:
Новейшая программа, которая охватывает все образовательные области, но подчёркивает приоритетность речевого развития с ярко выраженным акцентом на речевое творчество, а также профилактику и коррекцию речевых недостатков. Стержень программы - развитие творческого воображения, стабильной мотивации к познавательной деятельности средствами современных игровых педагогических технологий с опорой на сказочную метафору, вокруг которой выстраивается сценарий развивающего занятия.
Развивающее направление может быть необходимо в работе с интеллектуальной сферой, вниманием, памятью, воображением, поведенческими аспектами и т. д
Новая редакция Типовой программы воспитания и обучения в ДОУ 1985 г., разработана с учётом современных научных достижений и опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа базируется на принципах гуманно-личностного отношения к ребёнку, нацелена на гармоничное всестороннее развитие, становление и развитие духовных общечеловеческих ценностей. Доминирует развивающая модель образования, призывающая педагога ориентироваться на индивидуальные особенности воспитанника, такой подход соответствует осовремененной «Концепции дошкольного воспитания» (В.А. Петровский, В.В. Давыдов и др.) о значимости и ценности дошкольного этапа детства. Принцип культуросообразности является базовым в построении программы в целом. Ведущим типом деятельности в дошкольном детстве считается игра.
Особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями. Авторы рассматривают семь основных характеристик личности, которые важно сформировать у ребёнка.
Разработана как программа многостороннего, обогащённого интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка в различных видах деятельности.
Парциальные программы:
Нацелена на развитие речевых умений, навыков связного высказывания, понимания взаимосвязей между структурными частями рассказа и отдельными фразами.
Придерживается принципа интеграции различных образовательных областей. Основные задачи коммуникативной образовательной области видит в становлении навыков свободного общения с детьми и взрослыми, совершенствование всех компонентов устной речи (лексического, грамматического, произносительного), связной речи (диалог, монолог) в различных видах детской деятельности.
В основе программы лежит комплекс научных теоретико-экспериментальных авторских методик, а также психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой становление сознания человека является определяющим направлением его развития.
Методические пособия разрабатываются для того, чтобы помочь воспитателю, особенно начинающему, в организации его работы. Кроме того, все они проходят рецензирование, соответствуют современному уровню научных знаний в области детской психологии и физиологии, общеобразовательным программам и требованиям государственного стандарта дошкольного образования. Как правило, методические рекомендации являются дополнением к конкретной комплексной или парциальной программе, поэтому целесообразно отдать предпочтение авторским пособиям, которые входят в единый учебно-методический комплекс вместе с общеобразовательной программой, по которой работает садик. Пособия носят рекомендационный характер, поэтому необязательны (обязательны только нормативные документы), воспитатель может свободно выбирать пособия исходя из приоритетных образовательных задач, которые решает дошкольное учреждение.
Стоит всё же заметить, что методические пособия призваны значительно облегчить и ускорить процесс подготовки педагога к занятиям, избавив его от необходимости затрачивать время на поиск и проработку большого массива информации. Наиболее удачные разработки, подтвердившие свою эффективность на практике, молодому воспитателю обычно советует более опытный коллега, например, старший воспитатель, который отвечает за сектор методической литературы и комплектует методический уголок.
Пособия по развитию речи у дошкольников.
Автор и наименование издания | Аннотация |
Ефросинина Л.А. Слушаем, рассматриваем, рассказываем. Пособие для детей 5–6 лет. М.: Вентана-Граф | В пособие вошли произведения фольклора, стихи, рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, доступные для восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста. Слушание произведений, рассматривание иллюстраций к текстам произведений, рассказывание по серии сюжетных рисунков помогут научить детей слушать и слышать художественное слово, развивать у них основные виды речевой деятельности - слушание и говорение. |
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа. М.: Мозаика - Синтез | В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми старшей группы на весь учебный год, которые помогут педагогам построить систему развивающего образования на основе требований ФГОС ДО. Содержание организованной образовательной деятельности, включающей игры, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения и т. д. |
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно - методическое пособие для воспитателей ДОУ. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС | В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. М.: Мозаика - Синтез | В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 5–6 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий. |
Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. Спб.: ООО «Издательство « Детство - Пресс» | Прочитав книгу, мамы и папы дошколят узнают, как развивается речь ребёнка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, какие исследования проводят специалисты для того, чтобы выявить причины возникших нарушений. Пособие пригодится и педагогам дошкольных образовательных организаций, как воспитателям, так и учителям-логопедам. |
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Волгоград: Учитель | Предложенная в пособии картотека пальчиковых игр ориентирована на ведущую деятельность ребёнка - игровую. Планирование работы педагога по развитию детей осуществляется через систематизированный в тематических блоках материал: «Я и моя семья, имя», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Фрукты», «Весёлый счёт», «Сказки, сказочные персонажи» и др. Организуя игры с пальчиками, воспитатель сможет эффективно и занимательно развивать психические процессы, связанные с формированием речи. |
Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3–7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель | В пособии представлен опыт построения коррекционно-обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики, раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приёмами пальчиковой гимнастики и массажа. |
Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х книгах. Москва: АСТ | Книга может быть использована для каждодневного чтения детям. Весь материал в книге разделён на три части: первая - для детей четырёх-пяти лет, вторая - до семи лет. Хрестоматия составлена в соответствии с Государственными стандартами, каждый раздел снабжён методическим аппаратом: вводными статьями, предназначенными для взрослых, контрольными вопросами для детей и методическими советами для взрослых. |
Структура занятия:
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну сказок» (автор Иванова Анастасия Александровна)
Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Задачи: 1. Дидактическая: учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев. 2. Коррекционная развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие. 3. Воспитательная способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации. Оборудование: пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребёнка: настольное зеркало, яркие разноцветные платки из лёгкой ткани Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!». Раз, два, три, четыре, пять, 2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.
Послушать и повторить слова:
Воспитатель. Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нём платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмёт себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом. 3. Игровой момент. 4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят». Колотушке, ребятушки, 5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка». 6. Подведения итогов |
Тематическую проверку работы педагогического коллектива по речевому развитию проводит администрация садика, психолог и учитель-логопед трижды в течение учебного года. В сентябре осуществляется мониторинг стартового уровня речевого развития детей и проверка документации (планирование), в середине - уточняется и анализируется динамика, в конце - подводятся итоги, делаются выводы о степени эффективности произведённой педагогической работы. Задачами проверки являются:
Формы контроля:
Обследование проводится строго индивидуально с каждым ребёнком в течение 20–25 минут, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются. Итоговый подсчёт баллов позволит определить уровень речевого развития малыша (высокий, средний, низкий). По результатам тестирования готовятся рекомендации для воспитателей и родителей с указанием проблемных моментов, на которые стоит уделить внимание. Методическим подспорьем для проведения всестороннего исследования уровня сформированности речевых навыков и развития культуры общения детей могут стать пособия:
Обследование проводится строго индивидуально, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются
Примеры тестовых заданий.
Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим. Образец: Курица - цыплёнок; свинья - поросёнок. Корова - телёнок; собака - ? Ворона - гнездо; муравей - ? Лётчик - самолёт; шофёр - ? Коза - козёл; курица - ? Рыба - удочка; бабочка - ? ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5. Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один? Образец: лист-листья. Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец. ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимально е количество баллов - 6. Задание 14. Закончи предложение. Задание 22. Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание - 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью - 1 балл, не справился с заданием - О баллов. Максимальное количество баллов - 2. |
Важнейшей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого качественного уровня владения родным языком. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от организации жизни детского сада и атмосферы, в которой пребывает малыш, от заботливо созданной и продуманной до мелочей предметно-развивающей среды. Дети этого возраста чрезвычайно активны, открыты к познанию нового, но часто проявляет поспешность, поэтому допускают ошибки, при этом довольно болезненно воспринимают критическую оценку. Поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, дружелюбие и тактичность по отношению к детям, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка ответное стремление работать и позволит добиться высокого образовательного результата.
Поделитесь с друзьями!1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Составлен
воспитателем МБДОУ
«Детский сад № 34 «Крепыш»
Ефимовой Наталией Евгеньевной
Новочебоксарск- 2015 год
Цели:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»
«Чудесный мешочек».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома,заводы,леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
2. Основная часть.
Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли ! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
Замок, мы открыли, молодцы!
Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам наш город!
Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
1 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)
«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка
2 задание
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)
«Назови одним словом»
Груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
Тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
Помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
Клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
Укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
Игра «Хлопушки»
(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги
Гру – ша, сли – ва, ли – мон , пер – сик, аб – ри – кос ,
а – пель – син, ман – да – рин , яб – ло – ко.
«Слова – родственники»
Где растут фрукты? (В саду ) Кто ухаживает за садом? (садовод )
Как называются растения, которые растут в саду? (садовые )
Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.
3 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)
«Что лишнее? »
Самолет, вертолет, истребитель, дерево
Апельсин, катер, теплоход, лодка
Машина, мотоцикл, кузнечик,
Велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)
Ребята,скажите что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.
Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» (Звучит аудиозапись « Звуки реки») ,
Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы.
4 задание
Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.
А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.
Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.
Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),
Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
5 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)
«Назови признаки»
В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
Матрешка из дерева…
Сумка из кожи…
Если ручка сделана из пластмассы, то…
Мальчик с широкими плечами-…
Дом из кирпича…
Блюдце из фарфора…
6 задание
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.(В. светит на плакат с изображением деревьев)
В:- На что упал этот лучик?
Д:- На дерево
В: А на дереве, посмотрите что есть? Листочки есть?
Д:- Нет, листьев нет.
В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)
Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.
На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.
Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э
А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.
А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Закрепление
Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .
Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все
Итог.
Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »
Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
Что вам больше всего понравилось?
Что было особенно трудн о?
Мария волкова
Конспект по ФГОС открытое занятие в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров»
Цель : Закрепить правильное произношение звуков. Обогатить словарь. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков, закреплять умение определять позиции звука в слове.
Задачи :
Воспитательные :
Воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Образовательные.
Умение составлять предложения
Развивающие .
-развивать умение с помощью мнемотаблицы
- развивать сообразительность ,мышление,воображение, фантазию.
- развитие фонематического слуха.
(Дети заходят в группу , встают полукругом.)
Воспитатель : Ребята, посмотрите,сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!.
Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время суток?
Дети : Утро.
Воспитатель : А как можно еще по другому поздороваться?
Дети : Доброе утро!
Воспитатель : Ребята, какое у Вас сейчас настроение
Дети : Хорошее.
Воспитатель : И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение
(дети передают клубочек друг другу из рук в руки) .
Воспитатель : Ребята, давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже поделятся своим хорошим настроением.
(Гости подменяют клубочек)
Воспитатель : Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
(Звучит музыка,шум ветра)
Воспитатель : Ребята, что это?
Дети : Это ветер шумит.
Воспитатель : Почему вы думаете что это ветер?
Дети :
(на экране появляется остров в тумане )
Воспитатель : Ребята,посмотрите что там виднеется?
Дети : Ничего не видно.
Воспитатель : Давайте подумает что делают капитаны на кораблях когда ничего не видно.
Дети : Смотрят в подзорную трубу.
Воспитатель : Ребята, а у нас есть разве подзорная труба ?
(Дети начинают искать подзорную трубу)
Дети : Мы нашли.
Воспитатель : Так давайте скорее посмотрим что там?
Дети : Там остров .
Воспитатель : Почему вы так решили?
Дети : Там вода, и пальмы.
Воспитатель : Интересно что за остров такой ? И кто там живет? Ребята,можете вы знаете?
Дети : Незнаем.
Воспитатель : Ребята,а вам интересно узнать?
Дети : Да.
Воспитатель : Только как мы узнаем? Остров далеко .
Дети : Можно отправиться на остров .
Воспитатель : Хорошая идея, только вот на чем мы отправимся?
Дети : На корабле?
Воспитатель : А почему на корабле? Можно и на автобусе,и на поезде и т. д.
Дети : Нет,там вода,можно доплыть только на корабле.
Воспитатель : А где же мы возьмем корабль?
(Дети видят на столе разноцветные кораблики)
Дети : мы нашли кораблики.
Воспитатель : Тогда выбирайте себе кораблик, и мы отправляемся на неизвестный остров .
(Дыхательная гимнастика)
Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.
(слышим плач, на экране появляется житель острова )
Воспитатель : Ребята,посмотрите наверное нам здесь не рады?
Дети : Нет, наверное что то случилось?
(На полу появляется письмо)
Дети : Смотрите письмо.
Воспитатель : Интересно от кого это?
Дети : От жителя острова .
Воспитатель : А может письмо не нам.
Дети : Нам, здесь же не кого нет.
Воспитатель : Хорошо,давайте прочитаем письмо.
(Письмо : Злой волшебный ветер заколдовал наш остров , и все что есть у нас и дома, и поля, и леса. Помогите нам расколдовать нам наш остров чтобы мы попали в наши дома, для этого необходимо решить задание ветра, и если вы нам поможете двери как и прежде будет открыта для всех гостей .
Воспитатель : Ребята оказывается на острове случилась беда . И что же нам теперь делать?
Дети : Надо помочь жителям.
Воспитатель : Ребята,смотрите в конверте что то есть.
(Воспитатель вынимает картинки из конверта) .
Воспитатель : Что же это такое?
Дети : Картинки.
Воспитатель : Ребята вот и первое задание ветра. И что же нужно делать с этими картинками.
Дети : Это ребусы, нужно отгадать по первым звукам.
Воспитатель : Ну что ребята попробуем отгадать.
Дети : Да.
Воспитатель : И какое же у нас предложение получилось?
Дети : Пришла весна прилетели птицы.
Воспитатель : Ребята, а какие птицы прилетают весной?
Дети : Грачи, Скворцы. жаворонки, дрозды, чайки, утки,гуси.
Воспитатель : Интересно, а зачем птицы прилетают к нам?
Дети : (ответы)
(На экране появляется открытая дверь )
Воспитатель : Ребята, посмотрите,дверь открылась . Мы с вами справились.
(Звучит музыка, появляется еще одна закрытая дверь)
Воспитатель : Что такое,мы уже выполнили задание ветра, почему опять дверь закрыта?
Дети : Это другая дверь, мы должны еще выполнить задание.
Воспитатель : Интересно,сколько же задания у ветра. Ребята я не много устала,а вы?
Дети : Да.
Воспитатель : Предлагаю вам не много отдохнуть.
(Физ-минутка)
(На экране появляется задание ветра решить мнемотаблицу которую мы найдем на мольберте)
Воспитатель : Что это?
Дети : Таблица.
Воспитатель : И как же нам отгадать, ничего не понятно)
Дети : Надо отгадать что на картинках.
Воспитатель : Давайте попробуем.
(Дети выполняют задание по мнемотаблице.)
Воспитатель : И о каком же время года идет речь?
Дети : Весна.
(На экране появляется отрытая дверь)
Воспитатель : Какие вы молодцы,посмотрите дверь на остров открылась .
(звук ветра который вздыхает)
Воспитатель : Ребята слышите?
Дети : (ответы)
(на экране появляется третье задание от ветра, назови общий звук в словах. Картинки Сойка, сорока, сова, скворец- звук – с, Цапля, птица, яйцо- звук -ц.
(слышим как ветер вздыхает, и открывается третья дверь на остров появляется ветер который сдувает туман и появляется город с жителями, все танцуют и радуются за освобождение злого ветра)
Воспитатель : Ребята,посмотрите мы справились со всеми заданиями и попали не просто на остров , а оказывается это целая сказочная страна, давайте же посмотрим кто здесь живет.
Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу . Давайте вспомним, где мы были? Зачем туда отправились? Получилось ли помочь?
Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать ! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. Сказочная Страна дарит вам книжки, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями. Мы сейчас отправимся в группу и прочитаем все сказки, а потом все вместе напишем письмо жителям сказочной страны какие они интересные. Ребята, а давайте мы еще и схему нашего садика нарисуем. Вдруг они заходят к нам в гости приплыть, а по схеме они быстро найдут дорогу к нам. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети : До свидание.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!
(Под весёлую музыку дети отправляются в группу .)
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам